Сергей Каминский

Сергей Каминский

О себе

Разработка, внедрение и сопровождение приложений в среде Notes/Domino
Администрирование информационной системы в части серверов, клиентов и приложений Notes/Domino
Опыт программирования в среде Notes/Domino
Опыт документирования разработок на основе стандартов ЕСПД
Опыт преподавательской работы
До Notes/Domino:
Опыт программирования на языках и в средах разработки: Microsoft C++, Borland Paradox, Fortran 77, PL/1

Опыт работы
ЧЕРУС
Руководитель IT подразделения
ЧЕРУС
Разработчик программного обеспечения, администратор ИС
МОС СКБ АЛ и АС
Ведущий инженер отдела САПР
ВЗМИ
Научный сотрудник
ВЗМИ
Инженер
ВЗМИ
Младший научный сотрудник
Обучение
Всесоюзный заочный машиностроительный институт (ВЗМИ) г. Москва
Инженер механик по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты
Тесты, экзамены, сертификаты
CLP Notes Consultant R3
CLS – Domino R5 Designer Fundamentals
IBM Certified Associate Developer – Lotus Notes and Domino 6/6.5
IBM WebSphere MQ Introduction
Общая информация
Отрасль: Информационные и высокие технологии
Специализация: Информационные технологии
Должность: Системный аналитик
Москва
Только друзья могут оставлять сообщения.
Сергей Каминский

Цифрофизация реально нереальная
Как человеку, посвятившему большую часть жизни информационным технологиям, термин цифрофизация ассоциируется с оцифровкой использующей компьютер в качестве пишущей машинки и сканер для загрузки изображений. К глубокому сожалению именно так в большинстве случаев и происходит. То, что совсем недавно, называли распознаванием образов, автоматизированными системами управления, экспертными системами и другими весьма полезными и продуктивными способами использования вычислительной техники нынче объединяют под общим названием цифрофизация и непременно с использованием искусственного интеллекта.
Если предположить, что основной целью бизнеса является эффективное и выгодное вложение средств можно понять, почему у нас так любят всё связанное с цифровыми технологиями. Чтобы продать, надо это произвести. Произвести, материальное гораздо сложнее и затратнее, чем виртуальное. Четко прослеживается тенденция плодить и доверяться информации порождаемой различными поисковыми и аналитическими системами.
Широкое распространение технологий GPT (генеративных предобученных трансформеров) в применении к созданию текстового и визуального контента увеличивает информационный хаос (энтропию), что в корне противоречит кибернетическому подходу к обработке информации, изложенному Норбертом Винером [1]. Однако нельзя отрицать, что правильно обученные нейросети позволяют весьма эффективно и успешно решать множество прикладных задач, где требуется распознавание образов (будь, то текст, изображение, или любая другая оцифрованная информация).
То, что теперь называют искусственным интеллектом действительно искусственный, но совсем не интеллект. Интеллект предполагает возможность порождения новых знаний, но, к сожалению, нейросеть это лишь вероятностная модель позволяющая комбинировать или ассоциировать уже имеющую информацию и не более того. Никакими аналитическими свойствами такие модели не обладают и не могут обладать. Нужна надстройка, которая может оценить результат генерации и этой надстройкой всё равно должен быть знающий и понимающий человек. Возможно, когда машина, врезавшись в столб, почувствует боль и сможет запомнить это состояние и поведение, приведшее к этому, тогда и можно будет задуматься об интеллекте, хотя … (читайте Айзека Азимова "Я робот").
Если вспомнить историю, то вначале на первом плане была кибернетика, потом экспертные системы, электронный документооборот, теперь нейросети. Безусловно, всё это имеет место быть, но вовсе не следует отождествлять это с интеллектом, пусть даже искусственным.
И что интересно. Информационные системы позиционируемые, как электронный документооборот по большей части прекрасно обходятся без ИИ. И при этом, есть куда расти и развиваться известными и простыми средствами.
Взять хотя бы платформу Госуслуг. Что мы там наблюдаем. Несложные формы документов. Штатные базы данных. Простейшую обработку документов (поиск и сравнение) причём не всегда обеспечивающие желаемый результат. Даже элементарного распознавания печатных документов нет – копии хранятся в оцифрованном виде (для справки), а необходимая атрибутика вводится исключительно вручную.
Или другой весьма показательный пример - электронная медицинская карта. Огромный массив разнообразной информации… и никакого автоматизированного анализа. Даже сортировка документов и текстовый поиск отсутствуют. О чем вообще говорить. А уж, что там полно недостоверной и противоречивой информации можно и не вспоминать.
Наконец СРМ (системы управления взаимодействием с клиентами) большие объёмы информации, добротные интерфейсы, средства анализа. Но, извините, стоит ли "прикручивать" к этому ИИ (по крайней мере, как панацею от человеческой некомпетентности).
Надеяться на то, что искусственный интеллект и иже с ним нейросети разгребут помойку, из которой выросли, большое заблуждение.
Так о чем это я… А о том, что за красивыми названиями зачастую скрывается попытка выдать желаемое за достигнутое, а в приложении к бизнес идеям, подороже продать нематериальный продукт. Кстати, дата центры, предоставляющие услуги по запросам к нейросетям, очень неплохо зарабатывают, ничего не гарантируя. Просто нейросеть это одно, а надстройка над ней, которая и выдается за искусственный интеллект это совсем другое.
P.S. Не сомневаюсь, что это эссе вызовет бурю негодования у разработчиков и продавцов программных продуктов. Но что поделать, правда глаз колет.
P.S.S. "Вычислительная машина ценна ровно настолько, насколько ценен использующий ее человек. Она может позволить ему продвинуться дальше за то же самое время. Но он обязан иметь идеи. И на ранней стадии проверки идей вам не следует быть зависимым от вычислительных машин." [1, с. 323]
Литература
1. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / Норберт Винер ; [перевод с англ. И. В. Соловьева, Г. Н. Поварова]. - 2-е изд. - Москва : Советское радио, 1968. – 325с.