Закулисье бизнес-рейтингов: что кроется за цифрами

Деловые рейтинги стали значимым инструментом в корпоративном мире. Такие показатели играют роль репутационного маркера, который дает компаниям возможность укрепить свои позиции на рынке. Смысл бизнес-рейтингов заключается в том, чтобы предоставить независимую и объективную оценку предприятию, сравнивая конкурентов в отрасли. Наиболее авторитетные из них в обязательном порядке создаются на основе количественных и качественных данных, таких как финансовые показатели, HR-практики, уровень удовлетворенности сотрудников, вклад в развитие общества и другой информации.

Попадание в рейтинги помогает компаниям рассказать о своих достижениях и привлечь внимание аудитории. Для клиентов и партнеров высокие позиции компании свидетельствуют о ее стабильности. Для инвесторов признание заслуг со стороны бизнес-сообщества – это своего рода «знак качества», следовательно, дополнительный аргумент в пользу дальнейшей поддержки предприятия. Кроме того, высокие оценки от коллег и конкурентов способствуют формированию положительного имиджа работодателя, что повышает лояльность сотрудников.

Кто создает деловые рейтинги

В России, как и во всем мире, ключевые рейтинги публикуются ведущими СМИ и профессиональными ассоциациями. Их ключевая цель – помочь бизнесу ориентироваться в конкурентной среде, а потребителю – делать осознанный выбор.

Например, ведущими создателями бизнес-рейтингов являются Forbes, CNews, TAdviser, РБК. В результате многолетней работы в данном направлении издания заработали репутацию лидеров этой сферы, поэтому упоминание в их рейтингах обеспечивает участникам широкий медиаохват.

Рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» сосредоточен на профессиональных качествах руководителей. На мой взгляд, попадание в него стало своеобразным must have в бизнес-сообществе.

Среди создателей рейтингов российских работодателей безоговорочным лидером является HeadHunter. С одной стороны, рейтинг HH дает полный срез различного рода информации обо всех процессах компании как работодателя, с другой, предоставляет оценку сотрудников и соискателей. Для ее формирования сервис использует широкую выборку, в которой ответы включают мнения сотрудников разных категорий.

Стоит выделить влиятельный в IT-сфере рейтинг работодателей от Хабр Карьеры. Уже много лет Хабр сохраняет статус ключевой площадки для IT-публики на российском рынке, где можно найти профессионалов любой технологической направленности, и различного уровня опыта.

Как выбирают сильнейших номинантов

Методы оценки компаний разнятся в зависимости от рейтингов. В изданиях, таких как РБК, CNews, TAdviser, Forbes, большой фокус направлен на количественные показатели:

  • Объем выручки.
  • Чистую прибыль.
  • Долю доходов на развитие.
  • Процент текучести кадров и другие.

Не менее важным параметром в бизнес-рейтингах стал показатель ESG (КСО), который включает в себя устойчивость компании, ее экологические инициативы, усилия по созданию равных условий труда, а также инклюзивные программы для сотрудников.

Организаторы рейтингов от HR-сообщества (HeadHunter, Habr.Career, их зарубежные коллеги в лице Glassdoor, Indeed и Comparably) большое внимание уделяют следующим показателям:

  • Удовлетворенность условиями труда.
  • Возможности для развития персонала.
  • Зрелость корпоративной культуры.
  • Готовность сотрудников рекомендовать работодателя.

Кроме того, сотрудники в любой момент могут оценить компанию и поделиться своими впечатлениями об ее плюсах и минусах, также как и скорректировать свой отзыв в течение года, что делает анализ более гибким и объективным с точки зрения соискателя.

Подводные камни: как подготовиться к участию в рейтингах

Для участия в рейтингах не требуются значительные финансовые ресурсы, однако подготовка к ним отнимает немало времени, поскольку для заполнения стандартной анкеты нужна информация сразу от нескольких департаментов. Зачастую ситуация становится сложнее к концу года, поскольку сбор данных для ряда рейтингов может совпадать по времени, не говоря уже про множество внутренних процессов и активностей, которые приходятся на этот период. Поэтому здесь основная сложность заключается в мотивации сотрудников поучаствовать в опросах. Не все готовы выделить время на заполнение третьего или пятого опроса для очередного карьерного рейтинга.

Насколько места в бизнес-рейтингах заслуженные

Рейтинги могут быть ценны не только для укрепления позиций компании на рынке, но и для получения обратной связи об эффективности внутренних процессов. Попасть в отраслевые топы (пусть и не на верхние строчки) – задача не самая сложная. Если бизнес не может с ней справиться, руководство получает сигнал: какие-то процессы внутри компании работают не так, как должны.

Однако для некоторых руководителей попадание в рейтинг становится самоцелью, к которой они идут любой ценой. В таких ситуациях важно помнить, что бизнес должен соответствовать занимаемой строчке, иначе неприятных последствий не избежать. Допустим, кандидат на должность приходит к рекрутеру в организацию, которая занимает лидирующую позицию в списке лучших работодателей. В ходе собеседования он узнает, что переработки не оплачиваются, баланс между работой и личной жизнью отсутствует, а проекты состоят из рутинных базовых задач. В результате, у соискателя возникает диссонанс и недоверие как к самой компании, так и к любым системам оценок, в которых она фигурирует на первых строчках, поэтому важно, чтобы полученные награды и топовые позиции коррелировали с действительностью.

За какими рейтингами будущее

Говоря о будущем рейтингов, стоит разделить их на две категории.

  1. Зарекомендовавшие себя на рынке лидеры, неоднократно упомянутые выше. Их позиции прочны и для сохранения этой прочности, им необходимо и дальше поддерживать уровень достоверности оценки и отслеживать свежие тренды в аналитике различных отраслей.
  2. «Новички», только начинающие формировать собственные премии. Чтобы успешно закрепиться в этой нише, им нужно предложить свежий, уникальный взгляд на оценку бизнеса. Думаю, что только новые, оригинальные критерии смогут всерьез заинтересовать и привлечь к участию компании разного уровня.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.