Как использовать тренды во благо бизнеса: 5 инструментов

Современные реалии таковы, что переизбыток и доступность информации приводят к тому, что сложно понять и выбрать именно то, что важно и актуально для вашего сегмента бизнеса. Как разобраться в многообразии трендов? Для чего они вообще нужны и какие бывают?

Существует три вида трендов: мега, макро и микротренды.

  • Мегатренды глобальны и влияют на все человечество, определяют развитие мировой экономии в целом. Например: изменение климата, старение населения.
  • Макротренды – это изменения, которые происходят в течение нескольких лет или десятилетий и оказывают влияние на конкретные социальные группы. Например: технический прогресс.
  • Микротренды – тенденции, которые являются следствием мега- и макротрендов. Это изменения, актуальные в конкретный, обозримый период для конкретной группы. Например: активное использование искусственного интеллекта или нетипичное старение (когда граница возраста активного населения смещается с 45+ к 65+).

Что же делать с этим и как использовать тренды для определения вектора движения в этом году?

Важно отслеживать и использовать тренды, актуальные именно для вашего бизнеса. Три шага для этого:

  1. Создать и внедрить процесс поиска, анализа и приоритезации трендов. В крупных корпорациях этим занимается отдел инсайтов, либо эксперты в трендвотчинге. Важно на постоянной основе мониторить платформы и инструменты, отслеживающие тренды, анализировать изменения рынка и конкурентов.
  2. Генерировать идеи – на основе актуальных для вашей нише трендов выдвигать идеи и гипотезы, которые позволят оптимизировать план действий. Для этого можно использовать форсайт-сессии внутри команды, на регулярной основе, например, раз в квартал, или в начале и в конце года.
  3. Тестировать – самая ответственная часть. Необходимо из списка идей, созданных на базе групповой работы, выбрать 1-2, дать им жизнь в формате MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт), отследить результат и оценить целесообразность внедрения на постоянной основе.

Теоретически алгоритм выглядит понятным, давайте разберем на примере.

Микротренд, который был актуален в 2024 году и сохраняет свою популярность в 2025 году – это увлечение Азией и всем корейским (косметика, дорамы, k-pop, еда, одежда).

Примеры использования тренда в бизнесе – популярная сеть круглосуточных «раменных библиотек», которая все больше и больше набирает свою популярность в Москве. Это формат, когда ты в футуристичном корейском/японском интерьере можешь развести лапшу быстрого приготовления и добавить в нее различные ингредиенты. Да, идея проста, но очень популярна у молодежи от 12 лет.

Что с этим трендом делает ритейл?

Уже давно и успешно реализуются целые отделы продуктов для азиатской кухни. Также отличный вариант – дни корейской культуры и ограниченные по времени предложения аутентичных блюд.

Неоднозначное решение – вводить в ассортимент необычные продукты, такие как само разогревающийся рис по цене 500+ руб. на полке. Казалось бы – тренд? Однако реализация, точнее, ценообразование (из-за длинной логистики) хромает, и даже с учетом скидки 40% оборот этой продукции не растет.

Какие же есть инструменты для того, чтобы избежать похожих ошибок и работать с трендами правильно?

5 инструментов для поиска, анализа и приоритизации трендов

1. Ежемесячный анализ на основании отчетов, от крупных провайдеров, которые есть в открытом доступе, либо индивидуально разработанные для вашей компании. Здесь безусловными лидерами являются: NielsenlQ, РБК Тренды, «Технологии доверия» (бывшие PwC), IPSOS, Data Insight, РОМИР, TechCrunch, «Яков и Пертнеры» (бывшие McKinsey), «Деловые решения и технологии» (бывшие Deloitte).

2. «Голая» статистика и выводы от государственной статистики ВЦИОМ, Statista и школы антропологии будущего РАНХиГС.

3. Регулярный мониторинг уважаемых либо новых/«хайповых» агентств. Список составляется индивидуально в зависимости от сферы бизнеса. Мой личный топ – это: «Экопси», Trendhunter, Springwise, АРИР, Студия Чижова, Group4Media, Coolhunting, HATE agency.

4. Кейсы от вдохновляющих брендов. Самые выдающиеся, на мой взгляд, сейчас: «Сбер», «Самокат», «ВкусВилл», Vizit, Aviasales, «БургерКинг», Сareerspace, MIXIT, «Магнит», Natura Siberica, «Коровка из Кореновки».

5. Поля – источник вдохновения и полный набор мудрости от фронтлайн менеджеров, тех, которые на «линии огня». Полевые сотрудники узнают обо всем первыми, о конкурентах, планируемых перемещениях, запусках, открытиях и закрытиях. Сила сарафанного радио всегда самая актуальная и не требует затрат.

Процесс регулярного поиска, приоритизации и анализа трендов, однозначно, дает конкурентное преимущество в любом виде бизнеса. Возможность быть в авангарде, а не повторять за другими игроками, разумеется, требует времени и усилий.

Главное, настроить процесс, выбрать релевантные и актуальные источники и понимать, для каких целей и задач использовать те или иные тренды.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Сейнов
Независимый директор, Москва

Притча:

- Господа, подскажите, какие в 2025-м году есть трендовые слова ?

Просто, чтоб в курсе быть.

- Эти слова, как минимум ещё пару лет актуальны будут, запоминай их:

Патриотизм, инфляция, санкции, госзаказ, самозанятость... 

Хотя, чего их запоминать, они каждый день у всех и так на слуху.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.