Прошло время, когда бизнесу было достаточно создавать классный продукт. Новое поколение потребителей ожидает, что бизнес и работодатель будет чем-то большим, чем предприятие по зарабатыванию денег. Будет вести деятельность, наполненную дополнительным смыслом, создавать что-то по-настоящему социально значимое. Но как это реализовать на практике?
Разбираемся вместе с экспертами, которые стали гостями моего подкаста «Взяла и сделала». Этой теме была посвящена открытая запись, которая состоялась 24 января 2025 года в рамках фестиваля подкастов НКО «Иди на звук», организованного центром «Благосфера».
Какую пользу получает бизнес от сотрудничества с фондами
Когда компания сотрудничает с благотворительными фондами, она не только привлекает внимание потребителей. Она также становится более привлекательным работодателем. Люди находят в работе дополнительные смыслы, а общие ценности укрепляют командный дух. А еще это хороший PR, которого не надо стесняться.
Яна Михровская, CEO и креативный директор ювелирного бренда rassvet detail
Сотрудничество с благотворительным фондом — это один из инструментов, позволяющих рассказать о себе и своих ценностях, показать свой продукт. У сотрудников появилась дополнительная ответственность к качеству, к каждому шагу, последующему решению. Сотрудники загораются от подобных инициатив, им важно, что проект, в котором они работают, причастен к чему-то большему, чем просто продажи продукции, чем просто положить колечко в коробочку и отправить.
Евгения Агаркова, руководитель социальных проектов Flowwow
Для многих сотрудников это важно. Команды, не занимающиеся благотворительным направлением в компании, приходят со своими идеями, предлагают фонды, которые мы могли бы поддержать, сделать совместный проект. Это точно развивает эмпатию в команде, оставляет за собой неравнодушие. Плюс во многих благотворительных проектах задействованы разные компании, функциональности, и все горят тем, чтобы вместе сделать его.
Елена Мещерякова, основатель и директор благотворительного фонда «Хрупкие люди»
Когда благотворительный фонд начинает работать с бизнесом, это повышает доверие к фонду. Раз бизнес доверяет этому фонду, значит, и я могу доверять. И наоборот, когда крупный известный фонд и бизнес проводят партнерскую акцию, повышается доверие к этому бизнесу. Это абсолютно рыночная история. Люди реагируют на то, что делают те компании, которым они доверяют.
HR сегодня говорят, что молодежь, идущая трудоустраиваться, быстрее обратит внимание на компанию, которая занимается социально ответственными проектами. Проблема в том, что очень многие компании и люди перечисляют на благотворительность огромные суммы, но нигде про это не рассказывают. Потому что не дай бог, воспримут как PR. Но об этом надо говорить, чтобы эта культура развивалась и становилась нормой.
Почему благотворительность — это не только для крупных и богатых компаний
Помочь благотворительному фонду может любой, даже совсем маленький бизнес. НКО рады пожертвованиям любых размеров, а помощь может выражаться не только в деньгах.
Елена Мещерякова, основатель и директор благотворительного фонда «Хрупкие люди»
Не важно, какого размера компания. Формат сотрудничества определяется на встрече. У НКО есть свои потребности, проекты, которые она реализует. И есть возможности компании. Мы смотрим на наши ресурсы и возможности, где мы стыкуемся, и в этом месте создаем пространство для совместного проекта. Это можно делать как угодно. И это момент творчества, который в том числе становится увлекательным для сотрудников.
У нас постепенно появляются новые партнеры, небольшие компании, которые могут в месяц перечислять по 10-50 тыс. руб. Как будто бы это не очень много для бизнеса, но, с другой стороны, благодаря этому у нас есть возможность планировать наши действия.
Евгения Агаркова, руководитель социальных проектов Flowwow
Помощь важна вне зависимости от ее объема и имеющихся у компании ресурсов. Мы начинали со сборов в течение месяца 2020 года размером 26 тыс. руб. И в результате через какое-то время получали сборы пожертвований в миллион рублей. Помощь — это доступный инструмент, который может осуществляться различными способами, в разных проявлениях при наличии желания искать новые смыслы, влиять на изменения в обществе, просто делать добро.
Яна Михровская, CEO и креативный директор ювелирного бренда rassvet detail
Вы можете перейти на сайт благотворительного фонда, ознакомиться с его инициативами и поддержать в любом формате — волонтерство, разовое пожертвование, ежемесячная подписка. Я рада, что фонды предоставляют разные варианты помощи, и бренды в зависимости от своего масштаба могут позволить себе разные способы поддержки.
Как фондам и бизнесу находить друг друга
Часто инициативу проявляют сами НКО, но бывает, что проекты рождаются внутри компаний. В любом случае не обязательно ждать приглашения, можно предложить совместный проект фонду, чья деятельность близка к сфере вашего бизнеса или отзывается в силу личных предпочтений.
Евгения Агаркова, руководитель социальных проектов Flowwow
Изначально наша работа в этом направлении складывалась не системно, скорее, стихийно, инициаторами выступали сами НКО. К нам подключались благотворительные фонды, инклюзивные мастерские для реализации своих товаров и мерча. В 2020 году была запущена возможность для пользователей в приложении перечислять накопленные бонусы на благотворительность, но только в один фонд.
К середине 2023 года количество запросов от НКО увеличилось, размер пожертвований тоже рос, и стало понятно, что необходимо трансформировать инструмент фандрайзинга и системной помощи. То есть предоставить возможность большему количеству фондов получать поддержку, а пользователям узнавать о других НКО.
Теперь в бонусной системе мы ратируем фонды: по три фонда каждые три месяца. Уже более 20 фондов прошли через эту систему после ее обновления. Мы поддерживаем и другие форматы, кроме бонусов у нас есть много других инструментов, которыми мы оперируем, привлекаем аудиторию и делаем пожертвования.
Яна Михровская, CEO и креативный директор ювелирного бренда rassvet detail
Наше первое публичное сотрудничество с НКО случилось в 2024 году. Нам написал представитель фонда «Дари еду» с предложением выступить с поддержкой продуктового сбора к 8 марта. К сожалению, мы не успели реализовать это, потому что получили сообщение 7 марта. Но идею не забыли.
С марта 2024 года мы начали обсуждать с фондом коллаборацию, и 30 октября вышел наш совместный продукт – подвес kroshka в форме батона, который знаком каждому с детства. Сначала мы планировали проводить акцию в течение месяца, но потом решили продлить ее. Будем поддерживать фонд до тех пор, пока выпускаем этот продукт. С каждого проданного подвеса 10% мы перечисляем фонд. Перечисления осуществляем на ежемесячной основе.
Елена Мещерякова, основатель и директор благотворительного фонда «Хрупкие люди»
Взаимодействие с бизнесом всегда происходит по-разному. В основном совместные проекты возникают благодаря связям или удачному стечению обстоятельств. Бывает и так, что родители подопечных фонда занимаются волонтерским фандрайзингом, помогая нам собирать деньги на операции детям. И часто в итоге приходили региональные компании, предлагали деньги и потом оставались с нами.
Как придумать формат партнерства, который подойдет и бизнесу, и фонду
Выбор формата — всегда индивидуальная история. Очень многое зависит от специфики работы, возможностей и ресурсов обоих партнеров. Но когда есть обоюдное желание, точки пересечения обязательно находятся.
Елена Мещерякова, основатель и директор благотворительного фонда «Хрупкие люди»
Форматы взаимодействия с бизнесом у НКО могут быть какими угодно. Здесь самое главное правило — win-win стратегия. Желательно придумать что-то необычное, потому что сегодня существует очень много источников, которые «воруют» внимание людей. Нужно выделиться, чтобы на тебя обратили внимание. Но даже просто разместить на корпоративном сайте ссылку на фонд — уже большая помощь. Компания таким образом показывает, что доверяет фонду. Для нас это важно. То есть возможных форматов очень много, самое главное — желание помочь.
Евгения Агаркова, руководитель социальных проектов Flowwow
Специфика нашего бизнеса — подарочный сегмент. Есть магазины, партнеры на платформе — это локальные предприниматели. Есть аудитория, которая приходит к нам за подарком. Есть повестка, с которой мы работаем: развитие культуры неравнодушия, укрепление связей между людьми, транслирование благодарности. Мы объединяем локальные магазины, которые радуют покупателей. Суть сотрудничества с фондом в том, чтобы создать качественную связку, объединить ресурсы и усилия для помощи нуждающимся.
Для этого мы используем различные форматы:
- Flowwow-маркеты, на которые мы зовем благотворительные фонды и инклюзивные мастерские.
- Участвуем в щедром вторнике: недавно подключили наших продавцов на площадке, которые осуществляли фандрайзинговую механику, а мы ее удваивали.
- То же самое касается организации мастер-классов с нашими продавцами по изготовлению сладостей и букетов для подопечных фондов, как мы недавно делали с фондом «Добрый дом».
Надо держать в уме совмещение всех пунктов, всех ресурсов, чтобы осуществлять эту помощь.
Мы с душой подходим к выбору проектов, но не забываем про структурность, опираемся на показатели: размер пожертвований, количество участников, привлеченных на проект. Так мы понимаем, какое количество аудитории готово идти в благотворительные инициативы.
Яна Михровская, CEO и креативный директор ювелирного бренда rassvet detail
Важно понимать, что у благотворительного фонда есть свои ежедневные, ежеминутные обязательства, которые он выполняет, и прийти к нему и сказать: «Ребята, мы хотим с вами сделать совместный проект, помогите что-нибудь придумать» — это неправильно. Бизнес должен взять ответственность на себя. Мы в рамках проекта определили, что для нас есть три основные ключевые составляющие:
- Продукт, его уникальный дизайн и качество.
- Упаковка. Людям важна не только причастность, но и эмоциональная надстройка.
- Клиент как самая большая ценность.
Как только мы определили данные пункты, создали определенную планку, каким требованиям продукт должен отвечать, отсюда рождается креатив.
Если мы говорим о том, что делаем что-то уникальное, мы должны отстроиться от того, что делает благотворительный фонд на ежедневной основе. Недостаточно просто сделать отчисления в 10% и повесить себе медальку на грудь. Нужен уникальный продукт, которого еще не было на рынке. И уже благодаря этому он становится инструментом привлечения внимания и к бренду, и к фонду.
4 причины, почему бизнесу нужна благотворительность
Некоммерческие организации — это, по сути, такие же предприниматели, которые ежедневно что-то придумывают и создают. Поэтому они заслуживают полноценных партнерских отношений. Они не должны быть в роли просителя, ведь в конечном счете бизнес извлекает из таких партнерств вполне реальные выгоды:
- Сотрудничество с НКО сплачивает коллектив и укрепляет командный дух.
- Сотрудничество с НКО — это эффективный инструмент PR и продвижения бизнеса и бренда.
- Помогая НКО, у бизнеса и команды появляется дополнительный смысл в работе.
- НКО обладают глубокой экспертизой, которой они готовы щедро делиться при создании совместных проектов с бизнесом. Сотрудничество бизнеса с НКО помогает выстраивать и укреплять доверие. Бизнес помогает укрепить доверие к благотворительному фонду, когда фонд небольшой. Большой благотворительный фонд, в свою очередь, помогает укрепить доверие к бизнесу, особенно, когда он только в начале пути.
Полную аудиоверсию выпуска можно прослушать здесь.
Читайте также:
Абсолютно согласен. Приходите к нам !
Фонд "Люди. Идеи" поможет вам сделать совместный проект, придумать что-то
креативное и создать Целевой капитал !
Возможно, в фантазиях участников НКО.
Предприниматель идет на риск с целью создания ценности и ее последующей монетизации. НКО - по определению - вообще не ориентирована на коммерцию, но всегда готова прийти на выручку к бизнесу, предложить себя "на содержание".
А создать что-то и продать что-то - совсем не тождественные вещи. Это как сравнивать бестселлеры с произведениями графомана - расход бумаги может совпадать, но доходы авторов могут сильно различаться.
Красивая мантра, самоуспокаивающая.
Мне Леня Голубков из рекламы "МММ" вспомнился - тоже "партнер". Что конкретно кроме "щедрой экспертизы", которую нельзя коммерциализовать, может принести "к столу" НКО в обмен на деньги бизнеса?