Почему стоит открывать только такой бизнес, который работает в унисон с вашими ценностями и желаниями? Какие навыки необходимы предпринимателю прежде всего? Какова роль личности в бизнесе?
В этой публикации редакция Executive.ru собрала истории руководителей об их первых шагах в бизнесе. Не все предприятия оказались успешными, но тем полезнее и поучительнее их опыт: изучать ошибки «погибших» часто важнее, чем советы «выживших».
Поставки молодежной одежды из Китая
Илья Глазырин, собственник и руководитель тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия»
В 1996-1997 годах я заканчивал Финэк по специализации «международно-экономические отношения». В это же время начал сотрудничать с российско-китайской компанией, которая возила грузы, в том числе нетканые материалы, киржачи, нейлоны и т.д. Я занимался их оформлением. Через свою знакомую, у которой был свой магазинчик модной молодежной одежды, познакомился с питерской тусовкой ребят, занимавшихся пошивом и торговлей одежды для молодежи и стал поставлять им дополнительные грузы. Бизнес был копеечный и не имел какой-то великой идеи, «изюма», но мне нравилось этим заниматься: я сам выбирал в Китае интересные молодежные шмотки, оформлял на них документы, отправлял в Питер, растамаживал и продавал через друзей и знакомых.
Бизнес долго не продержался. Однако закрывали мы его не с убытками, а с остатками. Как новички в бизнесе, ошибочно полагали, что продадим все. Но, как показывает практика, это попросту невозможно – приходится потом что-то делать с этими остатками: списывать, утилизировать.
Наша главная ошибка заключалась в том, что мы плыли по течению, ничего не меняя и не создавая нового. Перепродажа вещей – классический бизнес, вечный, в котором нет никакой ценности с точки зрения инноваций. И если по какой-то причине он рушится, а новых идей нет, то твое предпринимательство на этом в данный момент и закончится.
Самым главным уроком для меня стало то, что важно не соглашаться с партнерами, а уметь с ними спорить, доказывать свою точку зрения, потому что в критике как раз и возникает более объемная картина бизнеса и формируется понимание, куда дальше двигаться. Нужно критиковать друг друга, пытаться посмотреть на ситуацию под другим углом. Если в две разные головы пришла одинаковая идея, значит, она банальна, ничего нового ты не создашь – а это, как я уже сказал выше, гибель для любого бизнеса.
Также первый бизнес прокачал во мне выносливость, стрессоустойчивость, коммерческую хватку, ведь приходилось очень много работать, иметь дело с людьми из самых разных областей деятельности и даже государств, нужно было находить контакты, как-то с ними договариваться.
Предпринимательство включает не только приятные и понятные тебе задачи, но и мелкие действия, которые очень выматывают, не приносят доход, ими не хочется заниматься. В итоге некоторые экс-партнеры, которые открывали собственные магазины, не потянули свои детища. Поэтому главный вывод, который я сделал тогда – бизнес должен быть в удовольствие, даже в мелких своих деталях. Нельзя заниматься тем, что тебе мешает, приносит дискомфорт.
Бизнес должен быть конгруэнтным своему создателю. Есть такое понятие, как роль личности в истории. То же самое можно сказать и о предпринимательстве – есть роль личности в бизнесе и она крайне важна. Если бизнес никак не вяжется с его создателем, не подходит ему, то не будет успешным. Поэтому открывайте бизнесы, которые работают в унисон с вашими ценностями, желаниями и мировоззрением. Которые нравятся вам, от которых вы испытываете кайф – это чувство важнее, чем прибыль.
Перепродажа мелочей
Максим Логинов, сооснователь и CEO JVO
Мой первый предпринимательский опыт случился в 18 лет, это была торговля, и это были 90-е. Я ездил по оптовым точкам и скупал при этом не самые очевидные товары: бижутерию, кошельки, браслеты из камней и т.п. Первую партию мне отдали за бесценок. Друзья говорили, что ничего из этого не выйдет. Несмотря на весь скепсис со стороны, я все равно ездил по школам, офисам и другим местам, где могла быть потенциальная ЦА, и успешно продавал. Со временем получилось наладить регулярные поставки уже более качественного товара, а мой доход вырос до 100 тыс. руб. в месяц. Для 18-летнего парня это был успех, не иначе.
Конечно, все это было нелегально, поэтому сегодня я рад, что не стал масштабироваться: нанимать сотрудников, увеличивать объемы и пр. Да и бизнесом это сложно назвать, потому что я в одиночку просто перепродавал товары с наценкой. Однако, благодаря этому опыту я понял, что настоящий бизнес всегда должен быть легален и прозрачен: начиная с регистрации компании и заканчивая бухгалтерией.
Ну и конечно, в свои 18 лет я понял, что навык действий в контексте высокой неопределенности незаменим. Когда ты не знаешь, что делать, но при должных усилиях и смекалке — можно двигаться вперед и достигать целей.
Цифровой каталог
Евгений Громаковский, CEO корпоративного мессенджера Compass
Путь к собственному бизнесу у меня начался в 12 лет: я распространял газеты, делал дизайн веб-сайта для клиентов торгово-промышленной палаты Оренбурга, работал в рекламном агентстве. В 16 лет я был своего рода проектным менеджером – ходил по организациям, которые хотели разместить рекламу в бумажном бизнес-каталоге, согласовывал дизайн и содержание.
Благодаря этому опыту я понимал, как работает этот бизнес. И в 17 лет я подумал, что было бы хорошо перенести информацию из бумажных каталогов в интернет. Идея в том, что компании из других регионов не полетят в Оренбург за справочником, чтобы в нем найти нужного партнера или подрядчика. В интернете информации на тот момент было мало.
Тогда я зарегистрировал первый домен и основал компанию «Оренбургский информационный центр». Я действовал следующим образом – бесплатно разместил половину компаний из бумажного каталога. А остальным компаниям звонил и предлагал разместить рекламу на сайте на платной основе. Как правило, бизнес соглашался, так как конкуренты уже были на сайте.
Идея постепенно начала работать: компании могли заплатить за размещение две тыячи рублей – неплохие деньги для подростка в начале нулевых. Тогда же я открыл свое первое ООО, получил чековую книжку и стал молодым предпринимателем, хотя оформить бизнес пришлось на дедушку – мне на тот момент не было 18 лет.
Чтобы справочник не был мертвым ресурсом, я придумал, как привлекать трафик на сайт. В то время по городу начинали ездить небольшие маршрутки Газели, у которых были большие проблемы с наружней информацией о маршруте. Как правило, водители сами писали что-то от руки, это не всегда выглядело понятно и читаемо. Тогда я принял решение сделать для маршруток таблички в едином стиле, а на обратной стороне, которая хорошо просматривалась из салона, поместил свою рекламу. Протестировал идею сначала на одном маршруте, а когда понял, что инициатива имеет успех, повторил операцию еще с двумя маршрутами.
Еще больше людей охватить рекламой удалось в стенах альма-матер, Оренбургского государственного университета. По договоренности с преподавателями и деканами я размещал рекламу на досках объявлений в обмен на красивый дизайн этих самых досок. Стоит сказать, что университет один из самых больших в регионе, и на пике одновременное количество студентов могло составлять десятки тысяч.
В результате средняя посещаемость сайта в день составляла около 200 человек. Сайт успешно работал и дальше, даже несмотря на то, что я переключился на другие проекты. «Оренбургский информационный центр» прекратил существование в 2008 году, когда я отключил домен. А потом вышел 2ГИС, на который был отдаленно похож мой первый бизнес.
Голубиный помет – лучшее удобрение
Юлия Семенова, член совета директоров, эксперт Executive.ru
Захотелось поделиться двумя историями запуска бизнеса.
Первый опыт произошел в лихие 90-е годы. Будучи студенткой института, я вместе с друзьями запустила проект «Голубиный помет – лучшее удобрение». Мы собирали помет на чердаках, упаковывали его и отвозили в магазины для садоводов. Товар пользовался спросом. Однако в команде произошел раздор на этапе раздела заработка, и бизнес прекратился. Этот опыт научил меня, что правила нужно оговаривать на берегу.
Второй опыт связан с открытием ателье по пошиву эксклюзивных костюмов для бальных танцев, фигурного катания и др. Это был красивый, но сложный бизнес, основанный на взаимодействии с творческими людьми – художниками-портными и клиентами с уникальными задачами. Этот опыт помог мне увидеть, как строятся бизнес-процессы на производственном предприятии, пусть даже и микропредприятии. Я до сих пор помню, что изделие само себя не сделает, и что клиента нужно найти и удержать, ведь условные «бумажки» не появятся сами собой.
Эти два опыта научили меня важности четкой организации и коммуникации в бизнесе.
Решение курсовых и дипломных работ
Сергей Попов, заместитель председателя правления банка, эксперт Executive.ru
Мой первый бизнес-проект – решение курсовых и дипломных работ для студентов-заочников.
Начало 90-х. Экономика менялась, мы с женой переучивались с технического металлргического образования на экономические дисциплины. И, как оказалось, не для всех студентов-«сверхсрочников» новые предметы были по силам. Экономика, бухучет, статистика – те предметы, которые мы легко понимали после институтской высшей математики, поэтому начали знания превращать в доходы.
Жена только-только из декрета, устроилась бухгалтером в бюджетную организацию. У меня на металлургическом заводе зарплата резко упала, и доходы от этих работ реально помогли выжить в начале 1994 года.
В разговоре с «заказчиками» выяснилось, что в банках есть дефицит знающих и понимающих специалистов. А я к тому времени уже знал, что такое финанализ и себестоимость. Одна из заказчиц рассказала о расширении штатов в городском отделении Сбербанка. Туда и зашли во время прогулки. После нескольких собеседований и тестирования взяли в кредитный отдел отделения Сберегательного банка № 4205. С тех пор я в банковском секторе.
Выращивание и продажа водорослей
Евгений Пугачев, инженер, эксперт Executive.ru
Первым бизнесом у меня была аквакультура. В далеком 1981 году мне купили аквариум – четырехъярусную конструкцию общим объемом в 360 литров. У моего папы была идея заняться аквариумным рыбоводством для небольшого гешефта, сравнимого с зарплатой советского служащего.
С аквариумным рыбоводством не выгорело, потом что любая скотина требует непрерывного ухода, а автоматических систем для аквариума китайцы еще не сделали, поэтому все, что там хорошо росло – неприхотливые растения.
Впрочем, неприхотливые растения принимали зоомагазины по цене 3 коп./корешок. В месяц на 5-6 рублей вырастало. Деньги были мои, карманные.
Будь у меня тогда чуть больше любознательности и смекалки, можно было попробовать организовать гидропонику со свежей зеленью с поставкой в рестораны. Тогда доход был бы в разы выше.
Интернет-магазин интимных товаров
Вячеслав Балабанов, креативный маркетолог, эксперт Executive.ru
Мой первый опыт запуска бизнеса начался с создания партнерского интернет-магазина интимных товаров. В то время идея казалась смелой и перспективной: рынок онлайн-продаж стремительно рос, а ниша интимных товаров имела устойчивый спрос. Все началось с небольшого бюджета и желания попробовать себя в предпринимательстве. Я выбрал партнерскую модель, что позволило минимизировать риски и сосредоточиться на продвижении.
Первоначально основной задачей было выстроить эффективную SEO-стратегию для привлечения трафика. Здесь я допустил несколько ошибок: недооценил конкуренцию и не уделил достаточного внимания анализу ключевых слов. Результатом стали низкие позиции в поисковых системах и ограниченные продажи. Однако этот опыт стал для меня уроком: понимание важности глубокого анализа рынка и постоянного мониторинга результатов.
Постепенно я начал осваивать тонкости SEO-продвижения, экспериментировать с контентом и маркетинговыми инструментами. Бизнес начал приносить стабильный доход, и я осознал свою страсть к маркетингу. Впоследствии я решил продать интернет-магазин, что позволило мне инвестировать в собственное маркетинговое агентство.
Этот первый бизнес научил меня многому: важности гибкости, готовности к ошибкам и постоянного обучения. Я понял, что успех требует не только идеи, но и умения адаптироваться к изменениям рынка. Ценные уроки включают необходимость глубокого понимания целевой аудитории и значимость качественного контента.
На будущее я сделал вывод, что основой любого успешного бизнеса является сочетание страсти, знаний и готовности учиться на ошибках. Сегодня я продолжаю развиваться в сфере маркетинга, применяя опыт, полученный с самого начала моей предпринимательской деятельности. Первый бизнес стал фундаментом моей карьеры, открыв путь к новым возможностям и достижениям.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:
Читайте также:
Спасибо авторам, все истории замечательные!
Первый бизнес — это всегда поучительно и хорошо, если он не полностью провальный.
Хотя и провальный бизнес многому учит, иногда он даже полезнее успешного.
Оч интересные истории! Понятные и близкие.
Очень сложно сказать, какой вид бизнеса для меня был первым. 90-е годы, денег нет. Была и мелкая торговля - там купил, тут продал. На кое-какое проживание хватало. Главное не связываться с тяжёлыми и сложными вещами, самое простое - хозяйственные расходники.
Затем попытался заниматься "рекламой малых форм" - так это мы это назвали. Вдвоём делали рекламные наклейки для городского транспорта. Дело шло, но тоже не очень-то обогащало.
Пожалуй первым бизнесом могу назвать создание своего ООО - программирование. Сначала 1С, затем самостоятельная разработка программ. Тогда было легко - компьютеров не хватало, в них мало кто разбирался. Просто заходишь хоть на рынок, хоть на какую-нибудь станцию техобслукивания и предлагаешь свой вариант решения. Тому книгу продаж для налоговой, этому учёт обсулуживания автомобилей. Был заказ на автоматизацию расписания учебного процесса. Был заказ по пихологическому тестированию. Закза от риэлтеров - обмен жилья, продажа жилья. Пожалуй самый важный был заказ, связанный с оборонкой - расчёт места объекта по светилам.
Похвастаюсь, что ни разу не подвёл своих заказчиков. На той же сети СТО моя программка проработала более 10 лет.
Параллельно всегда можно взять на обслуживание компьютеры клиентов, или написать для них сайт, продвинуть его.
Работать приходилось много, очень много. Часто выполнял два и три заказа одновременно.
Но в результате я купил себе квартиру в Подмосковье. Уже здесь занимался и другими организационными формами бизнеса.
Водоросли и голубиный помёт -- звучит интригующе.
Интимные товары. Любопытно как выглядел план продаж по SKU на год в натуральном выражении и система мотивации продавцов в привязке к категорям?
Но на самом деле было бы интересно почитать про опыт запуска бизнеса с нематериальными высокотехнологичными интеллектуальными продуктами. Именно бизнеса.
Такой опыт есть, но это не первый бизнес)))
Да, очень сложно определить первый-не первый.
В 90-е приходилось заниматься всем. Ремонтировал автомобили, приторговывал, ремонтиовал телевизоры (тогда ещё много было ламповых и УМПЦТ). Читал лекции студентам, хотя это не совсем бизнес, на мой взгляд. Делали двери, сигнализацию для автомобилей. Использовали любую возможность заработать. Организованный бизнес стал проявляться позднее.
Да и налоговая смотрела на такой "бизнес" сквозь пальцы. Меня как-то вызвали - вы прочитали лекцию (всё прошло официально), а налог не заплатили. Вы бы сразу к нам пишли и заплатили.
Я считаю от первых денег, они с аквариума))
классные истории! в 90-е предприниматели практически не брали кредитов в банках на стартапы, объемы рисков исчислялись только собственными вложениями или суммой товарных кредитов. была привычка сначала хоть немного подумать как закрывать открытую дверь, если за дверью неожиданность в виде "бизнес не пошел".
сейчас диву даюсь, сколько людей берут кредит, чтобы просто что-то начать, а далее гасить операционные убытки дополнительными кредитами))
Я открыла свой первый бизнес в 20-е годы. Постоянно ездила в командировки в разные города России. В одном из городов обратила внимание на большое количество магазинов, торгующих пряжей и тканями. Также заметила, что ассортимент скудный и практически нет нормальной одежды, все какое-то серое черной и в основном из синтетики. Продала свою бэху и открыла фабрику по пошиву одежды. Оказалось все совсем не сложно - на выставке ВДНХ приобрела несколько профессиональных швейных машин, на предприятиях, продающих ткани в опт, закупила рулоны тканей. В этом городе мы с коллегой арендовали помещение, наняли нескольких швей и работа пошла. Из бизнеса вышла через 3 года без особой прибыли, но опыт получила.
Самый важный урок, который я извлекла — важно находиться там, где твой бизнес. Мои предложения - делать все прозрачным, чтобы швеи и закройщики видели, на что уходят средства, какую прибыль мы получаем от продажи, разбивались о возражения коллеги. И еще нужно учить мат.часть - знать основы маркетинга, уметь продавать и продвигать свою продукцию.