Когда я впервые столкнулся с нейросетями в маркетинге, я испытал смешанные чувства. С одной стороны, я был очень воодушевлен потенциалом этих технологий. С другой, не был уверен в практической применимости и корректности результатов. Сегодня, спустя несколько лет экспериментов и внедрений, я могу с уверенностью сказать: нейросети способны революционизировать маркетинг, если подойти к их использованию грамотно.
Мировой рынок нейросетей динамично развивается, не проходит и недели без новых ярких анонсов, российский рынок старается не отставать и также радует удобными инструментами. В этой статье я поделюсь конкретными шагами, инструментами и советами, основанными на собственном опыте, которые помогут быстро внедрить ИИ в работу и извлечь из этого максимум пользы.
1. Быстрый старт – фокус на решаемых задачах
Забудьте про «внедрение ради внедрения». Сначала определитесь с конкретной проблемой: генерация идей для контента, написание текстов, создание изображений, анализ данных.
Выявите, что занимает у сотрудников много времени. Начните с малого. Например, используйте YandexGPT (YaLM) для создания описаний товаров. На одном из недавних проектов потребовалось создать описания для нескольких десятков тысяч товаров, а также привести существующие описания в нормальный вид. Штатные копирайтеры были не в состоянии справиться с задачей к началу сезона, а агентство, специализирующееся на создании товарного контента, выставило астрономический счет. Мы подключили YandexGPT и получили описания товаров очень хорошего качества всего за несколько дней, большую часть из которых заняла интеграция и подбор оптимальных промптов.
Фокусируясь на конкретных задачах, вы быстрее увидите результат – как в денежном выражении, так и в виде освободившихся ресурсов сотрудников.
2. Выберите подходящие инструменты
В России ситуация с доступом к некоторым зарубежным нейросетям, таким как ChatGPT, действительно, сложная. Но это не повод отказываться от технологии. На рынке есть множество отечественных решений, которые не уступают западным аналогам.
Нейросети для работы с текстом
- YandexGPT (YaLM) — мощный инструмент для создания разнообразных текстов.
- Gerwin AI хорошо подходит для генерации SEO-оптимизированных текстов и анализа поисковых запросов.
- GigaChat от «Сбера» — также отличный инструмент для генерации текстов.
Выбирайте инструмент, исходя из результатов именно ваших тестов, каждая нейросеть имеет свои особенности, поэтому стоит попробовать все варианты.
Нейросети для работы с изображениями
- «Шедеврум» (YandexART) от «Яндекса».
- Kandinsky (ru-DALL-E) от «Сбера».
Оба инструмента эффективны для создания иллюстраций и визуального контента. Их модели могут генерировать изображения по текстовым запросам. Учитывайте стилистические ограничения и экспериментируйте с разными промптами для достижения желаемого результата. Сервисы можно использовать как для создания уникальных иллюстраций рекламных баннеров и постов в социальных сетях, так и для дополнительных оригинальных иллюстраций для товаров и услуг.
- Runware – рекомендую этот сервис, если требуется создание большого количества изображений по API. Он предлагает очень большой выбор моделей для генерации, высокую скорость и низкую цену, но для оплаты потребуется иностранная банковская карта.
Нейросети для работы с видео
Российский рынок AI-генераторов видео пока находится на ранней стадии развития по сравнению с зарубежными аналогами. Однако уже существует несколько перспективных отечественных проектов, которые активно развиваются и предлагают интересные возможности для создания видеоконтента с помощью искусственного интеллекта.
- В Kandinsy и «Шедеврум» уже встроена возможность генерации коротких видео по текстовому запросу.
- Visper – российский сервис для создания видеороликов с участием сгенерированных ИИ ведущих или персонажей с вашим лицом и голосом.
- Для создания более качественных видео, можно использовать западные сервисы Runway (через VPN), но это сопряжено с определенными рисками и неудобствами.
Нейросети для работы с аналитикой
- «Яндекс Метрика» с инструментами аналитики.
- «Яндекс Директ» с инструментами для автоматизации создания креативов (генератор рекламных материалов и динамические объявления).
- SberAds – комплексная рекламная платформа для автоматизации и оптимизации рекламных кампаний с помощью ИИ, включая генерацию текстов и изображений.
- «СберТаргет» – сервис позволяет управлять рекламой на нескольких площадках, анализировать портреты клиентов и запускать персонализированные кампании.
Решения для автоматизации маркетинга
- Roistat — платформа для анализа эффективности маркетинга и автоматической оптимизации рекламных кампаний. Использует машинное обучение для анализа данных и прогнозирования результатов рекламных кампаний. Например, может рекомендовать оптимальное распределение рекламного бюджета между различными каналами.
- Mindbox — платформа для управления клиентскими данными и автоматизации маркетинга. Предлагает инструменты для персонализации коммуникаций на основе ИИ. Например, может автоматически сегментировать аудиторию и отправлять персонализированные email-рассылки.
- Carrot quest — сервис для автоматизации маркетинга и улучшения взаимодействия с клиентами. Использует ИИ для персонализации сообщений и анализа поведения пользователей. Например, может автоматически отправлять персонализированные сообщения пользователям, которые бросили корзину в интернет-магазине.
- Neiros — платформа для анализа данных и персонализации маркетинга. Использует машинное обучение для анализа поведения пользователей и прогнозирования их потребностей, помогая персонализировать рекламные сообщения.
Другие решения
- FusionBrain – платформа для разработки и внедрения ИИ-решений, которая может быть использована для создания персонализированных рекомендательных систем, чат-ботов.
- SpeechKit – сервис для синтеза и распознавания речи, используется для создания голосовых рекламных роликов, озвучивания видео и других аудиоматериалов.
3. Советы, как получить быстрый результат от работы
- Делегируйте нейросетям просыте рутинные задачи. Написание мета-тегов, создание описаний, генерация идей для постов в социальных сетях – идеально подходят для автоматизации с помощью нейросетей. Не забывайте про создание протоколов встреч, составление планов, анализ длинных документов и отчетов.
- «Прогрейте» нейросеть. Чтобы получить качественный результат, дайте нейросети подробный промпт – запрос с примерами и желаемым стилем. Чем точнее запрос – тем лучше результат. Понимание специфики работы с промптами — это ключ к эффективному использованию нейросетей.
- Поддерживайте «ролевые игры»: обязательно указывайте в какой роли должен придерживаться ИИ, для какой аудитории он создает, какие параметры важно упомянуть в тексте, по ходу работы напоминайте о вводных.
- Человек + машина = успех: не стремитесь полностью заменить человека машиной. Используйте нейросети как инструмент, который помогает сотрудникам быстрее и эффективнее выполнять задачи. Редактируйте, дополняйте, вносите «человеческий» фактор в сгенерированный нейросетью контент.
- Доверяй, но проверяй: нейросети склонны к галлюцинациям и нежеланию признавать, что чего-то не знают и не могут, поэтому важно обязательно проверять результат на корректность, так ИИ способен выдумать несуществующие исследования или функции товара. И да, проверку можно также поручить ИИ, написав правильный запрос.
4. Обучайте и адаптируйте
Нейросети – это не «поставил и забыл». Они требуют постоянного обучения и адаптации. Мы столкнулись с этим, когда запустили систему прогнозирования спроса. Первые недели она работала отлично, но затем точность прогнозов начала падать. Оказалось, что изменились паттерны поведения покупателей, и нейросеть нужно было переобучить.
Также мы сталкивались с тем, что тексты, генерируемые автоматически, в какой-то момент становились значительно хуже: видимо, в модель разработчиками вносились изменения, поэтому нам пришлось переписывать промпты для восстановления требуемого нам качества.
Ключевые моменты:
- Регулярно анализируйте результаты работы нейросети.
- Собирайте обратную связь от пользователей.
- Будьте готовы корректировать и переобучать модели.
5. Интегрируйте с существующими системами
Нейросети не должны существовать в вакууме. Их настоящая сила проявляется при интеграции с существующими маркетинговыми инструментами. Именно интеграции позволяют создать новые грани клиентского опыта, а также освободить сотрудников от рутины.
Я рекомендую в первую очередь сделать интеграции с CRM/CDP-системой как для аналитики и выбора оптимального момента контакта, так и для создания по-настоящему персонализированного контента, ведь письмо для каждого клиента может быть полностью уникальным. А интеграция ИИ в программу лояльности позволит повысить ее эффективность и перестать неэффективно расходовать промобюджет.
6. Измеряйте результаты
Внедрение нейросетей – это инвестиция, и, как любая инвестиция, она должна окупаться. Мы установили четкие KPI для каждого проекта с использованием нейросетей. Это помогло нам не только оценить эффективность, но и обосновать дальнейшие инвестиции в эту технологию. Важно замерять ситуацию до внедрения изменений, заранее продумать за какими метриками вы будете наблюдать, а также хотя бы примерно понять какое изменение метрик будет считаться успехом.
Ключевые метрики для оценки:
- ROI маркетинговых кампаний
- Конверсия
- Удовлетворенность клиентов
- Скорость обработки запросов
- Количество сэкономленных часов сотрудников
Нейросети не панацея, а инструмент
В условиях российского рынка важно подходить к внедрению нейросетей практично и последовательно, фокусируясь на конкретных задачах, используя доступные инструменты и не забывая про человеческий фактор. Нейросети пока не заменят живых сотрудников, но уже сегодня они позволяют повысить их эффективность и сократить количество рутинных задач.
Инвестируйте в обучение сотрудников использованию ИИ-инструментов, это позволит как минимум не отстать от конкурентов. Именно такой подход поможет извлечь из нейросетей максимальную пользу и получить реальное преимущество.
Читайте также:
Спасибо, Евгений, за подробную информацию!
Сложившуюся ситуацию с нейросетями в бизнесе, наверное, можно назвать точечным внедрением.
Интересно, насколько серьезно началась комплексная интеграция или еще рано об этом говорить?
Правильные советы, кторые могут пригодится не только в маркетинге. Там где нужна более высокая производительность, эти инструменты не имеют равных. Правда Кандинский мне не нравится абсолютно. Дайте ему задачу нарисовать мужика без усов, он обязательно эти усы везде будет клеить. "Вот тупые!" ))) Ну а если более абстрактное и неизвстное, то он уж тут слишком креативен.
Ну могу ещё подсказать сети для создания музыки, точнее песен, которые даже профессиональные композиторы не сразу отличат от ИИ - Suno.
И кучас других нейросетей, типа Hailuo Minimax для оживления фото.
Только вот яндекс. директ - это не ИИ. Или я что-то пропустил?
Спасибо, что поделились опытом. Ценно!
Одна из лучших публикаций про ИИ за долгое время, по-моему