ЕСК – проект новых денег с привязкой к совести?

Что такое ЕСК

Социальный капитал становится все актуальнее как социальный инструмент. Он может быть сгенерирован как частным лицом, так и организацией и даже государством. В западном менеджменте применительно к бизнесу используется понятие goodwill, и пусть оно неточно отражает предмет обсуждения этой статьи и несет культурно-специфичные значения, можно сказать, что это зачаточная форма подсчета социального капитала. Гудвил рассчитывается в деньгах при слияниях, поглощениях и продаже бизнеса, что у многих инвесторов вызывает улыбку скепсиса: как можно в деньгах посчитать стоимость доброго имени компании?

У любого капитала должна быть своя единица измерения и расчета. Зачем усложнять: ЕСК – единица социального капитала – это такая единица для социального капитала, некая социальная валюта. Добавим сразу для солидности пару вариантов латинского эквивалента: SCU – social capital unit, SCC – social capital cent, SCCU – social capital currency unit. Теперь главное – не запутаться в аббревиатурах несуществующего явления.

Агрегатное состояние и особенности ЕСК

Если китайский эксперимент с социальным капиталом окажется успешным и будет масштабирован, у нас ЕСК могут быть целевыми безналичными социальными деньгами. Ими, кажется, бессмысленно пытаться кого-то подкупить, особенно, если они по технологии NFC будут привязаны к фиксациям тех или иных социальных действий, и в этом их антикоррупционное свойство. ЕСК могут быть привязаны к социально полезной активности, поэтому это «социальные деньги за добрые дела». В качестве критерия подлинности этих добрых дел в нашей стране может использоваться Указ №809, если дело помогает одному из пунктов, оно засчитывается. Технически фиксировать добрые дела может помочь блокчейн.

Записи о ЕСК могут храниться на персональном счете лица или организации на «госуслугах», оператором реестра счетов может быть Минцифры. Обеспечение безопасности хранения этих данных несомненно станет важной задачей, как с точки зрения защиты частной жизни, так и с точки зрения национальной безопасности.

Зачем нужны ЕСК

Итак, как можно применять ЕСК? Как минимум это может быть альтернативной безналичной валютой со специальными целями, с помощью которой можно рассчитываться за социальные услуги государства и отдельные товары.

Для частных лиц она может оплачивать:

  • медицину;
  • транспорт внутри страны;
  • образование;
  • товары и услуги отдельных компаний, поддерживающих ЕСК;
  • часть налогов.

Для организаций она может оплачивать:

  • сборы на социальные отчисления;
  • государственные услуги;
  • товары и услуги отдельных компаний, поддерживающих ЕСК.

Для государства баланс ЕСК может быть числовым отражением его социальной политики и прологом к внедрению политики «валового национального счастья», описанного выдающимся немецким экономистом ХХ века Эрнстом Шумахером.

За что начислять ЕСК

Для частных лиц ЕСК может быть числовым выражением социального рейтинга, который формируется из конкретных полезных и добрых дел, а не просто из соблюдения правил дорожного движения и иного законодательства. Законопослушность и социальный капитал несомненно близкие понятия, однако же нетождественные. Человек может нарушать закон по незнанию или протестовать против его несовершенства и при этом делать много добрых дел – эту мысль важно не «вымыть», если ЕСК когда-то внедрят.

Для организаций ЕСК – это оцифровка реализации его ESG-политики, измеряемая в конкретных полезных делах, для чего можно ввести понятие «артефакта» и подпонятия E-артефакта, S-артефакта и G-артефакта, за которые можно начислять ЕСК.

  • E-артефакт – это полезное дело в деле защиты окружающей среды;
  • S-артефакт – это доброе/полезное дело для людей;
  • G-артефакт – это полезное дело/помощь для госуправления.

Дальше фантазия социального инженера легко рисует зеленые «экологические» ЕСК, красные «социальные» ЕСК, синие «государственные» ЕСК, а затем – листы баланса, по которым через эту цветовую визуализацию видны приоритеты добрых дел как организации, так и частного лица: кто социальный добряк, кто любит природу, кто патриот. Социологи, маркетологи и специалисты по базам данным и машинному обучению уже как будто возбужденно потирают руки, готовые приступить к новым исследованиям, статьям и диссертациям по оцифровке доброты и социальной пользы. Кто знает, возможно, мы придем к этому через 5-10 лет?

Сколько стоит/весит то или иное доброе дело, предстоит понять через широкое общественное обсуждение. Возможно, мы все как общество договоримся об общем «прейскуранте добрых дел», и бесплатная раздача продуктов будет стоить 1 ЕСК, посадка дерева 5 ЕСК, расчистка 10 кубометров свалки – 100 ЕСК, строительство школы – 1000 ЕСК, а спасение жизни тяжело больного ребенка – 5000 ЕСК. Возможно, мы будем использовать голосовательные механики, когда за наши дела будут начислять некое количество «социальных лайков», которые будут равняться 0,01 или 1 ЕСК. Общественная проработка этого вопроса представляется очень захватывающей, эмоциональной и непростой. При этом как социальная технология ЕСК выглядит как минимум интересно.

Посмотрим, что покажет нам будущее.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Михаил Лурье, Александр Конохов
Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Насколько я понимаю, китайский социальный капитал рассчитан больше на учет нехороших действий, бросил окурок мимо урны, тебе не продадут билет на самолет.

Можно ли посадкой деревьев закрыть этот негатив, может да, а может нет.

Ну что-то похоже есть и у нас, похулиганил на борту самолета или в аэропорту, ты уже больше не пассажир.

Член совета директоров, Казахстан

А почему не рассматривается интеграция в цифрорубль?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.