Готов ли ваш бизнес к цифровой трансформации?

Что такое цифровая трансформация?

«Цифровой бизнес – это появление новых бизнес-моделей, объединяющих физический и цифровой миры», – дает определение аналитическая компания Gartner. MIT Sloan School of Management определяет цифровую трансформацию как «использование современных технологий для кардинального повышения производительности и ценности предприятий».

Взрывной рост социальных сетей, рынка смартфонов, широкополосного доступа к интернету, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта меняют мир, в котором действуют компании. Адаптироваться к изменениям они должны, либо завоевывая новые ниши, либо трансформируя уже существующие. Получается, что цифровая трансформация организаций – это реакция на развитие и активное распространение по всему миру новых информационных технологий.

Цифровая трансформация достигает разных уровней, разница между которыми аналогична разнице между двумя терминами: «оцифровка» и «цифровизация». Оцифровка – это перевод информации с физических носителей на цифровые. Примеры оцифровки – электронные книги, видеокурсы, создание цифровой копии картины. При этом не происходит изменения самой структуры информации: она лишь приобретает электронную форму. Оцифровка чаще применяется для совершенствования существующей бизнес-модели и оптимизации бизнес-процессов.

Цифровизация – это создание нового продукта в цифровой форме. Например, динамический учебный курс с мультипликацией или интерактивная система комментирования документа – это уже цифровизация. Продукт, созданный на базе цифровизации, уже невозможно перенести на физические носители без существенной потери его качества, поэтому цифровизация в отличие от оцифровки позволяет сделать бизнесу существенный рывок и получить новые конкурентные преимущества.

Экспоненциальная организация

Фактически у цифровой трансформации есть два направления. Первое – это автоматизация и роботизация существующих бизнес-процессов для минимизации участия в них человека. Второе – это масштабирование полученной системы управления с целью создания экспоненциальной организации. Под экспоненциальной организацией автор одноименной книги Салим Исмаил понимает организации, масштабируемость которых как минимум в десять раз выше, чем у других организаций, работающих в той же области.

Не секрет, что региональная и международная экспансия компании часто сдерживается сложностью тиражирования системы управления на мировой уровень. Проблемы быстрого роста часто являются основными при тиражировании. Цифровая трансформация за счет автоматизации позволяет стандартизировать систему управления и бизнес-процессы, а значит, дает возможность быстро развернуть их на мировом уровне.

Примером может являться трансформация обучающего процесса, который может позволить из бизнес-школы, ограниченной масштабом региона, размером аудиторий и количеством преподавателей, сделать бизнес национального или даже мирового масштаба. Оцифровка процесса обучения позволяет минимизировать затраты, при этом сделать курсы доступными для неограниченной аудитории, понимающей язык, на котором говорит преподаватель.

Одним из ключевых условий создания экспоненциальной организации является возможность типизации услуг, и если услуга может быть типизирована, то система управления предоставлением данных услуг также может быть подвергнута типизации и последующей автоматизации.

При цифровой трансформации затраты могут быть сокращены на порядок, что позволяет обойтись без построения активных продаж. Продвигать компанию можно через вирусный маркетинг и сарафанное радио, что обеспечивает взрывной рост бизнеса с минимальными затратами за счет демпинга по цене и всеобщей доступности цифрового интерфейса для заказа услуг.

Трансформация бизнес-процессов

Смысл цифровой трансформации бизнес-процесса заключается в автоматизации передачи задач между участниками процесса, и это уже давно можно сделать с помощью систем класса BPMS (Business Process Management Suite). Вторым этапом цифровой трансформации является автоматизация исполнения отдельных операций. Например, оценка надежности клиента происходит автоматически, как и проведение тестирования слушателей учебного курса. Для автоматизации операций часто используются «цифровые роботы», которые самостоятельно принимают решения на базе математических алгоритмов или даже искусственного интеллекта.

Многие информационные системы выполняют операции дешевле, быстрее и лучше человека, что позволяет добиться невиданного быстродействия с одновременной минимизацией количества ошибок. Уже есть примеры роботов-помощников для поддержки студентов, роботов-журналистов и даже роботов руководителей, распределяющих задачи намного эффективнее, чем человек.

Результатом цифровой трансформации бизнес-процесса является набор информационных сервисов, взаимодействующих друг с другом в ходе того или иного процесса. Многие банки уже проводят процедуры оценки заемщика без участия человека. При вызове такси в компаниях новой формации все взаимодействие происходит напрямую между клиентом и водителем при помощи информационной системы и также не подразумевает участие человека.

Но не всегда можно полностью исключить человека из бизнес-процесса. Тогда цифровая трансформация позволяет собирать данные для принятия решения в оперативном режиме и обеспечивает удаленное управление по цифровым каналам связи с помощью технологий робототехники. Примеры такой трансформации можно наблюдать в нефтедобыче, электроэнергетике и производстве.

Возможно ли трансформировать большую организацию?

Управление изменениями – непростая тема для больших организаций, где система управления костенеет, процессы становятся бюрократическими, а руководители уже не хотят трансформироваться. В этих организациях для старта цифровой трансформации необходимо создавать островки инноваций, стартап-студии и другие организационные подразделения, вырабатывающие новое видение бизнес-модели и бизнес-процессов, анализирующие цифровые технологии и рынки.

Учитывая цифровую направленность трансформации, такие подразделения часто создаются либо внутри IT-подразделения, либо рядом с ними. Компания Gartner даже придумала новый термин – бимодальные IT, что подразумевает способ реализации двух отдельных, логически связанных режимов разработки IT-систем. Первый концентрируется на стабильности, второй — на гибкости. Первый режим является традиционным и последовательным, делающим упор на безопасности и точности. А второй направлен на поддержку цифровой трансформации и является исследовательским и нелинейным, оставляющим приоритет за гибкостью и скоростью.

Сдвинуть с мертвого места цифровую трансформацию организации и начать движение в заданном направлении позволяет поддержка первого лица и создание специальных IT-подразделений. Но на этом пути немало сложностей: первая – отсутствие необходимых компетенций в информационных технологиях внутри компании, вторая – отсутствие духа инновационности в больших организациях, третья – недостаток опыта в создании инновационных решений.

Если все проблемы удалось решить, и центр компетенций по цифровой трансформации создан, дальше необходимо начать анализ потребностей клиентов и возможностей, которые новые технологии в вашей отрасли дают в их удовлетворении. Затем следует определить перспективы стандартизации услуг и внутренних бизнес-процессов и сформировать план их перевода в цифровую форму.

Цифровая трансформация в российских условиях

Все крупные международные консалтинговые компании уже выпустили красивые брошюры, посвященные цифровой трансформации. В этих материалах приводится много положительных кейсов из практики бизнеса, который пошел по этому непростому пути, анализируются этапы зрелости цифровизации организаций, описываются первые шаги, которые необходимо сделать компаниям для старта цифровой трансформации. Однако большинство приводимых кейсов – зарубежные, а российских кейсов пока мало.

Пойти по пути цифровой трансформации крупным российским компаниям часто не дает существующий менталитет менеджеров. IT-системы в таких организациях используются для учета и планирования, а про создание новых бизнес-моделей и выход на международные рынки никто и думать не хочет. Государственные компании привыкли работать вне конкурентного поля, что делает невозможным цифровую трансформацию без указания сверху.

Инициативы цифровой трансформации чаще всего показывают коммерческие компании среднего размера, акционеры которых стараются вывести свой бизнес на совершенно новый уровень и завоевать новые рынки. Примеры российских компаний, идущих по пути цифровой трансформации, уже есть в банковском секторе, телекоммуникациях, образовании, сфере услуг и сфере информационных технологий.

Но, к сожалению, на уровне государства цифровая трансформация не поддержана, и российские коммерческие компании работают на свой страх и риск, часто проигрывая иностранным конкурентам. Ведь во многих зарубежных странах существует целая экосистема стартапов, в рамках которой рождаются новые идеи, которые после апробации могут стать коммерческими решениями. И впоследствии эти технологии либо покупаются крупными международными компаниями для тиражирования в мировом масштабе, либо становятся основой для создания новых инновационных IT-компаний мирового уровня.

В России повторяется ситуация с совершенствованием бизнес-процессов: многие компании начали этим заниматься, когда стало понятно, что по-другому на конкурентном рынке не выжить. А там, где конкуренции нет, процессный подход не применяется до сих пор. Осознание необходимости цифровой трансформации как на уровне компании, так и на уровне государства обязательно придет. Но это случится, когда большинство новых цифровых рынков будет уже сформировано, новые технологии отработаны и запатентованы зарубежными компаниями. И российскому бизнесу будет очень тяжело встраиваться в цифровую экосистему.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Андрей, честно говоря ощущение что все смешано в кучу.. автоматизация бизнес-процессов и повышение производительности, стандартизация системы управления и рост ценности предприятия.. стоимость выполнения операций информационной системой и информационные сервисы.. стандартизация услуг и искусственный интеллект.

Тяжело для восприятия и создания целостной картины, о чем все-таки статья.

Не затронуто описание самого важного и ключевого этапа влияющего на успех в подобных проектах – о проведении обязательной работы по формализации и оптимизации бизнес-процессов компании до этапа автоматизации. А это ведь не только автоматизация.. но и административные изменения и возможное изменение/реорганизация структуры компании что в свою очередь приведет к изменению требований к информационной системе и её сервисам.

Уже давно стала крылатой фраза, что при автоматизации бардака получается автоматизированный бардак, теперь он может получиться еще и оцифрованным и трансформированным )

Директор по развитию, Москва

Сергей, спасибо за внимание к статье и за комментарий.

В этом то и беда, что цифровая трансформация затрагивает все аспекты деятельности организации. Фактически необходимо строить новую "цифровую" компанию, с автоматизированными процессами, стандартизованной системой управления и стандартизированными услугами. Все это приведет к повышению производительности, масштабированию и росту ценности.

Про оптимизацию бизнес-процессов и управление изменениями - это важно, но это темы отдельной статьи и даже не одной.

Про оцифрованный и трансформированный бардак - это хорошо сказано!

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Андрей, в моём понимании компания это живой организм или воспользуюсь известным термином - надбиологический организм.

Поэтому с трудом могу представить как его можно "оцифровать", тем более что бизнес-процессы в компаниях не редко меняются и для обеспечения конкурентного преимущества должны быть гибкими. Стандартизация приведет к их цементированию.

Мой опыт говорит что информационная система должна поддерживать именно парадигму гибкости процессов при проектировании, чтобы приносить компании пользу и действительно повышать эффективность деятельности.

В пример как раз можно привести системы класса BPMs. Но так же из своего опыта делаю вывод что готовых систем (по типу коробочных решений) которые могут действительно повысить эффективность, прозрачность и управляемость бизнес-процессов в компании не существует. Такие системы нужно проектировать под каждую компанию с учетом её специфики.

Андрей Коптелов пишет:
Про оцифрованный и трансформированный бардак - это хорошо сказано!

Надеюсь эта фраза вас не задела!

К сожалению без предварительной оптимизации процессов компании устранения проблем и узких мест получится именно так.. поэтому сформулировалось само собой )

Согласен что это отдельная тема! Не будем ею засорять обсуждение вашей статьи! )

Директор по развитию, Москва

Сергей, чем больше погружаюсь в тему цифровой трансформации, тем больше складывается мнение, что цифровая трансформация - это не про бизнес-процессы и BPMS, а скорее про алгоритмы, enterprise service bus (ESB) и искусственный интеллект. Возможно я идеализирую, но человека в трансформированной организации можно встретить только анализирующим данные и настраивающим алгоритмы обработки внутри полностью автоматизированного процесса, люди в котором скорее редкость, чем правило. Человек становится инструментом анализа и изменений, а не элементом операционного ядра. Хотя функции анализа будут впоследствии переданы искусственному интеллекту :). Мир машин уже на подходе! )

CIO, Магнитогорск

Вопрос поднят важный: "Что такое цифровизация?". Это в статье главный посыл. Многие в настоящее время думают, что если все процессы автоматизировать, то это и будет цифровая революция. Отнюдь, автор самую суть ухватил.

.....Продукт, созданный на базе цифровизации, уже невозможно перенести на физические носители без существенной потери его качества.....

т.е. продукт существует в цифровой среде в том виде, который не может быть воссоздан физически. Но это относится к продуктам.

Если же говорить про бизнес-процессы, то цифровизация подразумевает, что на любом этапе процесса (будь то технология, документооборот, расчет зарплаты, отгрузка продукции и т.д. и т.п.) мы имеем виртуального двойника данного процесса с которым можем "прокрутить" разные модели его развития, поведения, изменения процесса, анализа поведения процесса в будущем с использованием искусственного интеллекта.

Статья крупными штрихами данную тему очертила, а углубляться можно в любом направлении, там везде океан. Спасибо.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.