Новогодний корпоратив: почему его стоит проводить и как лучше это делать

Приближается 2025 год. Четверть века, не шутка! Однако важен не только юбилей. Отмечать стоит любые праздники, особенно в бизнесе. 

Надо признать, что к таким выводам я шел довольно длинной дорогой. Сначала был злостным прогульщиком любых формальных мероприятий. Однажды закинул провокацию «А может лучше деньгами?» в корпоративный чат при обсуждении темы корпоратива. 

Переломным моментом в сознании стал корпоратив, на который меня не пытались затащить, а поручили организовать и провести. Кстати, это полезный лайфхак для руководителей по многим темам:

  • Начальники отделов саботируют внедрение новой IT-системы? Пусть возглавят этот проект, поделив ответственность и бонусы.
  • Сотрудникам не нравятся правила? Проведите конкурс на лучшую редакцию внутренних регламентов.
  • Поставщики возмущаются задержками по выплатам? Это повод разобраться системно, Win-Win.

Как говорится, если не получается избавиться — возглавьте. Ну или делегируйте дебоширам, так даже лучше.

В моем случае получился праздник, с которого не убежишь. Благодаря тому проекту я взглянул с другого ракурса на некоторые моменты. Потом было довольно много разных «ивентов», занимался ими несколько лет. 

Сейчас знакомые обсуждают, надо ли вообще связываться с праздничной суетой. Может просто раздать подарки и «До встречи в Новом году»? То есть почти дословно моя собственная позиция много лет назад. Решил записать, почему корпоратив полезен и что желательно учесть при подготовке.

Три причины провести корпоратив

Главное на поверхности. То самое командообразующее мероприятие, тимбилдинг. Да, это работает. Причем чем сильнее вложиться, тем больше будет отдача (как ни странно). Например, если всю команду вывезти на природу или «куда подальше» — это станет личным впечатлением для каждого участника, выйдет за рамки рабочих процессов и реально всех сплотит

Для контраста – самое недооцененное, на мой взгляд: показать, что руководители тоже люди. И та неприятная тетка из не будем говорить какого отдела. Вообще все. Речь не о том, чтобы сотрудники вдруг резко передружились. Важно избавиться от явной антипатии, установить человеческие отношения. 

Трудно немигающим взглядом встречать коллегу, с которым вместе лепил снеговика на скорость или мерз на улице из-за накладки с транспортом.

Наконец, это простой способ продемонстрировать, что дела у компании идут неплохо. На рынке труда с обострившейся борьбой за кадры сотрудники не должны задумываться о том, переживет ли их работодатель следующий год. Наоборот, они должны быть уверены в своих перспективах, чтобы опасные мысли об альтернативах и запасных аэродромах вообще не возникали.

Поэтому правильный вопрос не «надо ли?», а «как именно?». На него сложнее ответить категорично, потому что вариантов гораздо больше. Прежде всего, далеко не каждая команда теперь находится в одном офисе или даже городе.

Корпоратив на удаленке

Максимально остро стоит проблема вовлечения. Если на очном собрании буквально всех видно, то в онлайне легко выключить камеру и микрофон, открыть пару других окон, отойти на часик или навсегда – все что угодно. И никаких реальных рычагов воздействия на людей нет. 

Классическая ошибка, которая ставит жирный крест на всем хорошем — попытки приказать, припугнуть, заставить. Это абсолютно мимо. 

Суть общего праздника в том, что он:

  • а) Общий
  • б) Праздник

Поэтому нужно сосредоточиться на создании дружеской, неформальной атмосферы. Причем не во время трансляции, которую почти никто не увидит в таком случае, а сильно заранее. Начиная с анонсов, обсуждений, приглашений, напоминаний. Все должно быть похоже по духу на мальчишник или девичник. 

Никаких логотипов, распорядков, служебок. В идеале впечатление такое, будто люди сами решили вместе собраться вне работы. Мечта кадровиков, да.

Чтобы сохранить ниточки к брендированию, лучше действовать тоньше, но все-таки через организацию. Например:

  • География широкая? Запустите «волну» поздравлений по мере того, где уже наступил Новый год, где еще готовятся.
  • Людей много? Можно сделать корпоративную «чат рулетку» со случайными онлайн встречами тех, кто в реальной жизни может и не пересекался.
  • Наоборот, очень маленький коллектив, все компактно? Диджейский пульт передается из рук в руки, пусть каждый поделится любимой музыкой и скажет тост.

По-моему, самое сложное в модерации без синдрома тамады. Лично меня вымораживают потуги развеселить кого-то насильно. Это всегда жалкое зрелище. 

Нужно предлагать шоу. Без пересчета по головам, выполнения заданий по очереди, вообще без обязаловки. Но создавать условия, при которых шансы на участие повышаются. 

  • Руководство любого ранга обязательно должно присутствовать. И не в виде аватарки, а реально с тем самым погружением, которого ожидают от сотрудников.
  • Технические параметры трансляции нужно проверить заранее, постараться чтобы всем было легко подключиться, ничего не «отваливалось». 
  • Раз вечеринка удаленная, все конкурсы и призы тоже. Не надо танцевать на камеру, это неудобно. Фото елки прислать проще. Корпоративный мерч по почте, скорее всего, не придет вовремя. Оплаченное обучение или пусть шопинг можно выдать за минуту, ровно когда потребуется.

Специфика полностью зависит от коллектива. Возраст (и разброс по нему), уровень образования, что это за люди. Одним понравится спеть хором, другие скорее оценят возможность не заниматься такими «активностями». Узнавать о вкусах и предпочтениях лучше осторожно и заранее.

Обычный корпоратив, то есть офлайн

Здесь на первое место выходит бюджет. Вероятно, свозить команду на Бали сейчас даже очень крупные бренды не смогут. И не только из-за денег, а просто с туризмом стало все сложнее. Кроме того, одно дело – сходить куда-то на вечер, с ночевкой – уже для многих сложно. А уехать вдаль – тем более: семьи, дети, родители, кошки, рыбки, собаки.

Что жаль, ведь совместные путешествия – самый лучший способ узнать друг друга лучше и проникнуться симпатиями. При возможности вывозите сотрудников хотя бы за город. Хоть куда-нибудь, только не в родном офисе. Дома и стены помогают забыть, что был вообще какой-то праздник. Слишком будничная и привычная обстановка, как ее ни украшай. 

Оптимальный по затратам минимум:

  • Любая локация вне офиса. Вообще любая, хоть клуб в ближайшем сельпо. Кафе, бильярдная, чужой просторный склад в подвале. Ну и тем более места получше. Только не сауна, если коллектив не состоит четко из одних М или Ж, включая начальство. 
  • Сценарий на втором месте после помещения. Обычно он на тридесятом месте, и это грубая ошибка. Нужна тема вечера, антураж, некий флёр праздничной магии. Чтобы все заранее могли готовиться, знали куда идут, как наряжаться. 
  • Музыка. С легким сомнением поставлю ее все же выше застолья по приоритету. Потому что именно она задает настроение, помогает создавать и удерживать драйв. Диджей легко найдется среди своих, не обязательно его приглашать. Главное, позаботиться о звуке, назначить людей и проверить что все готово.
  • Кейтеринг. Проще всего заказать, тут прорва предложений на любой вкус и кошелек. Конечно, неплохо знать про эти вкусы. Например, учесть веганов, аллергиков. Высший класс — предложить любимые вкусняшки адресно, каждому лично интересное. 
  • Логистика. Просто вытолкать всех в ночь – такое себе расставание, ведь, как учил нас Штирлиц, именно последний штрих запомнится лучше всего. Нужен трезвый водитель с большим транспортом.

К сожалению (для меня), ведущий или даже несколько тоже нужны. Я бы очень хотел сказать, что они лишние. Но без модераторов с микрофонами никакой сценарий долго не продержится. Добавлю только, что лучше не давать драконовских полномочий. Любой явный шаг к административным действиям все сильно портит. 

Шведский стол лучше питания по меню. Стихийные танцы лучше, чем «Встали в круг» по свистку. Акции вроде «Тайный Санта» хороши среди энтузиастов и должны оставаться территорией волонтеров. 

По идее, нужно стремиться к организации светского салона. Все пришли, одетые по дресс-коду и ведут себя прилично. Компашки формируются более-менее самостоятельно. Однако некоторых людей знакомят, представляют друг другу. Тут кто-то заскучал, ему предложат шампанского или партию в покер. Такого плана вовлечение. 

Правда, есть две проблемные категории участников:

  • Тихони, которых никакими мягкими мерами никуда не заманить. Они ныкаются по углам, смотрят на часы и ищут возможности для бегства. Если у вас нет задачи сделать худший вечер в жизни таким людям, лучше их не вытаскивать в лучи софитов и не заставлять декламировать стихи.
  • Оторвы, которые год ждали возможности напиться, нажраться, поорать громче всех, чего-нибудь разбить, влезть всюду куда можно и нельзя, поприставать, затеять драку и дебош. Вменяемым кадрам можно поручить охрану и наблюдение за порядком (делегировать «возглавьте»). Тем, кто уже слетел с катушек, придется угрожать, а возможно, и выпроваживать их. 

С другой стороны, можно считать успехом, если люди настолько расслабились, что начали возникать внештатные ситуации. Это один из KPI успеха. Еще один — люди много фоткаются и снимают.

Это важный фактор. Сейчас у всех соцсети и мессенджеры. Не только блогеры делают контент. На хорошем концерте и даже в классно оформленном супермаркете много селфи, панорамных видео, а иногда даже стримы ведут. 

Надо продумать зрелищность. Только не фоторамки с надписью «Фотографироваться здесь». Разве что в коллективе с хорошо развитым сарказмом, где можно построить все действо на стебе над лютой корпоративной бюрократией. Нормальное визуальное решение включено в сценарий, а точнее, даже служит его стержнем. Нужна такая тема, чтобы все в ее рамках выглядело здорово.

Еще один момент. Не забудьте про детей. Вероятно, их нет в зале, но дома-то они ждут. Отдельный утренник оптимален, но и со взрослого корпоратива родители должны принести домой что-то в клювах. Только не логотипы.

Это настоящая болезнь, когда все пихают свою символику туда, где она ну никак не лезет. Поверьте, люди знают где они работают и проводят большую часть времени жизни. Их домочадцы вряд ли ваша целевая аудитория, им не нужны такие сувениры. Они ничего не купят, не закажут. Не будут искать клиентов и запускать «сарафан». Мало кто повесит дома календарь с вашими УТП. Все это лишнее.

Что должно быть, так это хорошее настроение, радушие и ненавязчивость. А также умение вовремя закончить. Вот почему важно решить вопрос с логистикой. Чтобы избежать мутных посиделок ближе к утру, когда самые адекватные и веселые уже выдохлись и напились. Актуально не только для Новогодней ночи.

Любой праздник нужно бодро начинать и бодро заканчивать. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Сейнов, Николай Сычев
Независимый директор, Москва

Для Новогоднего корпоратива актуально написал:

Например, если всю команду вывезти на природу или «куда подальше» — это станет личным впечатлением для каждого участника, выйдет за рамки рабочих процессов и реально всех сплотит

 

Консультант, Новосибирск

Спасибо, Станислав!

Думаю, что, может быть, самое лучшее, что может быть в таком корпоративе, — это совместная его подготовка.

Только без принуждения, конечно.

Но и излишне шиковать в наше время, я думаю, не стоит.

Но все от обстоятельств в каждом конкретном случае зависит, конечно.

Первый раз после корпоратива не стыдно идти на работу. Старею что ли…
(Шутка).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.