6 технологий в сфере финансов, которые будут в тренде в 2025 году

Приоритеты в области финансовых технологий расписаны Центробанком в стратегическом документе «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов».

Участники рынка финансов соглашаются с регулятором, но и отмечают свои тренды и проблемы в развитии технологий в нашей стране. В обзоре «3х10 ключевых трендов на 2025 год», подготовленном «Ассоциацией ФинТех», определены семь ключевых направлений развития финтеха:

  1. инновации в платежных технологиях,
  2. развитие цифровой валюты,
  3. интеграция цифровых финансовых активов и цифровых прав,
  4. формирование национальной цифровой инфраструктуры и цифрового профиля,
  5. применение искусственного интеллекта и его регулирование,
  6. переход к модели открытых финансов,
  7. укрепление технологического суверенитета.

На что еще обратить внимание в финансовой отрасли? Как бизнес планирует внедрять и развивать финтехнологии в новом году, а ЦБ их регулировать? По заданию редакции Executive.ru мы собрали мнения экспертов, чтобы разобраться, что ждет финтех в 2025 году и за какими технологиями стоит следить.

1. Цифровые финансовые активы (ЦФА)

С 2024 года ЦФА могут использоваться в международных расчетах, что, как ожидается, позволит обойти действующие санкции. 

Наиболее крупные игроки на рынке — «Альфа-Банк», «Атомайз» и «Сбер», занимают 91% от общего объема размещений. Средневзвешенная доходность ЦФА с фиксированной ставкой в I квартале 2024 года достигла 16%, по данным Банка России. Инвесторы, которые разобрались с продуктом выделяют под ЦФА в среднем около 10% от своих портфелей.

В 2025 году выпуски ЦФА в форме краткосрочных беззалоговых денежных средств будут оставаться наиболее востребованными. Также, по прогнозам участников рынка, вырастет интерес к ЦФА, связанным со структурным доходом, где доходность будет зависеть от динамики цен на акции, индексов или стоимости недвижимости.

Платформы ЦФА становятся удобным решением, предоставляя возможность инвесторам вкладываться в компании из сектора малого и среднего бизнеса (МСП).

В начале 2025 года платформа «Финуслуги» планирует открыть возможность покупки ЦФА для широкой аудитории. В ноябре 2024 года успешно завершилось тестирование первых выпусков таких активов.

В качестве ключевых направлений для поддержки роста рынка можно выделить необходимость активного развития вторичного рынка купли-продажи ЦФА, в том числе между разными операторами, а также открытие доступа неквалифицированных инвесторов к большему количеству структурных ЦФА. Еще некоторым платформам нужно упростить «путь клиента», потому что интерфейс у них часто сложен и именно этим отпугивает новичков от перспективного инструмента.

Банк России уже рассматривает возможность разрешить операторам, работающим с ЦФА, объединяться, что позволит вести сделки на платформах друг друга. Также представители банка изучают идею о разрешении страховым компаниям использовать приобретенные ЦФА в своем капитале. Если это решение будет принято, оно может значительно активизировать рынок цифровых финансовых активов, так как страховщики начнут инвестировать в этот сектор более активно.

Николай ЖуравлевНиколай Журавлев, директор ЦФА.РФ:

«В сфере ЦФА мы ожидаем серьезного развития. По нашим оценкам, объем рынка в прошлом году составил 364 млрд руб., в 2025-м будет не меньше 500 млрд руб. — и это с учетом того, что ЦБ сильно затормозил рынок долговых ЦФА своей ставкой. 

Но на смену долговым придут комбинированные ЦФА, особенно в сфере недвижимости, где этот инструмент может сильно потеснить ЗПИФы и инвестиционные займы у физлиц. 

Этому способствуют простота, скорость и технологичность выпусков, а также то, что на рекламу ЦФА нет никаких ограничений. 

Мы также считаем, что в 2025 году получат распространение гибридные цифровые права на отсроченную поставку продукции производственных предприятий. Использование таких ГЦП позволит финансировать создание новых производств, особенно таких, которые будут запускаться за 6-9 месяцев.

И еще одним трендом станет токенизация туристического продукта. Мы в настоящее время готовимся вывести на рынок токенизированные права на проживание в отеле одной крупной гостиничной сети, преобразованные в цифровые свидетельства, которые смогут обращаться на фондовых биржах. Эта схема — настолько продуктивный пример win-win для отеля и инвесторов, что мы ожидаем, что она станет мейнстримом в гостиничной отрасли».

2. Открытый банкинг

Следующее направление, которое не так известно широкой общественности, при этом достаточно перспективно и интересно — открытые API. Инструмент обеспечивает быструю и безопасную передачу информации между различными организациями. В финансовом секторе чаще всего используется для того, чтобы банки могли предоставлять доступ к своим данным или услугам сторонним кредитным учреждениям и компаниям, а также для обмена информацией между собой.

Уже более 80 стран мира внедряют открытые API, но на международной арене нет единого подхода к их развитию. В 2023 году рынок был оценен в $3,66 млрд, а к 2032 году его объем может достичь $25 млрд. По прогнозам Straits Research, среднегодовой рост глобального рынка открытых API в период с 2024 по 2032 годы достигнет 23,8%. 

Учитывая международный опыт и степень текущей цифровизации, Банк России вместе с участниками рынка разработал гибридный подход к внедрению открытых API. Уже принято шесть стандартов, пока они носят рекомендательный характер, но с 2026 года станут обязательными для всех участников финансового рынка.

Следующие годы обещают быть динамичными в этой области. Крупные банки уже начали реализовывать проекты по обмену данными в рамках пилотных инициатив: например, «Сбер» делится частью информации о своих клиентах с «Т-Банком», а ВТБ сотрудничает с «Альфа-банком».

Вероятно, что за счет синергии технологий выиграют банки, находящиеся вне топ-20, поскольку для них важно сокращение затрат и повышение эффективности операций.

Николай ТихомировНиколай Тихомиров, директор дивизиона технического развития платформенных решений Т1 Иннотех:

Open API позволяет банкам и другим финансовым организациям обмениваться данными, а также предоставляет пользователям возможность управлять всеми своими счетами и услугами в одном интерфейсе, независимо от того, в каком банке они обслуживаются. Это упрощает мониторинг баланса, отслеживания финансовых операций, перевода средств и транзакций.

В России уже предпринимаются активные шаги по внедрению этих технологи и ведутся работы по созданию правовой и технической инфраструктуры для «Открытого банкинга». 

На данный момент основной задачей является стандартизация API-интерфейсов и унификация обмена данными, что необходимо для эффективного взаимодействия различных банков и финансовых учреждений. Важным шагом также является разработка платформы для управления коммерческими согласиями, которая будет позволять клиентам контролировать доступ к своим данным и обеспечивать безопасность.

Однако существует и ряд рисков. Наиболее заметный — это безопасность данных. Открытый доступ к информации о счетах требует надежной защиты, чтобы исключить несанкционированный доступ и использование персональных данных.

3. Супераппы и противостояние БигТехов с БигБанками

После стремительного роста интереса к этой концепции в 2020 году на несколько лет разговоры о супераппах практически затихли. Во второй половине 2024 года банки снова активно начали обсуждать тему создания супераппов — универсальных приложений, сочетающих в себе как финансовые, так и нефинансовые услуги в одном интерфейсе. 

Среди тех, кто активно развивает свои супераппы, можно отметить «Т-Банк», «Альфа-банк», «Газпромбанк» и «Сбер. В сегменте финтеха над многофункциональными приложениями работают компании вроде «Яндекса», Ozon и других. 

При разработке супераппа важно объединить множество сервисов таким образом, чтобы они сохранили свою индивидуальную функциональность. Ключевую роль играет бесшовность работы приложения, которая позволяет пользователям легко переключаться между различными разделами.

Если грамотно продуманная интеграция не работает, приложение превращается в перегруженный интерфейс, где пользователю сложно разобраться. Суперприложение становится менее эффективным, предлагая нерелевантные или ненужные услуги.

Будущее супераппов зависит от их способности персонализировать услуги и предоставлять клиенту возможность самостоятельно выбирать интересующие его параметры. Например, Т-Банк в ноябре 2024 года пересмотрел свою стратегию, отказавшись от модели AI banking в пользу подхода, который они назвали «дофамин-банкинг».

Стратегия направлена на создание таких сервисов, которые вызывают у пользователей положительные эмоции в процессе выполнения рутинных задач. Теперь в приложении, разработанном в рамках концепции «Навигатор в финансах», стали доступны сферы, социальная сеть для клиентов, а также различные сервисы, ориентированные на повседневные нужды.

Мария БартюкМария Бартюк, генеральный директор подписки «Газпром Бонус»: 

«Согласно прогнозу McKinsey, к 2030 году экосистемные компании будут формировать треть всех продаж. В этом контексте супераппы становятся ключевыми платформами для интеграции множества сервисов в единое пространство, обеспечивая пользователям бесшовный опыт и удобство. 

В 2025 году этот тренд будет только усиливаться, особенно с учетом растущей популярности мультисервисных подписок как основного канала входа в экосистемы. 

Российский рынок супераппов имеет свои особенности. В отличие от азиатской модели, где супераппы развиваются из мессенджеров или сервисов такси (например, WeChat или Grab), в России основными драйверами являются банковские и телеком-экосистемы. Такие игроки, как «Газпромбанк», «Яндекс», «Сбер» и «Т-Банк» активно развивают свои платформы, предлагая пользователям доступ к широкому спектру услуг через мультисервисные подписки. Это уникальная черта российского рынка, которая отличает его от зарубежных аналогов, где чаще встречаются моносервисные подписки, как в Китае или многопрофильные экосистемы — Amazon, Apple в США».

В последние годы крупнейшие технологические гиганты активно продвигаются на финансовый рынок, вступая в прямую конкуренцию с традиционными банками. Эта борьба, которую условно можно назвать противостоянием «БигТехи против БигБанков».

Wildberries и Ozon активно выходят на финансовый рынок. Wildberries запустила собственный банк, «Яндекс» и Ozon создают собственные финансовые продукты в своих приложениях. В 2024 году объем вкладов в Ozon Банке увеличился в 2,1 раза, а на депозитах пользователей «Яндекса» сумма выросла в 2,5 раза, писал РБК.

В 2025 году мы, вероятно, увидим новые этапы трансформации и формирование обновленной финансовой экосистемы. Эти изменения определят не только природу конкуренции, но и дальнейшее развитие всей индустрии.

4. Биометрия 

Международный опыт демонстрирует успешные кейсы внедрения биометрических систем. В Индии, например, функционирует крупнейшая в мире государственная биометрическая платформа Aadhaar, собирающая данные более 1 млрд пользователей. Система поддерживает банковские транзакции и выплаты субсидий. Прогнозируется, что мировой рынок биометрии будет только увеличиваться: его объем к 2028 году может превысить $87 млрд.

Один из приоритетов в России — совершенствование Единой биометрической системы (ЕБС) для предоставления удобных и безопасных услуг на основе биометрических данных. На данный момент в ЕБС уже зарегистрировано около 70 млн данных, собранных как через банки, так и самостоятельно гражданами. 

Среди инновационных решений, развиваемых на основе биометрии, биоэквайринг занимает центральное место: это технология бесконтактной оплаты, использующая уникальные биометрические данные для подтверждения операций. Данный метод позволяет расплачиваться, например, сканированием лица, радужной оболочки глаза или отпечатка пальца. Его внедрение уже поддерживается крупными игроками рынка, такими как «Сбер», реализовавший проект «Оплата улыбкой».

Использование искусственного интеллекта помогает анализировать новые биометрические параметры, такие как рисунки вен ладони или мимику. Эти данные расширяют возможности применения биометрии не только в платежных системах, но и для усиленной защиты от мошенничества, аутентификации пользователей и восстановления доступа к аккаунтам.

5. ИИ в сфере финтеха

В 2024 году использование искусственного интеллекта заметно изменило банковскую отрасль. Генеративные модели ИИ, такие как большие языковые модели, начали внедряться в проекты российских банков, включая инициативы «Сбера» с GigaChat. Эти системы уже доказали свою ценность, позволяя автоматизировать базовые задачи, такие как обработка кредитных заявок, сверка документов и персонализация клиентских предложений.

ИИ существенно улучшает антифрод-системы с использованием машинного обучения. Чат-боты и виртуальные ассистенты стали важной частью общения банка с клиентами, расширяя доступ к круглосуточной поддержке. Автоматизация рутинных задач высвобождает ресурсы для решения стратегических вопросов, а снижение человеческого участия в обработке данных помогает минимизировать риски ошибок — это уже сэкономило миллиарды рублей для банков.

Искусственный интеллект начинает играть центральную роль в управлении инвестициями, алгоритмической торговле и оценке рыночных рисков. 

Несмотря на преимущества ИИ, его использование связано с рядом рисков. Среди них — возможность утечки данных, создание фейковой информации (например, дипфейков), снижение конкурентоспособности и монополизация рынка. Федеральные законы РФ уже регулируют такие сферы, как сбор данных для обучения моделей ИИ.

Одним из направлений является разработка «умных» систем для борьбы с мошенничеством. Такие решения эффективно мониторят подозрительные транзакции, анализируя огромные массивы данных в реальном времени. В будущем роль ИИ в защите данных будет только возрастать, что требует значительных инвестиций и продуманного подхода.

6. BNPL-сервисы

Изменение потребительских привычек стало причиной появления BNPL-сервисов (Buy Now, Pay Later — «покупай сейчас, плати потом»), но и сами эти сервисы повлияли на то, как современный человек совершает покупки

Такие компании, как Klarna и PayPal, начали предлагать своим клиентам оплату частями еще десятилетие назад, но массовая популярность этих решений пришла лишь в последние несколько лет. В 2022 году Klarna выпустила карты BNPL для пользователей в США для увеличения охвата аудитории.

В России к 2024 году рынок BNPL-сервисов достиг объема 300 млрд руб., увеличившись за год в 1,6 раза с прежнего уровня в 180 млрд руб. К 2025 году объем рынка может вырасти до 400 млрд руб., продолжая показывать стремительные темпы роста.

Экономическая ситуация в стране также стала важным фактором роста интереса к BNPL. Инфляция, рост ключевой ставки и ограничения на выдачу банковских кредитов заметно увеличили популярность оплаты частями. 

Перспективы рынка в 2025 году во многом будут зависеть от регулирования рынка, которое сейчас активно обсуждается. Новый законопроект, предложенный в Госдуме, предполагает установление лимита на сумму рассрочки в 15 тыс. руб., что может снизить доступность услуги для части пользователей. Участники рынка выступают против подобных ограничений, указывая на их потенциальный негативный эффект на развитие отрасли. 

Особенно популярным решением для «встроенных финансов» без перехода из приложения в приложение в 2025 году как раз и будет использование BNPL-сервисов, которые хорошо вписываются в клиентский путь и открывают дополнительные возможности для приобретения товаров.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Сейнов, Анатолий Курочкин
Независимый директор, Москва

Прекрасная статья ! Подтверждается тезис о развитии крупнейших экосистемных

компаний в ущерб обычным не крупным и даже крупным игрокам рынка.

Wildberries и Ozon активно выходят на финансовый рынок. Wildberries запустила собственный банк, «Яндекс» и Ozon создают собственные финансовые продукты в своих приложениях. В 2024 году объем вкладов в Ozon Банке увеличился в 2,1 раза, а на депозитах пользователей «Яндекса» сумма выросла в 2,5 раза, писал РБК.

Перспективы рынка в 2025 году во многом будут зависеть от регулирования рынка, которое сейчас активно обсуждается. 

А все описанные технологии, лишь продвинутый инструмент законного отъема

денег крупными игроками у тех, кто помельче.

Аналитик, Москва

Прекрасная статья! Пример того, как красивым, понятным языком можно описать новые технологии. 

Получил настоящеее удовольствие от чтения, от изложения.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй работодатель увеличит зарплаты всем сотрудникам в 2025 году
Остальные будут повышать зарплаты только для некоторых категорий работников.
Россиянам требуется в среднем полгода, чтобы найти новое место работы

Каждый второй соискатель нашел новую работу с первой попытки.

IT-компании стали чаще заниматься превентивным удержанием специалистов

Компании больше внедряют программы онбординга и адаптации и расширяют соцпакеты.

62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.