Нужно сразу оговориться, что путевка “All inclusive” – это не туризм. Есть такая разновидность поездок, когда путешественников везут как груз. За них готовят полный пакет документов, виз, броней, билетов — и даже не дают им эту пачку (вдруг потеряют). Встречают с табличками, водят за руку, только что с ложечки не кормят. И, разумеется, упаси сохрани от посещения неправильных локаций.
Есть другая крайность: экстремальный туризм. Дальний Север, пустыни, горные реки. Добраться туда, куда не ступала нога человека. Спуститься по склону наперегонки с лавиной. Плескаться с акулами, дергать тигров за усы.
Так вот, с точки зрения развития деловых навыков полезна только золотая середина. То есть самостоятельные путешествия, но без суицидального риска и обязательно социальные. Когда много новых встреч, общения, адаптации к чужим культурам и обычаям. По сути, этнография.
Поэтому выходных мало, минимальный срок от двух недель. Нужно пережить джетлаг, акклиматизироваться. Не только физически, а главное – эмоционально. Перестать отвлекаться на пальмы и пингвинов, фотографировать по сотне кадров в минуту. Приземлиться, ощутить себя экспатом. Пусть ненадолго, но с некоторым приближением к настоящей местной жизни. Ни в коем случае не туристической.
Осмотр достопримечательностей – другой жанр, он опасно близок к «посмотрите налево, архитектор такой-то». Изучение Википедии на местности приятно, но ничего существенного к вашим навыкам не прибавит. А что тогда развивает? Как ездить, чтобы каждый раз возвращаться лучшей, более сильной и зрелой версией самого себя? Вот семь пунктов к размышлению.
1. Адекватное планирование
Ехать куда глаза глядят – еще одна разновидность путешествий, которой лучше избегать. Конечно, новые пейзажи, запахи и вкусы завораживают. Однако беспредметные поездки похожи на думскроллинг – это все равно что листать бесконечные ленты публикаций в соцсетях. При этом реального разнообразия нет, и что еще хуже — выбор очередности и наполнения сделан за вас. Неважно, «умным» алгоритмом, сводкой погоды или скидками на билеты. Плыть по течению не стоит.
Опытные путешественники всегда начинают с планирования. Как правило, списки целей обширны, что позволяет выстраивать модульные цепочки. Их легко модифицировать, график гибкий. У каждой позиции есть запасной вариант, может даже несколько. Здесь начинается то, чего нам часто не хватает в делах.
Оцените рифмы между подготовкой путешествий и рабочих проектов:
- Набор целей с приоритетами и взаимосвязями
- Кастинг партнеров, распределение ролей
- Изучение местных новостей, табу, ограничений
- Реалистичная оценка ресурсов
- Поиск экономичных способов купить необходимое
Никто не ездит по Agile, но хорошая поездка подозрительно похожа. Можно просто покататься несколько лет и получить даже больше практических знаний по проектному управлению, чем из скучных учебников.
2. Внимание к мелочам
Первый же опыт самостоятельного туризма непременно будет связан с упущениями и промахами. Это важно и полезно.
Например, забыли перевести часы и опоздали на пересадку. Или не учли, что городской транспорт в другой стране может работать иначе. Вас сначала удивят таксисты, предлагающие пересадку прямо в метро — зачем, ветка идет прямо в аэропорт. А потом вдруг оказывается, что шанхайский метрополитен закрывается в 23:00. Вот тебе и круглосуточный мегаполис. Теперь вы сражаетесь с другими пассажирами за место в машине и считаете минуты до вылета.
Есть места, где крем от загара не косметологическая причуда, а инструмент выживания. Бывает, что и кислородный баллон не помешает. Никакого экстрима, обычное высокогорье. Или влажность под 100%, когда документы и электроника без гермомешка за день превращаются в утиль.
В следующий раз планирование будет глубже, внимательнее. Потом еще и еще. Вы научитесь заранее прощупывать почву, наводить справки. Готовиться.
3. Больше реальной жизни
Очевидная, но часто недооцениваемая грань путешествий — они спасают нас от гаджетов. Не полностью, к сожалению. Всегда нужны карты, фото и видеосъемка, мессенджеры, переводчики. Без смартфона как без рук.
Зато вы не будете залипать в экран постоянно, как обычно происходит дома и в офисе. И даже по дороге достаточно нового, интересного, чтобы глазеть по сторонам.
Много ли есть других надежных способов для того, чтобы вернуться в реальность? А ведь она стоит того! Все виртуальные миры – пока лишь жалкое подобие.
И что отдельно стоит упомянуть, даже клиенты онлайн-бизнесов живут в настоящем брутальном офлайне. Прикосновение к такому ритму дает больше, чем любые опросы фокус-групп. Вы просто видите людей, стоите с ними в очередях, хватаетесь за поручни, мокнете под дождем.
Это сложно формализовать, все на кончиках пальцев. Просто в один прекрасный момент замечаете, что способны достоверно угадывать то, чего знать вроде не должны.
4. Развитие интуиции
Конкретика зависит от места. Например, во Вьетнаме почти наверняка отыщется переправа через многочисленные реки и каналы. Можно смело идти по основной дороге, пусть она даже на карте утыкается в воду и это выглядит как тупик. Если не мост, так паром — что-то там будет.
А вот доверять карте насчет мелких открытых дорожек слишком опрометчиво. Возможно и даже скорее всего, проезд раньше был. Но кто-то поставил дом прямо поперек, разбил огород, устроил склад. Все, вы не пройдете.
Соблазнительно перекусить в красивом полупустом кафе с учтивыми официантами. Только почему-то местные столпились рядом с невзрачной забегаловкой. И точно – там вкуснее, дешевле, чем-то лучше.
Все это работает примерно как начитанность и насмотренность. Только значительно более комплексно, что помогает масштабировать на деловую сферу. Например:
- Проще собеседовать кандидатов после сотен встреч с незнакомцами.
- Вы «нутром чуете», какой подрядчик может кинуть, а кто точно все сделает.
- Безо всяких внешних поводов ясно, когда завышена цена.
Решая свои вопросы на чужой территории, вы прокачиваете интуицию. Учитесь общаться на незнакомом языке, находить места по неточным и ошибочным адресам, избегаете подозрительных предложений и выбираете, у кого спросить помощи.
5. Общительность на максималках
Это дома можно слыть интровертом, банить коллег за голосовые сообщения и недружелюбно огрызаться на приветствия. В дороге такое не прокатит. Вы либо становитесь самым дружелюбным человеком на улице, либо, возможно, на ней и останетесь.
Путешествия, как ничто другое, учат простой формуле: все, что мы получаем, нам дают другие люди.
Можно подумать, что вопрос в деньгах. Но это иллюзия, причем довольно опасная. Разница по ценам бывает в разы и более. А что делать, если просто нет свободных мест? Потеряли телефон или чемодан? Отменили рейс? Бесконечно много ситуаций, для выхода из которых нужна помощь местных.
Проблема в том, что спешат на выручку как раз те, кого лучше сторониться. Ярче всего это проявляется на выходе с любого вокзала мира. Вас тут же окружат таксисты и всевозможные помогалы.
Тогда как нормальные предложения и решения совсем у других людей. Которых сначала нужно отыскать, потом привлечь их внимание, убедить, договориться.
Стартаперы готовят один элеватор-питч по своему проекту и зубрят его наизусть. В поездках вам придется импровизировать, изобретая их на ходу по несколько раз в день.
6. Адаптивность
Находясь в далеких далях, невозможно устроить свою жизнь полностью привычным и вообще желаемым образом. Придется мириться с дискомфортом, какими-то неудобствами. Пробовать странную еду, ездить в прокуренных поездах, поражаться нелогичным расписаниям и запретам.
В конечном счете все это помогает лучше осознать и прочувствовать свое личное пространство. Тот жесткий минимум, меньше которого ужиматься не стоит.
Кстати, таким образом меняются представления о бюджетах. Да, вполне реально и даже распространено делать что-то за небольшие деньги. Но качество устрашающее, а ваша личная планка начинается через пару местных этажей выше.
Возможно, нет каких-то лекарств или запчастей к ноутбуку. Придется изобретать логистику самостоятельно, раз местный бизнес этого не умеет.
Баланс между поиском существующих возможностей и разработкой собственных — важнейшее качество предпринимателя. Вы начинаете воспринимать весь мир как конструктор, у которого есть далеко не все кубики. Вот это можно купить за бесценок, такие модули обойдутся сильно дороже, а остальное предстоит выпилить вручную. Что вас совершенно не напряжет, это даже интересно.
7. На позитиве
Возможно, самое главное и приобретаемое — способность радоваться. Помните ролики с Беаром Гриллсом, который искренне улыбался найденным сухим веточкам, жирным личинкам, лучику солнца, глубокому сугробу? Пример из другого мира, про экстрим и выживание. Но он универсален.
В любой поездке есть поводы огорчаться. Как правило, их много, в том числе серьезных. Однако нет никакого смысла фокусироваться на негативе. Зачем тогда ездить! Тем более что и поводов для радости тоже хватает.
Постепенно вырабатывается привычка обращать внимание на сухие ноги, горячий душ, открытый ночью супермаркет. Самые простые, банальные вещи.
Работа редко балует нас бонусами. Ирония еще в том, что как раз для достижения впечатляющих результатов сначала нужно долго преодолевать и напрягаться. Поэтому машинальная самомотивация незаменима. Без этого условия просто не получится ничего добиться — ни в дороге, ни в офисе.
Поездки действуют в духе кайдзена. Мягкие, небольшие улучшения вас самих, вашего отношения, навыков, привычек. Их сложно отследить по KPI, в основном речь про те самые soft skills. Но как раз поэтому они универсальны и полезны.
Послушайте Остапа Бендера в исполнении Андрея Миронова:
Закройте вашу книжку, допейте вашу чашку,
Дожуйте свой дежурный бутерброд,
Снимите и продайте последнюю рубашку
И купите билет на пароход.
На самолет, поезд, неважно куда и как именно. Главное ездить часто, далеко и надолго. Учиться на чужом опыте, набирать собственный. Заряжаться энергией, ощущать ритм планеты. Находить ниши и решения. А также себя настоящего.
Читайте также:
Со многим относительно подготовки к путешествиям согласен, но вот к чему эти сомнительные аналогии с бизнес- процессами...
Про путешествия: как ни готовься, "проколы" неизбежны, поэтом г планы Б и С необходимы, а не желательны... При самостоятельных путешествиях, особенно на машине- нужно быть всегда готовым остаться без навигаторов и прочих "помощников", не раз это происходило... А вот без средств связи лучше не оставаться НИКОГДА!
Не устаю умиляться стойкости ассоциативных ошибок.
А что, прямо вот все-все-все успешные люди людят путешествовать?
Успешные люди люят путешествовать и ничего больше?
Не-успешные люди как к путешествиям относятся?
И - напоследок, уже без связи с ассоциативной ошибкой - что автор считает критерием успешности?
Согласен, но это приводит к кликбейту (если вы про заголовок) и часто используется.
Дорогой Executive, видимо совсем плохо с контентом. Автор, что есть критерий успешности? такие заявления в заголовке.... Приведите, пожалуйста, основание (исследование, например), которое подтверждает заголовок. Спасибо!
путешествия (в отличии от ЗОМБОЯЩИКА) расширяют мировозрение, круг знакомств, знаний и возможностей.
Скорее, те кто любят путешествовать становятся успешными, а не наоборот - становятся успешными и потом любят путешествовать...
Да, это развивает. Вспомним хотя бы путешествие Че Гивара на мотоцикле.
Хотя, конечно, не все успешные люди любят путешествия (по крайней мере, не во всех областях). Я помню давно по ТВ интервью с известным писателем, он говорил: я всю жизнь провел вот за этим столом.
Кроме того, путешествия развивают, насыщают мозг питанием - впечатлениями, но отнимают часть 'умственной энергии', которую можно было направить на развитие навыков. С другой стороны, мозг без впечатленийв условиях сенсорной депривации деградирует.
Чем бы человек не тешился, важно то, насколько ему это все нравится, по кайфу, приносит удовольствие. И если конкретный человек за выходые, отпуск, вне зависимости от типа и вида путешествий (все вклюбчено или экстрим) отдыхает и восстанавливется, значит, и путешествие, и отпуск выполдниди свою задачу.
Чем старше я становлюсь, тем больше возникает желание разделить личное и деловое (рабочее). Отпуск, свободное время - это время каждого. Конечно, хобби влияют на каждого человека, мы не работы и принимаем решения не только на основе фактов, в каждом решении управленца есть что-то его личное. Но это не дате оснований для утверерждений типа:
Хотя бы потому, что одни и теже навыки и soft skills могу быть получены разными путями. ДА и не факт, что люди с одними и теми же увленяими обладают одинаковыми soft skills.
Понравилось, спасибо! Дополнительная мотивация поехать) Не обращала внимание на термины "успешный", а читала скорее как сопоставление работы и путешествия. Пишите еще))
"С нуля" стать путешественником сложно - это достаточно затратное увлечение...
Но "смена обстановки", даже кратковременная - мощный стимулятор!
Главное потом, после отдыха - грамотно израсходовать полученную энергию...
Сменить обстановку можно на даче, взяв лопату. А от путешествия, если оно неверно спланирвоано, можно очень сильно устать
И тут вопрос не только экипировки, типа палаток и прочего оборудовнаия для походов.