Первый бизнес: 4 истории «выживших» о том, как остаться верным своему делу

Редакция Executive.ru продолжает серию публикаций о первом бизнесе. Предыдущая статья была посвящена ошибкам погибших – в ней эксперты поделились своими историями о том, как делали первые шаги в бизнесе. Ценные уроки были вынесены, но опыт остался далеко в прошлом.

На этот раз публикуем истории тех, для кого первый бизнес стал делом всей жизни. Как не упасть духом, если партнер оказался аферистом? Почему удачная работа в крупной компании не означает быстрый триумф в своем деле? В чем главный секрет успеха бизнеса? Ответы на эти вопросы – в историях предпринимателей.

Как IT-специалист создал свою компанию

Дмитрий НорДмитрий Нор, директор компании SkySoft, эксперт Executive.ru

Мой первый и единственный бизнес – это моя IT-компания, которая занимается разработкой приложений на заказ. Все началось в 2015 году после того, как я закончил работу в международной IT-компании. Меня не устраивали ее подходы к работе, поэтому я решил открыть свое дело.

Самая первая серьезная ошибка, которую я допустил – думал, что если буду успешно продавать в чужой компании, то в своей все пойдет также гладко. Это не так. Для того чтобы в своем бизнесе нормально пошли продажи и появились хорошие деньги, он в первую очередь должен стать бизнесом и восприниматься окружающими именно таким образом. Этот этап сложно пройти, поскольку изначально нет ни денег, ни клиентов, ни специалистов, ни репутации. А пока это все не появится – не будет нормального восприятия компании.

Вторая ошибка была совершена уже тогда, когда компания встала на ноги – был штат крепких специалистов, и мы начали работать с серьезными коммерческими заказчиками и госструктурами. Я думал, что серьезные организации, которые давно на рынке, будут добросовестно выполнять свои обязательства, но это оказалось не так, особенно если в мире кризис (это было с 2020 по 2024 год). Заказчики просто не выполняли свою часть договоренностей. Был случай, когда я на полгода остался без денег, а сотрудники получали очень низкую зарплату. Это была очень сложная ситуация, из которой мне удалось выбраться.

Исходя из этих сложных и серьезных ситуаций, я сделал на будущее следующий вывод: нужно очень правильно и адекватно оценивать свои возможности и требовать с заказчиков гарантий исполнения своих обязательств. Это очень важные вещи, которые позволят сильно сэкономить время для себя и гарантировать работникам нормальный уровень жизни, потому что от меня зависит их благополучие.

Как два брата превратили один станок в сеть заводов

Владимир ЛозенкоВладимир Лозенко, СЕО и основатель международной сети заводов ЛСТК «Фабрика каркасов»

Мы с братом Денисом выпускники Уссурийского суворовского училища и Академии МЧС. Мечтали о карьере инженеров-спасателей. Еще со времен курсантской практики помню, как нас увлекал процесс разбора завалов и деблокирования пострадавших в ДТП – работа с металлом и конструкциями была нам по душе. Однако судьба распорядилась иначе, направив нас после службы в сторону производства металлоизделий.

Решив попробовать себя в строительстве, мы откликнулись на предложение знакомых поставлять металлопрофиль для гипсокартона на стройку. Так начался наш путь в металлообрабатывающем бизнесе.

Со временем рынок гипсокартонного профиля стал перенасыщенным. Нерегулируемость отрасли привела к тому, что производство запускали чуть ли не в каждом гараже, жертвуя качеством ради снижения цены. Такой подход противоречил нашим принципам — делать все качественно.

Постепенно бизнес начал угасать. Мы понимали, что в этой сфере сложно конкурировать, сохраняя высокое качество. Но вскоре нам попалась совершенно иная технология – производство готовых изделий заводской точности. Мы поняли: за этим будущее. В 2008 году нам удалось приобрести станок для производства легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК). Технология была новой для России, информации – минимум, но мы чувствовали огромные перспективы. Начались эксперименты, изучение возможностей, поиск своей ниши. Мы поверили в будущее ЛСТК: новый для российского рынка материал давал шанс построить бизнес по-новому.

Все начиналось с одного импортного станка. Однако зависимость от поставщика оборудования делала нас уязвимыми: оплата за каждый метр производимой продукции зависела от курса валюты. Тогда мы решили создавать собственные станки.

Осознавая новизну ЛСТК для российского рынка, мы сделали ставку на продвижение в социальных сетях, демонстрируя свои системы. К 2018 году, имея за плечами 10 лет опыта, мы запустили YouTube-канал, где рассказывали о технологии, показывали примеры работ и объясняли преимущества ЛСТК. Эта стратегия оказалась эффективной и привлекала клиентов со всей России.

В результате мы быстро выросли из региональной компании в крупного игрока рынка с более чем 20 представительствами по всей стране (заводы, офисы, дилеры, партнеры) и вышли на международный уровень, заключив партнерства с компаниями из 15 стран. Сейчас я развиваю бизнес в России и СНГ, а мой брат курирует международное направление. Так, начиная с малого, мы построили международную сеть заводов и заняли прочные позиции на рынке ЛСТК.

Этот опыт научил нас важности тщательного анализа рынка, оценки конкуренции и разработки стратегии, учитывающей возможные риски. Мы поняли, что важно не только производить качественный продукт, но и защищать свои разработки и бороться за свою нишу на рынке. Не стоит бояться новых идей и технологий. Нужно искать возможности для развития и не останавливаться на достигнутом, быть готовым к трудностям, и тогда успех обязательно придет.

Как тренер создал свою школу

Татьяна ЛьвоваТатьяна Львова, основатель и директор школы бильярда Poolschool

Мой первый и единственный бизнес — школа бильярда. Ее основой были амбициозные цели: воспитание достойных людей, сильных спортсменов, которыми будет гордиться наша страна и которые добьются побед на международной бильярдной арене.

Мои первые шаги в организации детских бильярдных секций были непростыми. Занятия проходили в бильярдных клубах, где курили и выпивали взрослые, что создавало неловкую атмосферу. В основном ко мне приходили дети родителей, которые сами увлекались бильярдом.

Ситуация изменилась в 2014 году, после запрета курения в общественных местах, что позволило активнее рекламировать секцию и привлекать больше детей:

  • С 2002 по 2007 год у меня была одна группа.
  • С 2008 по 2015 год к работе присоединились тренеры из Москвы и Калуги, и мы вели занятия в двух городах и трех клубах.
  • С 2015 года началось расширение тренерского состава: сейчас в школе работают 8 тренеров.
  • С 2018 года мы открываем собственные залы, соответствующие современным стандартам спортивной школы.

Мой бизнес не требовал больших первоначальных вложений или крупных покупок. Сейчас у нас есть инвентарь, на который мы заработали сами. Спортивная сфера, особенно бильярд была незанятой нишей, поэтому я искала информацию о построении бизнеса в других видах спорта, учитывая специфику работы с детьми и конкуренцию за привлечение юных спортсменов. В 2005 году у меня занималось до 10 детей, то сейчас их уже 150. В рамках проекта «Московское долголетие» занимаются более 200 человек, есть взрослые группы, где занимаются около 50 человек. Мы регулярно проводим мастер-классы и турниры, предоставляя площадку для активного досуга.

Как в первые годы, так и сейчас, самым сложным остается привлечение новых учеников. В начале для продвижения мы использовали: раздачу листовок у магазинов, станций метро и школ, рекламу на подъездах, досках объявлений и асфальте, размещали рекламу на задних стеклах автомобилей. С развитием интернета создали сайт и начали использовать инструменты продвижения на сторонних платформах и в соцсетях. Мы открыты новому и охотно применяем различные бизнес-идеи в области маркетинга, продаж и социального позиционирования. Было бы правильно нанять хорошего специалиста, но пока у нас нет такой возможности.

Мы привязываемся к нашим ученикам, сближаемся с их семьями, и раньше моей главной ошибкой было стирание границ между личным и рабочим. Со временем я научилась соблюдать эту дистанцию.

Как не сдаться после предательства партнера

Евгений ГиркинЕвгений Гиркин, основатель и генеральный директор группы компаний ToDoFood

Мечта уйти из найма и работать на себя осуществилась – я вошел полноправным партнером в компанию, которая занималась поставками продуктов питания из Китая, в том числе панировочных сухарей. Мое образование в сфере по внешнеэкономической деятельности и уже полученный опыт в найме полностью соответствовали новому профилю работы.

Главная моя ошибка заключалась в том, что я ничего не знал о своем партнере, который в итоге оказался аферистом и в один прекрасный день скрылся в неизвестном направлении, прихватив с собой весь товар. К тому же, все договоренности о сотрудничестве были только на словах и доверии, не были закреплены юридически. Я не упал духом и не вышел из бизнеса. Справившись не без помощи близких с погашением кредита, который специально взял для совместного бизнеса в размере 3 мл. руб., я просто начала все с нуля.

Конечно, у меня были сомнения – какую именно сферу деятельности выбрать, но после недолгих раздумий, я решил продолжить тему поставок панировочных сухарей, потому что:

  • эта ниша была на тот момент не особо занята,
  • я уже в этом направлении начал разбираться,
  • осталась база клиентов, наработанная вместе с бывшим лжепартнером. 

Прошло почти 10 лет, сегодня я владелец группы компаний, выпускающих тонны продукции для паназиатской кухни. В свое время я не только не побоялся начать заново свое дело, но и первым в России открыть производство по выпуску панировочных сухарей. Пришлось много учиться, в том числе, на собственных ошибках.

Главный секрет успеха я вижу в том, что, занимаясь бизнесом, во главу угла нужно ставить не деньги, желание заработать, а любовь к своему делу. Если будешь полностью отдаваться своей идее, буквально гореть ей, то и все остальное придет.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:

Посмотреть открытые запросы

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Санкт-Петербург

Прекрасный материал! Только свою историю добавлю, там про мой первый бизнес, который я еще в школе начал )))

Помнится в 5-ом классе продавал своим друзьям по двору деревянные пистолеты. Их еженедельно искусно вырезал из деревяшек мой дедушка на ночных дежурствах.

Пистолеты были просто шикарные! По сравнению с некоторыми из них все современные киношные бластеры-шмастеры и рядом не стояли. Поэтому все «наши» были «вооружены» на зависть.

Цена начиналась от 50 копеек за штуку - невероятный ценник для начала 80-х. Пластиковые поделки в магазинах стоили около рубля.

Спрос был колоссальный! Покупатели занимали очередь, списки какие-то вели. Особых трудов стоило уговорить «производителя» увеличить производство. На некоторые модели принимал предзаказы - их цены доходили до нескольких (!) рублей. Сумасшедшие деньги для школьника! )))

В общем, мой школьный «бизнес» приносил приличный доход и жил я на широкую ногу. Если бы кто-то тогда объяснил мне, что надо деньги копить... Но я не про то, какой я был транжира, а про бизнес )))

У всего бывает конец. Как было дело в моем случае. Как-то мне удалось скопить 10 рублей. 10 тщательно отутюженных купюр по рублю, перевязанных бумажной лентой «как в банке». Однажды я уехал в летний лагерь, а эту пачку случайно нашла моя матушка. И самым беспардонным образом мои накопления реквизировала. Потому что «негоже школьнику иметь тааакииие деньги». Не помогли никакие мои увещевания — деньги перекочевали в семейный бюджет...

Тогда же я впервые испытал на себе все прелести эмбарго — о моих «махинациях» прознал дед и «поставки оружия» прекратились. 

По идее, согласно теме статьи, я должен был бы рассказать, что я все пережил и бла-бла-бла и ̶д̶о̶ ̶с̶и̶х̶ ̶п̶о̶р̶ ̶т̶о̶р̶г̶у̶ю̶ ̶о̶р̶у̶ж̶и̶е̶м̶. Однако нет. ))) Распродал я остатки своих запасов и мой первый бизнес затух. Помню, сильно расстраивался тогда, ведь мне было лет 12, а шикарная жизнь закончилась ))) Хорошо хоть интерес к предпринимательству остался ))

Консультант, Новосибирск

Интересно читать истории «выживших».

Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Интересно, по какой причине такая пропорция?

Независимый директор, Москва

Прекрасная статья ! Особенно понравился бизнес на спортивном увлечении !

Татьяна Львова, основатель и директор школы бильярда Poolschool

Мой первый и единственный бизнес — школа бильярда. Ее основой были амбициозные цели: воспитание достойных людей, сильных спортсменов, которыми будет гордиться наша страна и которые добьются побед на международной бильярдной арене.

Успехов вам !

Аналитик, Москва

Замечательные истории!
Успехов вам, друзья!

В 2007 году мы с друзьями организовали некий "комитет взаимопомощи". Это можно назвать фондом. Социальное предпринимаельство. Не было желания зарабатывать большие деньги, скорее было желание действительно объединить некоторую профессиональную группу моряков для помощи. Ну и всё-таки зарплаты для более старших товарищей.

Мы ожидали, что наши прекрасные дела получат поддержку от спонсоров, от банков, от грантов. Мы помогали с лечением детям наших моряков, помогали и взрослым в тяжёлой ситуации. Нашли, кстати, могилу космонавта Нелюбова. Организация просуществовала до 2022 года. Людей объединить удалось. Мы ликвидировались.

Но что я хотел бы сказать. Помощ от спонсоров нам получить удалось пару раз  на не очень большие суммы. Банки категорически игнорировали наши запросы. Всё абсолютно. Попытки получить грант не увенчались успехом (было 8 попыток на региональном и федеральном уровне). Гранты получали как правило бюджетные организации за какие-нибудь довольно серые акции. Мне объясняли потом, что их так поддерживают.

А мы жили по принципу "шапка по кругу".

Что удалось? Мы всё-таки объединились. Нас несколько тысяч по всем странам мира. Дружим и встречаемся. Сейчас вот ребятам на фронте помогаем. Только "Буханок" мы отправили почти 40 штук. 

Директор по развитию, Санкт-Петербург
Николай Сычев пишет:
Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Видимо неправильно ))
Даже как-то рассуждал на эту тему

Консультант, Новосибирск
Алексей Аникин пишет:
Николай Сычев пишет:
Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Видимо неправильно ))
Даже как-то рассуждал на эту тему

Могу согласиться, что статистика по юридическим лицам действительно отличается от реальной.

Юрлицами могут играть крупные бизнесмены и не сильно крупные.

А многие предприниматели начинали и заканчивали без юрлиц...

А у стартапов есть статистика по выживаемости?

Инженер, Томск
Николай Сычев пишет:
Алексей Аникин пишет:
Николай Сычев пишет:
Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Видимо неправильно ))
Даже как-то рассуждал на эту тему

Могу согласиться, что статистика по юридическим лицам действительно отличается от реальной.

Юрлицами могут играть крупные бизнесмены и не сильно крупные.

А многие предприниматели начинали и заканчивали без юрлиц...

А у стартапов есть статистика по выживаемости?

Есть. 3-5%
Это по данным импортных венчурных фондов.

Консультант, Новосибирск
Евгений Пугачев пишет:
Николай Сычев пишет:
Алексей Аникин пишет:
Николай Сычев пишет:
Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Видимо неправильно ))
Даже как-то рассуждал на эту тему

Могу согласиться, что статистика по юридическим лицам действительно отличается от реальной.

Юрлицами могут играть крупные бизнесмены и не сильно крупные.

А многие предприниматели начинали и заканчивали без юрлиц...

А у стартапов есть статистика по выживаемости?

Есть. 3-5%
Это по данным импортных венчурных фондов.

Интересно, а что с остальными происходит после того, как венчурные фонды их списали?

Инженер, Томск
Николай Сычев пишет:
Евгений Пугачев пишет:
Николай Сычев пишет:
Алексей Аникин пишет:
Николай Сычев пишет:
Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Видимо неправильно ))
Даже как-то рассуждал на эту тему

Могу согласиться, что статистика по юридическим лицам действительно отличается от реальной.

Юрлицами могут играть крупные бизнесмены и не сильно крупные.

А многие предприниматели начинали и заканчивали без юрлиц...

А у стартапов есть статистика по выживаемости?

Есть. 3-5%
Это по данным импортных венчурных фондов.

Интересно, а что с остальными происходит после того, как венчурные фонды их списали?

Закрываются.

Потом владельцы могут открывать новые бизнесы, иногда используя неявные активы, наработанные в рамках стартапа, но это другая история.

Консультант, Новосибирск
Евгений Пугачев пишет:
Интересно, а что с остальными происходит после того, как венчурные фонды их списали? Закрываются. Потом владельцы могут открывать новые бизнесы, иногда используя неявные активы, наработанные в рамках стартапа, но это другая история.

То есть с точки зрения бизнесмена сам бизнес может продолжаться в другом виде?

Я это опять про достоверность статистики рассуждаю.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.

Владелец Rostic's выкупил рестораны российского франчайзи KFC

Заведения сменят названия до весны 2025 года.

Минцифры планирует привлечь 700 тысяч разработчиков до 2030 года

Минцифры уже в два раза увеличило число бюджетных мест на профильные специальности.

Сервис такси Yandex Go заработал в Турции

Это первый турецкий город для Yandex Go.