Почему цифровизация не решение проблем бизнеса

Хайп по цифре сводит с ума неокрепшие умы. Суть простая: берем слово «цифра» и на его основе создаем множество разных терминов. Если работает недостаточно хорошо, используем англицизм — диджитал. Успех гарантирован! 

Теперь серьезно. Потому что стремление все цировизировать и диджитализировать может привести к печальным последствиям. Самое безобидное, если про это просто поговорят и ничего не произойдет. Более неприятный вариант, когда человеку с деньгами, но без опыта и понимания сути, прокачали мозг цифровизацией. Дескать, цифровизация — это решение всех проблем. Такая одна сине-красная таблетка. 

Как правило, после этого легковнушаемые люди загораются идеей создать цифровое предприятие и начинают требовать от своих подчиненных эту самую цифровизацию — уже к вечеру. 

Немного буквоедства

Давайте начнем с начала. Что же такое цифровизация? Идем за определением во всемогущую «Википедию». Но в русскоязычном варианте ничего не находим. Есть «цифровая трансформация», но это другое явление мы его разберем позже.

Читаем на английском. В оригинале так: "Digitization is the process of converting information into a digital (i.e. computer-readable) format". Если перевести получится, что цифровизация — это процесс конвертации информации в цифровой вид.

То есть раньше 3D-модели делали из гипса или воска, а теперь из моделируют на компьютере. Вот это и есть цифровизация. Явление совершенно не новое, и к нему не нужно относиться как к чему-то революционному. Технологии перевода информации в цифровой вид зародились в 1902 году, когда появилось такое понятие как телефакс. В 1980 был разработан сканер в СССР (на то время в мире их было всего 7), и он был самым технологичным.

Если говорить про цифровизацию в современном контексте, то лично я раскрываю это определение не только как перевод информации в цифру, но также как взаимодействие с этой информацией, а еще и взаимодействие людей в цифровом виде друг с другом.

Пример взаимодействия в цифровом виде. На работе мне нужно писать заявление от руки. Но все данные обо мне есть на сайте госуслуг. Я уже имею пользовательский опыт в своей жизни гражданина предоставлять эти данные различным организациям. Причем делаю это именно в цифровом виде, используя свой смартфон и соответсвующее приложение. Мне для этого нужно приложить палец к сканеру на телефоне, авторизоваться, чтобы меня опознали, нажать кнопки «Предоставить данные» и «Разрешить доступ». И мои данные появляются. 

Собственно, переход от написания заявления от руки к такому цифровому взаимодействию, и есть, по моему мнению, цифровизация. Не утверждаю, что это догма, так как нет точного определения.

Трансформация = изменение бизнеса

Еще раз обозначу, что это авторское определение цифровизации. В русской «Википедии», как я уже упомянул выше, есть понятие цифровой трансформации. Это трансформация бизнеса путем пересмотра бизнес-стратегии, моделей, операций, продуктов, маркетингового подхода, целей и т. д. путем принятия цифровых технологий.

Цифровизация и цифровая трансформация – не одно и тоже. Основное различие, собственно, в слове трансформация. Цифровизация сама по себе не меняет бизнес, но меняет способы взаимодействия людей друг с другом, поскольку информация теперь обрабатывается в другом виде. Из этого можно извлечь различные преимущества в виде повышения управляемости, скорости обработки и взаимодействия, получить новые каналы коммуникации с клиентами и сотрудниками.

Трансформация относится к бизнесу и к бизнес-моделям. Что такое бизнес-модель? 

Объясним на примере ритейла. Раньше ходили и покупали продукты в магазин. Этот формат по-прежнему существует, но теперь мы можем взаимодействовать с магазином и в цифровом формате. Формат доставки существовал до того, как появилось приложение: нужно было дать объявление и человек за тебя сходит в магазин. Бизнес не изменился, он масштабировался, благодаря возможности цифрового взаимодействия. Потому что цифра дает больше преимуществ: она ускоряет, дает больше возможностей для управления. Но важно, что бизнес-модель не изменена.

Чтобы изменить бизнес-модель, нужно запустить новый цифровой продукт. Например, подписку на питание. Бизнес-модель поменялась в цифровом виде: мы ее трансформировали и она сразу же стала цифровизированной. Мы покупаем подписку на еду, а не продукты.

И теперь можно зарабатывать не на марже с полки, а на услуге по производству и доставке пищи людям.

Трансформацию бизнеса можно сделать как с помощью цифры, так без нее, но трансформация в цифре позволяет сразу масштабироваться, поскольку речь идет о подписке – а это цифровой продукт, который мы предоставляем по цифровым каналам: приложения, чаты. 

Причина и следствие

Заниматься цифровизацией — это не значит ничего. Цифровизация не является причиной, цифровизация — следствие. 

Что говорят коллеги, которые продвигают цифровизацию изнутри? Они говорят, что их не понимают руководители и бизнес, не выделяют бюджет. Собственно, я поддерживаю тех, кто не понимает и не выдает бюджет. Потому что для бизнеса по факту ничего не происходит. Руду плавят в сталь, сталь катают в лист, из него делают трубу, а по трубе качают газ. В обратную сторону качают деньги. Так зачем же что-то цифровизировать?

Три причины для цифровизации

1. Классическая автоматизация, которой занимаются люди уже более 40 лет: это процесс перевода простых ручных процессов в автоматизированные. Задача классической автоматизации – повышение эффективности труда. Либо человек делает большее количество операций, либо то же количество операций выполняется меньшим количеством людей.

Работа с автоматизированными системами без цифровой информации невозможна. Так как автоматизированные системы используют эту информацию в качестве основы для своей работы: внутри перемещаются именно цифровые данные. В данном случае цифровизация является частью автоматизации.

Но бывают и другие случаи, например, моделирование систем: раньше модели создавались из воска, а сейчас их делают цифровыми. Здесь нет автоматизированных операций, но есть цифровые данные, которые позволяют получить новые возможности.

Что интересно: иногда сделать модель вручную быстрее и проще, чем создавать цифровую. Но в то же время «ручная» не даст тех возможностей, которые дает цифровая: тестирование, моделирование физических свойств.

2. Множество российских компаний заняли свою нишу и там работают с той эффективностью, которая их устраивает. Каналы сбыта защищены и вариантов выбора другого поставщика крайне мало или нет вообще. Но для всех сейчас появилась новая угроза (она же и возможность) — образовался рынок персонала. До этого не было таких ярко выраженных рыночных отношений между компаниями и людьми. Теперь же мы конкурируем с другими компаниями за человеческие ресурсы.

Роль HR возросла. В этой конкуренции мы должны учитывать то, как меняются люди: они свои привычки в жизни переносят в рабочие процессы. Более того, уже есть поколение, которое родилось в среде, где, чтобы зарегистрироваться на сервисе, нужно открыть камеру, сбросить фотографию и приложить палец к смартфону. А чтобы получить какую-либо услугу – достаточно в приложении повторить последний заказ. 

Когда такие люди выбирают работодателя, они ждут, что на той стороне будет примерно так же, как и в их обыденной жизни. А если сталкиваются, с тем что у работодателя все аналоговое (писать бумажные заявления, например), то ищут другое место работы.

Модель «где родился, там и пригодился» начинает отмирать. Люди могут свободно перемещаться по городам и работать удаленно. Такая тенденция перехода распространяется уже на уровне рабочего персонала. Сотрудники активно перемещаются, ищут лучшей жизни (производственные города так себе по условиям) и переезжают.

Второй аспект: взаимодействие компаний друг с другом. 

На примере менеджера по закупкам: оплата за продукты домой у него списывается с карточки. А как происходит на производстве: нужно отправить заявку, письмо, копию, иногда факс. А новое поколение уже не знает, как им пользоваться! 

Это реальные кейсы, когда нужно распечатать десяток бумажек и назначить исполняющего от руки. И если это редкие предприятия, которых всего 2 на страну, то, конечно, ты будешь выполнять их условия. 

Риск в том, что новое поколение не будет приходить работать. Это уже реальная проблема. В обычной жизни они привыкли проводить время в смартфонах, и того же они ждут от работы.

3. Конкуренция. Компании, которые работают на открытом рынке, вынуждены конкурировать друг с другом. В России такой рынок тоже существует. Нужно либо сокращать риски, либо использовать их как возможности.

То есть наши клиенты требуют от нас цифрового взаимодействия, потому что там работают люди нового поколения. Для нас это является риском или нет? Если это риск, то мы должны планировать на него воздействие. Как вариант предоставления цифровых способов коммуникации — сайты, чат-боты, приложения. 

С другой стороны, мы можем использовать эту информацию как стратегию роста. Можно приучить наших клиентов пользоваться сервисом еще до того, как что-то похожее запустят другие. Как с «Яндекс.Такси». Сейчас все кричат о том, что сервис поднял цены, а деваться некуда. Мы привыкли, а «Яндекс» начинает зарабатывать. Это демонстрация того, как люди использовали возможность: максимально агрессивно поглощали все, что было аналоговое. 

Можно ничего не делать и отдаться воле судьбы. Иногда такое срабатывает. Но какой шанс?

Побочный эффект

Подведем итог. 

Меняйся или умри. Цифровизация как способ изменения позволяет адаптировать компанию к новым вариантам взаимодействия людей. Побочный эффект в том, что чем больше новых цифровых сервисов, тем сильнее привычки их использовать, а значит – выше спрос на них.

Как только даешь пользователям один удобный сервис, они начинают требовать, чтобы остальные были такими же удобными. Особенно это характерно для крупных предприятий, где много сложных процессов. Сотрудники быстро начинают задавать вопросы: «Почему все остальное не цифровое?».

Если не работать на опережение, может сработать следующий эффект. Сначала человек с энтузиазмом отреагирует на что-то новое. На следующем этапе — уже примет как данность. А затем уже потребует, чтобы все остальное работало так же. Люди склонны забывать, как было плохо раньше без нового.

И здесь Кролик из «Алисы в стране чудес» как никогда прав: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть – надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Прочитал статью, спустился к комментариям и удивился - почему тут нет в изобилии тухлых помидоров? Согласен с тем, что вычислительные мощности - это инструмент. Правда, в некоторых случаях эффективный настолько, что без него "аналог" с решением задачи банально бы не справился...

Например - сотовая связь была невозможна до тех пор, пока не появились достаточные вычислительные мощности, позволяющие "на лету" оцифровывать аналоговый сигнал и управлять приёмниками, передатчикам и много ещё чем... Военные самолёты не могут летать сегодня только под управлением пилотов - нужна дискретная обратная связь...

По HR-ресурсам, или людям - и сегодня есть "глупые юзеры", продвинутые пользователи и даже любители "ретро", причём во всём мире! Например - до сих пор бешеной полулярностью и вниманием пользуются паровозные локомотивы, под них у РЖД уже есть даже дирекция ретро-тяги...

По управлению бизнес процессами: когда цифровизация (до неё автоматизация) выходит вперёд задачи - результат печален... 

 

Аналитик, Москва

Хотя тема уже стала довольно избитой, но всегда интересно почитать мысли по свежему срезу.

Мне понравилось, что автор упомянул "цифровое взаимодействие" - это гораздо понятнее и правильнее, на мой взгляд, чем "цифровизация". Кроме того, просто оцифрованный аналоговый сигнал существует давным-давно, ещё с подачи В.А.Котельникова.

Побочный эффект. А вот тут пока мы и сами не осознаём, в какую пещеру с чудовищами мы заходим. Рано или поздно вопрос контроля над кодами оперирующих программа и над суперогромными базами данных встанет по полной программе. Не упустить бы это.
Кому интересно, найдите короткометражный фильм  австралийского режиссёра режиссёра Коста Никоса. Вот он в телеге:
https://t.me/pastafleet/927

Генеральный директор, Москва

Хорошая статья. Некоторые моменты спорные. Но главное - нет выводов. Ок, цифровизация - это просто перевод фразы "хорошо поработали" или " что - то не так с продажами" в цифры. Раньше эти цифры собирали вручную специальные люди, теперь собирает программа и это плюс для небольших компаний, у которых не было возможости таких людей нанимать. Только это не имеет значения если нет культуры работы с цифрами, опыта анализа причин и следствия, принятия решения и разработки стратегии на основе данных. Вот и весь смысл статьи.

Что происходит в больших компаниях они держат в секрете, а в малом и среднем бизнесе реальные изменения начнутся когда на рынке станет достаточно много игроков, способных предложить более низкую цену, стабильно высокое качество в сравнении с рынком или новый уровень удобства взаимодействия для клиентов. Это и есть изменение бизнес - модели (цифровая трансформация) и на этом построены практически все стратегии "уберизации" бизнеса.

Сейчас главный соблазн и главный риск для небольших компаний - потерять связь со своими конечными пользователями, стать частью чьей-то экосистемы (считай - полностью зависимым подрядчиком). Те, кто это понимает, стараются использовать IT системы в первую очередь для прямой связи с клиентами, отслеживания их удовлетворенности и качества работы своих сотрудников и фрилансеров. И уже на основе этих данных они постоянно совершенствуют свою работу, стараясь не отставать от больших компаний (а в чем - то может и превосходить). 

Генеральный директор, Москва
Максим Клемешов пишет:
Сейчас главный соблазн и главный риск для небольших компаний - потерять связь со своими конечными пользователями, стать частью чьей-то экосистемы (считай - полностью зависимым подрядчиком).

Верно.

Думаю, что и в рознице потребители видят и понимают отличия производителя от продавца, включая агрегаторов и различные платформы, и чувствительны даже к мелочам. Негативная информация расходится широко, проблемы с качеством и прочие проблемы быстро становятся известными.

В B2B контракты пишутся иначе и действуют другие законы.

Те, кто это понимает, стараются использовать IT системы в первую очередь для прямой связи с клиентами, отслеживания их удовлетворенности и качества работы своих сотрудников и фрилансеров. И уже на основе этих данных они постоянно совершенствуют свою работу, стараясь не отставать от больших компаний (а в чем - то может и превосходить). 

Именно для этого хорошие IT системы и нужны - в широком смысле. Именно для этого их разрабатывают, внедряют и эксплуатируют.

Сергей Алейников пишет:
По управлению бизнес процессами: когда цифровизация (до неё автоматизация) выходит вперёд задачи - результат печален... 

Таким и будет. Обычная ситуация с телегой впереди лошади.

Замените цифровизацию ( ... автоматизацию ...)  на любое другое слово. Невозможно решить задачу, которую не поставили - ни в цифре, ни в аналоге, ни с помощью АЦП или ЦАП. Порядок действий менять нельзя.

 

Независимый директор, Москва

Современный бизнес строит экосистемы с цифровым управлением взаимодействиями. Цель в том, чтобы  бизнес стал современным бизнесом, а значит перевёл свою систему управления на цифровую платформу. Это несомненное конкурентное преимущество.   .

Генеральный директор, Санкт-Петербург

ни один компьютер не спасёт от человеческой глупости (человеческий фактор)...

Генеральный директор, Москва

Начали "за здравие", а дальше... Тема изменений сама по себе интересная -  вечная как мир, который постоянно развивается. Всё понравилось, до пункта

Три причины для цифровизации

Так и не понял... ну автоматизация. Совсем не понял, при чём здесь HR или конкуренция. Эти факторы всегда существовали. То, что на них повлияла всеобщая цифровизация? Повлияла. Как и на всё. Таких факторов миллион. У каждой компании и каждого сектора рынка свои "решающие" факторы влияния, на которые повлияла эта "цифровизация". Если каждый фактор описывать, статью можно переделать в упомянутую "википедию".

Автор верно подметил, что цифровая трансформация не есть цифровизация. Правда тут опять произошел небольшой "сбой программы":

Цифровизация сама по себе не меняет бизнес, но меняет способы взаимодействия людей друг с другом, поскольку информация теперь обрабатывается в другом виде. 

Собственно, изменения взаимодействий людей - это и есть изменения бизнеса. Видимо, под "бизнесом" автор подразумевает технологические процессы, но они тоже постоянно "цифровизуются", не стоят на месте. И взаимодействие с ними изменяется. 

Поэтому, понятно, почему автор вдруг ушел описывать просто эффекты от автоматизации. Или, всё-таки, цифровой трансформации? Честно - я так и не понял, что именно. 

Однако, в параграфе 

Побочный эффект

опять вернулся и опять мне всё понравилось, если держать в уме, что автор  в процессе рассуждений лично мне доказал, что цифровизация = цифровая трансформация бизнеса. Хотя автор выше утверждал обратное. Наверное, я, просто не выспался и запутался. Ну и ладно: устоявшихся терминов на сегодня, действительно, нет, поэтому, тут "придираться" особо не к чему, потому что со знаменитой фразой Ицхака:

"Меняйтесь быстро или умирайте медленно"

поспорить очень трудно. 

P.S. При "определённой неопределённости", которая показалась в статье, совершенно согласен - надо побольше таких. Чтобы люди бизнеса всё-таки прочувствовали и задумались, что  именно подразумевалось всегда под "автоматизацией", а что сегодня означает звучащая из каждого утюга "цифровая трансформация". Всё-таки это уже сильно разные термины. 

Руководитель, Москва
Сергей Алейников пишет:
Например - сотовая связь была невозможна до тех пор, пока не появились достаточные вычислительные мощности, позволяющие "на лету" оцифровывать аналоговый сигнал и управлять приёмниками,

Алтай работал в аналоговом формате

Руководитель, Москва

А по сути статьи, - сейчас довольно много подрывных технологий, которые существенно меняют нашу жизнь. Часть из них "цифровые", часто и близко нет. На это нужно реагировать. Но как именно никто не знает. А то, что называют "цифровизацией" - это просто некоторая частность. 

Генеральный директор, Москва
Александр Сейнов пишет:
Цель в том, чтобы  бизнес стал современным бизнесом, а значит перевёл свою систему управления на цифровую платформу. Это несомненное конкурентное преимущество.   .

... Если конкуренты уже не сделали это в той или иной форме и добились желаемого. А дальше все оказываются в начальной ситуации.

Это старый вопрос, являются ли IT и IT системы конкурентным преимуществом. Сейчас буквально те же аргументы используются в разговорах о цифровизации. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.