Летом 2024 года «Лига зеленых брендов» провела опрос и выяснила, что 25% российских компаний увеличили объем работы в области ESG (Environmental, Social, Governance). Принципы устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса становятся все более важными для инвесторов, клиентов и сотрудников компаний. Как именно эти принципы влияют на успешность бизнеса? Что изменилось после 2022 года?
Редакция Executive.ru публикует комментарии руководителей крупных компаний из разных сфер об их опыте внедрения ESG-практик.
ESG в производстве
Сергей Кочетов, коммерческий директор компании ML GROUP
Главная практика в области экологической безопасности, которую внедрила наша компания – установка регенеративного термического окислителя (РТО) стоимостью около полумиллиона евро. Система, состоящая из 2-3 блоков-камер, позволяет сократить выбросы вредных веществ с участка лакирования на 97%. Принцип работы РТО заключается в том, что отработанные пары растворителей и других примесей в воздухе попадают в камеру, где нагреваются до высокой температуры и окисляются. Полученное тепло используется для нагрева термомасла, используемого в производственных процессах, а окружающую среду попадает только углекислый газ.
Для нас социальная ответственность — не пустые слова. Мы заботимся о сотрудниках, создавая комфортные условия труда, предоставляя полное ДМС, удвоенные надбавки и соблюдая стандарты URSA. Мы также поддерживаем местный спорт.
Также мы минимизируем воздействие на окружающую среду, используя уникальную систему утилизации паров растворителей и специальный софт PACKZ для снижения потребления химикатов на производстве.
Внедрение РТО не только улучшило экологическую обстановку, но и принесло экономическую выгоду, позволив сократить расход газа на нагрев термомасла. Жалобы от местных жителей на неприятный запах прекратились, что свидетельствует об эффективности системы. Бережливое производство косвенно влияет на экологию, снижая количество отходов и использование растворителей.
Также мы активно работаем над популяризацией экологичных практик. Например, в октябре открываем выставку «Выход есть!», которая посвящена проблеме сверхпотребления. Мы фиксируем растущий спрос на ESG-ответственный бизнес со стороны клиентов и партнеров. Это подтверждает важность и актуальность нашего решения по внедрению принципов ESG.
Никита Эйсмонт, руководитель проектов по развитию корпоративной социальной ответственности «ЧТЗ-Уралтрак» (Челябинский тракторный завод)
В практике устойчивого развития Челябинский тракторный завод опирается на развитие своей социальной ответственности – реализации социальных, культурных и благотворительных программ и проектов, направленных не только на сотрудников предприятия, но и на жителей и гостей города. В основном это культурно-исторические проекты.
В своей работе мы исходим из концепции, что история предприятия – это наследие общества, основа локальной идентичности челябинцев. ЧТЗ – символ великой эпохи модернизации советского государства, его трансформации из аграрной страны в индустриальную сверхдержаву. В годы Великой Отечественной войны тракторный гигант носил гордое имя ― Танкоград. На заводе трудились лучшие конструкторы танков и танковых моторов, опытнейшие специалисты по технологии организации производства.
В послевоенные десятилетия ЧТЗ по праву считался флагманом отечественного тракторостроения. Челябинские специалисты создавали технику для освоения целины и Антарктиды, для зон с повышенной радиацией, а также испытывали первые сверхмощные промышленные тракторы. И наша задача – дать возможность жителям приобщаться к этой истории.
Импульс для развития данного направления предприятие получило после начала СВО. Завод значительно увеличил объем изготавливаемой продукции – сейчас это двигатели для танковой промышленности. Но гораздо важнее интерес, который начало проявлять общество: как старшее поколение, так и молодежь. Поэтому мы реализуем два флагманских проекта: туристический промышленный комплекс «Танкоград» и «Поколение Т». В рамках туристического комплекса мы дали возможность жителям посетить предприятие: исторические цеха, современное производства, наш музей, объединили в единую инфраструктуру локации.
В планах в следующем году увеличить проходимость, открыть новые локации на заводе, оформить в едином стиле совместно с художниками-граффитистами. Во втором проекте мы возрождаем творческие молодежные объединения: Школы экскурсоводов, моделистов, реставраторов и киноклуб. Например, в рамках Школы экскурсоводов уже прошли обучение 15 молодых людей, которые теперь самостоятельно проводят экскурсии по Челябинску. В целом в этом году увеличим количество участников школ до 100.
Также со следующего года в партнерстве с НКО региона начнем реализацию новых, более специализированных проектов. Например, «Легенды Тракторостроя», где в формате туристских маршрутов по городу с аудиогидами жители смогут узнать о легендах, которые окружают предприятие.
ESG в фармацевтике
Андрей Дорофеев, директор по стратегии фармацевтической компании «Алцея»
Одно из важных направлений в ESG – экологические инициативы компании. Среди них:
- Реализация концепции «эко-френдли» в головном офисе компании: сокращение неэффективного расхода бумаги, отказ от одноразовой посуды и экологически небезопасной химии, а также внедрение раздельного сбора мусора с последующей отправкой собранного вторсырья на мусороперерабатывающий завод, с которым мы сотрудничаем.
- Программы посадки деревьев, в которых регулярно участвует коллектив компании.
- Экопросвещение сотрудников, в том числе привлекаем к этой деятельности партнеров. Например, летом 2024 года вместе с независимой экологической организацией «Собиратор» мы организовали корпоративный вебинар «Экопутешествия с заботой о планете» о том, как совершать туристические поездки с минимальным воздействием на окружающий мир.
Не менее важно и социальное направление. В частности, компания с помощью различных мероприятий стремится повысить осведомленность граждан в вопросах здоровья. Важным шагом в этом направлении стал состоявшийся летом 2024 года запуск социально-просветительской программы «Роза здоровья», которая во многом направлена на профилактику заболеваний женской репродуктивной системы, включая онкологические, через просветительскую деятельность.
Помимо этого, в рамках проекта оказывается поддержка благотворительным фондам – например, БФ «Дальше», который помогает женщинам бороться с раком молочной железы. Мы поддерживаем и другие благотворительные инициативы, направленные на помощь различным уязвимым группам, а также повышает осведомленность собственных сотрудников в вопросах, связанных с благотворительностью.
Третье важное направление – это комплаенс. Мы соблюдаем все современные законодательные нормы и этические стандарты, которые выступают главным приоритетом как при взаимодействии внутри команды, так и при работе с клиентами, партнерами и потребителями.
Как мы оцениваем результаты
В компании адаптирована полноценная ESG-политика, которая охватывает работу по перечисленным выше направлениям – экологическому, социальному, управленческому. Она включает в себя огромный блок параметров, на соответствие которым мы проанализировали нашу компанию, чтобы сравнить полученные результаты с общемировым срезом по фармацевтическим компаниям.
Например, один из этих параметров – сокращение количества выбросов углекислого газа в атмосферу. Как правило, оно достигается за счет внедрения ресурсосберегающих процессов и инновационного оборудования на заводах. Но у нас пока нет своего производства, и поэтому мы несколько адаптировали реализацию этого параметра – в частности, внедрили концепцию зеленого офиса, основанную на эффективном потреблении электроэнергии, воды и расходных материалов. KPI в данном случае измеряются количеством затрачиваемых ресурсов на единицу времени.
Помимо этого, мы вносим свой вклад в сокращение выбросов, участвуя в посадках деревьев вместе с сервисом восстановления лесов «Посади лес»: тут посчитать нашу эффективность еще проще – она измеряется количеством посаженных деревьев. Например, в этом году мы посадили 4 тыс. саженцев сосны на территории в 1 га в Московской области.
Если говорить о наших многочисленных социальных инициативах, здесь нет каких-то четких KPI – у нас есть корпоративные критерии, которые следуют из нашей миссии и на основе которых строятся наши социальные проекты. В частности, мы позиционируем себя в качестве эксперта в женском здоровье и поэтому активно занимаемся просвещением в этой области – например, повышаем осведомленность женщин о раке молочной железы. Инвестируя в это средства, мы добиваемся того, что все больше женщин проходит раннюю диагностику и, соответственно, среди них сокращается риск пропустить РМЖ на ранней стадии. Для нас это очень важный результат.
Что касается управленческих инициатив, то у нас есть понимание того, какие процессы являются стандартом качества, и мы стремимся реализовывать их в полном соответствии с общепринятыми нормами. В целом свои результаты в области ESG мы оцениваем как положительные. Недавно мы провели детальный анализ с привлечением международных экспертов в этой области и получили общую оценку соответствия общим принципам ESG выше среднего. При этом важно учесть, что по ряду параметров наши результаты были оценены довольно высоко, но в то же время есть и такие параметры, где мы не можем пока ничего сделать технически (например, по причине того, что у нас еще нет своего производства).
Алексей Евдокимов, административный менеджер компании «ЭГИС-РУС»
В 2022 году наша компания в рамках программы корпоративной социальной ответственности приняла решение о последовательном сокращении экологического следа в результате своей деятельности и повышении экологической осведомленности сотрудников.
Мы создали и впоследствии сертифицировали по международному стандарту ISO14001 внутреннюю систему экологического менеджмента, как часть системы управления компанией. Главная цель системы – организовать внутреннюю и внешнюю экологическую деятельность для снижения негативного воздействия компании на окружающую среду, планировать и реализовывать программы по охране окружающей среды и обеспечивать соответствие экологическим нормативам.
Что нам удалось сделать в рамках программы? Мы практически полностью отказались от использования пластика в офисе, от использования бутилированной воды, установив эффективную систему очистки, ввели раздельный сбор мусора, организовали эффективное взаимодействие с одним из лидеров по переработке отходов. Мы также наладили регулярный сбор и передачу на разделение и утилизацию медицинские препараты и упаковку, батарейки, оргтехнику.
К сожалению, внешние обстоятельства не позволили нам завершить программу последовательного перехода на использование автомобилей с эффективными современными двигателями, однако мы обучили всех сотрудников, использующих автомобили, а таких более 360 человек, принципам экологического вождения, соблюдение которых может позволить сократить использование автомобильного топлива.
Нашим основным приоритетом остается экологическое просвещение сотрудников, членов их семей. Мы провели экомарафон, в котором в течение 6 недель принимало участие около 200 сотрудников компании – он вошел в число лауреатов программы «Лучшие ESG проекты России». Мы также организовали два курса вебинаров и включили тему сокращения экологического следа в повестку важнейшего ежегодного мероприятия компании – Цикловой конференции сотрудников.
Чего удалось достичь? Мы отмечаем существенные успехи в части экологического просвещения сотрудников и их стремление поддерживать экологичность в работе и в частной жизни. Вовлечение значительной части сотрудников – пожалуй, наш самый главный результат наряду с тоннами не допущенного к использованию пластика и удачными программами по сбору и переработке различных отходов. Мы будем и в дальнейшем поддерживать развитие этих направлений.
ESG в страховании
Владимир Залужский, вице-президент компании «Ренессанс страхование»
Устойчивое развитие – часть нашей стратегии развития. Это в целом органично для страховых компаний, ведь их задача помогать клиентам управлять своими рисками, обеспечивать устойчивость бизнеса или индивидуального или семейного бюджета. Есть много данных, что риски устойчивого развития становятся все более значимыми как в мире, так и в России. Это, например, разрушение инфраструктуры в зоне вечной мерзлоты, наводнения в средней полосе России, риски кибератак. Страховые компании прикладывают усилия, чтобы анализировать текущие и будущие риски, предупреждать клиентов, советовать им новые продукты для защиты их активов.
Есть еще один аспект, почему мы занимаемся устойчивым развитием – публичность нашей компании. Мы единственная страховая компания в России, акции которой обращаются на бирже, причем в престижном первом уровне листинга. Мы должны соответствовать растущим требованиям ЦБ и Мосбиржи к эмитентам и в области устойчивого развития.
Мы стали уделять гораздо больше внимания устойчивому развитию после того, как компания стала публичной. Кроме того, устойчивое развитие очень важно для сотрудников, особенно для молодежи. В условиях борьбы за таланты наличие развитых практик устойчивого развития является нашим большим преимуществом.
Также наличие развитых практик устойчивого развития важно для ряда наших клиентов на тендерах, а также для наших сотрудников и соискателей. Например, мы помогаем нескольким благотворительным фондам. Сотрудникам приятнее работать в компании, которая делает добрые дела, а не только зарабатывает деньги.
Как компания финансового сектора, мы находимся в более выигрышном положении, чем промышленность, так как не наносим ущерба экологии своей деятельностью. Однако мы делаем усилия для снижения потребления энергии и воды. В 23 году мы сознательно переехали в «зеленый офис» класса А. Группа «Ренессанс страхование» давно делает фокус на цифровизацию процессов. Часть этого – электронный документооборот. У нас культивируется раздельный сбор мусора, экологическое волонтерство.
Недавно мы получили рейтинг устойчивого развития от специализированного агентства. Это такая внешняя оценка нашей работы. Приятно, что балл оказался выше многих игроков финансового сектора.
ESG в ретейле
Анна Боброва, руководитель направления устойчивого развития «Лемана Про» (ранее «Леруа Мерлен»)
Один из ключевых вызовов и трендов для ESG в России — необходимость развивать компетенции. В нашем случае 90% климатического воздействия приходится на товары, поэтому большая часть наших усилий направлена на внедрение ESG-принципов в работу с поставщиками.
Мы разработали и продолжаем активно реализовывать нашу стратегию «Зеленые товары», ключевая задача которой — выстраивать трехсторонний диалог между компанией, поставщиками и покупателями. Стратегия включает 6 критериев, по которым оценивается экологическое и социальное влияние товара на протяжении всего жизненного цикла – от добычи сырья до утилизации. В результате практики поставщиков становятся более инновационными, а потребительские привычки — более ответственными. На сегодня почти 28 тыс. товаров в нашем ассортименте соответствуют подходу «Зеленые товары».
Мы ведем эту комплексную работу уже третий год: она охватила уже более 3 тыс. поставщиков. И с каждым поставщиком мы обсуждаем один и тот же вопрос — недостаток экспертизы внутри. Например, на уровне менеджмента сформировано желание экспериментировать с составом материалов: добавлять вторичное или биосырье. Но кто возьмется делать это вручную, перестраивать технологический процесс на предприятии – это часто большой вопрос.
Технологи, разбирающиеся в работе со вторичным сырьем, сегодня буквально на вес золота. От своих поставщиков мы знаем, что таких специалистов выращивают со скамьи колледжа и усердно удерживают, а наработанный опыт и понимание технологического процесса передаются из поколения в поколение. Поэтому внезапный уход технолога — это риск для всего предприятия. Очевидно, что необходимо искать способы восполнения нехватки специалистов с узкой квалификацией, которые нужны для достижения национальных целей развития России и реализации ESG-инициатив бизнеса.
ESG в сфере недвижимости и строительства
Елена Малиновская, директор по аренде делового квартала «Сколково Парк», председатель правления АРКН
В сфере недвижимости ESG-тенденция особенно заметна. Компании-арендаторы, являющиеся лидерами ESG, предъявляют вс более строгие требования к своим офисам. Для них важно, чтобы здания были построены с учетом энергоэффективности, экологичности, комфорта для сотрудников, а также безбарьерной среды. Мы уже видим прямые запросы от наших арендаторов, включая долгосрочных партнеров, на предоставление данных по энергоэффективности, потреблению ресурсов и сэкономленным показателям. Эти компании активно работают с нами, чтобы улучшать условия для сотрудников, поскольку комфорт и HR-бренд выходят на первый план в борьбе за лучшие кадры. Офис становится важным инструментом для привлечения и удержания сотрудников.
Все больше девелоперов в России уделяют внимание устойчивому развитию. Мы наблюдаем, что все чаще выделяются значительные ресурсы на проектирование и строительство энергоэффективных, экологичных и комфортных зданий. Это связано не только с требованиями пользователей, но и с осознанием самим бизнесом влияния недвижимости на окружающую среду. В долгосрочной перспективе такие подходы также позволяют значительно снизить затраты на коммунальные ресурсы благодаря энергоэффективным решениям, заложенным еще на этапе проектирования.
Яркий пример — АРКН (Ассоциация рынка коммерческой недвижимости в сфере устойчивого развития), в которую уже вошло более 10 крупнейших игроков рынка с суммарным объемом недвижимости более 17 млн квадратных метров. Среди главных достижений Ассоциации — внесение российской сертификации КЛЕВЕР в государственную таксономию зеленых проектов, а также инициирование процедуры обновления классификации офисных зданий. Благодаря последней инициативе офисные объекты теперь могут получить класс Prime. На сегодняшний день российскую сертификацию КЛЕВЕР прошли 39 объектов, 10 объектов проходят сертификацию на текущей момент, 129 объектов заявлено на сертификацию до конца 2027 года.
Что касается нашей компании, мы стремимся внедрять ESG-принципы в каждом проекте. Один из таких — деловой квартал «Сколково Парк». Концепция проекта основывается на сочетании современной архитектуры, экологичных материалов, обилия зелени и свободного пространства. Деловой квартал строился по всем высочайшим стандартам: он оснащен современными инженерными системами вентиляции, кондиционирования и освещения с мониторингом их состояния в режиме реального времени. Здесь предусмотрены экономичный расход энергии, использование природных восполняемых ресурсов и безопасная утилизация отходов. Сейчас «Сколково Парк» проходит Российскую экологическую сертификацию КЛЕВЕР.
На рынке недвижимости наблюдается следующая тенденция: компании акцентируют внимание только на получении зеленых» сертификатов, забывая о других ESG-принципах. Мы же создаем диалог арендатора с арендодателем, активно привлекая их внедрять принципы устойчивого развития в своих компании. Например, в сентябре мы провели ESG-фестиваль в бизнес-парке «Крылатские холмы» совместно с арендаторами. Главная идея фестиваля — повышение осведомленности людей об ответственном потреблении ресурсов, их внимательности к собственному физическому и ментальному здоровью.
Помимо активностей, в рамках проекта устойчивого развития проводились мероприятия по улучшению ESG-инфраструктуры. За последние три года на территории бизнес-парка «Крылатские Холмы» появилась отдельная большая зона для приема фракций: стекло, бумага, металл и пластик. Также установлены пункты приема электронных сигарет, просроченных лекарств и блистеров от них, батареек, пластиковых крышечек, ненужной и старой одежды.
Тренды устойчивого развития
Андрей Хорошилов, генеральный директор и основатель сервиса «Сохрани лес»
С 2022 года среди аналитиков, экспертов в области ESG и визионеров не утихали споры о будущем повестки устойчивого развития в российских реалиях. Скептики предрекали ESG-практикам полное забвение, оптимисты рассуждали об их сохранении – с потенциальным смещением акцентов на более «точечные», локальные проекты.
В конце 2024 года мы констатируем факт: оптимисты оказались реалистами. Корпоративные документы – политики и стратегии – по-прежнему считаются с повесткой устойчивого развития как с явлением. Но «внутренние» смыслы теперь сдвигаются на более тактический уровень. Партнеры все больше внимания уделяют измеримой, наблюдаемой активности.
Причина такого сдвига – не банальная экономия, как может показаться на первый взгляд. Все больше наших партнеров говорят о наличии запроса на обоснованность трат – со стороны общественности, СМИ, собственных сотрудников. Если в «десятых» годах финансирование различных общественных и экологических организаций было привычной практикой и не вызывало вопросов, то сегодня мы видим тренд на адресные практики устойчивого развития.
Это хорошо прослеживается на проектах заботы об окружающей среде. Еще 5 лет назад компании были готовы финансировать «сохранение природного наследия» в самом широком смысле. Сегодня же все больше внимания уделяется деталям: компании предпочитают практики устойчивого развития, способные рассказать историю, обосновать необходимость собственной реализации. Бизнес стремится демонстрировать свою включенность не столько в общую повестку, сколько в конкретные болевые точки.
К примеру, сегодня в России очень много поврежденных или полностью уничтоженных лесов. Еще несколько лет назад корпорации были готовы к «безадресным» инвестициям: «Мы понимаем, что такая проблема есть, готовы финансировать ее решение». В 2024 году – даже при сохранении прежних бюджетов – корпорации хотят знать об истории конкретной локации, хотят донести до собственников, руководителей и сотрудников ценность участия в конкретной практике.
Именно поэтому среди наших партнеров особой популярностью пользуется национальный парк «Мещерский»: локация рассказывает свою историю – и проект, фактически, обосновывает сам себя. Водно-болотные угодья мирового значения, едва пережившие два крупнейших пожара за XXI век, испепеливших вековые сосны, которыми вдохновлялся еще Сергей Есенин – именно так выглядит «портрет» наиболее востребованных ESG-практик в нашем секторе, которые ценятся партнерами в современных реалиях.
Такие изменения произошли на фоне относительно высоких кризисных ожиданий. Общество, рынки и СМИ живут в готовности к новым вызовам, поэтому долгосрочные и особенно «абстрактные» практики вызывают скепсис, работающий против имиджа партнеров. Однако такая готовность лишена пессимизма и паники – поэтому расходы на социальные и экологические инициативы по-прежнему считаются обоснованными и даже необходимыми. Главное, чтобы связь между потраченными ресурсами и наблюдаемым эффектом была более прямолинейной и наблюдаемой.
«Локальные» ESG-практики могут отличаться даже большей эффективностью, чем «стратегические» инициативы из недавнего прошлого. Как минимум – из-за собственной измеряемости. Конечные благополучатели в новой парадигме – конкретные национальные парки, пострадавшие от природных катаклизмов, представители социально уязвимых групп населения, локализованные каким-либо образом, конкретные объекты культурного или исторического наследия – имеют прямой доступ к помощи от крупного бизнеса и узнаваемых брендов. Это повышает доверие к корпоративным ESG-трекам, снижая репутационные риски.
Представители национальных парков, заповедников и памятников природы, с которыми мы сотрудничаем, отмечают бо́льшую включенность от бизнеса. Сами благополучатели стремятся также адаптироваться к новым реалиям, изучая для себя новый язык самопрезентации – сторителлинг, который так полюбился ответственному бизнесу за последние пару лет.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:
Читайте также:
Ого!! наконец-то мы доросли до повестки 1970х годов, когда все уже поняли что это ерунда и даже получили зримый отрицательный результат.
ЕСГ - логическая ахинея на системном уровне. Любая система развивается только проходя через кризисы и проскакивая точки равновесных состояний. А ЕСГ - давайте ограничим воспроизводство населения и сократим экономику что бы избраным людям хватило сегодняшних ресурсов надолго. Жрите то что вырастите на подоконнике, большего Вам не дадут.
И все это на серьезных щщах и с серьезными заточками лиц. Остается уповать лишь на то что наши "сельпаны" будут понимать под ЕСГ все что угодно и провалят не со зла мировой тренд.
Боже правый. О чем здесь говорится !
О социальной и экологической ответственности бизнеса, о мерах, которые принимает компании, чтобы улучшить окружающий мир ?
Глаза откройте господа и дамы. Не к месту это.
У нас СВО.
Всё для победы !
Я в принципе сторонник экологичного и экологического развития. Они могут быть составной частью устойчивого развития экономики в целом и компаний в частности.
В приоритете устойчивого развития лежит бережное и брежливое отношение к людям и всем ресурсам.
Сейчас, особенно при дефиците кадров стоит задача роста производительности труда с конкретными целями по конкретной продукции.
Самой удачной моделю устойчивого развития были старые добрые стандарты Тойоты.
Но как показал исторический опыт, когда финансисты Японии начали работу по своим локальным показателям эффективности, то с тех пор Япония в целом и японские компании в частности больше не демонстрируют устойчивого развития.
Чтобы у нас в России например начать устойчивое развитие нужна координация действий финансистов, инженеров и организаторов.
Желательно в управлении, использовать наработки Тойоты, а не тот новодел, который сейчас присущ ИТ-сфере, где разработчики не понимают менеджеров, а менеджеры разработчиков. У каждого свои локальные показатели эффективности.
Хорошо, что идея устойчивого развития существует в головах людей.
Возможно, со временем это выльется во что-то большее, чем то, что мы сейчас наблюдаем.
Очень важно, что процесс пошел.
Ага, особенно для инвесторов )))
Впрочем, если важность ранее была нулевая, то и нынешняя доля процента - существенный рост.
Если серьезно, то ESG-инициативы в целом хороши и спасибо тем, кто об этом думает.
НО:
1. Корни этих инициатив идут с Запада
2. Для западных стран участие в ESG является одним из признаков "свой-чужой" (среди прочих других признаков, включая борьбу с климатом и программы ЛГБТ)
3. Формальное полное участие в ESG подвержено управлению соответствующими западными структурами (имеются и кнуты и пряники)
В итоге: думать об этом стоит, делать это стоит, но гордиться именно этими тремя буковками можно воздержаться.