Как знания из древних вед помогут провести диагностику бизнеса

Стратегия – тонкая вещь. Иногда это просто безжизненный и бесполезный документ. Иногда план, ведущий к провалу. Иногда замысел, создающий процветание на десятилетия. Об этом написаны сотни толстых книг, но простому предпринимателю до сих пор не вполне понятно, чем руководствоваться, когда речь заходит о стратегии.

У древних не было Интернета и потому было время для спокойного и внимательного наблюдения за жизнью людей. Жизнь человека анализировалась через цепочки причинности – пресловутую карму. Поступок за поступком, последствие за последствием, человек ткал свою судьбу. То же самое происходит с организациями и предприятиями.

Попробуем приземлить мудрость древних на вопрос стратегий в бизнесе. Введем столь много объясняющее понятие гун. Согласно ведам, гуны – это состояния человеческой души. Их три:

  • Саттва – осознанность.
  • Раджас – страсть.
  • Тамас – невежество.

Мы пребываем в том или ином состоянии в каждый момент времени:

  • Чем больше мы живем и действуем в невежестве, тем более мы тамасичны.
  • Чем больше живем в страсти, тем более раджасичны.
  • Чем больше проявляем осознанности, тем более саттвичны.

Что если перенести все это на бизнес? Бизнес как действующий субъект, находящийся в переплетении цепочек причин и последствий, чья стратегия определяется и оценивается по делам.

В описании стратегий я буду опираться на конкретные примеры из жизни, обезличивая их, чтобы никого не обижать. Возможно, кому-то будет удивительно, насколько могут отличаться компании из тех или иных сфер в зависимости от выбранной стратегии.

Чтобы легче интегрировать концепцию гун в вопросы формирования стратегий, применим, где уместно, известные концепции оценки стратегии – модель Майкла Портера (издержки-фокус-дифференциацию), квадрат БКГ (звезды, коровы, собаки, вопросы) и модель жизненного цикла Адизеса.

Это статья – диагностический инструмент, который поможет предпринимателю применить выделенные признаки на свой бизнес и спрогнозировать срок жизни и, возможно, траекторию развития своего дела.

Саттва: С-Стратегии

Денежная категория: old money

Признаки:

  • Искреннее желание изменить мир к лучшему (бизнес стремится решить какую-то объективную проблему рынка и своего потребителя).
  • Наличие трудноповторимого преимущества (бизнес умеет что-то лучше других).
  • Ориентация на долгосрочные цели (бизнес хочет жить и работать долго).

Примеры:

  • Компания по производству медицинских приборов.
  • Крупный производитель качественного и недорогого продовольствия.
  • Системный интегратор по внедрению прорывных технологий.
  • Сервисный холдинг по производству качественных и доступных косметических продуктов и оказанию услуг гражданам.
  • Компания по производству и продаже изделий из вторсырья с целью очищения города от мусора.

Модель простройки бизнеса:

Модель простройки бизнеса:

Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:

  • Острота проблемы потребителя.
  • Цельность и благополучие команды.

 Принципы рыночных действий компании с С-Стратегией:

  • распространяй знания максимуму людей;
  • делай из конкурентов кооператоров;
  • пробуждай желание нести твое знание бесплатно;
  • стремись к всеобщему процветанию;
  • вовлекай через пользу.

 Операционная реализация стратегии:

  • Лидерство по издержкам на широкой линейке.
  • Лидерство по издержкам на фокусе.
  • Дифференциация на фокусе.

Основные риски смерти:

  • Агрессивные демпингующие более быстрые компании с Р-Стратегией.
  • Более умная компания с С-Стратегией.
  • Технологическая революция в отрасли.
  • Экономические (и другие) войны.
  • Преждевременное старение по Адизесу.
  • Аристократизм по Адизесу.

Раджас: Р-Стратегии

Денежная категория: fast money

Признаки:

  • Искреннее желание стать лучшим в своей нише и заработать большие деньги (бизнес стремится стать самой известной и богатой компании среди себе подобных).
  • Наличие преимущества (бизнес что-то хорошо умеет).
  • Ориентация на среднесрочные цели (бизнес хочет жить и работать до тех пор, пока не станет лучшим и очень крупным).

Примеры:

  • Компания по копированию медицинских приборов несколько дешевле конкурентов.
  • Мелкий, средний или крупный производитель качественного и дорогого продовольствия.
  • Системный интегратор по внедрению технологий с самой высокой маржинальностью и широким рынком.
  • Сеть салонов красоты или торговли продуктами питания.
  • Компания по производству популярных игрушек из пластика.

Модель простройки бизнеса:

Модель простройки бизнеса

Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:

  • Маржинальность продукта.
  • Размер рынка.
  • Лояльность ключевой части команды.

Принципы рыночных действий компании с Р-Стратегией:

  • добивайся преимущества перед конкурентами;
  • обеспечивай максимально быстрый рост продаж;
  • стремись к масштабированию;
  • сохраняй ноу-хау;
  • вовлекай через выгоду.

Операционная реализация стратегии:

  • Лидерство по издержкам на широкой линейке (оптовая дистрибуция).
  • Дифференциация на фокусе (дорогие гаджеты).
  • Лидерство по издержкам на фокусе (лучший в классе).

Основные риски смерти:

  • Более эффективный конкурент с долгосрочным планированием.
  • Конкурент с господдержкой.
  • Конфликты в команде.
  • «Развод» совладельцев по Адизесу.
  • Преждевременная смерть по Адизесу.
  • Аристократизм по Адизесу.
  • Поглощение или рыночное поражение от компании с С-Стратегией.

Тамас: Т-Стратегии

Если конечно это можно назвать стратегиями…

Денежная категория: feed money

Признаки:

  • Искреннее желание конкретных материальных благ (бизнес в лице своего основателя стремится заработать определенную сумму денег или решить какой-то материальный вопрос).
  • Наличие компетенции (бизнес что-то умеет).
  • Ориентация на краткосрочные цели (бизнес хочет жить и работать до тех пор, пока не достигнет цели собственника, а «дальше как пойдет»).

Примеры:

  • Небольшой офлайн- или интернет-магазин.
  • Ремонтная мастерская.
  • Салон красоты.
  • Компания по перепродаже сырья.

 Модель простройки бизнеса:

 Модель простройки бизнеса:

Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:

  • Наличие маржи продукта.
  • Наличие спроса.
  • Возможность делегировать задачи на команду.

 Принципы рыночных действий компании с Т-Стратегией

  • добивайся приемлемой выручки;
  • обеспечивай рост при минимуме усилий;
  • стремись к стабильности;
  • экономь;
  • вовлекай через удобство.

 Операционная реализация стратегии:

  • Фокус.
  • Лидерство по издержкам на фокусе.

Основные риски смерти:

  • Более эффективный конкурент.
  • Новый продукт в категории.
  • Слабая и демотивированная команда.
  • Детская смерть по Адизесу.
  • Ловушка основателя по Адизесу.

 С чего начать самодиагностику своего бизнеса

Для этого можно применить нашу модель колеса зрелости бизнеса и залить цветом или поставить галочки на соответствующих ячейках. Сделав это, вы увидите, на какой бизнес – С, Р или Т – больше всего похожа ваша компания. И главное – вы увидите самые частые риски деградации бизнеса и ближайшие задачи вашего бизнес-строительства в виде пустующих ячеек.

Благо информации для самостоятельного развития более чем достаточно.

модель колеса зрелости бизнеса

Модель колеса зрелости бизнеса

Вместо заключения

В нашем деловом мире, как бы это странно ни звучало, побеждает самый осознанный. Потому что осознанность есть не просто ум. Это умение правильно встроиться в мир и балансировать в искреннем желании сделать мир лучше. Чего вам искренне желаю.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Новосибирск

Интересный способ классификации бизнесов, Андрей!

Зачем в ней веды — непонятно, они, по-моему, только с толку сбивают и привносят налет мистики, хотя непонятно зачем.

Модель колеса зрелости бизнеса интересна, но непонятно, как можно увидеть, на какой бизнес — С, Р или Т — больше всего похожа компания.

При этом у меня есть подозрение, что С и Т бизнесы этой моделью не заинтересуются в силу их специфики.

Но сама классификация интересна, несмотря на то, что бизнес-консультанты уже много чего напридумывали в этой области.

Интересно, а людей по этой схеме можно классифицировать?

Уж очень на модели из психологии это похоже.

Независимый директор, Москва

Написано круто ! 

Вместо заключения

В нашем деловом мире, как бы это странно ни звучало, побеждает самый осознанный.

А на деле, в нашем деловом мире побеждает самый близкий к телу вождя.

Researcher, Москва

А что такое осознанность?
Кто-либо может четко сформулировать? Каковы прямые критерии для объективной оценки этого качества?

Консультант, Новосибирск

Колёсная модель вызывает неудержимое желание разорвать её на мелкие кусочки. Вызывают сомнение как набор блоков, так и выделенное в каждом блоке содержимое.

Насчет системности колеса большие сомнения.
Или трактовка вед не обладает системностью, или сами веды.

А сама идея хороша - взгляд на бизнес с неожиданной точки зрения.

Консультант, Новосибирск
Сергей Корчанов пишет:
Насчет системности колеса большие сомнения.Или трактовка вед не обладает системностью, или сами веды.

Выделили три вида состояния бизнеса: начальный, средний и конечный, и красиво назвали. Чем-то на S-кривую из ТРИЗ похоже. Разве это не "системность"?

:)))

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Практичный инструмент проверки. Спасибо

Консультант, Нижний Новгород
Сергей Корчанов пишет:

Колёсная модель вызывает неудержимое желание разорвать её на мелкие кусочки. Вызывают сомнение как набор блоков, так и выделенное в каждом блоке содержимое.

Насчет системности колеса большие сомнения.
Или трактовка вед не обладает системностью, или сами веды.

А сама идея хороша - взгляд на бизнес с неожиданной точки зрения.

Да, красивая идея..

Но учитывая, какой критике подвергалась каждая из моделей, положенная автором в основу этой, и сколько там было выявлено минусов и нестыковок (оставим гуны за скобками) возникает вопрос – Насколько шаткой является предложенная конструкция, помноженная на 3 ? )

Менеджер, Саратов

Таллеб обозвал бы хрупкоделом и призвал бы не читать птицам лекции о том, как им летать.

Researcher, Москва

Ещё немного и мы здесь будем всерьёз обсуждать влияние планет на успех бизнес-проектов и папиллярных узоров на пятках на эффективность управления. А, если повезет, то и до бизнес-талисманов с оберегами дойдём.
На заметку Станиславу, кстати, как идея. Дарю.

Ирина (Плотникова), можно узнать кто вы по гороскопу?
На подушечках каких пальцев у вас концентрические круги? Не петли, не дуги и не галактики, а именно концентрические круги?
Месье Курочкин, а у вас?

Говорят, от этого сильно зависит осознанность и как следствие успешный успех.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний доплачивают сотрудникам за лояльность

У 46% работодателей есть надбавки за стаж и бонусы за долгую работу в компании.

Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.