Закулисье бизнес-рейтингов: что кроется за цифрами

Деловые рейтинги стали значимым инструментом в корпоративном мире. Такие показатели играют роль репутационного маркера, который дает компаниям возможность укрепить свои позиции на рынке. Смысл бизнес-рейтингов заключается в том, чтобы предоставить независимую и объективную оценку предприятию, сравнивая конкурентов в отрасли. Наиболее авторитетные из них в обязательном порядке создаются на основе количественных и качественных данных, таких как финансовые показатели, HR-практики, уровень удовлетворенности сотрудников, вклад в развитие общества и другой информации.

Попадание в рейтинги помогает компаниям рассказать о своих достижениях и привлечь внимание аудитории. Для клиентов и партнеров высокие позиции компании свидетельствуют о ее стабильности. Для инвесторов признание заслуг со стороны бизнес-сообщества – это своего рода «знак качества», следовательно, дополнительный аргумент в пользу дальнейшей поддержки предприятия. Кроме того, высокие оценки от коллег и конкурентов способствуют формированию положительного имиджа работодателя, что повышает лояльность сотрудников.

Кто создает деловые рейтинги

В России, как и во всем мире, ключевые рейтинги публикуются ведущими СМИ и профессиональными ассоциациями. Их ключевая цель – помочь бизнесу ориентироваться в конкурентной среде, а потребителю – делать осознанный выбор.

Например, ведущими создателями бизнес-рейтингов являются Forbes, CNews, TAdviser, РБК. В результате многолетней работы в данном направлении издания заработали репутацию лидеров этой сферы, поэтому упоминание в их рейтингах обеспечивает участникам широкий медиаохват.

Рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров» сосредоточен на профессиональных качествах руководителей. На мой взгляд, попадание в него стало своеобразным must have в бизнес-сообществе.

Среди создателей рейтингов российских работодателей безоговорочным лидером является HeadHunter. С одной стороны, рейтинг HH дает полный срез различного рода информации обо всех процессах компании как работодателя, с другой, предоставляет оценку сотрудников и соискателей. Для ее формирования сервис использует широкую выборку, в которой ответы включают мнения сотрудников разных категорий.

Стоит выделить влиятельный в IT-сфере рейтинг работодателей от Хабр Карьеры. Уже много лет Хабр сохраняет статус ключевой площадки для IT-публики на российском рынке, где можно найти профессионалов любой технологической направленности, и различного уровня опыта.

Как выбирают сильнейших номинантов

Методы оценки компаний разнятся в зависимости от рейтингов. В изданиях, таких как РБК, CNews, TAdviser, Forbes, большой фокус направлен на количественные показатели:

  • Объем выручки.
  • Чистую прибыль.
  • Долю доходов на развитие.
  • Процент текучести кадров и другие.

Не менее важным параметром в бизнес-рейтингах стал показатель ESG (КСО), который включает в себя устойчивость компании, ее экологические инициативы, усилия по созданию равных условий труда, а также инклюзивные программы для сотрудников.

Организаторы рейтингов от HR-сообщества (HeadHunter, Habr.Career, их зарубежные коллеги в лице Glassdoor, Indeed и Comparably) большое внимание уделяют следующим показателям:

  • Удовлетворенность условиями труда.
  • Возможности для развития персонала.
  • Зрелость корпоративной культуры.
  • Готовность сотрудников рекомендовать работодателя.

Кроме того, сотрудники в любой момент могут оценить компанию и поделиться своими впечатлениями об ее плюсах и минусах, также как и скорректировать свой отзыв в течение года, что делает анализ более гибким и объективным с точки зрения соискателя.

Подводные камни: как подготовиться к участию в рейтингах

Для участия в рейтингах не требуются значительные финансовые ресурсы, однако подготовка к ним отнимает немало времени, поскольку для заполнения стандартной анкеты нужна информация сразу от нескольких департаментов. Зачастую ситуация становится сложнее к концу года, поскольку сбор данных для ряда рейтингов может совпадать по времени, не говоря уже про множество внутренних процессов и активностей, которые приходятся на этот период. Поэтому здесь основная сложность заключается в мотивации сотрудников поучаствовать в опросах. Не все готовы выделить время на заполнение третьего или пятого опроса для очередного карьерного рейтинга.

Насколько места в бизнес-рейтингах заслуженные

Рейтинги могут быть ценны не только для укрепления позиций компании на рынке, но и для получения обратной связи об эффективности внутренних процессов. Попасть в отраслевые топы (пусть и не на верхние строчки) – задача не самая сложная. Если бизнес не может с ней справиться, руководство получает сигнал: какие-то процессы внутри компании работают не так, как должны.

Однако для некоторых руководителей попадание в рейтинг становится самоцелью, к которой они идут любой ценой. В таких ситуациях важно помнить, что бизнес должен соответствовать занимаемой строчке, иначе неприятных последствий не избежать. Допустим, кандидат на должность приходит к рекрутеру в организацию, которая занимает лидирующую позицию в списке лучших работодателей. В ходе собеседования он узнает, что переработки не оплачиваются, баланс между работой и личной жизнью отсутствует, а проекты состоят из рутинных базовых задач. В результате, у соискателя возникает диссонанс и недоверие как к самой компании, так и к любым системам оценок, в которых она фигурирует на первых строчках, поэтому важно, чтобы полученные награды и топовые позиции коррелировали с действительностью.

За какими рейтингами будущее

Говоря о будущем рейтингов, стоит разделить их на две категории.

  1. Зарекомендовавшие себя на рынке лидеры, неоднократно упомянутые выше. Их позиции прочны и для сохранения этой прочности, им необходимо и дальше поддерживать уровень достоверности оценки и отслеживать свежие тренды в аналитике различных отраслей.
  2. «Новички», только начинающие формировать собственные премии. Чтобы успешно закрепиться в этой нише, им нужно предложить свежий, уникальный взгляд на оценку бизнеса. Думаю, что только новые, оригинальные критерии смогут всерьез заинтересовать и привлечь к участию компании разного уровня.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Манипуляции, шантаж и обесценивание. Один вариант.

Заслуги, репутция и уважение. Другой вариант.

Какие ещё критерии, коллеги ?

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Александр Сейнов пишет:

Какие ещё критерии, коллеги ?

Открытость методологии и валидация результатов. В идеале - рейтинги от ассоциаций, а не отдельных компаний, работающих по принципу black box в обмен на деньги.

В середине 2010-х на меня вышел один очень уважаемый провайдер рейтингов в РФ и предложил самому выбрать, что я хочу в согласованном диапазоне в обмен на примерно $4k. Удивила дешевизна предложения - возможно, им сильно нужно было пополнить оборотку. Для частной рейтингующей компании рейтинг - это всегда товар, его нужно сбыть. Для некомерческого сообщества рейтинг может быть признанием реальных заслуг участника, а методологию и критерии разработать можно под что угодно.

Генеральный директор, Москва

Как сказано в статье, 

Методы оценки компаний разнятся в зависимости от рейтингов. 

Пока нет согласия в отрасли(ях) о методологии подготовки, публикации  и обновления рейтингов, говорить об их объективности не приходится.

Тем более - если при этом используются произвольные смеси количественных и качественных показателей и критериев.

Менеджер, Москва

Чтобы рейтингу верило большинство, как верно выше отметили, должны быть чёткие критерии оценки для всех. чтобы их легко было верифицировать. 

Консультант, Новосибирск

Сама по себе практика рейтингования порочна, идет из западного менталитета.

К сожалению, часто участникам рынков приходится играть в эти игры, тратя ресурсы организации и манипулируя внутренней и внешней отчетностью...

Аналитик, Ульяновск
Александр Сейнов пишет:

Манипуляции, шантаж и обесценивание. Один вариант.

Заслуги, репутция и уважение. Другой вариант.

Какие ещё критерии, коллеги ?

А ещё критерий продуктивности. И критерий результативности. А рейтинги это инструменты влияния.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Названы лучшие работодатели России по версии студентов

В этом году разрыв между компаниями-лидерами сократился.

Более трети российских компаний столкнулись с ростом оттока кадров

Россияне все чаще увольняются, проработав в компании меньше года.

«Глория Джинс» закроет швейные фабрики и уволит сотрудников в Ростовской области

Более 2 тыс. работников получили уведомления об увольнении.

LG купила стартап Bear Robotics, который производит роботов-официантов с ИИ

Он войдет в подразделение робототехники LG.