В начале презентации своей новой метавселенной Марк Цукерберг говорит о цели: "Connecting with people". Сравните со знаменитым слоганом Nokia: "Connecting people". Это важный намек, адресованный всем нам — людям и компаниям, цепляющимся за старые представления, форматы, ценности. Вендоры переходят от разработки инструментов для общения к прямым трансляциям. Точнее, они мечтают превратить Интернет в 3D-радио с блекджеком.
Многие отнеслись к сообщению легкомысленно. Действительно, какие вселенные. Достаточно заглянуть в любой из «миров» Facebook, чтобы облегченно выдохнуть. Они еще с текстовым режимом толком не разобрались. До эффекта присутствия в объемном пространстве как до Марса на Тесле.
Однако, как пелось в добром старом мультфильме: «Он был не один, кто больше всех деньги на свете любил». Метавселенных уже несколько — что звучит довольно странно, конечно. То пусто, то нате получите кольцо вокруг Солнца. Уже есть:
- Meta (ex Facebook)
- Mesh (от Microsoft)
- Fortnite (от Epic Games)
- Южнокорейская Zepeto
- Nikeland от Nike (зарождается прямо сейчас)
И весь этот карнавал виртуальных миров при еще живой Second Life, которая представляет собой «трехмерный виртуальный мир с элементами социальной сети» и работает с 2003 (ничего себе) года. У них там своя валюта, своя атмосфера и… фиговый тайминг с запуском. Теперь ровно то же самое переизобрели другие дяди.
В формуле «Деньги — Время» явно решает не только капитал. Помните очки дополненной реальности от Google? Визионеры проморгали недоразвитый на момент запуска рынок и залипли в текстурах. Похоже, такие очки тоже скоро реанимируют под другим логотипом. Будем обреченно говорить «Окей, Мета». Но почему мало радости, технологии ведь развиваются, все же хорошо?
Что не так с метавселенными
Название Meta получилось крайне меткое. Это действительно метатренд, тектонический разлом виртуального пространства на несколько континентов.
Обратите внимание, космические переизобретатели не создали себе по аккаунту в Minecraft, все хотят соорудить непременно собственный Зверополис. Потому что главная цель этих проектов — новый личный (для них) Интернет. Только целиком откусить всю реальную планету в плане бизнеса и влияния никому не по силам.
Marvel может собрать всех героев вместе, а потом раздавать им роли по темплану. В реальном мире (пусть даже речь о VR) такой номер не пройдет. Приходится начинать с методичной монополизации трафика, рекламы, платежей, прочих полезных метрик.
Впрочем, поначалу всем действительно должно стать лучше в плане новых каналов продаж и презентаций. Например, Forbes оценил Zepeto в $1+ млрд, то есть это сказочный мир с единорогом. Шустрые бренды представляют там свои товары в виртуальном виде, например Gucci, Dior и Ralph Lauren делают целые 3D-коллекции. А всего на Zepeto продается уже больше 1,5 млрд виртуальных вещей.
Представляете, какая красота! Через 20 лет не будет ни производств, ни магазинов нормальных — одно сплошное телевидение. То есть виртуальная реальность, конечно же. Другими словами, IT окончательно перестанет обслуживать интересы других видов бизнеса и постепенно, плавно их заменит.
По данным Naver, примерно 70% активной аудитории Zepeto — девочки и женщины от 13 до 24 лет. Они вырастут сами, вырастят детей. Через поколение демография пользователей выровняется, все привыкнут к такому способу даже не шопинга уже, а жизни.
Zepeto удачнее для аналогии с Meta, потому что Facebook и другие компоненты империи Цукерберга ориентированы на бизнес, но продают в конечном счете b2c.
У этой темы есть и другой ракурс. Он представлен Microsoft, которая надеется сохранить свое место в совете галактики, действуя с прямо противоположной стороны — через бизнес-пользователей. И гораздо менее масштабно, как может показаться, поскольку речь пока идет о визуализации уже имеющегося функционала Teams.
Конечно, никто не может удержаться от гигантомании. Уже прозвучали намерения о переносе Xbox в метавселенную. Но это уже так, паровозиком и под давлением внешних рептилоидных сил. Штатная стратегия Microsoft заключается в пошаговом развитии 3D, аватаров пользователей, объемной инфографики для презентаций.
Возможно, их вообще затащили туда, куда сами не собирались. Но теперь уже игнорировать не получится, гонка метавооружений официально стартовала.
Помните, как раньше любой ларек назывался не меньше чем «вселенной»? Апофеозом той эпохи стала «Вселенная Вантузов», после которой мода пошла на спад.
Только в случае с виртуальными мирами все гораздо серьезнее. Речь вот о чем:
- IT-гиганты уже поделили между собой весь рынок IT, а также сотрудничество с офлайном. Теперь хотят забрать себе вообще все, целиком. То есть частично поглотить реальный сектор, а в остальном выдавить на обочину.
- Потребительский рынок будут сначала заманивать, потом жестко загонять в виртуальные миры. В Матрицу – придется сказать это слово. Клишированное определение, но оно подходит слишком точно.
Что будет, если мир не откажется от мета
В фильме «Влюблен по собственному желанию» была сцена с незадачливым ухажером, которому вместо этого самого предложили «А вы вообразите, что все уже случилось». Мужчина почему-то огорчился, видимо его не устроила визуализация. А нас устроит?
Представим, что все уже случилось, технологии отлажены и внедрены повсеместно. Смешно, когда Цукерберг говорит о защите прайваси. Конечно, его защитят, наверное — примерно как на том знаменитом фото, где он один зрячий идет по огромному залу, заполненному людьми в очках VR. Бармены не пьют.
Некоторое представление о безопасности личных данных в виртуальной реальности дает современный Китай. Точечный личный геотаргетинг, отслеживание персональных контактов, даже офлайн. Только в метамире офлайн – вообще ненужный атавизм. Можно ВСЕ делать виртуально.
Зарабатывать, тратить, заводить отношения, развлекаться, вести социальную, любую другую деятельность. И главное — никто не увидит твоего жалкого «реала». А значит:
- Нет смысла убираться в доме, покупать настоящую обстановку, делать ремонт. К черту сам дом вообще, это дорого и неудобно. Хватит места в хостеле. Все увидят шикарную резиденцию в пентхаусе, а графика гораздо дешевле. Простые шаблоны вообще даром раздают.
- Зачем следить и за своей внешностью, здоровьем? Фотофильтры уже превращают любой мордоворот в харизматичную милашку. Аватары окончательно решат эту проблему. И кстати, еще одна причина не встречаться ни с кем лично, во всяком случае без очков дополненной реальности — чтобы держали нарисованную картинку поверх неприятно отличающегося тела.
- Как же тогда заводить детей? А зачем, просто скачайте плагин тамагочи! Впрочем, эту тему наверное обработают более изящно, человеческие ресурсы должны быть возобновляемыми.
- Но физический туризм, настоящие офисы, магазины, театры, сам транспорт целиком – все это точно лишнее. Есть же виртуальные аналоги, которые гораздо быстрее, экономичнее, эффектнее. И эффективнее, вот что страшно.
Серьезно, какой бизнес будет инвестировать в долгострой с огромной вероятностью замораживания средств, если в пару кликов за смешные деньги вот вам все что угодно? И люди пользуются, не то слово. Само определение трафика потеряет смысл, потому что из соцсетей редко, но выходят. А из метавселенной просто некуда будет выходить. Некуда и незачем. Все хорошее там внутри, снаружи холодно, страшно, неуютно.
Как сказал Билл Гейтс еще в 1995 году: «Интернет это место, где вы можете находить других людей с такими же странными интересами, как у вас». Метавселенная пойдет дальше, она поможет обзавестись не только собеседниками, но и сами интересы привьет тоже. Инкубатор замкнутого цикла.
Теперь мы видим, как можно построить такую Матрицу. Люди сами это сделают, подсаживаясь на условно бесплатные сервисы со все более привлекательной графикой. По мере перетекания бюджетов из реального сектора в виртуальный будет нарастать и без того чрезмерное влияние IT-сектора. Он расширится, перестанет быть сектором. Теперь уже все другие отрасли станут обеспечивающими.
Печально, но «мир, каким мы его знаем, скоро перестанет существовать». Это цитата из еще одного фильма-апокалипсиса, который ошибся с датой (2012) и причиной (нет, не солнечная активность, а наша собственная пассивность). Но суть там была подмечена довольно точно: тотальная разруха, снос цивилизации. И в качестве лучика надежды — группа спасшихся, естественно. Можем ли мы рассчитывать на голливудский хеппи-энд в этой компьютерной игре?
Луч света в метацарстве
Ящерки торопятся, но не успевают переставлять ноги. Метавселенные собирают буквально из говна и палок. Классика No-code с интеграциями – все, что нашлось по сусекам, лишь бы держалось. Но чего хватит для глючного приложения, критично мало для полной замены настоящей жизни.
Идею виртуальной роскоши активно продвигают. В последнее время так удачно совпало, что NFT создает прецеденты дорогих виртуальных артефактов. Посмотрите (говорят нам), картинка ничем не хуже настоящего. Вот этот файл стоит дороже всего вашего имущества. Не тупите, подключайтесь.
Но удельный вес цифры в экономике все еще измеряется процентами. Многие готовы поиграть в красивую графику, только переселяться в нее окончательно — это по-прежнему психическое расстройство. Есть даже терапия специальная, такое лечат. Виртуализаторов ждет много работы, причем не только технической.
Возможно, в отдаленном будущем у них все получится, и наличие реальной жизни станет визитной карточкой элиты. Все остальные будут штабелями разложены по хранилищам тел, иронично напротив хранилищ данных. Потом Станислав Лем передаст приветик со своего «Футурологического конгресса», начнут делать вложенные виртуальные реальности. Хакеры добавят в них рекурсию, чтобы обрушить энергетику и все очнулись ненадолго.
«Только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Главные поводы для оптимизма, как обычно, в инерции. Тренды ужасные, но люди долго ведь и не живут. На наш век точно хватит настоящей планеты. Можно успеть погонять за рулем тачки с двигателем внутреннего сгорания по нерегулируемым перекресткам. Купаться в открытых водоемах. Совершать безумства, немыслимые в будущем.
А также работать и зарабатывать в компаниях, которые заняты чем-то помимо жизнеобеспечения Матрицы. Это самая недооцениваемая часть реальности. Наслаждайтесь ей сейчас — пока у шлемов виртуальной реальности есть кнопка «Выкл».
Читайте также:
Как всегда првокационно, Сергей! Положительно провокационно.
Виртуальность между людьми продвинулась очень сильно. Следующий уровень -виртуальность в2в - тоже серьёзный задел. Вот на уровне гов2гов мало пока, очень мало. А ведь есть и хороший смысл вирутальных государств и виртуальных межгосударственных отношений. Ну например вирутальная война - государство-агрессор отрубило все сервера противника. Это похлеще нейтронной бомбы! Ударный полк программистов заменяет стрелковую дивизию.
.
Жаль, если так.
А также работать и зарабатывать в компаниях, которые заняты чем-то помимо жизнеобеспечения Матрицы.
А, никак. Вот сейчас, во всём доме отключили свет. Какие-то аварийные работы. Инет только мобильный. И, что? И, ничего. Зажгли свечи. Газ есть. Сидим пьём чай и смотрим на падающий снег за окном. Сказочно. Жизнь. Настоящая.
очень давно - именно очень - прочёл фантастический рассказ какого то американца где умирающим больным давали какое то странное лекарство - даже запомнил название "сенополин". Когда родственник спросил - "а как оно лечит" - доктор сказал - "оно не лечит. Но под его воздействием мозг умирающего проживает во сне такую жизнь, о которой этот человек всегда мечтал. И тогда больной умирает счастливым и спокойным".
О! Нашёл по названию! https://www.litmir.me/br/?b=112483&p=38
ну а по сути - Цукерберг посто вопрлощает идеи Юваля Ноя харрири о "лишнем классе". Вытеснить 3/4 человечества в виртуал, и пусть они там потихоньку вымирают. Но не скучая - имея хлеб (без масла) и массу зрелищ. так и римские плебеи вымерли
Идея избежать ужасов нашей с вами современности, отсидевшись в бункере, уснула в криосне или съесть чудо таблетку ппогрузив сознание в плеяду мечт, не нова. Был, помню, такой фильм "Бегство мистера Мак-кинли". Там тоже про побег из реальности. Но, конец был куда оптимстичнее, по-советски жизненным, а не по-капиталистически схематичным. Там решил всё человек, согласно своей природе. В западных фильмах решает все кошелёк. Точне, обладатель большого кошелька. Как он сказал, так и надо делать. И, тут уже, просто лишь один из путей -- интернет.
А, вчера было хорошо, вечером. Пусть и на короткое время. Покойно и радостно, одновременно.
Не понисаю почему автор расстроен? Наконец прекратится безумная гонка за понтами, которые дороже жизни (не всегда чужой), дороже экологии.
Я тоже за то что бы маркетологи прекратили свои гонки. Зачем столько разновидностей авто, пусть останется две - легкловая и грузовая. Хочешь модифицировать свою тачку - покупай программу для своих очков.
А мне нравится «Профессия» Айзека Азимова, Тоже есть о чём подумать. Написано в 1957 году.
Анатолий, мы тут такие все креативные! Давайте разрабатывать концепцию виртуальных войн.
Я готов взять на себя мотивационную модель. В основе ее естественно должен находиться ББД.
Война даже виртуальная, тогда будет считаться войной, когда есть потери в живой силе. Солдат идущий на фронт, должен понимать - убили, потерял всю или часть ББД. Остался живой и война выиграна - получил часть ББД противоположной стороны.
Классная книга, отражающая в очередной раз разбитую затею-мечту о управляемой обществе группой особо-избоанных. И, как всегда, о дивергентах. Помню книгу, название не вспомню, по объявлениям о решении сложных математических задач, привлекали математиков. Им за это платили. Особо одарённых ловили и помещали в специальном помещении под охраной. Их мучили током. Потому-что определяли их болевой порог для воздействия. А обязаны они были решать очень сложные задачи, которые впоследствии, организаторы всего этого бизнеса, продавали с большой доя себя выгодой. Естественно, дело на западе. И, главный герой , дивергент, обманул и сбежал из этой специфической шарашки. Но,, сюжет характерен.