Чек-лист по регистрации товарного знака для маркетплейса

На маркетплейсах продавцы используют специальную маркировку, чтобы покупатели смогли отличить их от конкурентов. Получить монополию и охрану на такую маркировку можно только в случае, если зарегистрировать ее в качестве товарного знака. На некоторых торговых площадках (например, Lamoda) наличие товарного знака – обязательное требование, без которого вам откажут в открытии витрины и размещении товаров.

Регистрация товарного знака дает ряд преимуществ:

  • Монополия – никто другой не сможет использовать ваше или сходное с ним обозначение без вашего согласия.
  • Гарантия того, что вы не нарушаете чужие права, так как ваше обозначение не будет зарегистрировано, если оно тождественно или похоже на другие товарные знаки, что может ввести потребителя в заблуждение.
  • Постановка на баланс в качестве нематериального актива, что увеличит стоимость компании.
  • Возможность открытия франшиз, так как без товарного знака создать франчайзинговую сеть невозможно.
  • Включение в таможенный реестр, что позволит пресечь ввоз контрафактной продукции.
  • Приоритетное право на регистрацию доменного имени.
  • Возможность последующей подачи международной заявки на регистрацию товарного знака и выхода на зарубежные маркетплейсы.

Условия у каждой торговой площадки свои, но есть ряд общих ключевых требований и рекомендаций, о которых важно помнить, если вы планируете зарегистрировать товарный знак для размещения товаров на маркетплейсе.

Представляем чек-лист по регистрации товарного знака.

1. Оформите статус ИП или юрлица

Товарные знаки предназначены для индивидуализации товаров и услуг, что предполагает регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или открытие компании (ООО, АО и др.). Однако для ведения некоторых видов деятельности (оценщики, патентные поверенные, самозанятые) регистрация ИП или ООО не нужна.

Сейчас такие лица не могут регистрировать товарные знаки на свое имя. Возможно, ситуация изменится – в настоящее время рассматривается законопроект о том, чтобы разрешить регистрацию товарных знаков на имя любого гражданина вне зависимости от наличия у него какого-либо статуса (ИП, самозанятые и пр.).

Не стоит забывать и об ограничениях. Те же самозанятые могут продавать только определенные виды товаров – собственного производства или доработанные (например, сувенирную продукцию, созданную творческим трудом). Перепродажей самозанятым заниматься нельзя.

Таким образом, перед выходом на маркетплейс определитесь со статусом и получите его. Можно совмещать несколько статусов (быть одновременно ИП, самозанятым, учредителем компании).

2. Внимательно изучите условия договора с маркетплейсом

У каждой площадки свои требования. Кому-то достаточно заявки на регистрацию товарного знака (как Wildberries), где-то ничего не требуется (например, Яндекс.Маркету), а где-то обязательно предоставить свидетельство на зарегистрированный товарный знак, иначе ваш товар не разместят.

Требования маркетплейса должны быть учтены в вашем бизнес-плане – от них будет зависеть порядок и скорость выхода продукта на рынок, а также стратегия регистрации товарного знака. Например, если маркетплейс отказывается работать без зарегистрированного товарного знака, а вы хотите запустить продукт в кратчайшие сроки, воспользуйтесь ускоренной процедурой регистрации товарного знака за 2-3 месяца. Ускорение потребует дополнительных финансовых вложений и действий (но получить свидетельство за неделю не получится при всем желании).

При составлении бизнес-плана и выборе стратегии следует также учесть, что крупные маркетплейсы, как правило, не идут на уступки – либо вы принимаете предлагаемые условия, либо партнерство не состоится. Поэтому не стоит пренебрегать правилами маркетплейса, надеясь на возможность в будущем договориться или беспрепятственно внести изменения в договор.

3. Максимально защитите активы

Законодательство позволяет регистрировать в качестве товарного знака самые разные обозначения – словесные, изобразительные, объемные, звуковые, обонятельные, цветовые, а также их сочетания.

Наиболее популярные варианты товарных знаков:

  • Название магазина / наименование, под которым распространяется товар (здесь используются как словесные обозначения, так и сочетания словесных и изобразительных элементов).
  • Доменное имя сайта.
  • Внешний вид товара, его отдельные детали (здесь могут быть и объемные товарные знаки).
  • Этикетка для товара (включает множество неохраняемых элементов и имеет особенности как при проверке обозначения, так и при составлении заявки на товарный знак).

Данный перечень не ограничен. На некоторые объекты, помимо регистрации, можно получить и патент, например, оформить дизайн товара как промышленный образец. Так, в качестве промышленного образца зарегистрирована форма бутылки Coca-cola, свой первый патент компания получила в 1915 году.

Вы не ограничены в количестве регистраций. Чем больше используемых обозначений вы зарегистрируете, тем полноценнее будет защита от конкурентов.

4. Обязательно проверьте обозначение до подачи заявки на регистрацию товарного знака

Если окажется, что придуманное обозначение уже используется конкурентом или сходно с ним настолько, что потребители могут их спутать или решить, что они принадлежат одному производителю, это может привести к судебным спорам, конфискации товара, административным штрафам и даже уголовной ответственности.

Чем раньше вы обнаружите слабые стороны своего обозначения, тем быстрее внесете в него необходимые изменения или же, при необходимости, проведете полный ребрендинг. При этом измененное/новое обозначение также нуждается в проверке. Чем дольше товар находится под спорным обозначением, тем больше возможный размер ответственности и расходы на раскрутку, которые не окупятся.

Нередка ситуация, когда обозначение стало «родным», и с ним не хочется прощаться. В таком случае есть варианты действий:

Выбор стратегии зависит от конкретной ситуации, однако, независимо от варианта, лучше обратиться за помощью к специалистам по регистрации товарных знаков. Если действовать самим и сгоряча, есть риск только ухудшить ситуацию, например, вместо письма-согласия получить обращение или возражение со стороны правообладателя против регистрации вашего товарного знака. Специалист, обладающий специальными знаниями и практическим опытом, даст рекомендации, как изменить обозначение, или составит грамотный мотивированный ответ на запрос или предварительный отказ экспертизы, что облегчит регистрацию товарного знака.

5. Не медлите с подачей заявки на регистрацию

Регистрация товарного знака – длительная процедура, которая в среднем занимает 4-9 месяцев.

До подачи заявки на регистрацию проведите предварительную проверку, чтобы не столкнуться с конкурентом или не получить отказ в регистрации по абсолютным основаниям (например, в обозначении доминируют неохраняемые элементы, и поэтому он неспособен выполнять функцию товарного знака).

Также не рекомендуем делать паузу между датой проверки и датой подачи заявки на регистрацию товарного знака, идеально – подать заявку в тот же день. Заявки на регистрацию товарных знаков подаются ежедневно, и если конкурент окажется быстрее – не исключено, что вам придется менять товарный знак. При этом упущенное время и средства, потраченные на дизайн, маркировку, рекламу текущего обозначения и попытку его регистрации (включая патентные пошлины), уже никто не вернет. Кроме того, чем дольше тянуть с подачей заявки на регистрацию товарного знака, тем позже вы получите свидетельство на товарный знак, а без него некоторые маркетплейсы просто откажутся выставлять ваши товары на витрине.

Конечно, скорость не должна сказываться на качестве – после подачи заявки никаких существенных изменений в нее внести уже нельзя. Поэтому не стоит спешить и подавать на регистрацию «сырой» макет обозначения или халатно относиться к составлению перечня товаров и услуг.

6. Подготовьтесь к выходу на зарубежные рынки

Правовая охрана товарного знака носит территориальный характер – товарный знак, зарегистрированный в Роспатенте, охраняется только на территории Российской Федерации. Если у вас есть покупатели из зарубежных стран, и вы собираетесь размещать товары на зарубежных маркетплейсах, необходимо зарегистрировать товарный знак и в этих странах.

Подать заявку на регистрацию товарного знака можно как в национальное ведомство соответствующей страны, так и с помощью международной Мадридской системы регистрации товарных знаков. Международная заявка по Мадридской системе подается при наличии базовой заявки или базовой регистрации в национальном ведомстве. Другими словами, перед тем как подавать международную заявку, необходимо сначала зарегистрировать товарный знак в России.

При этом международная заявка не должна выходить за рамки российской. Изменить товарный знак по международной заявке или добавить в перечень новые товары и услуги будет невозможно. Поэтому при подаче российской заявки указывайте в перечне не только товары и услуги, для которых обозначение уже используется, но и только планируемые к производству.

7. Если вы поставщик

Продукция на маркетплейсах не всегда реализуется самим производителем. В качестве продавца может выступать дистрибьютор или иной поставщик, иногда цепочка поставок бывает весьма длинной. Как в этом случае подтвердить права на товарный знак?

Начнем с того, что использовать товарный знак может не только его непосредственный правообладатель, но и иные лица по его согласию. В таких случаях между правообладателем и дистрибьютором заключается лицензионный договор, со следующим по цепочке дистрибьютором – сублицензионный договор. Эти договоры подлежат обязательной регистрации в Роспатенте.

Бывают ситуации, когда такого договора нет. В таком случае маркетплейс (например, Ozon) может потребовать раскрыть цепочку поставок: предъявить дистрибьюторские договоры, договоры купли-продажи и прочие, а также предоставить письма-согласия на использование товарного знака от правообладателя и/или его официального дистрибьютора.

Если вы работаете напрямую с изготовителем, и у него не зарегистрирован товарный знак, обратитесь к нему с требованием осуществить регистрацию. Это в первую очередь минимизирует ваши риски: поскольку размещаете продукцию на маркетплейсе вы, то и претензии от конкурентов о нарушении прав на их интеллектуальную собственность будут направлены вам.

Выводы

Правовая документация маркетплейсов составлена так, что вся ответственность за нарушение интеллектуальных прав третьих лиц ложится на продавца. А если каким-то образом ответственность коснется и маркетплейса – с продавца же он будет вправе взыскать свои убытки. Таким образом, обеспечить «чистоту» товарного знака – в интересах самого продавца.

Если вы уже выставили товары на маркетплейс, а товарный знак не зарегистрирован, исправьте ситуацию как можно скорее. Поданная заявка как минимум обеспечит вам приоритет перед всеми теми, кто подаст сходные обозначения на регистрацию после вас.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.