После новостей о победе Дональда Трампа на выборах в США утром 6 ноября акции российских компаний резко выросли, индекс Мосбиржи поднялся на 3,7%, а рубль укрепился. Почему это произошло? Насколько временное это явление? Что может измениться для России с приходом нового президента в США? Каковы риски и возможности для российской экономики, сырьевого сектора и технологий?
Редакция Executive.ru задала эти вопросы финансовым экспертам и публикует их комментарии.
Сергей Толкачев, профессор кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ
Реакция российского фондового рынка – это отклик на новизну, перемены и оптимизм по поводу экономической политики Трампа, включая совершенно неясные ожидания на ослабление или прекращение санкций после скорейшего урегулирования на Украине, что обещал республиканец.
Но спекулятивная составляющая этих ожиданий преобладает над рациональной. Трамп известен своей непредсказуемостью, лихими решениями в стиле «рубить сплеча». Помнится в 2016 году некоторые жизнерадостные российские политики очень многого ждали от Трампа, а он вкрутил самые жесткие экономические санкции после событий 2014 года, довел нефть на мировых рынках до 30 долларов, что нанесло российской экономике самый ощутимый ущерб.
В целом, очевидно, Трамп 2.0 пойдет на обострение экономической войны с Китаем и повысит пошлины на весь китайский импорт, а не на некоторые товарные группы, как Байден-Харрис. Китай должен понести ощутимый ущерб от сокращения доступа на американский рынок и задуматься о переориентации своих экспортных и технологических потоков. Российский рынок станет более привлекательным для Поднебесной.
Главное отличие Трампа от Байдена-Харрис в области промышленной политики в том, что демократы лелеяли избранные высокотехнологичные отрасли будущего типа «зеленой» энергетики за счет целевого субсидирования, а Трамп хочет проводить фронтальную и тотальную поддержку всей промышленности за счет снижения налогов и государственного администрирования.
Трамп отменит или не пролонгирует байденовские «золотые горы» для альтернативной энергетики, снизит налоги на крупный бизнес, в частности, на нефтяников. Будет усиливать американский нефтяной экспорт в Европу, и, наоборот, продолжать привлекать европейскую обрабатывающую промышленность в США низкими налогами и низкими ценами на энергетические ресурсы. Это же касается решоринга для американских и иных корпораций, разбросанных по всему миру.
Возможно, Трамп пойдет на возобновление энергетического сотрудничества с Россией на выгодных для США условиях. Это будет означать технологический трансфер в пользу российских нефтяных компаний в обмен на перераспределение мировых рынков в пользу американских компаний, тем более, что Трамп поссорится с Китаем и не сможет развивать с ним углеводородное сотрудничество, уступив Китай России, но захватив многие другие региональные рынки.
Наконец, Трамп грозится разобраться с ФРС, которая раздражает его сохранением высокой учетной ставки, препятствующей фронтальному инвестированию в промышленные проекты, что ставит в интересное положение российский ЦБР.
Никита Макаров, финансовый обозреватель, ведущий программы «Рынки» на РБК-ТВ
Пока рано говорить о том, как избрание президента США повлияет на экономику России. Инаугурация состоится только 6 января, и до этого времени реального влияния мы не увидим. Уже появились спекуляции на эту тему.
Financial Times, например, пишет, что международные валютные фонды, хедж-фонды и брокеры с осторожностью смотрят в сторону США и задаются вопросом о перспективах торговли рублем. Это связано с тем, что Трамп — президент, пришедший из бизнеса, ориентированный на экономику и, предположительно, поддерживающий международные торговые отношения.
Эйфория на российском фондовом рынке связана с надеждами на то, что Трамп кардинально изменит курс США, отменит санкции и восстановит доступ к SWIFT. Этими надеждами и живут рынки. Но, как показывает история и практика, санкции вводятся очень быстро, а отменяются очень медленно. Более того, вне зависимости от того, к какой партии принадлежит президент и какая партия контролирует верхнюю и нижнюю палаты Конгресса США, политический курс остается в целом единым.
США по своему устройству напоминают совет директоров, где президент, как генеральный директор, задает определенный вектор, но развернуть курс на 180 градусов быстро не получится. Даже если это и произойдет, то очень медленно. Поэтому на Трампа можно надеяться, но самому плошать не стоит. Уже в течение первого торгового дня мы видели, что рынки сначала выросли на 3%, а потом упали более чем на 0,5%.
И предпосылки для сложной ситуации на российском фондовом рынке остаются. В первую очередь, это жесткая денежно-кредитная политика. Для рубля по-прежнему важны конъюнктура нефтяного рынка и проблемы с международными платежами. Возможно, Трамп сможет решить проблему с платежами. Все остальное пока под вопросом. Скорее, Трамп — это большая неопределенность, потому что он довольно эксцентричный. И все слова, которые он произнес во время предвыборной гонки, также легко могут быть взяты назад.
Дмитрий Нова, аналитик
Рынок акций в РФ вырос лишь по инерции, на фоне роста рынка США. Рубль же укрепился потому что ЦБ с высокой степенью вероятности поднимет ставку с 21% до 23% в декабре.
Никаких поводов для радости от победы Трампа для России нет, а ровно наоборот. Трамп будет оказывать давление на Россию через тарифно-санкционную политику в отношении Китая. В свой первый срок Трамп буквально развязал с Китаем торговую войну, сейчас это повторится.
Дело в том, что Трамп заинтересован в создании в США более здорового, как он считает, экономического и рабочего климата. Для этого он хочет перевести часть производств из стран Азии в целом обратно в Штаты. Это также связано с тем, что Китай приблизился по уровню техники к лучшим аналогам США, а это несет в себе большие риски, США не могут позволить себе уступить технологическое первенство, как нации которая буквально является родоначальником всех современных технологий в самых разных областях – от микрочипов до медицины.
Более того, именно благодаря тому, что США передали Китаю свои технологические ноу-хау начиная с 80х – Китай стал второй экономикой мира. Конечно, от Китая никакой благодарности за этом мы никогда не услышим, а США, хоть и заработали триллионы долларов на дешевой рабочей силе Китая, все же создали себе практически равного в технологическом плане конкурента.
Трамп считает, что достаточно делиться технологиями и спонсировать китайских производителей покупая их товары, многие из которых, кстати, нарушают права на интеллектуальную собственность, и что пора вернуть производство в США. И делать это он намерен снижением налогов и тарифно-санкционной войной.
Я называю ее именно тарифно-санкционной, потому что в этих тарифах заложена и форма наказания Китая за поддержку России, за провокацию Тайваня, за несоблюдение патентов и прочую интеллектуальную собственность, за сокрытие реальной макро-экономической статистики, потому что ей невозможно доверять, за отсутствие демократических принципов, и с целью в целом затормозить прогресс Китая и всего.
Все это, как минимум, нанесет удар по юаню, а этот самый юань для России сейчас является последней соломинкой для внешней торговли. Обесценивание юаня приведет к обесцениванию резервов юаня в России, это приведет к дальнейшему обесцениванию и так не имеющего абсолютно никакой ценности рубля, что приведет к дальнейшему росту инфляции. Глядя немного в будущее, ЦБ РФ уже это предвидит и реагирует единственно доступным для ЦБ способом – поднятием ставки.
Ну а рост ставки продолжит убивать кредитование и загонять банки в дефолт по их обязательствам, потому что выплачивать 20% по депозитам никакой банк продолжительное время не может. Как и тысячи российских предприятий не могут содержать настолько высокие кредиты. Так что дефолты и массовые банкротства нам обеспечены и без Трампа, он может этот процесс лишь ускорить, при этом даже не произнося слово «Россия».
Если слушать самого Трампа, а не то, что о нем говорят в СМИ – он очень любит нефть. В США огромные запасы нефти! Можно предположить, что Трамп начнет увеличивать добычу и ее экспорт, что приведет к падению цен на мировом рынке. Напомню, что именно Трамп в свой первый срок крайне негативно отзывался о Северном Потоке (СП2) газопровода в Германию, он прямо говорил, что Германия впадает в зависимость от газа России и что этого газопровода не должно существовать.
Сегодня ситуация складывается исключительно в пользу США, когда в Европу можно наладить поставки и СПГ и сырой нефти. И даже не надо больше конкурировать с Россией, некогда крупнейшим поставщиком энергоносителей в ЕС. Невозможно представить, как вообще России теперь возвращаться на европейский рынок.
Андрей Жолудев, адвокат
Сразу после объявления предварительных результатов выборов индекс Московской биржи продемонстрировал рост на 3,2%, а курс рубля укрепился на 2,1% по отношению к доллару. Особенно заметно выросли котировки компаний сырьевого сектора: «Газпром» (+4,5%), «Роснефть» (+3,8%), «НОВАТЭК» (+3,2%).
В чем причины такого оптимизма? Во время первого президентского срока Трампа (2017-2021) российский рынок чувствовал себя относительно стабильно, несмотря на санкционное давление. Инвесторы помнят более прагматичный подход Трампа к международным отношениям. Трамп традиционно поддерживает ископаемое топливо и выступает против чрезмерного регулирования энергетического сектора. Это может привести к росту цен на нефть и газ, что выгодно для российского экспорта.
Предыдущий опыт показывает, что Трамп менее склонен к идеологизированной внешней политике и может занять более гибкую позицию по ряду международных вопросов.
Однако не стоит переоценивать позитивное влияние победы Трампа на российскую экономику. Существует ряд серьезных рисков:
- Внутриполитические ограничения. Конгресс США сохраняет значительное влияние на внешнюю политику, и большинство санкций против России закреплено законодательно. Их отмена потребует одобрения обеих палат Конгресса.
- Непредсказуемость торговой политики. Трамп известен своим протекционистским подходом к международной торговле. Новые торговые войны могут негативно повлиять на глобальный экономический рост и спрос на сырьевые товары.
- Технологический сектор. Ограничения на передачу технологий и доступ к западным рынкам капитала вряд ли будут существенно смягчены, что продолжит сдерживать развитие российского технологического сектора.
Что ожидать в долгосрочной перспективе?
Для устойчивого развития российской экономики критически важны структурные реформы, повышение производительности труда и диверсификация экспорта. Смена администрации в США может создать определенное «окно возможностей», но не решит фундаментальных проблем.
Победа Трампа может создать определенные возможности для российской экономики, особенно в сырьевом секторе. Однако фундаментальные вызовы, стоящие перед российской экономикой, требуют системных внутренних реформ и не могут быть решены только за счет изменений во внешней политике США. Текущий рост российского рынка акций и укрепление рубля следует рассматривать как краткосрочную реакцию, которая может быть использована для тактических торговых решений, но не должна существенно влиять на долгосрочную инвестиционную стратегию.
Константин Маслов, управляющий партнер, Adviser, ментор, эксперт Executive.ru
После победы Дональда Трампа на выборах в США многие финансовые эксперты отметили резкий рост акций российских компаний и укрепление рубля. Это явление объясняется сразу несколькими факторами. Во-первых, Трамп олицетворяет подход, более склонный к переговорам и потенциальному смягчению международных санкций. Во-вторых, ожидания улучшения отношений между США и Россией вдохновляют инвесторов, что приводит к росту интереса к российским активам.
В-третьих, сырьевой сектор, особенно нефтегазовый, получает поддержку из-за ожиданий колебаний на мировых рынках. Если цены на нефть вырастут, это может позитивно сказаться на российских экспортах и, следовательно, на экономике в целом.
Однако восхищение может оказаться временным. Внутренняя и внешняя политическая нестабильность, возможность новых санкций или других экономических мер с обеих сторон могут привести к резкому пересмотру оценки рисков. Экономисты подчеркивают, что устойчивость рубля и акций будет зависеть от конкретных шагов, которые предпримет Трамп после вступления в должность.
Для российской экономики появление нового президента в США открывает как риски, так и возможности. С одной стороны, может возникнуть шанс на восстановление деловых связей и инвестиционной активности. С другой стороны, геополитическая нестабильность и внутренние проблемы России, такие как зависимость от сырьевых ресурсов и структурные реформы, могут остановить рост.
Важно учитывать, что технологии и инновации в России нуждаются в развитии, и успех в этом направлении будет зависеть от более предсказуемой и спокойной международной ситуации.
Сергей Попов, заместитель председателя правления банка, эксперт Executive.ru
Вряд ли будут резкие изменения.
Во-первых, раскачать можно только очень неустойчивый объект. Россия таковой не является. Во-вторых, любое давление на оппонента не может не обернуться обратным ударом. Бить без учета и расчета последствий даже сильно «бодливые коровы» не будут.
В-третьих, Трампу придется затратить некоторое время на бюрократические процедуры вхождения в должность. Инаугурация произойдет только 20 января 2025 года. 2,5 месяца мировая система начнет адаптироваться по риторике Трампа. В это же время Трамп будет формировать свою команду и по персонам, назначенным или рассматриваемым на должности госсекретаря, министра обороны, руководителей спецслужб, будет определяться вероятная политика новой администрации по отношению к России и контрмеры.
Четвертое, Трампу придется заниматься внутренними проблемами. И внешние будут в сфере внимания в той части, в какой они будут помогать решать внутренние проблемы.
Полагаю, что сначала соберется «семерка» для получения новых инструкций и «правил», а также для оценки возможностей решения проблем:
- война в Израиле,
- дефицит торговли с Китаем,
- давление на Россию, с учетом обещания «закончить войну на Украине за 24 часа».
Предполагаю, что будет выдвинут неприемлемый для России вариант окончания СВО. Денег США больше не дадут и будут давить на ЕС. Те тоже не смогут дальше продолжать войну. И одновременно покупать дорогие энергоносители. Придется – начнут, наверное, немцы – «звонить Путину», договариваться. В том числе, надеюсь, и о технологиях.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:
Читайте также:
Сама постановка такого вопроса показывает, что идея изоляции экономики России и переориентации её не Китай не получилась, что и следовало ожидать.
США как была, так и осталась самой развитой экономикой мира, а значит её влияние на мировую экономику является определяющим.
Но как бы не изменился курс при Трампе, он никак положительно не повлияет на экономику России, которая плавно входит в стагфляцию и даже попытки ЦБ повысить ставку ничего не могут сделать.
Санкции не уберут, дефицит кадров и особенно квалификацированных только будет усугубляться, промышленность не развивается, то есть всё остаётся как есть, а значит никаких изменений ожидать не приходится. По крайней мере, в лучшую сторону.
И это надо принять.
Мне ближе точка зрения Сергея Попова.
Мало что измениться. Самый критичный момент наступит, когда Трамп выдвинет свои предложенимя о перемирии. Но вряд ли он придумает что-то новое.
Набор его действий известен, точнее действий администрации США и их глубинного государства. Он уже слишком узок.
Торговая война с Китаем превратит рынок Европы в пыль. А Китаю ничего не останется, как держаться ближе к России.
Ни одну войну в мире Трамп не прекратит, просто не сможет. Любая эскалация будет приводит к ответной эскалации со всех сторон.
Что он успеет за 4 года? Отомстит своим гонителям и все дела. Да деньги из Европы высосет.
Очень интересная информация. Спасибо.