Приватности больше нет: какую пользу можно из этого извлечь?

В кино до сих пор любят показывать, как спецслужбы пытаются увлечь кого-то беседой, чтобы подольше задержать на линии. «Ну как, засекли?» — поднимает глаза Самый Главный Детектив. Его коллеги беспомощно разводят руками: «Минута еще не прошла». А потом злодей (или герой, по ситуации) издевательски вешает трубку на 00:59 и пропадает с радаров. «Удалось определить только город!» Это похоже на правило для микробов, которым запрещено набрасываться на упавший кусок пиццы в первые 5 секунд.

Однако реальность и раньше была посуровее, а сейчас – так и вовсе беспощадна к любым надеждам на приватность. По телефону уже даже звонить не обязательно, достаточно носить его с собой. А если поменять симку, то смартфон все равно можно опознать по индивидуальной скорости, с которой разряжается его батарейка. Если же зайти с фейкового аккаунта – все равно не получится изменить уникальный рисунок набора текста, не говоря уже о семантике реплик.

Забыли телефон дома или в кармане случайного прохожего, который ни о чем не подозревая, идет на встречу приключениям? Не беда, кругом же камеры наблюдения. И кстати модные сейчас маски не помогут.

В прошлом году Китай первым столкнулся с неизвестно (их официальная версия) откуда взявшейся заразой и первым же нашел решение. Не лекарство от ковида, а способ и дальше распознавать граждан на улицах — достоверность для физлиц с маской выше 95% (об этом писал Forbes). Это было в 2020 году, сейчас, возможно, уже выше.

Но и тогда, и намного раньше системы распознавания оценивали также походку. А она гораздо более индивидуальна, чем нам кажется. Не придется даже подволакивать ножку особенным способом, чтобы чуткие роботы признали в толпе. Кроме того, у каждого человека есть множество микрожестов. Мы двигаемся, шевелим руками, касаемся лица (а вот за такое сейчас кое-где и дрон может прилететь). 

Стали даже появляться специальные паттерны и рисунки ткани с линиями, как на капче. Собственно, почему «как», это оно и есть, только для офлайна. Чтобы роботы не могли распознать, попадаясь на ложную разметку опорных точек. Возможно, это эффективно на машинном уровне. Только надо признать, что так себе маскировка — ходить с футуристическим тату на лице, в одежде с переливающимися чешуйками из фольги и зеркал. Ну можно флагом еще размахивать, тогда точно не заметят.

Краткое резюме длинного списка технических возможностей для узнавания, отслеживания и «ведения» заключается в простом выводе — все, забудьте. Приватности больше нет, и до следующего отключения технической цивилизации больше не будет. Не важно, как вы одеваетесь, ходите в противогазе, носите вместо телефона почтового голубя и ежедневно меняете маршруты, привычки, внешность – что угодно. Все это спрятаться не поможет. 

Еще в 2013 году Google запатентовал идентификацию пользователей по рисунку глазных вен. Потом Samsung заявил права на технологию идентификации по венам на руке. Позже Apple сказал — а я вот так могу, и анонсировал разблокировку смарт-часов по текстуре кожи. Это даже без шрамов и татуировок, так-то умели еще до компьютеров. 

Есть системы слежения по тепловизорам, хоть в полной темноте. Можно определять точное расположение людей в комнате по WiFi. Не потому, что они в чатах строчат свои координаты, а просто передатчик и приемник фиксируют разницу в скорости отражения сигналов, и по ним делаются выводы. Причем методика совершенствуется. Если в 2018 году исследователи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре умели считать только двигающихся людей, то сейчас и неподвижных тоже. 

Нам, конечно, говорят, что такие методы полезны для контроля соблюдения социальной дистанции. Но мы же понимаем, что на самом деле все это делается для маркетинга. То есть чтобы нам всем было удобнее (смешно! – прим. ред.)

Улыбочку! Ваши денежки снимают

Биометрия в FinTech творит чудеса. Помните байку про то, как AmazonGo разослал счета лутерам, которые так энергично шопились, что забыли оплатить покупки на кассе самообслуживания? У нас теперь тоже так умеют. Не грабить магазины, конечно, а узнавать покупателей по взгляду или по улыбке. Все крупные российские банки так уже делают. Причем не только у себя в отделениях, но и в магазинах, кафе.

Или в московском метро, где оплата по Face Pay уже проверена на 4 линиях, ВТБ и Московский метрополитен анонсировали биометрию на всех станциях. Альфа-Банк будет приветствовать клиентов, обращаясь к ним по имени. Вот фанаты Дейла Карнеги обрадуются! А интровертам придется несладко. 

Кстати, вы заметили, что расставаться с деньгами все проще? Это можно делать электронно, в любое время суток, по выходным, когда угодно. Уже не надо вводить пин-код, достаточно приложить карту. Или телефон, брелок, ладонь, палец. Можно просто улыбнуться. Или хмуро посмотреть. Пройти рядом. Жить неподалеку. Оказаться однофамильцем другого человека, который что-то купил. Или за него купили, оформили кредит. Какая разница! Не надо мелочиться, ведь чем больше торговые обороты, тем лучше экономике. Так или иначе, это всем идет на пользу. 

Кроме того, огорчаться и злиться скоро может стать опасным, для начала публично. Walmart не первый год оценивает удовлетворенность клиентов по выражению лица. Если покупатели недовольны, им могут показать какие-то особые прилавки, наверное, с более веселыми ценниками. Или предложить товар по акции, пробники. 

Вообще у бизнеса все больше возможностей развеселить своих клиентов. Например, кто-то загрустил в торговом зале — а к нему обращаются по имени, спрашивают как дела у собачки, и сдала ли дочка сестры вступительные экзамены? Ой, ну что вы сердитесь. Не хотите, не отвечайте. Мы и сами знаем, просто из вежливости спросили. Кстати, хорошо что вы выкинули тот противный торшер, нам он тоже не нравился. Хотите посмотреть светильники из нового каталога? 

Все еще кажется преувеличением, так не бывает. Но правильнее сказать — так не было. А вектор как раз туда, и люди с хорошим режимом сна наверное доживут до увлекательнейшего отбойного течения в маркетинге и рекламе. Ведь довольно скоро мы помимо виртуальных и дополненных реальностей окажемся в мире, где электронные технологии срикошетили обратно в офлайн. 

Интернет выходит в офлайн

Просто представьте, что все ставшее привычное в онлайн появилось в реальной жизни. Аксакалы помнят, как несбыточной казалась электронная торговля, онлайн-банкинг, заказы такси или пиццы по Интернету. Но прошло всего ничего времени, и вот мы здесь. Где вся жизнь помещается в телефон, причем даже полнее, чем мы сами это осознаем (иначе меньше бы фотографировали и разговаривали). 

Что же произойдет по мере совершенствования машинного зрения, систем из видеокамер, датчиков, всевозможных распознавателей и особенно алгоритмов, которые обрабатывают все эти сумасшедшие BigData? А вот что — офлайн примет эстафету, и пойдет череда старых сказок на новый лад.

Нас действительно начнут узнавать везде, как на сайтах. Каждая торговая точка будет знать не только как вас зовут и как снять с вас деньги. Кроме этого также полную историю покупок за год, два, десять. Не только в этом магазине, не только в этой сети, не только по этим видам продуктов. Вообще весь рисунок действий, имеющих отношение к шопингу. То есть примерно все. 

Ведь на покупки влияет, как вы высыпаетесь, и особенно с кем. Ваши детские травмы. Ой, да любая информация, абсолютно любая. Сайты и мобильные приложения не стесняются покопаться в списке контактов, соседних вкладках браузера, сохранить список WiFi, мимо которых вы проходите. Все эти данные и многие другие можно использовать. 

Собственно, хватит и гораздо меньшего объема информации. Например, таргетировать людей в очереди на кассу, чтобы показывать им кастомизированную рекламу. Очкарики увидят одни ролики, бородачи — другие. Это реальный проект «Яндекса» в аптеках «Асна», который был запущен в 2018 году. 

Теперь добавим к этому полную личную идентификацию. Не какой-то человек, а ФИО, место работы, доход, полная демография, хобби, интересы, страстишки, секретики. Да можно вместо рекламы показывать баннер:

Вадим Сергеевич, до вывода на экран фото с вашей поездки в июле 2015 года, ну вы понимаете о чем речь, осталось 10… 9…

И он судорожно глотает, подтверждая оплату отказа от демонстрации на большом экране. А точнее, оформляет подписку, чтобы и дальше не показывали. 

Появится контекстная реклама офлайн. Уже кстати были такие попытки — оценивать с помощью камер и тепловизоров внимание покупателей к товарам, которые они мало того что не купили, даже не притронулись. Но искоса бросили взгляд, а их засекли. Все, попались! Теперь можно показывать такое почаще, в самых неожиданных местах. 

Ждем коллабов с продуктовым харассментом, когда несчастных будет преследовать проклятая упаковка с чипсами в такси, на экране телека в парикмахерской, в руках у случайного встречного промоутера — отведай, чисто по-братски, угощаю. И он покупает эти чипсы, а точнее оформляет на них подписку. Потому что можно было спрятаться от офлайна в виртуальном онлайне, можно было закрыть все гаджеты и дышать полной грудью. Но когда глубина проникновения матрицы станет достаточной, то уже все. Опаньки.

Как монетизировать апокалипсис

Тренды понятны, но инерцию никто не отменял. Все произойдет не сразу, не вдруг. Где-то там, что-то здесь. Пока еще на планете слишком много мест, где не то что видеокамер, электричества нет. Возможно, неолуддисты и примкнувшие к ним антиваксеры уйдут в тундру или джунгли, создадут там свои старо-офлайновые сообщества и будут жить поживать, дроны палками сбивать. 

Что делать убежденным горожанам, вкусившим логистики и капучино навынос? Обживаться, как обычно. А поскольку многие занимаются бизнесом, логично бежать впереди катка. Ведь возможности открываются поистине космические. Только представьте:

  • Белые и черные списки клиентов в офлайне.
  • CRM по всему трафику в торговом зале, по улице рядом с магазином.
  • Скоринг обшманает каждого с точностью до еще не заработанной копейки.
  • Сотрудники отмечены на карте, как юниты в компьютерной игрушке.

И между прочим, распознавание касается не только людей. Еще толком не начато сканирование предметов, а ведь это само по себе золотое дно. Даже маркировать товары не придется, если их можно узнавать. Зачем все обклеивать бумажными ценниками и этикетками, когда в дополненной реальности гораздо проще, быстрее и дешевле делать функционально то же самое. Кроме того, система с одного взгляда на человека разложит все по полочкам, как на фото в каталоге — кроссовки такие-то ($65), джинсы такой-то марки ($120) и так далее, вплоть до стоимости стрижки, парфюма с какой распродажи. Шерлок Холмс завистливо грызет трубку. 

Вот когда наступит время для невероятно точных, дьявольски выверенных, идеально кастомизированных предложений, от которых нереально отказаться. К покупателю подкатит робот, подмигнет светодиодом и человеческим голосом спросит: Вам подсказать чего-нибудь? Потому что у него не подкачана актуальная база даже собственных складских остатков и цен, какая уж там фантастика с телепатией.

И это первое, что нужно делать во время расцвета технологий будущего — наладить уже, наконец, процессы из прошлого. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Хм)))уже есть.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

ну да - только не надо думать что вся это ниформация исключительно ради увеличения продаж. Есть силы которые просто должны контролировать всё - не уверен что они сами знают зачем им это. Я то точно не знаю. Но на всякий случай им не помогаю. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Марат Бисенгалиев пишет:
ну да - только не надо думать что вся это ниформация исключительно ради увеличения продаж. Есть силы которые просто должны контролировать всё - не уверен что они сами знают зачем им это. Я то точно не знаю. Но на всякий случай им не помогаю. 

Вот я заметил, что перед каждым звонком от мошенников, типа из Сбербанка или из других организаций, за несколько дней до этого, максимум за неделю, идет звонок, предлагающий пройти опрос по актуальным проблемам.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Михаил Лурье пишет:
предлагающий пройти опрос по актуальным проблемам

Всегда отвечаю - моё время стоит 10 долларов минута. Мигом вешают трубки. И всем желающим мне оказать услуги не даю ни телефон, ни элетронную почту, ни тем более адрес (ой а у нас доставка бесплатная) - нафик!

 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
Марат Бисенгалиев пишет:
ну да - только не надо думать что вся это ниформация исключительно ради увеличения продаж. Есть силы которые просто должны контролировать всё - не уверен что они сами знают зачем им это. Я то точно не знаю. Но на всякий случай им не помогаю. 

Вот я заметил, что перед каждым звонком от мошенников, типа из Сбербанка или из других организаций, за несколько дней до этого, максимум за неделю, идет звонок, предлагающий пройти опрос по актуальным проблемам.

Тут, как и реальный опрос.  Так, и сам сбер и другие, собирают голосовой банк. Уже говорили об этом, просто не участвуйте. 

Независимый директор, Москва

Просто представьте, что все ставшее привычное в онлайн появилось в реальной жизни. Аксакалы помнят, как несбыточной казалась электронная торговля, онлайн-банкинг, заказы такси или пиццы по Интернету. Но прошло всего ничего времени, и вот мы здесь. 

Законы развития  не требуют пространного объяснения. Наступление изменений необратимо, а их последствия неизбежны... 

Менеджер по персоналу, Екатеринбург

Люди становятся все более "закрытыми" при развитии технологий. Базовое доверие к миру уменьшается, приходится "быть на стороже" выполняя даже такую простую вещь, как ответ на телефонный звонок. Всеобщая информатизация приводит к тому, что человек теряется в таком количестве информационных вызовов, растет тревожность, размываются приоритеты. 

Мои друзья с матмеха (будущие программисты) 2 раза в год ездили на базу отдыха, где была организована "математическая школа", в ходе проведения которой студенты с преподавателями общались в неформальной обстановке, рассуждали на философские темы (лекции об алкоголе, и как его повкуснее "принимать"))) как вариант), играли в игры ("прокачивали" лидерские коммуникативные навыки, развивали эмоциональный интеллект, учились общению). "Математическая школа" была направлена на развитие их личности. Будущих программистов целенаправленно учили быть людьми.

Не факт, что нарисованный Вами вектор развития человечества будет направлен в эту сторону.  Думаю, есть предел информативной насыщаемости, который приведет к тому, что это поле деятельности будет строго регламентироваться (в рамках регулирования конкурентной борьбы, пресечению недобросовестной конкурентрой борьбы, например).

Консультант, Украина

И что в этом плохого? Например, если я купил принтер и мне потом приходит предложение купить картридж, потому что мой скоро закончиться - я только буду благодарен такой системе.

И наоборот - если мои персональные данные будут проданы мошенникам - я буду с отвращением относиться к службе безопасности банка, а не к самой системе.

 

Проблема как всегда - людях. Они не изменились, только BigData немного испортила их.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Андрей Роговский пишет:
если мои персональные данные будут проданы мошенникам

Обязательно будут - если только те кто продал вам принтер сами не мошенники уже сразу. В этом и есть система. Но чтобы вы не грустили - Вам расскажут сказку о том как "неизвестные взломали базу и слили её в сеть, но такое больше никогда не повторится"

Менеджер по закупкам, Москва

Пелевина последнюю книжку читали? Там о том же самом, но гораздо подробнее))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Четверть россиян нашли работу с помощью ИИ в 2024 году

Его использовали для составления резюме, выполнения тестового задания и написания сопроводительных писем.

Дочерние компании Сбербанка массово сокращают сотрудников

Массовые увольнения затрагивают в первую очередь IT-специалистов.

Российские IT-компании сократили число вакансий для разработчиков

Количество открытых вакансий в IT-отрасли уменьшается.

Нефтегазовая компания BP уволит более 7000 сотрудников

Компания сокращает около 5% рабочей силы.