Патентные тролли: как защитить свой бренд от рейдеров

История создания нашей компании нетривиальна. Патентным бюро мы стали буквально благодаря атаке патентных троллей. Речь идет о рейдерах, которые проворачивают мошеннические схемы с незарегистрированными вовремя чужими товарными знаками, а потом шантажируют предпринимателей с целью заработать на их незнании законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Когда-то наша компания попала в эту ловушку. После атаки троллей наш бизнес парализовало: продажи встали, склады арестовали, товар на несколько миллионов рублей в одночасье стал контрафактом. Именно так начиналась наша история: с осознания, что первым шагом в любом бизнесе должна стать защита интеллектуальной собственности. Теперь мы – одни из лидеров на рынке по регистрации товарных знаков в Роспатенте. Расскажу обо всем по порядку.

Как действуют патентные тролли

В Кирове работала производственная компания, которая производила различные товары для мужских хобби. Однажды она подверглась атаке патентных троллей. Был скопирован сайт, самая продаваемая товарная позиция и ее название. Злоумышленники подали в Роспатент заявку и получили товарный знак. А после подали на производителя в суд. Внештатный юрист не смог помочь.

Часто тролли используют именно такую схему:

  • Ищут успешный бизнес с незащищенными товарным знаком брендами.
  • Оформляют их на себя.
  • Затем требуют внушительных выплат в качестве компенсации. По закону сумма может составлять от 10 тыс. до 5 млн рублей.

Как рейдеры ищут жертв

Жертвами троллей часто становятся селлеры маркетплейсов. В онлайн-магазинах легко найти популярный товар, а потом проверить, зарегистрировано ли название бренда. Если нет, тролли оформляют товарный знак на себя, выжидают время, чтобы потребовать как можно больше денег, и пишут досудебную претензию.

По нашей практике, они могут озвучить ценник в пару миллионов рублей за выкуп бренда. Взять в аренду будет дешевле – от 200 тысяч в месяц. Если предприниматель принимает решение судиться, то у тролля со свидетельством о регистрации на руках есть возможность насолить. Он заблокирует карточки товаров своих жертв, отправив письмо в техподдержку маркетплейса. Сколько у нас идут суды? В лучшем случае полгода-год. Издержки от простоя исчисляются миллионами.

Случай из практики: атака на продавца маркетплейса

Керим – владелец швейного производства, на которое напали патентные тролли. Они первыми успели запатентовать его бренд, под которым он продавал одежду на маркетплейсе. Как же он удивился, получив претензию за использование чужого товарного знака. Карточки товаров его онлайн-магазина были заблокированы. Это принесло огромный урон на десятки млн рублей.

Отстоять правду нам помогли в Палате по патентным спорам. Главными аргументами были:

  • У компании Керима было фирменное наименование, которое было зарегистрировано раньше, чем конкурент подал заявку на знак.
  • Авторские права на логотип принадлежат Кериму, так как он создал это изображение самостоятельно.

Коллегия Палаты приняла эти моменты во внимание и вынесла решение в нашу пользу. Знак, который тролль оформил на себя, был аннулирован. Попытка оспорить это решение в суде по интеллектуальным правам также не увенчалась успехом – мошенник проиграл дело.

Время существования бренда на рынке – отличный способ борьбы с троллями. Необходимо собрать доказательства, что работу с брендом вы начали раньше, чем была подана заявка на регистрацию бренда от тролля. Подойдет датированный договор с дизайнером на создание вашего логотипа, соцсети, посты, отзывы о продукции от пользователей с датами. Собирайте любые подтверждения, которые покажут: вы начали пользоваться этим брендом раньше.

Как защитить свой бренд от патентных троллей

Первое правило безопасности: определились с товаром или услугой, выбрали имя – сразу регистрируйте его! Даже если еще нет понимания, останетесь вы в этой нише или нет. Проверьте, не занято ли кем-то ваше имя, и подавайтесь в Роспатент. Заявка в ведомство позволяет закрепить за собой право на товарный знак. С этого момента три месяца можно тестировать выбранную нишу. Если дело пойдет, продолжайте регистрацию, оплатив пошлины. Если нет, ничего не оплачивайте и подавайте новую заявку в другой нише.

Что делать, если имя уже занято? Зарегистрировать знак можно, если у компаний разные сферы деятельности. Обратитесь к владельцу бренда с просьбой подписать письмо-согласие на вашу регистрацию. Объясните, что вы не конкуренты. Еще важно понять, нет ли в действиях компании-«тезки», признаков тролля. Самому вычислить сложно, но эксперты помогут.

Как определить патентного тролля: признаки

Такая организация регистрирует много товарных знаков, но сама деятельности никакой не ведет. У экспертов, давно работающих в сфере интеллектуальной собственности, созданы «черные списки» таких компаний и лиц. Если наименование оказывается зарегистрированным потенциальным троллем, лучше отказаться от этого варианта и выбрать другой. Пытаться победить рейдера – так себе затея. Они выигрывают суды, по сути, отбирая чужой бизнес, на абсолютно законных основаниях.

Как закончилась наша борьба с рейдерами

Вновь возвращаемся к истории нашей компании. Производство удалось отстоять, но это стоило огромных денег, сил и времени. Отныне каждую разработку мы патентовали и оформляли на нее товарный знак. Для этого сначала организовали собственный отдел с двумя патентными поверенными. А когда стали получать сторонние заявки, приняли решение развивать направление регистрации товарных знаков отдельно.

Многие предприниматели сильно заблуждаются, считая, что регистрировать бренд нужно только крупным компаниям с большой историей на рынке. Нет, это не так! Очень жаль бывает ребят, которые придумали классный бизнес. В какой-то момент они решают, что лучше потратят эти несколько тысяч рублей на рекламу, а не на регистрацию бренда. А когда получают претензию от троллей на несколько миллионов, начинают кусать локти.

В практике нашего бюро такие истории случаются ежедневно. Не пополняйте печальную статистику, не давайте троллям ни единого шанса, защищайте свое имя. Потеря бизнеса – это трагедия. Очень обидно, когда теряешь дело своей жизни, а для его защиты требовалась такая простая вещь, как товарный знак.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Керим – владелец швейного производства, на которое напали патентные тролли. Они первыми успели запатентовать его бренд, 

и далее

Отстоять правду нам помогли в Палате по патентным спорам. Главными аргументами были:

  • У компании Керима было фирменное наименование, которое было зарегистрировано раньше, чем конкурент подал заявку на знак.
  • Авторские права на логотип принадлежат Кериму, так как он создал это изображение самостоятельно.

Легальное определение бренда в российском законодательстве отсутствует. Что конкретно запатентовали тролли?

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Антон Соболев пишет:
Легальное определение бренда в российском законодательстве отсутствует. Что конкретно запатентовали тролли?

Гражданский кодекс РФ

Раздел VII. ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Глава 69. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Они могли запатентовать согласно п.п. 13, 14, 15, 16.

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Они могли запатентовать согласно п.п. 13, 14, 15, 16.

Это - не бренд: он является маркетинговым понятием, в корпусе материального права РФ он отсутствует.

Кроме того, из второго отрывка следует, что фирменное наименование уже было зарегистрировано ранее, а логотип (который с натяжкой в контексте статьи можно признать товарным знаком или коммерческим обозначением) не подвергся атаке. Неужели тролли атаковали место происхождения?

Статья написана исполнительным директором федерального патентного бюро, поэтому меня и привлекла такая необычная формулировка.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Антон Соболев пишет:
Это - не бренд: он является маркетинговым понятием, в корпусе материального права РФ он отсутствует.
Кроме того, из второго отрывка следует, что фирменное наименование уже было зарегистрировано ранее, а логотип (который с натяжкой в контексте статьи можно признать товарным знаком или коммерческим обозначением) не подвергся атаке. Неужели тролли атаковали место происхождения?
Статья написана исполнительным директором федерального патентного бюро, поэтому меня и привлекла такая необычная формулировка.

Возможно имеется в виду сайт и какие-то описания товара, рекламные материалы.

Тогда это пункты:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

Другое дело, что пункт 1 не патентуется, там другая форма защиты авторских прав.

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:

Возможно имеется в виду сайт и какие-то описания товара, рекламные материалы.

Тогда это пункты:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

Я предлагаю дождаться ответа автора.

Когда "заместитель председателя гильдии юристов при МТПП РФ" пишет, что "история создания нашей компании нетривиальна. Патентным бюро мы стали буквально благодаря атаке патентных троллей", - это лично у меня вызывает очень много вопросов.

А после уточнения: "наша компания попала в эту ловушку. После атаки троллей наш бизнес парализовало... первым шагом в любом бизнесе должна стать защита интеллектуальной собственности...", и это - в тексте потенциально "продающей" статьи, я начинаю спрашивать себя: "А был ли мальчик?"

Консультант, Новосибирск

Согласен с Антоном, налицо явная путаница.

Не стоит использовать термин "бренд" юристам, потом трудно вылезать из лужи, в которую сели...

Сначала подумал - проблемы с названием статьи. Нет, в тексте термин "бренд" тоже используется, только под ним почему-то понимается... наименование продукта.

Исполнительный директор, Киров
Антон Соболев пишет:
Михаил Лурье пишет:

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Они могли запатентовать согласно п.п. 13, 14, 15, 16.

Это - не бренд: он является маркетинговым понятием, в корпусе материального права РФ он отсутствует.

Кроме того, из второго отрывка следует, что фирменное наименование уже было зарегистрировано ранее, а логотип (который с натяжкой в контексте статьи можно признать товарным знаком или коммерческим обозначением) не подвергся атаке. Неужели тролли атаковали место происхождения?

Статья написана исполнительным директором федерального патентного бюро, поэтому меня и привлекла такая необычная формулировка.

Сергей Корчанов пишет:

Согласен с Антоном, налицо явная путаница.

Не стоит использовать термин "бренд" юристам, потом трудно вылезать из лужи, в которую сели...

Сначала подумал - проблемы с названием статьи. Нет, в тексте термин "бренд" тоже используется, только под ним почему-то понимается... наименование продукта.

Добрый день! В заголовке изначально звучало другое слово - "товарный знак". После правок редакции e-xecutive появилось "бренд". Да, это более широкое понятие. Но для меня как автора статьи эта правка не критична. Смысла она не искажает.

Что касается вашего вопроса по объекту атаки, то у нашего клиента пытались отобрать именно бренд. Имя, под которым его бизнес существовал уже несколько лет. Рейдеры зарегистрировали в качестве товарного знака название nfescolors. Именно под ним Керим продавал одежду на маркетплейсе. Если вас заинтересовала эта история, подробнее можно прочесть об этом кейсе здесь: https://media.zhelezno.com/kejsy/zashchita-brenda-nfescolors/

Остались ли у вас еще какие-то вопросы? С радостью отвечу. Но позвольте сказать вот что. Мне бы  очень хотелось, чтобы наше общение было более дружелюбным. Впервые на этой площадке и, честно, неприятно удивлена, как встретили старожилы новичка. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.