Каким будет PR в 2025 году: 9 трендов

Российский PR образца середины 2020-х – это уникальный кейс, который не имеет зарубежных аналогов. Мы продолжаем следить за мировыми тенденциями, но все чаще переосмысливаем их с учетом локальных экономических и законодательных реалий. Адаптируем оставшиеся инструменты и изобретаем новые, а главное – формируем собственный специфический пул трендов. Каким он будет в этом году?

1. Telegram

Telegram в России окончательно превратился из «еще одного мессенджера» в полноценное медиа. По данным Mediascope, российская аудитория площадки за последний год превысила отметку в 85 млн человек, из которых 74% регулярно читают Telegram-каналы.

Качество Telegram-каналов постоянно растет. Авторы конкурируют за внимание подписчиков, внедряют новые форматы, сотрудничают с интересными экспертами. В результате многие каналы не только не уступают по уровню контента, но в чем-то и превосходят классические медиа.

По нашим наблюдениям, более чем для 80% клиентов посевы в Telegram уже стали обязательным пунктом в плане коммуникаций. Также становится больше запросов на разработку и продвижение собственных каналов, особенно – в b2b-сегменте. При этом площадка одинаково хорошо подходит для продвижения как компании, так и личного бренда руководителя. 

Чего ждем: увеличения доли Telegram в коммуникационных стратегиях, расширения релевантного перечня услуг среди агентств. 

2. Бренд-медиа

Одновременно решают несколько задач:

  • Позволяют брендам максимально нативно транслировать свои ценности: через сторителлинг, полезные статьи, экспертные материалы. Это дополнительно укрепляет связь с целевой аудиторией.
  • Канал также подходит для расширения аудитории – при условии качественной SEO-оптимизации и продуманного контент-плана.

По данным исследования impulse.guru, более 49% трафика российских бренд-медиа приходится на переходы из поисковых систем. Это повышает качество лидов: пользователи изначально более заинтересованы в теме и сами ищут информацию. При этом поисковый трафик зачастую обходится дешевле рекламного продвижения и дает более долгосрочный результат. 

Крупные бренд-медиа сами становятся площадками для продвижения других компаний. Например, «Спортмастер медиа» сотрудничает с фитнес-клубами и медицинскими клиниками. Skillbox Media публикует материалы экспертов в области IT, рекламы, финансов и геймдева. Площадки получают уникальный авторский контент, а их партнеры – возможность заявить о себе.

Чего ждем: появления новых бренд-медиа и глобальных отраслевых бренд-платформ – вроде «Вкусвилл медиа» или журнала «Код». Рост числа предложений по ведению и продвижению бренд-медиа среди коммуникационных агентств. 

3. PR для HR

В борьбе с кадровым голодом бизнес уделяет все больше внимания продвижению имиджа работодателя. Согласно данным исследования ВШЭ, в ближайшие два года увеличить инвестиции в формирование и укрепление HR-бренда намерены 68% российских компаний.

Аналогичную тенденцию мы наблюдаем и в своей работе: число подобных запросов от клиентов стремительно растет. Это дает стимул к развитию внутрикорпоративных коммуникаций. Стандартных инструментов вроде рассылок или дайджестов уже недостаточно. Компании осваивают новые форматы, например корпоративные Telegram-каналы или онлайн-медиа. Меняются и акценты в подаче контента: коммуникации становятся менее формальными, а официальный стиль уступает место искренности и даже юмору. 

Чего ждем: роста бюджетов на продвижение HR-бренда, усиления «цифровизации» внутрикорпоративных коммуникаций. 

4. Нейросети: мед и деготь 

Нейросети постепенно превращаются из источника «вау-эмоций» в рутинный рабочий инструмент. По данным исследования Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), более 85% специалистов в сфере маркетинга и PR регулярно используют ИИ для решения повседневных задач. Нейросетям делегируют создание контента (48%), аналитику и отчеты (45%), поиск информации (45%) и проведение исследований (32%). 

ИИ делает нас продуктивнее, избавляет от рутины и помогает успевать больше за меньшее время. Однако по мере популяризации нейросетей обнажаются их слабые стороны: неравномерное качество контента и однотипность подачи. Можно говорить и о растущих рисках «ИИ-слепоты» по аналогии с «баннерной слепотой». Не только алгоритмы нейросетей становятся все более совершенными, но и сами пользователи учатся быстрее распознавать генеративный контент. Это может снижать градус доверия публикациям. 

Что ждем: в решении рутинных задач – более активного использования ИИ, в генерации контента – синергии технологий и человеческого начала. 

5. Акцент на отраслевую экспертизу

Роль экспертного контента в PR выросла после принятия закона о маркировке интернет-рекламы. СМИ стали неохотнее публиковать материалы с упоминанием компаний, зато на экспертизу и «инсайты» из отрасли от первого лица спрос все больше растет. В том числе, и из-за развития однотипного контента от ИИ, заполнившего поисковую выдачу.

Не только отраслевые медиа, но и крупные деловые СМИ начали открывать проекты с колонками и мнениями. РБК Pro, РБК Компании, Forbes Мнения, Коммерсант Review и т. п. – нам видится, что СМИ еще чаще будут привлекать собственников бизнеса в контентмейкеры. 

Чего ждем: появления новых проектов, усиление роли экспертных колонок в инфополе.

6. Качество контента – в фокусе внимания

Рост популярности продвижения через экспертизу вкупе с бурным развитием ИИ требует все большего внимания к качеству контента. Фактура, мнения, цифры, мысли – все это обязательно должно идти от первого лица. Написание текстов можно делегировать профессиональным копирайтерам, но работать они должны в тандеме с экспертом. 

Свои нюансы есть и в работе с нейросетями. Здесь на первый план выходят редактура и факт-чекинг. Также важно следить, чтобы тексты отвечали tone of voice бренда, а стиль и подача – соответствовали целевой аудитории. 

Чего ждем: усиления роли тандема «эксперт – пиарщик – копирайтер».

7. Омниканальность 

В 2024 году мы наблюдали очередной передел трафика между каналами. Не успел рынок адаптироваться к переходу в Telegram и VK из Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ), как пришло время новой волны миграции с YouTube на VK Video (в большей степени) и в Rutube (в меньшей).

Клиенты все реже готовы ограничиваться размещением на одной площадке и отдают предпочтение комплексному продвижению. При этом рассеивание аудитории неминуемо ведет к удешевлению интеграций на каждой из площадок благодаря меньшему количеству подписчиков. Это шанс для рекламодателей получить эффективные размещения на качественную аудиторию за сравнительно скромный бюджет.

Вместе с тем важно понимать: омниканальность требует тщательного анализа аудиторий и особенностей каждой площадки. Просто завести аккаунты на всех каналах и публиковать одинаковый контент – недостаточно. 

Чего ждем: роста спроса на пакетные размещения.

8. Блогеры: наноифлюенсинг и максимальная нативность

Турбулентность на рынке рекламы изменила подход брендов к работе с лидерами мнений. Топовые блогеры стали все больше предпочитать стабильные длительные контракты с крупными лейблами. Свободных от амбассадорства инфлюенсеров остается все меньше. Но и спрос на них упал. Сегодня на первый план выходят микро- и наноблогеры. Меньшие охваты и число подписчиков они компенсируют более высоким уровнем вовлеченности и лояльности аудитории. 

Еще один тренд в сотрудничестве с лидерами мнений – естественность. Градус доверия аудитории к прямой рекламе и жанру «распаковок с артикулами на wb» уступает место «бесшовной интеграции» в общую канву контента. Здесь на первый план выходит готовность инфлюенсеров участвовать в разработке креативов и делиться инсайтами о своей аудитории.

Это особенно важно для брендов, которые хотят привлечь аудиторию «зумеров» и поколения «альфа». Работающие в такой нише блогеры лучше разбираются в предпочтениях своих подписчиков и быстрее подхватывают микро-тренды в коммуникациях. Например, «быстрые» форматы в Telegram-каналах: короткие «твиты-наблюдения» и голосовые сообщения. 

Из приятного: блогеры окончательно научились работать с ОРД (операторами рекламных данных) и даже начали нанимать отдельных менеджеров под эту задачу. Маркировка сделала рынок прозрачнее в плане аналитики эффективности размещений. Теперь мы можем оценить качество коммерческих интеграций и реакцию аудитории на те или иные форматы. 

Главные сложности, с которым столкнется инфлюенс-отрасль в 2025 году, будут связаны с вступившим в силу законом о регистрации блогеров с более чем 10 тыс. подписчиков. Теперь лидерам мнений приходится заранее прогнозировать возможный прирост аудитории и быть начеку. 

Чего ждем: доминирования микро- и наноблогеров, проблем с адаптацией к новым законодательным реалиям. 

9. Подкасты

Подкасты становятся важной частью медийного ландшафта и активно интегрируются на самые разные площадки: от корпоративных медиа до соцсетей.

Формат живой беседы создает эффект доверительности и укрепляет эмоциональную связь с брендом. Преимуществом подкастов также является их универсальность. Они одинаково хорошо работают как в разных тематических категориях, так и на разные аудитории. «Бумеры» охотно слушают их по дороге на работу, а «зуммерам» и вовсе чаще оказывается проще воспринимать информацию на слух, чем в печатном виде. 

Чего ждем: новых бренд-подкастов и роста спроса на нишевость – медицина, маркетинг, финансы и так далее. 

Выводы

В 2025 году отечественная индустрия коммуникаций продолжит балансировать между глобальными трендами и собственным «особым путем». Нюансы экономического, законодательного и культурного ландшафта делают российский PR не просто частью глобальной системы, а самобытным рынком с уникальными решениями. 

Ключевыми направлениями в работе PR-специалистов останутся поиски новых форматов взаимодействия и выстраивания доверительных отношений с аудиторией – будь то собственные медиа, отраслевые площадки или блог-сфера. Повсеместное внедрение искусственного интеллекта делает отрасль более зрелой и мобильной, но вместе с тем требует постоянного поддержания баланса между технологиями и человеческим началом в коммуникациях.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Спасибо уважаемая Наталья ! Теперь год 2025 бизнесу не страшен.

Обратил внимание на одно выражение в статье :

Сегодня на первый план выходят микро- и наноблогеры. Меньшие охваты и число подписчиков они компенсируют более высоким уровнем вовлеченности и лояльности аудитории. 

И вспомнился смешной трек:

"Лилипутик, лилигном
Леденец большой, как дом
А у лили-лилипутика
Ручки меньше лютика

Лилипучую работу
От с утра начнет в субботу
И до пятницы, до трех
Лилипутается, ох"

Консультант, Новосибирск

Мне кажется, Наталья, что скоро (или очень скоро, буквально «на днях») поисковики обзаведутся более критически мыслящим ИИ, который уже сам будет отсеивать тупую и шаблонную рекламу и будет помогать пользователям разбираться в умной рекламе поставщиков.

Это может существенно изменить рынок рекламы и действительно выдвинуть на передний край грамотный PR.

Представьте себе, что будет, если клиенты вдруг резко поумнеют и начнут более критично относиться к выбору продавцов.

По-моему, это может привести к глобальным изменениям в рекламе, PR и общем поведении бизнеса в интернете.

Консультант, Нижний Новгород

ОРД – это оперативно-розыскная деятельность? )

Хороший обзор. Но, уважаемые авторы, расшифровывайте профессиональные  аббревиатуры, пожалуйста. Вы же пишете для широкого круга читателей. Да и вообще так принято в медиа.

 

Консультант, Новосибирск
Николай Сычев пишет:
Представьте себе, что будет, если клиенты вдруг резко поумнеют и начнут более критично относиться к выбору продавцов.

По-моему, отличная идея для статьи с мнением разных экспертов на эту тему.

«Что будет, если клиенты вдруг резко поумнеют и начнут более критично относиться к предложениям продавцов?»

Хотелось бы узнать мнение разных авторов на эту тему.

Очень интересный прогноз может получиться.

Аналитик, Москва

Какой хороший пиар ход, я бы назвал это ловушкой:

российская аудитория площадки за последний год превысила отметку в 85 млн человек (70% населения страны),

Ясно же, что 85 млн - это не 70 процентов. 

Восхищает безупречный русский язык: 
Позволяют брендам максимально нативно транслировать свои ценности: через сторителлинг, полезные статьи, экспертные материалы. Это дополнительно укрепляет связь с целевой аудиторией.

Для меня-то к сожалению эта фраза совершенно не понятна. Поясните, пожалуйста, что означает "максимально нативно транслировать через сторителлинг"?

Совершенно изумительная находка - "PR для HR"! Лучше только "Согласно данным исследования ВШЭ". 

С внимание прочитал раздел "Блогеры: наноифлюенсинг и максимальная нативность". Надо ещё раз прочитать.

Если убрать мою небольшую иронию, то статья довольно аналитична, мне ыбо интересно и с выводами я согласен.

Но вот абсолютно, свовершенно согласен с Ириной:

Ирина Плотникова пишет:

ОРД – это оперативно-розыскная деятельность? )

Хороший обзор. Но, уважаемые авторы, расшифровывайте профессиональные  аббревиатуры, пожалуйста. Вы же пишете для широкого круга читателей. Да и вообще так принято в медиа.

На своей работе я подобные тексты, не взирая на их глубину, заворачиваю.

Консультант, Новосибирск
Анатолий Курочкин пишет:
Но вот абсолютно, свовершенно согласен с Ириной: Ирина Плотникова пишет: ОРД – это оперативно-розыскная деятельность? ) Хороший обзор. Но, уважаемые авторы, расшифровывайте профессиональные  аббревиатуры, пожалуйста. Вы же пишете для широкого круга читателей. Да и вообще так принято в медиа. На своей работе я подобные тексты, не взирая на их глубину, заворачиваю.

Я уже устал писать в комментариях авторам про используемые ими спецтермины, хорошо, что вы подключились.

Обычно этим страдают маркетологи, писарики, хр-менеджеры.

А в этой статье их рекорд, наверное.

Жалко, что редакция не исправляет это.

Аналитик, Москва
Николай Сычев пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Но вот абсолютно, свовершенно согласен с Ириной: Ирина Плотникова пишет: ОРД – это оперативно-розыскная деятельность? ) Хороший обзор. Но, уважаемые авторы, расшифровывайте профессиональные  аббревиатуры, пожалуйста. Вы же пишете для широкого круга читателей. Да и вообще так принято в медиа. На своей работе я подобные тексты, не взирая на их глубину, заворачиваю.

Я уже устал писать в комментариях авторам про используемые ими спецтермины, хорошо, что вы подключились.

Обычно этим страдают маркетологи, писарики, хр-менеджеры.

А в этой статье их рекорд, наверное.

Жалко, что редакция не исправляет это.

Мы такие темы очень часто обсуждаем. Спорим. Кто-то обвиняет нас в желании  навязать "мокроступы"...

Но дорогие и уважаемые коллеги! Ну если вы считаете, что русский язык недостаточно информативен, то переходите на английский, никто же вам не запрещает это. Но писать на совершенно бесвкусной разноязычице не надо. И кто всё-таки пояснит, что такое ОРД?

Соглашусь с автором, что "еще один тренд в сотрудничестве с лидерами мнений – естественность" и не могу не процитировать:

"Турбулентность на рынке рекламы изменила подход брендов...
контракты с крупными лейблами...
Свободных от амбассадорства инфлюенсеров остается все меньше...

на первый план выходят микро- и наноблогеры... 

Градус доверия аудитории к прямой рекламе и жанру «распаковок с артикулами на wb» уступает место «бесшовной интеграции» в общую канву контента...
готовность инфлюенсеров участвовать в разработке креативов и делиться инсайтами о своей аудитории".

Очень естесственое, продуманное повествование!

Консультант, Новосибирск
Анатолий Курочкин пишет:
Соглашусь с автором, что "еще один тренд в сотрудничестве с лидерами мнений – естественность" и не могу не процитировать:"Турбулентность на рынке рекламы изменила подход брендов... контракты с крупными лейблами... Свободных от амбассадорства инфлюенсеров остается все меньше... на первый план выходят микро- и наноблогеры...  Градус доверия аудитории к прямой рекламе и жанру «распаковок с артикулами на wb» уступает место «бесшовной интеграции» в общую канву контента...готовность инфлюенсеров участвовать в разработке креативов и делиться инсайтами о своей аудитории". Очень естесственое, продуманное повествование!

Может быть, они друг перед другом так понтуются?

Думаю, что редакция тут недорабатывает.

Директор по развитию, Москва

Видимо, речь идет о маркировке рекламы и ОРД - Операторе рекламных данных. Вряд ли статья для широкого круга, скорее, для специалистов. Именно поэтому лично мне, например, сложно участвовать в обсуждении.
Хотя в моем-то наивном представлении, само существование PR в бизнесе должно быть, в основном, направлено на согласование разнонаправленных движений производителей товаров, работ, услуг и их потребителей. И хорошо бы на понятном сторонам языке ))

Инженер, Томск

Каждый год выходит подобная статья. Интересно посмотреть статистику реализации прогнозов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждая вторая компания теряет сотрудников из-за конкурентов

В 90% случаев решение об увольнении принимает сам сотрудник, и лишь в 10% — работодатель.

В РФ разрешили привлекать детей с 14 лет к работе в выходные летом

Ранее работа в выходные дни для подростков была разрешена только в рамках творческих профессий.

Четверть руководителей хотят использовать ИИ для контроля сотрудников

Однако большинство управленцев не поддерживают жесткий контроль.

Число россиян, заинтересованных в новой работе, выросло на треть

В то же время потребность компаний в новых сотрудниках стала ниже: количество активных вакансий уменьшилось на 13%.