Почему дилетанты ведут себя увереннее, чем профи, и что с этим делать

Профессионал не готов к публичности

Сергей (имя изменено) позвонил мне поздно вечером и, запинаясь, сбивчиво стал объяснять, почему завтра утром он не сможет сняться в сюжете для телевидения. Ему крайне неудобно и передо мной, и перед телевизионщиками, но он не готов к съемкам, и вообще, не готов к публичности.

Мы несколько месяцев работали над созданием его личного бренда. Создали концепцию и стратегию продвижения Сергея. Подготовили и провели серию успешных переговоров с собственниками и руководством с предложениями по оптимизации работы его направления. Изменили его имидж, убрали из него неформальные нотки, мешавшие образу эксперта. Тренировали навыки публичного выступления. Сергей открыл блог, писал туда регулярно, участвовал в различных тематических чатах и группах.

И вот теперь венец нашей работы – интервью для федеральной новостной программы. Мне стоило больших трудов уговорить знакомого редактора взять интервью именно у Сергея, который работал руководителем департамента в крупной финансовой структуре. И программа как раз делала сюжет о новых финансовых трендах в связи с пандемией.

Почему Сергей хотел отказаться?

Я предложил прямо сейчас, ночью, провести сессию по скайпу и разобраться в его ограничивающих убеждениях. По окончанию сессии мы решили, что утро вечера мудренее. В 8 утра Сергей был должен принять окончательное решение и сообщить мне…

Работая с запросами людей на создание личного бренда можно выявить следующую закономерность. Большинство претендентов на личный брендинг – дилетанты, уверовавшие в свою особенность, востребованность и профессионализм. А вот настоящие, серьезные профессионалы как-то не рвутся к собственному брендированию.

Почему так происходит?

Это наглядная иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера. Если кратко: невежда уверен в том, что он – суперпрофи, а высококлассный профессионал считает, что недостаточно хорош, чтобы заявлять о себе, как о суперэксперте. Чем меньше человек разбирается в вопросе, тем меньше объективности в оценке своей компетентности. Но! Чем лучше разбираешься, тем меньше уверенности в себе, как в специалисте.

Создание личного бренда подразумевает публичность и претензию на то, что ты лучший, особенный, значимый для других. А значит, нужна убежденность, что это соответствует действительности. И если дилетант с легкостью бьет себя в грудь, доказывая, что он лучший, то профессионал тщательно взвесит свои достижения, и будет сравнивать себя с признанными мастерами в своей сфере.

Вот и получается, что активно продвигаются, пиарят себя далеко не самые достойные. У целевой аудитории создается ложное представление о компетенциях как бы «крутых» специалистов. И нередко именно по таким выскочкам оценивают уровень качества всего профессионального цеха.

На фоне эффекта Даннинга-Крюгера у профи может проявиться и синдром самозванца. Именно это случилось с Сергеем. Накануне важного для себя события, он пришел к выводу, что его достижения – случайность, счастливое стечение обстоятельств. Он незаслуженно занимает ведущую позицию в компании. И некоторые его коллеги более достойны и компетентны. А значит, дальнейшее его продвижение будет неправильным и нечестным.

Поведение дилетанта

В свое время по просьбе собственника небольшой компании я разбирал ситуацию, когда молодого менеджера по продажам Виталия назначили руководителем. И за месяц из славного, своего парня он превратился в директивного начальника. Решил, что заслужил повышение харизмой, своими выдающимися организаторскими и аналитическими способностями. Начал учить работать более опытных и успешных бывших коллег. На возражения и замечания реагировал истериками. Видел в этом подвох и зависть. В итоге – конфликт и увольнение несостоявшегося руководителя.

Почему так произошло? Его назначение было случайным. Пробным, неким авансом. Эта должность предлагалась более достойным, но те отказывались по разным причинам, о чем Виталию деликатно не сообщили, щадя его самолюбие.

Уверенность – результат либо невежества, либо колоссальной работы над собой. Как писал Бертран Рассел: «Одно из неприятнейших свойств нашего времени заключается в том, что те личности, которые испытывают уверенность, являются глупцами, а те личности, которые обладают каким-либо минимальным пониманием и воображением, постоянно испытывают сомнения и являются нерешительными людьми».

«Молодец среди овец» не готов себя воспринимать в сравнении с молодцом реально. Но считает, что он круче молодца. Успокаивает себя. Неосознанно уходит от ситуаций конкуренции.

Завышенная самооценка – следствие быстрого, легкого или случайного успеха, удачного результата при минимуме усилий.

Переход от дилетанта к профессионалу

Согласно графику метакогнитивного искажения эффекта Даннинга-Крюгера есть «пик» дилетанта/невежества – это зона комфорта. За ним располагается «пропасть» отчаяния, страданий. Из пропасти несколько выходов:

  • назад – «это не мое!»;
  • остаться там и страдать – депрессия и даже суицид;
  • двигаться вперед – «я хочу, я смогу, когда научусь!».

В последнем случае можно выйти на «плато» просветления и, набравшись новых знаний, навыков, компетенций, двинуться к «вершине» профессионализма.

Так вот Виталия судьба вознесла на «пик» дилетанта. Застрявшие на этом «пике» рассуждают так: «Я – крут! Если у меня появилась проблема, то это: случайность, невезение, происки, зависть конкурентов». У дилетантов проблемы с самокритикой. На критику реагируют обидой и защитными установками типа: «Если ты такой умный, почему такой бедный». Стараются найти крайнего, перевести стрелки. Успех других объясняют везением, связями, коррупцией, постелью, умением льстить «кому надо».

Дилетанту свойственна аназогнозия, когда подсознание блокирует информацию о недостатках, проблемах. И легче поверить, что оппоненты неправы или лгут, чем признать, что он дурак, невежда, сравнивая себя не с лучшими, а со случайными/худшими.

Дилетант или профан?

Кстати, есть отличия дилетанта от профана. Профан, как правило, признает свою некомпетентность. А вот дилетант до последнего будет доказывать окружающим, да и себе, что он не профан, а профи.

Дилетант-начальник избавляется и опасается подчиненных, которые умнее, профессиональнее, чем он.

Как проверить свои установки и самоощущение

Какое состояние вам ближе? 

Вы достигли успеха, вам радостно, и вы хотите поделиться этим с миром: «Жизнь прекрасна! Давайте радоваться вместе!». Или так: «Я много работаю над собой, повышаю уровень знаний, навыков, стараюсь узнать что-то новое. Меня ждет еще много удивительных и полезных открытий!».

Если у вас и окружения установка: «Я – ОК, Ты – ОК», все нормально. Но если: «Я не ОК , Ты – ОК», то вместо радости будет раздражение, злость, обида на мир, и объяснение чужого успеха случайностью или аморальностью.

Коллективные дилетанты, они же – диванные критики, удобно располагаются на своем «пике» невежества, и скептически обесценивают все, что попадает в их поле зрения. Они не готовы радоваться успеху и достижениям других, это их печалит, раздражает, злит. Поэтому не дразните гусей! Не рассыпайте бисер перед свиньями!

Иногда уместно приуменьшение трансляции своей значимости агрессивно-дремучему большинству дилетантов для экономии собственных сил и сохранения идентичности.

Если вы чувствуете, что застряли на «пике» невежества, то постарайтесь принять эту ситуацию или обратитесь за внешней помощью, чтобы вам помогли это сделать. Да, можем накачать значимость человека, но он все равно останется дилетантом пока. Перед ним встанет выбор остаться здесь (с неминуемым падением в пропасть отчаяния), или ступить на тернистый путь развития. Из точки невежества в точку компетентности, сомневаясь, проверяя. Меняем установки: «Я прав/крут, остальные идиоты, завистники, враги!» – «Я пока неправ/не крут, но я хочу и стану лучше! Остальные – учителя, полезные критики!».

Если же человек уже находится в точке отчаяния и депрессии, то задача становится легче, потому что часть пути уже пройдена. Ищем новые горизонты и – в путь!

Вернемся к Сергею. Состоялось ли его интервью? Накануне мы преодолели фазу реактивного отрицания, неприятия своих достижений, своего уровня компетенции. И утром, несмотря на то, что провел бессонную ночь, он был на удивление бодр и энергичен. Интервью понравилось телевизионщикам. И они хотят обращаться к нему регулярно.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Я понимаю, что это уже просто особенность подачи контента на е-хе: несоответствие заголовка статьи основному материалу, но всё же...

По профессионализму: профессионал понимает, что происходит, как должны идти процессы, как принимать корректирующие решения, чтобы всё было правильно, и что/когда произойдёт, если что-то (или всё) делается неправильно...

По уверенной подаче себя (или просто публичности) - ИМХО, но это больше свойство характера, чем проявление дилетантизма или профессионализма!

Хорошо подающий себя дилетант, обладающий навыками коммуникативности, обычно ещё и хорошо выступает на публике! И для этого он задействует уйму своих внетренних ресурсов! Неплохо, когда у публичный, уверенный в себе дилетант становится руководителем, а в замы себе подбирает непубличного профессионала... Оба заняты делом, и оба - своим...

IT-консультант, Москва
Сергей Алейников пишет:
По уверенной подаче себя (или просто публичности) - ИМХО, но это больше свойство характера, чем проявление дилетантизма или профессионализма!

Обычно тяга к публичности - признак демонстративного типа личности. По поим наблюдениям, это присуще часто именно любителям "казаться", а не "быть".

Адм. директор, Санкт-Петербург
Сергей Познаев пишет:
это присуще часто именно любителям "казаться", а не "быть".

Бывают (редко) и "профи" публичные, а что чаще дилетанты любят "рисоваться" - абсолютно с вами согласен! 

И ещё дилетант должен уметь быстро вычислять в аудитории слушателей наличие или отсутствие настоящих "профи", чтобы иметь возможность для отхода или манёвра!

Вот немного другая область - преподаватели... Они публичны, доносят в массы материал, но сами обычно уже редко занимаются сугубо практической деятельностью... Так вот вопрос - они вырождаются в дилетантов (как практики) или нет?

Генеральный директор, Москва
Сергей Алейников пишет:

Вот немного другая область - преподаватели... Они публичны, доносят в массы материал, но сами обычно уже редко занимаются сугубо практической деятельностью... Так вот вопрос - они вырождаются в дилетантов (как практики) или нет?

Просто другая профессия? Я бы их поделил на хороших и не очень. Их работа  предполагает публичность и хотя бы какие-то ораторские способности и навыки. Дальше начинаются различия.

Хорошие держат порох сухим, всегда в материале, чувствуют аудиторию, в состоянии отвечать на вопросы и выйти, если нужно, за рамки обсуждаемого.

Но видел и обратные примеры, включая лекторов и преподавателей на специализированных курсах и программах, которые не выдерживали уже второй по счету уточняющий вопрос по поводу сказанного ими же. Или студенты были в чем-то сильнее, чем эти лекторы. Дилетантами они тоже не были, но на этой шкале больше делений - не только дилетант/профан/профи.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Евгений Равич пишет:
Просто другая профессия?

Наверное - правильнее было бы обсуждать коучей (тоже своего рода преподавателей), если преподаватель - это только профессия и он из года в год преподаёт одно и то же, то всё-таки он (ИМХО) дилетант в той науке, часть которой он преподаёт другим...

До сих пор помню, как в ВУЗовском профилактории при оформлении очередного обладателя путёвки спросили: "ваша профессия"? "Профессор" - коротко ответил он... Коротко, ёмко и по существу вопроса!

Евгений Равич пишет:
преподавателей на специализированных курсах и программах, которые не выдерживали уже второй по счету уточняющий вопрос по поводу сказанного ими же.

Ну, это уже не дилетанты, а просто дикторы...

Генеральный директор, Москва
Сергей Алейников пишет:
Евгений Равич пишет:
Просто другая профессия?

Наверное - правильнее было бы обсуждать коучей (тоже своего рода преподавателей), если преподаватель - это только профессия и он из года в год преподаёт одно и то же, то всё-таки он (ИМХО) дилетант в той науке, часть которой он преподаёт другим...

Преподаватель - профессия, но никто никого не лимитирует. Курсы и темы могут быть разными и периодически обновляться, содержание - любой сложности, уровень студентов - выше и ниже, а сам преподаватель параллельно вести научную работу, как это часто бывает, и строить курс вокруг собственных научных интересов.

Важен результат - какими студенты выходят после курса.

 

IT-менеджер, Красноярск

Интересная тема. Чем то мне напомнила теорию о 3-х эго-состояниях Э. Берна, только применительно к области профессиональной деятельности.

Действительно, доминирование одно из эго-состояний личности: Р, Ре или В отражается на деятельности и в профессиональной области и существенно влияет на ход принятия решений. 

Также, мне думается, что вот это:

Как писал Бертран Рассел: «Одно из неприятнейших свойств нашего времени заключается в том, что те личности, которые испытывают уверенность, являются глупцами, а те личности, которые обладают каким-либо минимальным пониманием и воображением, постоянно испытывают сомнения и являются нерешительными людьми».

есть прямое следствие вот этого:

Перед ним встанет выбор остаться здесь (с неминуемым падением в пропасть отчаяния), или ступить на тернистый путь развития. Из точки невежества в точку компетентности, сомневаясь, проверяя. Меняем установки: «Я прав/крут, остальные идиоты, завистники, враги!» – «Я пока неправ/не крут, но я хочу и стану лучше! Остальные – учителя, полезные критики!».

Если же человек уже находится в точке отчаяния и депрессии, то задача становится легче, потому что часть пути уже пройдена. Ищем новые горизонты и – в путь!

И в том и в другом случае программа конкуренции и выживания доминирует. Только, во втором случае, она "загоняет" личность в область компетенции. Но, программа конкуренции - естественный враг творчества и самореализации. Поэтому, да, поменяв все "плюсы" на "минусы" мы получим в итоге более компетентного человека, но не более того. Условного "Моцарта" мы так не воспитаем. В лучшем случае, это будет "Сальери".

Вообще, меряться профессионализмом - контр-продуктивно. В том числе, если всеобщее признание является некоторым допуском, фильтром к обсуждению проблемы. В некоторых методиках эффективного поиска/генерации решения специально момент отбора и фильтрации решений перенесен на следующий этап обсуждения. И это неслучайно. На первом этапе рады любому, пусть даже бредовому на первый взгляд предложению. 

По моему мнению, профессионал - это сплав ответственности, знаний и действия, примененного к знаниям, для получения результата. Тут не говорится ни о каком просветлении, отчаянии и депрессии. Тут и нет места всему этому. Иными словами: профессионализм - это существительное, а не прилагательное.)

Управляющий партнер, Москва

Александр, спасибо за интересную статью и важную тему!
Я думаю, что до конца разобраться в причинах такого поведения профессионала невозможно в принципе.
У каждого будет свой ворох причин и мотивов.
Хочу отметить в дополнение к уже написанному 2 момента.
1- Возможные корни из детства. Каждый раз, когда он что-то хотел сделать новое, что ему говорили? Поддерживали или сомневались?

2- Одним из корней состояния уверенности является простое слово Быть! Быть можно только в настоящем. А пребывать и в прошлом, и в будущем! 
Поэтому вопрос: Насколько этот человек уверенно чувствует/ощущает себя в настоящем? Он твердо стоит на ногах? Он понимает причины своей уверенности?

Даже  упомянутая выше концепция "Быть или Казаться" (Стивен Кови) как раз об этом. В жизни бывают ситуации , когда мы кажемся. Вопрос в другом: в каких ситуациях мы "Быть"?
Осознание этого создает основу  для уверенности. 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

"у бездарностей есть одно неоспоримое преимущество - они не знают сомнений" Наполеон 

Технический директор, Москва

Эффект Даннинга-Крюгера, весьма интересная девиация. Она позволяет существовать огромному количеству инфоцыган, коучей, тренеров личностного роста, мотиваторов и т.п. на это работает целая индустрия. Этот эффект, даже нашёл отражение в пословицах, например: "Встречают по одёжке, а провожают по уму".  С одной стороны вроде как ясно, что профессионалам нужно меньше стесняться и сомневаться в своих знаниях, этому вроде способствует обучение в ВУЗах, где нужно много раз представлять и доказывать свои работы, сдавать экзамены и защищать дипломы, т.е. развивать навыки публичности. Но с другой стороны, развивая публичность, не потеряет ли профессионал свой профессионализм. 

В общем интересный и сложный вопрос, у которой нет прямого и однозначного  ответа. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
90% женщин вынуждены работать больше мужчин из-за гендерных стереотипов

При этом женщины получают на 10-30% меньше по сравнению с мужчинами.

75% россиян не получают психологическую поддержку на работе

Лучше всего такая поддержка развита в финансовом секторе, хуже всего – в сегментах HoReCa и маркетинге, рекламе и PR.

ABBYY массово уволила сотрудников-россиян

По разным оценкам, под сокращения могли попасть 200–300 сотрудников, релоцированных из России и Белоруссии.

Россияне рассказали о работе мечты

Итоги исследования о том, какие компании, отрасли и условия труда привлекают россиян.