Как знания из древних вед помогут провести диагностику бизнеса

Стратегия – тонкая вещь. Иногда это просто безжизненный и бесполезный документ. Иногда план, ведущий к провалу. Иногда замысел, создающий процветание на десятилетия. Об этом написаны сотни толстых книг, но простому предпринимателю до сих пор не вполне понятно, чем руководствоваться, когда речь заходит о стратегии.

У древних не было Интернета и потому было время для спокойного и внимательного наблюдения за жизнью людей. Жизнь человека анализировалась через цепочки причинности – пресловутую карму. Поступок за поступком, последствие за последствием, человек ткал свою судьбу. То же самое происходит с организациями и предприятиями.

Попробуем приземлить мудрость древних на вопрос стратегий в бизнесе. Введем столь много объясняющее понятие гун. Согласно ведам, гуны – это состояния человеческой души. Их три:

  • Саттва – осознанность.
  • Раджас – страсть.
  • Тамас – невежество.

Мы пребываем в том или ином состоянии в каждый момент времени:

  • Чем больше мы живем и действуем в невежестве, тем более мы тамасичны.
  • Чем больше живем в страсти, тем более раджасичны.
  • Чем больше проявляем осознанности, тем более саттвичны.

Что если перенести все это на бизнес? Бизнес как действующий субъект, находящийся в переплетении цепочек причин и последствий, чья стратегия определяется и оценивается по делам.

В описании стратегий я буду опираться на конкретные примеры из жизни, обезличивая их, чтобы никого не обижать. Возможно, кому-то будет удивительно, насколько могут отличаться компании из тех или иных сфер в зависимости от выбранной стратегии.

Чтобы легче интегрировать концепцию гун в вопросы формирования стратегий, применим, где уместно, известные концепции оценки стратегии – модель Майкла Портера (издержки-фокус-дифференциацию), квадрат БКГ (звезды, коровы, собаки, вопросы) и модель жизненного цикла Адизеса.

Это статья – диагностический инструмент, который поможет предпринимателю применить выделенные признаки на свой бизнес и спрогнозировать срок жизни и, возможно, траекторию развития своего дела.

Саттва: С-Стратегии

Денежная категория: old money

Признаки:

  • Искреннее желание изменить мир к лучшему (бизнес стремится решить какую-то объективную проблему рынка и своего потребителя).
  • Наличие трудноповторимого преимущества (бизнес умеет что-то лучше других).
  • Ориентация на долгосрочные цели (бизнес хочет жить и работать долго).

Примеры:

  • Компания по производству медицинских приборов.
  • Крупный производитель качественного и недорогого продовольствия.
  • Системный интегратор по внедрению прорывных технологий.
  • Сервисный холдинг по производству качественных и доступных косметических продуктов и оказанию услуг гражданам.
  • Компания по производству и продаже изделий из вторсырья с целью очищения города от мусора.

Модель простройки бизнеса:

Модель простройки бизнеса:

Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:

  • Острота проблемы потребителя.
  • Цельность и благополучие команды.

 Принципы рыночных действий компании с С-Стратегией:

  • распространяй знания максимуму людей;
  • делай из конкурентов кооператоров;
  • пробуждай желание нести твое знание бесплатно;
  • стремись к всеобщему процветанию;
  • вовлекай через пользу.

 Операционная реализация стратегии:

  • Лидерство по издержкам на широкой линейке.
  • Лидерство по издержкам на фокусе.
  • Дифференциация на фокусе.

Основные риски смерти:

  • Агрессивные демпингующие более быстрые компании с Р-Стратегией.
  • Более умная компания с С-Стратегией.
  • Технологическая революция в отрасли.
  • Экономические (и другие) войны.
  • Преждевременное старение по Адизесу.
  • Аристократизм по Адизесу.

Раджас: Р-Стратегии

Денежная категория: fast money

Признаки:

  • Искреннее желание стать лучшим в своей нише и заработать большие деньги (бизнес стремится стать самой известной и богатой компании среди себе подобных).
  • Наличие преимущества (бизнес что-то хорошо умеет).
  • Ориентация на среднесрочные цели (бизнес хочет жить и работать до тех пор, пока не станет лучшим и очень крупным).

Примеры:

  • Компания по копированию медицинских приборов несколько дешевле конкурентов.
  • Мелкий, средний или крупный производитель качественного и дорогого продовольствия.
  • Системный интегратор по внедрению технологий с самой высокой маржинальностью и широким рынком.
  • Сеть салонов красоты или торговли продуктами питания.
  • Компания по производству популярных игрушек из пластика.

Модель простройки бизнеса:

Модель простройки бизнеса

Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:

  • Маржинальность продукта.
  • Размер рынка.
  • Лояльность ключевой части команды.

Принципы рыночных действий компании с Р-Стратегией:

  • добивайся преимущества перед конкурентами;
  • обеспечивай максимально быстрый рост продаж;
  • стремись к масштабированию;
  • сохраняй ноу-хау;
  • вовлекай через выгоду.

Операционная реализация стратегии:

  • Лидерство по издержкам на широкой линейке (оптовая дистрибуция).
  • Дифференциация на фокусе (дорогие гаджеты).
  • Лидерство по издержкам на фокусе (лучший в классе).

Основные риски смерти:

  • Более эффективный конкурент с долгосрочным планированием.
  • Конкурент с господдержкой.
  • Конфликты в команде.
  • «Развод» совладельцев по Адизесу.
  • Преждевременная смерть по Адизесу.
  • Аристократизм по Адизесу.
  • Поглощение или рыночное поражение от компании с С-Стратегией.

Тамас: Т-Стратегии

Если конечно это можно назвать стратегиями…

Денежная категория: feed money

Признаки:

  • Искреннее желание конкретных материальных благ (бизнес в лице своего основателя стремится заработать определенную сумму денег или решить какой-то материальный вопрос).
  • Наличие компетенции (бизнес что-то умеет).
  • Ориентация на краткосрочные цели (бизнес хочет жить и работать до тех пор, пока не достигнет цели собственника, а «дальше как пойдет»).

Примеры:

  • Небольшой офлайн- или интернет-магазин.
  • Ремонтная мастерская.
  • Салон красоты.
  • Компания по перепродаже сырья.

 Модель простройки бизнеса:

 Модель простройки бизнеса:

Приоритеты при принятии ключевых стратегических решений:

  • Наличие маржи продукта.
  • Наличие спроса.
  • Возможность делегировать задачи на команду.

 Принципы рыночных действий компании с Т-Стратегией

  • добивайся приемлемой выручки;
  • обеспечивай рост при минимуме усилий;
  • стремись к стабильности;
  • экономь;
  • вовлекай через удобство.

 Операционная реализация стратегии:

  • Фокус.
  • Лидерство по издержкам на фокусе.

Основные риски смерти:

  • Более эффективный конкурент.
  • Новый продукт в категории.
  • Слабая и демотивированная команда.
  • Детская смерть по Адизесу.
  • Ловушка основателя по Адизесу.

 С чего начать самодиагностику своего бизнеса

Для этого можно применить нашу модель колеса зрелости бизнеса и залить цветом или поставить галочки на соответствующих ячейках. Сделав это, вы увидите, на какой бизнес – С, Р или Т – больше всего похожа ваша компания. И главное – вы увидите самые частые риски деградации бизнеса и ближайшие задачи вашего бизнес-строительства в виде пустующих ячеек.

Благо информации для самостоятельного развития более чем достаточно.

модель колеса зрелости бизнеса

Модель колеса зрелости бизнеса

Вместо заключения

В нашем деловом мире, как бы это странно ни звучало, побеждает самый осознанный. Потому что осознанность есть не просто ум. Это умение правильно встроиться в мир и балансировать в искреннем желании сделать мир лучше. Чего вам искренне желаю.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Новосибирск

Интересный способ классификации бизнесов, Андрей!

Зачем в ней веды — непонятно, они, по-моему, только с толку сбивают и привносят налет мистики, хотя непонятно зачем.

Модель колеса зрелости бизнеса интересна, но непонятно, как можно увидеть, на какой бизнес — С, Р или Т — больше всего похожа компания.

При этом у меня есть подозрение, что С и Т бизнесы этой моделью не заинтересуются в силу их специфики.

Но сама классификация интересна, несмотря на то, что бизнес-консультанты уже много чего напридумывали в этой области.

Интересно, а людей по этой схеме можно классифицировать?

Уж очень на модели из психологии это похоже.

Независимый директор, Москва

Написано круто ! 

Вместо заключения

В нашем деловом мире, как бы это странно ни звучало, побеждает самый осознанный.

А на деле, в нашем деловом мире побеждает самый близкий к телу вождя.

Researcher, Москва

А что такое осознанность?
Кто-либо может четко сформулировать? Каковы прямые критерии для объективной оценки этого качества?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.