Как проверить SEO-подрядчика за одну минуту, или почему SEO не работает
Часто сталкиваюсь с мнением многих владельцев сайтов, что SEO не работает. Причём это мнение и заказчиков, работающих с некоторыми крупными студиями, и заказчиков, работающих с частными специалистами. Так почему же оно не работает? Разбираемся.
То, что SEO — это инструмент, работающий на перспективу, а результата приходится ждать несколько месяцев, с этим практически все согласны. И то, что поисковое продвижение сайта — это источник дешёвого и наиболее лояльного трафика, не нужно никому доказывать.
К нам часто обращаются заказчики SEO-услуг с такой ситуацией — заключили договор с SEO-компанией (либо частным специалистом), работаем полгода, а результата ноль. Исполнитель исправно каждый месяц выставляет счёт, присылает отчёты по позициям, где запросы вроде растут, но посещаемость и продажи находятся на том же уровне, что и в начале продвижения.
Отчётность подрядчика по SEO
Первый вопрос, который мы задаем таким клиентам, — покажите отчёт подрядчика о выполненных работах. На этом сыпятся более половины заказчиков. У них либо вообще нет отчётов от исполнителя, либо это отчёт о текущих позициях сайта. Это уже должно насторожить.
Соответственно, никто не может точно сказать, какие работы по оптимизации и продвижению сайта выполнял подрядчик на протяжении последних нескольких месяцев (и выполнял ли вообще).
Бывают случаи, когда отчёт о выполненных работах предоставляется. Но он, как правило, содержит общую информацию, в которой сложно разобраться неспециалисту: проанализировано столько-то страниц, проведена оптимизация таких-то страниц, закуплено столько ссылок и иногда рекомендации, что нужно поменять дизайн сайта или ещё что-то (иногда просто развод на допуслуги).
Первая причина плохого SEO — отсутствие отчёта о работах (как правило, отсутствие самих работ по SEO), либо исполнитель не в состоянии объяснить, какие работы он проводил. В таких случаях, обычно, исполнитель просто берёт деньги и ничего не делает. Иногда закупает ссылки с бирж.
Семантическое ядро сайта
Второй вопрос — покажите файл семантического ядра. Здесь также большинство заказчиков либо разводит руками, так как ничего такого у них нет, либо предоставляет список из 30, 50, 100 запросов, по которым якобы идёт продвижение.
Семантическое ядро — это полный список запросов тематики, по которым его сайт могут найти потенциальные клиенты. Это не 100 и не 200 запросов. Это как минимум несколько тысяч запросов, а иногда десятки тысяч.
Семантическое ядро обычно составляется в первый месяц после начала работ по продвижению сайта. И через месяц у заказчика на руках должен быть этот файл.
Да, это очень трудоёмкая задача, которой себя не утруждают многие частные специалисты и сотрудники крупных агентств. Но для успешного продвижения проекта и достижения максимального результата это необходимо.
Создание дополнительных страниц
Здесь большая проблема в том, что многие заказчики категорически отказываются создавать на сайте новые страницы.
Многие из них заказывают сайты в дорогих студиях за 200–400 тысяч рублей и когда SEO-специалист говорит, что нужно добавить на сайт каталог услуг или товаров или расширить текущую структуру сайта (созданную, как правило, без учёта последующей оптимизации), многие говорят, что никаких страниц создавать не надо — продвигайте то, что есть.
Но так как семантическое ядро содержит сотни и тысячи запросов, для оптимизации сайта необходимо создавать десятки или сотни, а иногда тысячи новых страниц. Нельзя одну страницу оптимизировать под большое количество разнотипных запросов: в топ не выйдет ни один из них.
Возьмем, к примеру, каталог интернет-магазина напольных покрытий. У многих магазинов присутствует раздел «Ламинат», в котором в лучшем случае находятся подразделы по брендам. В итоге мы имеем на сайте максимум 30–50 страниц подразделов по ламинату.
Если мы посмотрим Wordstat, то увидим, что ищет пользователь при покупке ламината:
Ламинат могут искать по классу износостойкости, по толщине, по материалу дерева, а ещё по стране изготовителя, бренду, коллекции, цвету (оттенку), наличию фаски, помещению, дизайну рисунка, размерам.
Для магазина напольных покрытий мы подобрали для ламината более 150 параметров, под которые создана отдельная страница. Кроме того, эти параметры могут перемножаться между собой, например: «ламинат, 33 класс, 12 мм, Германия, водостойкий». И для таких запросов нужно также создать целевую страницу:
Как проверить подрядчика за минуту
Наконец, самый простой способ понять вообще, насколько эффективно идёт процесс продвижения сайта. В результате работ по оптимизации и продвижению обязательно должны расти показатели видимости сайта в поисковых системах и количество поисковых фраз.
Если эти показатели не растут, значит возникает вопрос к подрядчику, выполняет ли он весь комплекс работ по продвижению или по-старинке ограничивается закупкой ссылок, которые мало влияют на продвижение. Проверить можно с помощью сервиса Serpstat. Вводим название сайта.
Пример сайта, который более года продвигает одна из студий. Начальная и конечная точки находятся на одном уровне. Динамика продвижения отсутствует
Пример того, где подрядчик действительно качественно выполняет работы по продвижению. Налицо положительная динамика. Рост показателей почти в два раза по сравнению с начальным периодом
Следует отметить, что положительная динамика начинает чётко прослеживаться на третий месяц продвижения. Но многое также зависит от объёма ежемесячно выполняемых работ и, следовательно, от бюджета.