Современные реалии таковы, что переизбыток и доступность информации приводят к тому, что сложно понять и выбрать именно то, что важно и актуально для вашего сегмента бизнеса. Как разобраться в многообразии трендов? Для чего они вообще нужны и какие бывают?
Существует три вида трендов: мега, макро и микротренды.
- Мегатренды глобальны и влияют на все человечество, определяют развитие мировой экономии в целом. Например: изменение климата, старение населения.
- Макротренды – это изменения, которые происходят в течение нескольких лет или десятилетий и оказывают влияние на конкретные социальные группы. Например: технический прогресс.
- Микротренды – тенденции, которые являются следствием мега- и макротрендов. Это изменения, актуальные в конкретный, обозримый период для конкретной группы. Например: активное использование искусственного интеллекта или нетипичное старение (когда граница возраста активного населения смещается с 45+ к 65+).
Что же делать с этим и как использовать тренды для определения вектора движения в этом году?
Важно отслеживать и использовать тренды, актуальные именно для вашего бизнеса. Три шага для этого:
- Создать и внедрить процесс поиска, анализа и приоритезации трендов. В крупных корпорациях этим занимается отдел инсайтов, либо эксперты в трендвотчинге. Важно на постоянной основе мониторить платформы и инструменты, отслеживающие тренды, анализировать изменения рынка и конкурентов.
- Генерировать идеи – на основе актуальных для вашей нише трендов выдвигать идеи и гипотезы, которые позволят оптимизировать план действий. Для этого можно использовать форсайт-сессии внутри команды, на регулярной основе, например, раз в квартал, или в начале и в конце года.
- Тестировать – самая ответственная часть. Необходимо из списка идей, созданных на базе групповой работы, выбрать 1-2, дать им жизнь в формате MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт), отследить результат и оценить целесообразность внедрения на постоянной основе.
Теоретически алгоритм выглядит понятным, давайте разберем на примере.
Микротренд, который был актуален в 2024 году и сохраняет свою популярность в 2025 году – это увлечение Азией и всем корейским (косметика, дорамы, k-pop, еда, одежда).
Примеры использования тренда в бизнесе – популярная сеть круглосуточных «раменных библиотек», которая все больше и больше набирает свою популярность в Москве. Это формат, когда ты в футуристичном корейском/японском интерьере можешь развести лапшу быстрого приготовления и добавить в нее различные ингредиенты. Да, идея проста, но очень популярна у молодежи от 12 лет.
Что с этим трендом делает ритейл?
Уже давно и успешно реализуются целые отделы продуктов для азиатской кухни. Также отличный вариант – дни корейской культуры и ограниченные по времени предложения аутентичных блюд.
Неоднозначное решение – вводить в ассортимент необычные продукты, такие как само разогревающийся рис по цене 500+ руб. на полке. Казалось бы – тренд? Однако реализация, точнее, ценообразование (из-за длинной логистики) хромает, и даже с учетом скидки 40% оборот этой продукции не растет.
Какие же есть инструменты для того, чтобы избежать похожих ошибок и работать с трендами правильно?
5 инструментов для поиска, анализа и приоритизации трендов
1. Ежемесячный анализ на основании отчетов, от крупных провайдеров, которые есть в открытом доступе, либо индивидуально разработанные для вашей компании. Здесь безусловными лидерами являются: NielsenlQ, РБК Тренды, «Технологии доверия» (бывшие PwC), IPSOS, Data Insight, РОМИР, TechCrunch, «Яков и Пертнеры» (бывшие McKinsey), «Деловые решения и технологии» (бывшие Deloitte).
2. «Голая» статистика и выводы от государственной статистики ВЦИОМ, Statista и школы антропологии будущего РАНХиГС.
3. Регулярный мониторинг уважаемых либо новых/«хайповых» агентств. Список составляется индивидуально в зависимости от сферы бизнеса. Мой личный топ – это: «Экопси», Trendhunter, Springwise, АРИР, Студия Чижова, Group4Media, Coolhunting, HATE agency.
4. Кейсы от вдохновляющих брендов. Самые выдающиеся, на мой взгляд, сейчас: «Сбер», «Самокат», «ВкусВилл», Vizit, Aviasales, «БургерКинг», Сareerspace, MIXIT, «Магнит», Natura Siberica, «Коровка из Кореновки».
5. Поля – источник вдохновения и полный набор мудрости от фронтлайн менеджеров, тех, которые на «линии огня». Полевые сотрудники узнают обо всем первыми, о конкурентах, планируемых перемещениях, запусках, открытиях и закрытиях. Сила сарафанного радио всегда самая актуальная и не требует затрат.
Процесс регулярного поиска, приоритизации и анализа трендов, однозначно, дает конкурентное преимущество в любом виде бизнеса. Возможность быть в авангарде, а не повторять за другими игроками, разумеется, требует времени и усилий.
Главное, настроить процесс, выбрать релевантные и актуальные источники и понимать, для каких целей и задач использовать те или иные тренды.
Читайте также:
Притча:
- Господа, подскажите, какие в 2025-м году есть трендовые слова ?
Просто, чтоб в курсе быть.
- Эти слова, как минимум ещё пару лет актуальны будут, запоминай их:
Патриотизм, инфляция, санкции, госзаказ, самозанятость...
Хотя, чего их запоминать, они каждый день у всех и так на слуху.