Игроки рынка CDP (customer data platform) и ESP (email sender platforms) уходили из России волнами, начиная с 2022 года. Эти волны образовались, потому что не все компании ушли разом и не ото всех заказчиков. Сначала они массово объявили, что прекращают работать в РФ и принимать оплату со счетов российских компаний. Многие ушли, кто-то остался, получая оплату не через российские карты, но вопрос переезда по-прежнему висит в воздухе.
В России есть свои поставщики CDP и ESP-решений. Мы работаем с самыми разными платформами. В этой статье подобрали только те продукты, с которыми есть длительный опыт работы, и переезд на которые можем смело рекомендовать.
Какую выбрать CDP-платформу
Это инструмент для сбора информации о клиенте из разных каналов взаимодействия с целью управления пользовательским опытом и для развития бизнеса. В таких сервисах формируется единый профиль клиента.
Для крупного бизнеса нужна CDP-платформа, которая позволяет выстроить весь маркетинг компании, направленный на текущую базу клиентов. Например, вы собираете информацию о клиенте, который заходил на сайт, оставлял email, чтобы подписаться на рассылку и интересовался товаром на сайте. В этот момент в его профиле на CDP-платформе будут отражены все эти события: клиент не просто подписался на рассылку, а еще и посещал определенные страницы с определенными товарами.
CDP-платформа позволяет собирать все события, которые происходят с пользователем в разных точках касания (визит на сайт, использование карточки лояльности на сайте, подписка на соцсети…). Все эти события собираются для того, чтобы выделить пользователей, которые интересуются товаром и имеют при этом разные паттерны поведения (например, предпочитают читать сообщения в определенном канале, листают определенный сайт).
Таким образом, при помощи CDP-платформ вы сможете собирать максимальное количество информации о пользователе, делать сегментацию аудитории и выстраивать с ней CRM-коммуникации, хорошо понимая ее интересы.
Мы выделили пять платформ, на которые стоит переехать.
MindBox
Платформа дольше всех присутствует на рынке из представленных в этой подборке и является лидером по числу установок. В сообществе она негласно является лидером CDP-решений и, своего рода, прототипом для остальных продуктов.
Аргументы за платформу:
- На рынке много специалистов по этой платформе, поэтому легко найти помощь для решения сложных или нестандартных задач.
- Кейсы по разным категориям на сайте, которые при желании можно применить к своей нише.
- Платформа развивается, дорабатывает новые фичи, одними из первых внедряют новые функции.
- Сильная клиентская поддержка (чат и выделенные менеджеры при абонентской плате от 120 тыс. руб. в месяц, включая НДС).
Особенности:
- Высокая цена, если выбирать все доступные модули платформы.
- Клиент подписывает стандартный договор без возможности корректировок.
На сайте есть калькулятор, с помощью которого можно рассчитать стоимость подписки под потребности именно вашего бизнеса.
Altcraft
Мультиканальная платформа для комплексной автоматизации маркетинговых коммуникаций и продаж с понятным и удобным интерфейсом. По функционалу схожа с MindBox.
Аргументы за платформу:
- Учтены пожелания клиентов из сферы банков и страхования, где крайне важна сохранность и конфиденциальность персональных данных, и выпущено решение в виде не только облачного сервиса. Это On-premise решение, которое устанавливается в контуре серверов заказчика и позволяет ему не беспокоиться, что сторонняя компания получит в свое облако контактные данные и информацию обо всех покупках клиентов.
- Заявлен ML-модуль «Best Send Time» – функционал направлен на совершенствование клиентского опыта через самообучающиеся алгоритмы.
- Команда платформы ориентируется на обратную связь от клиентов и постоянно совершенствует работу.
- Это отличный выбор, если вы хотите получить весь необходимый функционал платформы сразу в полном объеме в рамках тарифа, а не платить за каждую дополнительную функцию отдельно.
Особенности:
- Меньше специалистов по платформе на рынке.
- Нет комьюнити, что является ограничением при возникновении сложностей с функционалом.
- Есть два варианта использования: SaaS и On-Premise – с полным доступом к функционалу.
Еще хочется отметить важное преимущество, которое отделяет первые две рассматриваемые платформы от других CDP на рынке – это возможность тонкой настройки софта для крупных клиентов под конкретный продукт за счет множества CRM-механик и широких возможностей интеграции с другими системами заказчиков.
KonnectU
Гибкое и нишевое решение, которое позволяет максимально кастомизировать под себя сервис. Функциональность платформы схожа с первой в нашем списке, но есть возможность реализовать уникальные более сложные и кастомные задачи с помощью команды поддержки.
Аргументы за платформу:
- Меньшее количество установок, чем у предыдущих продуктов, при этом каждый кейс прорабатывается выделенной командой очень глубоко.
- Устроена как сложный конструктор, применимый для любого проекта.
Особенности:
- Интерфейс платформы позволяет реализовывать базовые задачи любому маркетологу за счет гибкости, а продвинутым пользователям настраивать сложные механики и CJM (Customer Journey Map), давая преимущество над коробочными продуктами.
- Надо отдельно платить за софт и при необходимости дополнительно за поддержку.
RightWay
Модульное решение для автоматизации маркетинга и управления лояльностью клиента. Включает в себя CDP-модуль для работы с клиентскими данными, модуль для CRM-маркетинга, процессинг лояльности, инструменты коммуникации, аналитики и клиентские сервисы.
Аргументы за платформу:
- Под капотом есть все, включая инструмент, которого нет практически больше ни у кого в сфере – собственный встроенных DWH (Data Warehouse – хранилище данных) и система дашбордов (аналитика), которые специалисты платформы настраивают под ваш бизнес.
- Владелец – это компания-интегратор, поэтому клиенты получают не только платформу, а также консалтинг. Продукт поставляется как в готовой «коробочной» версии с минимальным количеством доработок, так и настраивается под индивидуальные запросы клиента.
- Работа как с нативной CRM-платформой, так и интеграция сторонних CRM-систем. А также ряд готовых интеграций с популярными сервисами и решениями и настройка интеграций под запрос.
Особенности:
- Индивидуальное проектное ценообразование, включающее не только стоимость лицензий, но также интеграции и консалтинг.
enKod
Помогает сделать рассылки эффективнее, не прибегая к ручной работе.
Аргументы за платформу:
- Можно войти в CDP при небольшом бюджете. Хорошо подойдет, когда функционала EMS уже недостаточно, а цена и возможности других платформ пока для вас велики.
- Простой, понятный функционал, можно быстро обучиться этой платформе с нуля.
- Доступная цена – стартовый тариф 30 тыс. рублей в месяц для базы от 1 до 100 тыс. клиентов.
Особенности:
- Модули рекомендаций, трекинга и мессенджеров подключаются отдельно, что может вывести стоимость платформы на один уровень с конкурентами.
- Есть инструменты для автоматизации и персонализации отправок, всплывающие окна и сервис товарных рекомендаций.
Какую выбрать ESP-платформу
Это решения для email-рассылок, которые направлены на автоматизацию работы с базой данных клиентов. Нужны для оптимизации рабочих процессов и ведения эффективных маркетинговых коммуникаций. ESP-платформы пригодятся, если у компании пока нет потребностей и бюджетов для использования CDP-решений. В таких платформах загружают базу клиентов и выстраивают email-маркетинг, иногда добавляются и другие каналы коммуникаций (мессенджеры, соцсети). Все рассылки идут из одной платформы.
ESP служат не только для отправки писем, но и для наполнения профиля пользователя. Платформы активно развиваются, в них появляется новый функционал, вектор развития все чаще смещается в сторону CDP-платформ. Но в отличие от CDP, они только наполняют таблицу с данными о некоторых событиях пользователей. Например, в ESP мы укажем, что клиент – врач, а в CDP мы сможем увидеть, что пользователь заходил в раздел для врачей, и именно поэтому отнесем его к сегменту «врачи».
Нужно отметить, что разница между ESP-платформами менее заметна, чем у CDP. Отличия строятся в основном на том, какие каналы коммуникаций подключаются, удобстве инструментов построения триггерных цепочек и конструктора писем. Разница лишь в том, какие каналы подключаются и какой функционал дается.
Предлагаем рассмотреть три платформы для переезда.
Sendsay
Надежная и понятная платформа, популярная в том числе в качестве email-шлюза. Например, у крупного заказчика есть своя CDP-платформа, а этот сервис он использует как шлюз, чтобы сами письма технически рассылались безопасно и не попадали в спам.
Аргументы за платформу:
- Большое количество интеграций в уже готовые CRM-системы с помощью удобного виджета.
- Однозначным плюсом является многоканальность – email, SMS, push-уведомлений и сообщений в мессенджерах (Telegram, VK).
- Платформа активно развивается в сторону CDP, добавляется много блоков и встроенных модулей с ECOM.
- С помощью внутреннего функционала можно получать информацию о событии (брошенная корзина или просмотр, неоформленный заказ и все, что связано с брошенными сессиями пользователей) и отправлять триггерные письма.
- В базе знаний можно найти подробные инструкции и освоить платформу самостоятельно.
- Отлично подойдет небольшим интернет-магазинам.
Unisender
Понятный и удобный сервис для email и sms-рассылок, позволяющий построить систему для коммуникации с клиентами. Включает меньшее число каналов, чем предыдущий сервис: email, SMS, Viber, Telegram.
Аргументы за платформу:
- Конструктор писем в сервисе – один из лучших на рынке со встроенными функциями искусственного интеллекта.
- Готовые интеграции с большим количеством сервисов (CRM, CMS, платформы для интернет-магазинов и др.).
- Разработан отдельный продукт для встраивания в CDP и другие IT-системы.
- Доступен бесплатный тариф.
ExpertSender
Это ESP-платформа для электронного маркетинга, предоставляющая набор инструментов для создания и рассылки писем. Есть некоторый функционал CDP.
Аргументы за платформу:
- Отправка различных типов сообщений – от стандартных и регулярных до автореспондеров и триггеров.
- Персонализация контента, сегментация списков подписчиков, проверка на наличие в черных списках.
- Есть возможность добавления неограниченного количества дополнительных полей в профиль подписчика, заполнять их любыми данными и использовать в автоматизации и сегментации.
- Имеется гибкая система автоматизации, чтобы настроить любые цепочки сообщений, начиная от простейших приветственных и заканчивая сложными «ветками» с этапами сегментации, изменения данных и автоматизированными А/В тестами.
Выводы
Выбор платформы зависит от специфики бизнеса, объема данных и потребностей в автоматизации. CDP-платформы предлагают широкие возможности для крупных компаний, которым необходимо построение сложных маркетинговых стратегий с учетом множества точек касания с клиентами. В то же время, ESP-платформы подойдут для тех, кто только начинает работу с автоматизацией email и SMS-коммуникаций.
Подбирая сервис, важно учесть бюджет, объем решаемых маркетинговых задач, а также наличие специалистов, которые смогут грамотно настроить систему и обеспечить эффективное использование данных. Российские платформы способны предложить достойные альтернативы западным решениям и обеспечить высокую эффективность CRM-коммуникаций.
Также читайте:
Интересный обзор, спасибо, Мария!