Как и зачем делать подкасты для бизнеса: 4 кейса

Популярность подкастов растет, как показывает исследование Brand Analytics. Чаще всего россияне слушают подкасты в дороге, во время занятий спортом и прогулок, а также при выполнении бытовых дел, например, уборки.

По прогнозам IAB Russia, среднемесячная аудитория подкастов в России в декабре 2020 года достигнет 10,5 млн человек, а в декабре 2024 года — 27,9 млн.

В перспективе двух-трех лет подкасты смогут по охвату обогнать традиционные медиа, прогнозируют эксперты, ссылаясь на опыт США, где, согласно одному из опросов, люди, которые слушают подкасты время от времени, обращаются к ним чаще, чем к радио, видео или чтению.

Но насколько сложно запустить подкаст? Как он работает и приносит ли пользу для бизнеса? А главное – как измерить его эффективность? 

Редакция Executive.ru задала эти вопросы экспертам, которые уже ведут подкасты для своих компаний, и получила интересные истории с полезными советами для тех, кто тоже хочет начать вести подкаст.

NORA – подкаст о рекламе у блогеров на YouTube

Антон Петухов, CEO аналитической платформы BloggerBase и CVO агентства инфлюенс-маркетинга Woombat, эксперт Executive.ru

У нас есть подкаст NORA — это подкаст о рекламе у блогеров на YouTube, целью которого является погрузить слушателя в проблемы рынка, честно разговаривать с блогерами и обсуждать последние новости. Мы общаемся с разными представителями блогосферы и говорим о рекламе, блогерах и их клиентах.

Первым гостем выпуска стал Илья Шабельников, создатель YouTube канала «Satyr». Он один из первых дал вздохнуть рекламе на YouTube и принес новый формат рекламных интеграций. Это уже не в лоб говорящие «купи, переходи по ссылке в описании», а целое креативное шоу с сюжетом и актерами.

Дополнительные ресурсы мы не привлекаем, а делаем шоу своими силами. Ведущая – Катерина Ример, Head of Influencer Relations агентства Woombat и аналитической платформы BloggerBase; за съемку, монтаж и постпродакшн отвечает наш отдел видеопродакшна. Дизайнер готовит необходимые исходники, а отдел маркетинга берет на себя распространение. 

Выпуск загружается на YouTube, потом мы распространяем его на стриминговые платформы, после верификации аудиоверсия доступна на площадках: Яндекс.Музыка, Spotify, SoundCloud, Pocket Casts, Radio Public, Breaker, Over Cast. В нашем случае измеритель – это просмотры, лайки, вовлечение и количество прослушиваний. 

В первую очередь NORA приносит экспертизу рынку. Мы хотим сделать рынок прозрачнее, сформировать идеалы и правильное отношение как со стороны блогеров, так и со стороны рекламодателей к процессу сотрудничества, чтобы все понимали, к чему нужно стремиться и как не нужно делать, так как на рынке influencer-маркетинга есть ряд распространенных проблем. Во-вторых, это повышение узнаваемости бренда. Согласно данным совместного исследования IAB Russia и Mediascope, 51% потребителей аудиоконтента в России слушают подкасты.

Чтобы подкаст был успешным, нужно:

  • придумать актуальную тему;
  • проработать позиционирование, внешний вид;
  • самое главное – уделить внимание качеству звука: убрать посторонние шумы, вырезать паузы, наложить музыку, заставки и другие элементы;
  • для распространения выбрать наиболее популярные аудиосервисы.

«Трое у микрофона» – подкаст компании Schneider Electric

Андрей Албул, директор по маркетингу Управления по рынку «Промышленность» компании Schneider Electric

Не так давно мы запустили подкаст «Трое у микрофона». В нем мы говорим на совершенно разные важные для отрасли темы: как узнать, что любит заказчик, не приглашая его на званый ужин; какие производства готовы для использования предиктивной аналитики; зачем предприятиям облачные хранилища и почему важна локализация.

Как видно из названия подкаста, мы записываем выпуски всегда втроем: либо с коллегами из компании, либо с гостями из числа наших заказчиков и партнеров. Методом проб и ошибок мы пришли к осознанию, что три человека – это оптимальное число спикеров. Втроем беседа строится более динамично, но эфир не перегружается. У каждого есть время и возможность высказаться. У нас уже есть готовые выпуски, и мы планируем опубликовать еще несколько.

На создание мы тратим не много ресурсов: арендуем студию для записи и работаем со звукомонтажерами, которые помогают нам выровнять звук, чтобы слушать нас было приятно. Поскольку мы работаем на довольно консервативном рынке, решили сперва оценить, как наши партнеры воспримут такой формат. И им понравилось!

Поэтому продолжаем записываться. Многие отмечают качественный звук – нам приятно, что наши усилия не напрасны и не остаются незамеченными.

Прежде всего, подкаст помогает нам стать ближе к нашим партнерам и заказчикам. Обычно работа на B2B-рынках строится достаточно формализовано, процедура и технические детали стоят на первом месте. Подкаст позволяет нам сказать партнерам чуть больше, показать, что у нас схожие интересы и что нам всегда по пути. Помимо этого, мы приглашаем к себе гостей из других компаний. Для них это очень интересный опыт, который они запоминают надолго, и для них это возможность рассказать о себе и своих решениях на более широкую аудиторию.

К сожалению, эффективной методики измерения влияния подкаста на бизнес пока что не существует. Однако мы собираем обратную связь от наших партнеров и коллег через разные каналы, например, через Telegram. Получаем все больше предложений о совместной записи – для нас это самый лучший маркер. Спрос растет, а значит, мы идем верной дорогой.

Наверно, все слышали, что, придя на российский рынок, Spotify отказались от запуска раздела с подкастами, которым они в большей степени знамениты на рынке США и Европы, аргументировав это тем, что в России рынок подкастов недостаточно зрелый.

Возможно, в этом есть доля правды. Своим проектом мы вносим вклад не только в продвижение решений компании, но и в развитие рынка новых медиа в России, в какой-то степени занимаемся популяризацией аудиоформата среди одной из самых консервативных аудиторий. У нас большая сеть клиентов и партнеров во всех регионах России и стран СНГ, так что, надеюсь, мы таким образом поддержим развитие подкастинга в стране.

Формат подкастов очень комфортен, он не требует много вложений. Его может записать любой желающий, он позволяет людям самовыражаться. Но, пожалуй, самое большое преимущество подкастов – это удобство потребления. Их можно слушать в любое время и в любом месте, что очень актуально для тех, кто тратит много времени на дорогу.

«Некофейный подкаст» – подкаст сервиса Torrefacto по обжарке кофе

Алексей Герман, сооснователь сервиса по обжарке кофе Torrefacto

В сентябре 2019 года мы запустили «Некофейный подкаст», который создаем собственными силами. Несмотря на то, что мы – кофейная компания и серьезно занимаемся обжаркой кофе, название выбрали некофейное, в качестве напоминания о том, что не стоит относиться к себе слишком серьезно.

Снимает и монтирует один человек. Съемка идет на три или четыре камеры, в зависимости от того, сколько участников в подкасте, и одновременно идёт запись на цифровой диктофон трех или четырех микрофонов. Практически ничего не вырезается, записывается как есть. Видеоверсию подкаста размещаем только на YouTube, аудио версию – на SoundСloud.

Очевидные плюсы для нас:

  1. Повышение осведомленности о том, что делает компания, как среди покупателей, так и среди конкурентов. Мы считаем, что укрепление имиджа важно не только среди потенциальных потребителей, но и среди других участников рынка.
  2. Обратная связь, которую мы получаем от наших покупателей по почте, в отзывах и в комментариях на сайте. Для нас подкаст является определенной возможностью без какой-либо цензуры, саморегуляции, самокоррекции высказывать свое мнение на те темы, которые мы освещаем. Это возможность поболтать без тормозов, что очень близко нашей концепции в целом.
  3. Дополнительный пассивный доход. Мы подключили монетизацию канала на YouTube и стали получать деньги за показы рекламы. За год с момента начала монетизации, при количестве подписчиков чуть более 10 тыс. нам накапало 300 долларов.

Начать можно с малого. Вы заблуждаетесь, если думаете, что у вас ничего нет для запуска: берите телефон, снимайте себя, берите диктофон, который стоит несколько тысяч рублей, и начинайте записывать аудиоподкаст. Главное – начинать говорить и формировать свою аудиторию. Не старайтесь слишком подстроиться под ее вкусы, иначе вы потеряете себя.

Делайте так, как вы считаете нужным, а не так, как считает нужным кто-то из комментаторов под вашим видео. Не старайтесь использовать подкаст для прямой продажи. Обсуждайте что-то около продукта, обсуждайте косвенно продукт, но не пытайтесь приукрасить его преимущества, потому что это будет выглядеть как продажа и будет отворачивать людей от вас.

PR LUNCH – образовательный подкаст для PR-специалистов

Валентина Максимова, PR-консультант, автор подкаста

PR LUNCH – отраслевой образовательный подкаст о пиар кухне для PR-специалистов и предпринимателей. Такой формат онлайн обучения можно легко совместить с бизнес-ланчем. По статистике, более 70% PR-специалистов обедают за рабочим столом. Если пиарщик в обеденное время и покидает офис, то старается совместить бизнес ланч с деловой встречей, на которой будет журналист или клиент.

В подкасте присутствуют мини-лекции по итогам проведенных тренингов, а также интервью с профессионалами отрасли: PR директорами крупных компаний, пресс-секретарями государственных организаций, маркетологами, экспертами рекламного комьюнити и предпринимателями.

Удобный аудио формат интервью или тренинга позволяет совмещать полезную информацию с бизнес-ланчем. Образовательные подкасты направляются в формате закрытой ссылки и сопровождаются презентационным материалом. Каждый подкаст-тренинг я записываю индивидуально по итогам теста. Это позволяет слушателю получить именно те знания, в которых имеется небольшой пробел. По итогам тренинга начинающий специалист получает базу СМИ или инфлюенсеров для работы, а практикующий пиарщик – рекомендации для расширения нетворкинга.

Для создания джингла и перебивок в самом начале я привлекала sound-дизайнера, весь остальной материал в большинстве случаев монтирую и размещаю на ресурсах самостоятельно. Для большего охвата я использую как платные площадки SoundCloud, так и бесплатные ITunes, Яндекс Музыка.

Для меня подкаст – это возможность расширить нетворкинг, гости охотно соглашаются принимать участие в таком формате, а также альтернативный канал коммуникации и продаж, потому что индивидуально записанные подкаст-тренинги продаются в формате закрытой ссылки.

Измерить аудиторию подкаста позволяют непосредственно площадки, на которых размещаются эпизоды. Каждый ресурс ежемесячно направляет статистику по соцдемо и географическим параметрам.

С точки зрения форматов монетизации подкастов условно можно выделить два формата:

  • Спонсорский джингл или ролик, который может быть размещен внутри подкаста в логических паузах или озвучен автором подкаста в начале, завершении и других подходящих моментах.
  • Специальный выпуск, когда продукт встраивается в сценарий подкаста или в студию к автору приглашается представитель бренда на правах со-ведущего или специального гостя.

Помните, что недостаточно произвести качественный подкаст, необходимо позаботиться и о его продвижении: попросить рекомендации и отзывы гостей подкаста, желательно подключить таргетинг в соцсетях, сделать кросс-промо с дружественным подкастом для пересечения аудитории.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются со ссылкой на профайл участника Сообщества.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев
Генеральный директор, Нижний Новгород

Пробую создать подкаст в ВК. Буду читать полезные советы. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.