Социальные сети, видео-хостеры, подкасты, блоги, каналы… Может показаться, будто контента производится безгранично много. Так и есть. Однако на большинстве площадок все сливки снимает особая категория людей и бизнесов — паразиты на чужих публикациях.
Например, при всем видовом разнообразии YouTube, благодаря чему его никак толком не добьют на территории РФ, там процветают «реакции» в виде самостоятельных роликов. Наверняка многие знают Конора, который со своей фирменной интонацией проверяет «как оно на самом деле».
А вот его чуть менее известный коллега по проверке чужих лайфхаков, по большей части кулинарных:
Суть проста до изумления. Ребята смотрят чужие ролики и повторяют их. То есть воруют идеи внаглую? Да, но они же проверяют. Вуаля, легким движением руки копипаста превращается в оригинальный контент.
Который можно монетизировать с показов и делать рекламные интеграции. У Конора больше 3,5 млрд (!) просмотров, бородач перевалил за отметку 1,5 млрд. Весь их успех построен на «проверке» чужих роликов.
Есть еще десятки, а скорее сотни «тестировщиков». Это целая индустрия. Но если вы думаете, что суть проблемы в том и заключается, то нет. Мы пока затронули самый краешек гигантского мегатрендища.
Другое щупальце того же спрута — смотреть и офигевать. Серьезно, люди буквально смотрят чужое видео, снимают этот процесс и собирают миллионы просмотров. Вот, например, звезда в сфере строительства:
По множеству других направлений свои наблюдатели. Есть непонятный и загадочный мир тех, кто смотрит за игроками в компьютерные игры. Они даже не играют сами! Смотрят, чего вполне достаточно.
Впрочем, творческим людям скучно просто глазеть. Они придумали перед этим набирать в рот воды. Или – как потом догадались особенно креативные девушки — молока. Теперь главное не засмеяться, то есть на самом деле, конечно, важно прыснуть со смеха при просмотрах, смешно или эротично облиться – и публика в восторге. Десятки, сотни таких умельцев. Им тоже хватает на миллионные охваты, миллиарды суммарно за карьеру.
Еще есть пересказы и переозвучка. Мои антикумиры — мошенники с механическим голосом от ИИ, наложенным поверх нарезки чужих видео. Они делают дайджесты, нарезку кадров. Пересказывают своими словами (и чужим голосом).
Алгоритмы это пропускают. Но главное их смотрят, лайкают, комментируют. Не единичные психи — миллионы.
Мне попадался канал с роликами из мультфильма, которые «смотрит» фото парня. В конце он оживает и заливисто смеется. Почти уверен, что даже эти несколько секунд изображают не автора канала. Он просто сложил пару чужих кубиков вместе. На эти «два процента» и живет.
Кстати, была волна таких видео с настоящими звездами, которых ни с кем не перепутаешь. Например, поднявший бровь Дуэйн «Скала» Джонсон, а также многие другие.
При чем здесь бизнес
С одной стороны, паразиты на контенте неплохо зарабатывают. У одних свои рекламные агентства, другие на донатах поднимают достаточно, чтобы не бедствовать. Там есть деньги.
Особенно красиво то, что затрат почти никаких. Миллионные показы поверх чужих кадров бывают безобразно обрезаны на дешевом зеленом экране каким-то бесплатным софтом. Все собрано буквально на коленке.
Тем не менее все примеры выше служат только подводкой к основной теме, о которой хочу поговорить.
Паразитирование на чужом контенте — ядро эффективной рекламной, тем более PR-политики любого бренда. Или одиночки, команды, продукта. Основные причины, помимо очевидной экономии на разработке:
- Инфоповоды. Профессиональные креативщики вполне способны сами снять, озвучить и смонтировать. Но мало кто способен годами регулярно продуцировать контент с высокой, хотя бы предсказуемой популярностью. Не каждое агентство справится с такой задачей. Не каждый крупный бренд. А тут все готовое, на блюдечке.
- Регулярность. Прямое следствие предыдущего, но отдельно важно. И зрители, и площадки привязаны к творчеству по определенному графику. Чтобы не забывали, подписывались, рекомендовали. Высокий темп держать сложно.
- Популярные темы. Неважно, что именно — модный челлендж для подростков или серьезная мировая новость — актуальность всегда полезна. Значит, это ищут, упоминают, проще оказаться в топе поисковой выдачи, в лентах контента.
- Образ главного эксперта. Пожалуй, самое главное, и стоит рассмотреть отдельно.
Попытка возглавить свою отрасль предпринимается многими. У одних есть реальные основания в виде объемов, патентов, достижений. Другие просто медийно активны. Ирония в том, что «быть на виду» важнее, чем быть компетентным.
Настоящие мастера недаром молчаливы. Во-первых, им некогда, заняты настоящей работой. Во-вторых, они заложники Даннинга-Крюгера, часто недооценивают свой уровень. В-третьих, знать и уметь рассказать – далеко не одно и то же. Нужны другие навыки, не все готовы их осваивать. Очень много причин, почему те, кто знают, не говорят.
Однако свято место пусто не бывает, и медийные мощности успешно осваивают контентные паразиты. Они понимают или догадываются, что можно брать чужой контент, собирать в подборки и выглядеть привлекательно.
Аморально? Разумеется.
Законно? Вполне.
Обратите внимание, речь идет о прямом злостном плагиате под видом цитирования. Например, есть команды акробатов, которые пытаются повторить чужие трюки. Они тоже воруют идеи, по идее, полностью входят в категорию паразитов. Но рискуют собственными шеями, действительно делают весь объем работы, а лайки и подписки отрабатывают, буквально, потом и кровью.
Если вы подсмотрели темы у конкурентов и раскрыли их сами — это другой жанр. С этической точки зрения тоже не безупречный, но, строго говоря, нормальный. По каждой теме, в каждой отрасли поневоле рассматриваются похожие и одинаковые вопросы.
Сейчас фокус именно на паразитировании.
Как стать успешным паразитом
Самый простой способ — комментировать. Это очень мощный формат, который почти ничем не ограничен.
Лайка мало, нужно именно высказаться. Всего за пару строчек человек встает в один ряд с автором лонгрида или исследования. Сам так делаю, когда есть время, это очень удобный и вдобавок дофаминосодержащий лайфхак.
Помимо комментариев под публикациями есть также высказывания в них. Немного сложнее, но по затратам все еще гораздо ниже, а по ожидаемой пользе выше. Можно сделать аккаунт на PressFeed, выбрать список интересных тематик и потом регулярно мелькать в эфире. Впрочем, далеко ходить не надо, на Executive.ru есть похожий сервис «Лига экспертов».
Идеально, конечно, если вы (или ваш бренд) уже обладаете каким-то весом. Тогда могут звать прицельно, отдавать трибуну целиком — но не для того, чтобы доверить весь объем работы по производству контента, а всего лишь прокомментировать чужой труд или инфоповод.
Можно комментировать и то, про что никто нигде не спрашивал! Блогеры обожают этот прием. Обратите внимание, почти не осталось уже «говорящих голов» с узкой специализацией. Они легко включаются в обсуждение политических вопросов, освещают события в далеких галактиках – что угодно. Как правило, выглядит это как у наблюдателей за компьютерными играми или чужой клоунадой — просто смотрят на чужие ролики, улыбаются или хмурятся, делятся своими эмоциями.
Говорю с негативной окраской, потому что всю жизнь занимаюсь производством оригинального контента. Мне неприятно, с какой легкостью можно воровать копирайт, зарабатывая миллионы во всех смыслах.
Но понимаю, что на самом деле технология хороша. И она гораздо шире простой копипасты, либо «будем наблюдать».
Кстати, некоторые паразиты настолько харизматичны, делают все так классно, что … превосходят оригинал. Например, известная в кулинарных кругах дама годами демонстрирует оригинальные рецепты с фирменной концовкой «Perfect»:
А ее подражатель или, точнее сказать, пародист не пропускает ни одного ролика, тут же повторяет. Что пользуется успехом. У него вдвое больше подписчиков!
Ребята уже познакомились, записывают ролики совместно и подшучивают друг над другом.
Еще один пример того, когда паразитический контент выглядит достойно и не похож на воровство. Мужчина на фото ниже — Лоренц Валентино. Он прифотошопливает свои изображения к знаменитостям. Но делает коллажи так качественно, с неизменным юмором, что вместо судебных исков получает только лайки и всеобщие восторги. В том числе от некоторых селебрити.
Чуть не забыл про самого главного ТикТокера – Хабане «Хаби» Лейма. Одного из основоположников жанра по использованию чужих видео. Это тот самый парень, который комично разводил руками при просмотре безумных лайфхаков.
Он давно стал легендой. Лично знаком со множеством знаменитостей. И помогает некоторым из них. Например, снимался в серии юмористических роликов с Уиллом Смитом, вероятно, чтобы помочь бедолаге оправиться после падения с Голливудского Олимпа. Представляете, парень из ТикТока спасает кинозвезду. А еще рекламирует почти все бренды планеты, собирает миллионы, занимается благотворительностью. Все благодаря паразитическому контенту.
Справедливости ради, все последние герои не просто крали чужое. Они добавляли и свое. Однако есть много способов, как обойтись без креативности:
- Интервью с экспертами. Вместо того чтобы собирать высказывания специалистов по сети, можно приглашать их к себе и спрашивать лично. Абсолютно честный формат, действительно создает новые ценности — и при этом все-таки за чужой счет. Правда, подготовить толковые вопросы тоже самостоятельный труд. Но многие спикеры легко выходят за рамки убогих анкет.
- Тематические подборки. Тот самый прием блогеров, благодаря которому некоторые из них стали главными по кулинарии, другие по дизайну, машинам, еще чему-то. Достаточно следить за новостями, брать все стоящее внимания и мелькать рядом в кадре. Постепенно публика привыкнет к тому, что определенное лицо «связано» с отраслью или направлением. Можно хоть молча рядом постоять!
- Цитирование. ГК РФ разрешает цитирование «в объеме, оправданном информационной целью». Получается, каждый сам решает, сколько подрезать у первоисточников и каких своих оценочных суждений к ним добавить. По идее, презентации, сайт и ролики хоть целиком можно собирать, как из конструктора. Главное, перечислить, что откуда взято.
Таким образом решается много разноплановых задач.
Можно выглядеть гораздо круче, чем позволяет собственный уровень достижений или способностей их преподнести.
Регулярность появления в публичном поле вырастает на порядки. Используются все актуальные события и тренды. Вы в теме, в бизнесе. На виду.
И по сравнению с авторами контента почти ничего не тратите на разработку, во всяком случае гораздо меньше. ROI зашкаливает. Что еще нужно! Ну вот что, например:
- Оригинальная подача. Среди контент-паразитов тоже есть конкуренция. Смотреть и слушать будут тех, кто приятнее (b2c) и/или выглядит более веско (b2b). С содержанием никак не связано, важен сам образ.
- Работоспособность. Тырить чужой контент тоже работа. Нужно на всех подписаться, следить за коллегами по цеху, накрывать всю поляну целиком. Пропустили контекстный ролик или статью — аудитория переключится на более усердных, тех кто прокомментировал, засветился.
- Знание языков. По крайней мере, умение пользоваться переводчиками, ИИ. Определенная часть контента чисто переводная. Побрезговали западными источниками, не поняли азиатских, посмеялись над латиноамериканскими — кто-то добросовестно их обработает и сорвет джекпот зрительских симпатий.
- Чувство меры. Глупые паразиты хватают все, что попадется, любую наживку. Им не свойственны сантименты, фейки и трагедии воспринимаются как кликбейт. И это работает, но необратимо снижает качество аудитории. Лучше проявить щепетильность, отбирая инфо-сырье придирчиво.
Упомянул ИИ в виде проходного вспомогательного сервиса для переводов. Но роботы имеют все шансы включиться в борьбу и победить. Ведь это чисто их поле деятельности:
- Индексирование публикаций
- Отслеживание закономерностей
- Генерация конспектов
- Круглосуточная производительность
- Мультиязычность
Возможно, люди скоро будут читать обзоры от ИИ. Скорее всего, это уже происходит. Как опережая эпоху заметил Виктор Пелевин еще в «Generation П»: «Творцы нам тут на*** не нужны». Заимствования прижились, они эффективны и побеждают.
Читайте также:
Ну почему же сразу воруют?
Просто копируют. Тиражируют. Выполняют свою дистрибутивную миссию.
Только 5% людей способны на креативное созидание нового контента. И не только контента.
Остальные созидать свежачёк не способны, но могут с успехом повторять действия, которые подсмотрели у этих 5%.
Это нормально.
Не помню кто сказал -- глупые люди обсуждают других людей, посредственные -- погоду, умные -- идеи. Но таковых раз-два и обчелся.
Все не могут быть пассионариями. Согласно Гумилёву таковых в любом социуме всего 2%.
Но как мы видим и Чат GPT творит чудеса. Теперь любой копирайтер может постить контент любой сложности, ничего не понимая в предмете.
Когда-то художники, которые умели писать потртреты были очень востребованы. У них заказывала портреты знать и просто обеспеченные люди и те неплохо себя чувствовали.
Но в 19 веке была изобретена фотография и портретисты вслед за фонарщиками и китобоями остались без хлеба. С другой стороны это способствовало развитию разных новых форм живописи, например, Импрессионизма.
Так и щас, родятся новые формы контента, которые будут привлекать к себе внимание больше чем просто бесчисленные и безликие как под копирку тексты, фоточге или видосики.
Нет худа без добра.
Все так. Меня немного (ха) коробит, что несмотря на очевидные технические возможности для отслеживания первоисточников (с) почти полностью растворен в мейнстриме
Одно время я клепал мемы в запрещенной соцсети, некоторые неплохо разлетались. И никогда никто не указывал, где стырил. Все только тиражировали, выполняли эту самую дисфункцию. А нет, ОДНА дама подписала, чем растрогала меня аж. Но у нее самой было три подписчика, возможно даже не случайно. Щепетильность невыгодна
Уважаемый автор С. Антипов применил теорию автоматического управления к теории управления массами (социальной инженерии).
Уважаемые читатели, изучив обе теории, в процессе синтеза и обобщения информации из массивов этих научных знаний, вероятно согласятся с выводами этой статьи.
Спасибо, Станислав, за глубину повествования.
Кстати, вы не в курсе ли ?
Эта тема рассматривается каким Нобелевским комитетом ?
Смайликов конечно здесь сильно не хватает, в функционале площадки ))
Большинство бизнесов построено на копировании. Существет даже такой термин - "Бенчмаркинг". Не вижу ничего в этом плохого.
Например, обучение построено на копировании.
Оригинальных идей в мире крайне мизерно.
Станислав, спасибо! Все программы на ТВ - это все копирки, поэтому к ТВ не подхожу давно. Все копирки, конечно, в интернете. Но...Вы написали очень системную и хорошую по структуре статью - это большая работа. А критика - это фишка этой площадки.
Ящетаю, что если вы публично в общедоступном месте задекларировали идею -- то она вам больше не принадлежит. Она принадлежит человечеству. И сетовать на то, что кто-то ее скопировал -- бессмысленно, пустая трата времени и нервов. Никто ничего вам после этого НЕ должен.
Тут одно из двух:
1. Либо не сетуйте и отпустите её в свободное плавание
2. Либо не декларируйте и наслаждайтесь ей в одиночестве
Если кто-то и сорвет плюшки на своем производном от вашего контенте, то это уже не ваше дело.
Дивиденды получает тот, кто не только делает что-то новое, но и кто хорошо дистрибутирует свой контент.
Поясню.
Скопировать можно по-разному. Можно под копирку. А можно использовать лишь мотивы оригинального контента.
И если в первом случае -- это прямо фу-фу, то во втором -- это вполне себе годный новый (ну или почти новый) контент. И по-хорошему, если копнуть по-глубже, то так или иначе всё заимствуется кругом друг у дружки.
И Буратино и даже казалось бы чистый как слеза ребёнка Незнайка.
Опять же генеративные нейронные сети.
Вы описали сети то, что хотите получить. Нейронная сеть слепила нечто -- мозайку из того, что ей скормили её создатели или она напасла сама где-то в недрах Интернета. К кому тогда предъявы кидать? А доля контента, генерируемого нейронными сетями растёт семимильными шагами и скоро таковым будет чуть больше, чем весь.
Я тут недавно прочитал, что какой-то комитет разрабатывает идею авторского права, которая будет учитывать факт использования чьего-то контента в обучающих выборках нейронных сетей.
Чудаки на букву М. Просто потому, что нет и скоро не будет вообще таких мощностей, чтобы проанализировать всё это и сделать достовреные выводы о причастности. В силу его геометрического роста. Опять же критерий? Где та грань когда -- скорее да, чем нет или скорее нет, чем да?
Потому что одни сети учатся на прямом контенте, другие на производном. А третьи на производном производного.
Опять же -- разве двум разным и независимым людям не может прийти одно и то же в голову? Почему тапки могут быть только одни?
Тут всё выйдет как с китобоями и фонрарщиками -- это просто отвалится само собой за бессмысленностью. А всё авторское право требует серьезной ревизии концепций ибо времена нынче уже другие. И примочки из чаги уже не работают.
Моя философия такова -- воровать нельзя, то есть брать из закрытых или специализированных мест, когда вам явно не разрешили этого.
А то, что лежит в общедоступном месте в сети -- вам уже не принадлежит, даже если подразумевается что вы автор и вы прилепили бумажку с надписью моё. Попросить можно, а требовать НЕТ.
Поэтому пользуйтесь наздоровье. Если поставите ссылку на авторство -- ну и хорошо (плюсик вам в карму), а если нет -- то и не надо.
Не даром же говорят -- что знают двое, знает и свинья.
Кофе пьёт тот кто продает.
И если ваш контент, пусть даже и заимствованный из открытых источников (частичто или даже полностью) лайкают и лулзят больше, чем оригинальный -- значит он сам по себе лучше и мерчендайзщинг у него лучше. А остальные идут лесом.
Ну а как ещё?
В любом случае социум ждёт новизны. И не восприимчив к безликости.
Поэтому получать основные дивиденды всегда будут те, кто ближе к началу пищевой цепочки. Остальные будут подбирать крохи. Каждому своё.
Я, например, продаю сложные продукты. Если кто не не знает -- предиктивный анализ. Это айсберг у которого на поверхности лишь 10% (собственно сами прогнозы), а 90% скрыто под поверхностью (методики и know-how). Мне судья лишь время, которое как правило играет на меня.
Если не хочу, чтобы кто-то подъедал мой хлеб -- то просто не стану посвящать в подводную часть. Вам шашечки или ехать? Ну и поехали, чего в носу ковырять?
Видите суслика? Нет. А он есть.
Но для продуктов по-проще (без подводной части) -- такое уже не прокатывает.
Суслик принадлежит всем, кто его видит.
Тут надо просто понять и простить.
PS Мне кажется или мой коммент интересней самого поста?
Я дарю его вам, делайте с ним что хотите, друзья.
Согласен! Это американское авторское право. Кто работал с википедией прекрасно это знают. Был случай, когда я разместил фото диплома гран-при, который выдали нашей команде. Фото заблокировали - диплом-то ваш, а вот рисунок принадлежит автору, нужно взять у него разрешение.
Как же всё-таки быть с авторским правом и плагиатом?
Вы написали песню и добавили своё имя. Другой взял, сказал, что эту песню написал он, поставил своё имя и считает, что ничего никому не должен. Потом появились третий, пятый и десятый.
Чуть хуже, когда то же происходит с научными публикациями и патентами, хотя это очень старая и хорошо известная проблема.
Вы можете это доказать? Для любого бренда?