Чем вы лучше конкурентов: по каким критериям клиент сравнивает B2B-поставщиков

Успех бизнеса во многом зависит от того, насколько хорошо компания понимает своих конкурентов и как эффективно может выделиться на их фоне. В этой статье поделюсь списком критериев, которые можно использовать для сравнения конкурентов в B2B-нише. Список включает в себя различные этапы воронки продаж, мотивы клиентов, инструменты маркетинга и ключевые факторы успеха.

Представленная ниже воронка создана на базе мнений более 300 специалистов, с которыми мы проводили CustDev, а также многочисленных проектов по анализу конкурентов. В каждой отрасли есть свои нюансы в воронке маркетинга и продаж, поэтому я предлагаю некий средний вариант, который можно применить для анализа 90% B2B-продуктов. Итак, посмотрим глазами клиента на выбор поставщика и решение сотрудничать.

1. Осознание проблемы

На первом этапе воронки клиент осознает наличие проблемы, и начинает искать информацию для решения. Здесь важно, чтобы маркетинг был максимально нативным и релевантным.

Критерии сравнения:

  • Организация и участие в мероприятиях для обучения новым практикам, получения новых знаний.
  • Наличие статей и кейсов, которые демонстрируют возможные варианты решения проблемы.
  • Использование сарафанного радио и партнерских программ для рекомендаций.
  • Позиция компании в поисковой выдаче Яндекс и Google в части запросов по решению проблемы и возможных вариантов.
  • Охват ЦА в коммуникациях: статьи, справочники.
  • Активное ведение социальных сетей, подписчики, вовлеченность.

2. Составление списка поставщиков

На этом этапе клиент начинает искать потенциальных поставщиков, которые помогут решить проблему. Важно, чтобы исполнителя было легко найти, и он выделялся среди конкурентов.

Критерии сравнения:

  • Наличие кейсов и статей, которые демонстрируют опыт работы с клиентами из той же отрасли.
  • Использование отраслевых рейтингов и SEO-тактик для попадания в топ выдачи поисковых систем непосредственно по продукту и решению.
  • Наличие сарафанного радио и партнерских программ для рекомендаций.
  • Размещение компании в отраслевых справочниках, ассоциациях, клубах об успешных проектах с отзывами клиентов и цифрами, отражающими результативность.
  • Клиентские отзывы в интернете, видео о том, как трансформировалась их профессиональная деятельность.

3. Выбор топ 3-5 поставщиков

На этом этапе клиент сужает круг потенциальных поставщиков до нескольких компаний. Здесь важно показать, что ваш продукт или услуга релевантны его потребностям.

Критерии сравнения:

  • Наличие на сайте информации о релевантных болях клиента: потеря денег, ошибки, простои, потеря времени.
  • Демонстрация релевантных результатов: экономия денег, рост прибыли, отсутствие ошибок, высвобождение времени.
  • Наличие кейсов и отзывов от клиентов из той же отрасли.
  • Наличие наград и экспертизы команды компании.
  • Расчеты окупаемости вложений и целесообразности инвестиций

4. Составление предварительного рейтинга поставщиков

На этом этапе идет более детальное изучение оставшихся поставщиков. Важно, чтобы процесс взаимодействия с вашей компанией был максимально комфортным и прозрачным.

Критерии сравнения:

  • Наличие различных форматов заявки: форма на сайте, мессенджеры, телефон.
  • Скорость ответа менеджера и обратная связь по заявке в течение не более двух часов.
  • Наличие короткой презентации компании с описанием услуг, экспертизы и кейсов в первой коммуникации (звонке, письме).
  • Вежливость и знание менеджером продукта.

5. Чувство заботы о клиенте

На этом этапе клиент хочет убедиться, что поставщик действительно заботится о его потребностях и готов предложить наилучшее решение.

Критерии сравнения:

  • Наличие анкет и брифингов, которые помогают клиенту заполнить заявку.
  • Объявленный план по подготовке коммерческого предложения с указанием сроков и этапов.
  • Дополнительные звонки для уточнения деталей и предложения оптимального решения со стороны менеджера.
  • Проведение аудита текущей ситуации и предоставление примеров использования.
  • Предложение различных вариантов сервиса/продукта и получение обратной связи от клиента – какой оптимальный и почему.

6. Примерка сервиса

Клиент хочет убедиться, что продукт или услуга действительно подходят ему. На этом этапе важно предоставить возможность «примерить» сервис на себя.

Критерии сравнения:

  • Наличие презентации компании с цифрами, фактами и отзывами клиентов.
  • Возможность проведения демонстрации продукта или услуги.
  • Наличие дорожной карты с указанием этапов и сроков реализации.
  • Предоставление информации о команде реализации и их ролях.
  • Демо-доступ / тест-драйв.

7. Экономическое обоснование

Клиент хочет убедиться, что продукт или услуга экономически выгодные, и могут быть проданы высшему руководству.

Критерии сравнения:

  • Наличие структурированного коммерческого предложения с расчетами и графиком окупаемости.
  • Различные варианты опций и тарифов продукта.
  • Описание плюсов и минусов каждого вида и тарифа продукта.
  • Модель окупаемости сервиса/продукта.

8. Оценка рисков

Клиент хочет минимизировать риски, связанные с использованием нового продукта.

Критерии сравнения:

  • Наличие шаблонов договора с гарантиями безопасности, качества и сроков исполнения.
  • Прозрачность в стоимости услуг.
  • Наличие отчетов и дашбордов с ключевыми показателями.
  • Автоматизация процессов и инструменты, повышающие эффективность.
  • Примеры отчетности по проекту или результативности использования продукта

9. Устранение сомнений

На финальном этапе клиент хочет окончательно убедиться в правильности своего выбора.

Критерии сравнения:

  • Наличие демо-версии продукта или услуги.
  • Возможность пообщаться с текущими клиентами и получить их отзывы.
  • Наличие скидок и специальных условий.
  • Условия сервисного обслуживания и SLA.
  • Обозначенные условия договора/поставки, включая срок оплаты, гарантии ответственности за результат и качество.

10. Дизайн и эстетика

Человеческая психология такова, что эстетика и красота способствуют положительному восприятию и выбору. На этом этапе клиент должен получить позитивные эмоции.

Критерии сравнения:

  • Структура, дизайн и наполнение презентации.
  • Структура, дизайн и наполнение коммерческого предложения.
  • Структура, дизайн и демо/дорожной карты.
  • Структура, дизайн и наполнение сайта.
  • Состав встречи с клиентом, внешний вид, включенные камеры и атрибуты бренда.

Выводы

Сравнение конкурентов в B2B-нише – это сложный и многоэтапный процесс, который требует внимания к деталям и глубокого понимания потребностей клиента. Используя приведенные выше критерии (здесь итоговая таблица сравнения), вы сможете не только выделиться среди конкурентов, но и предложить клиенту действительно ценное решение, которое удовлетворит его потребности и минимизирует риски.

Успех в B2B-продажах – это не только качественный продукт, но и грамотно выстроенный процесс взаимодействия с покупателем на каждом этапе воронки продаж. Оцените себя по этим параметрам и найдите зоны роста.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Олег Шурин, Александр Сейнов
Генеральный директор, Москва

Хотелось бы понять, что конкретно продают обследуемые компании?

Независимый директор, Москва

Всё конечно так.

Но ещё надо просто понравиться ответственному за закупку ЛПР....

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумерам не важен идеальный коллектив

Только 10% опрошенных считают свой рабочий коллектив безупречным.

Каждый четвертый работодатель штрафует сотрудников за неэффективность

При этом большинство сотрудников не жалуются на чрезмерный контроль.

В России создадут три новые особые экономические зоны

В них появятся более 2,5 тысяч рабочих мест.

Wildberries начал тестировать роборуки на складах

Роботизированные системы способны работать без перерывов в течение длительного времени, что увеличивает производительность складов.