Почему не стоит принимать решения сразу после победы или поражения

Мы свято верим в успех или страдаем, если нам не везет. Испытываем эйфорию и душевный подъем, когда побеждаем или чего-то достигаем. У большинства людей эмоции схожи, не так уж сильно мы отличаемся друг от друга.

В зависимости от ситуации и контекста эмоциональные реакции могут быть достаточно сильными. Они оказывают серьезное влияние на психологическое состояние человека, его дальнейшее поведение и, как следствие, на принятие решений. Рассмотрим в статье исследования и публикации, где ученым и экспертам удалось либо обобщить, либо количественно оценить реакции человека на значимые экстремальные события – проигрыши и победы.

Какие эмоциональные реакции вызывает проигрыш

В спорте

Ученые и психологи достаточно полно исследовали реакции на поражения в среде спортсменов, где фиксация тех или иных состояний была очевидна и измеряема. Интересным с точки зрения физиологии и психологии является «Исследование влияния проигрыша соревнований на эмоциональное состояние у подростков 14-16 лет», проведенное под эгидой УрФУ и представленное на Студенческом научном форуме в 2024 году.

По данным исследований, после проигрыша:

  • Около 60% спортсменов испытывали злость, около трети – грусть.
  • Нейтрально к замечаниям тренера относились 65% опрошенных, положительно 30%, а негативно только 6%.
  • Продолжать занятия спортом после проигрыша хотели почти 95% участников опроса.
  • Винили в проигрыше только себя около 60%, а ответственность за проигрыш на судью или обстоятельства возлагали около 35%.
  • Эмоциональное состояние после проигрыша соревнований у 68% восстанавливалось через сутки, а у 23% через несколько дней.
  • Более 90% подростков положительно отнеслись к критике.

По результатам опроса исследователи предположили, что проигрыши могут повлиять на самооценку участников соревнований. Значительная часть опрошенных винила себя в проигрыше и испытывала негативные эмоции – разочарование, злость и грусть. Спортивные психологи отмечают потребность спортсменов в поддержке в такие моменты, получение обратной связи от коллег и тренера. Важно и умение самостоятельно утилизировать негативные эмоции: обсуждение события, анализ недочетов.

В бизнесе

Достоверных исследований эмоциональных реакций бизнесменов после проигрыша практически нет. По многим причинам о неудачах в бизнесе говорить не принято. Однако есть данные исследовательской организации Startup Snapshot, проводившей в 2023 году опрос среди предпринимателей. Около 70% респондентов отметили, что бизнес негативно отразился на их психическом здоровье. В 2022 году психиатр Майкл Фриман и профессор Ричард Хант из Политехнического университета Виргинии провели исследование. Результаты опроса показали, что около 40% бизнесменов испытывают постоянную тревогу и страдают от депрессии.

В азартных играх

Влияние эмоций проигрыша на поведение лудоманов исследовали в Департаменте клинических исследований и инноваций (Нант, Франция). Контролируемое рандомизированное исследование проводилось в период с 2013 по 2018 гг. Оценивались защитные инструменты психики от азартных игр в интернете. Изучались стимулы, заставляющие игроков увеличивать ставки после проигрыша и повторять игру.

Среди параметров измерения был уровень удовольствия от игры и потеря контроля над ситуацией. Около 68% участников эксперимента отметили, что не смогли остановить искушение продолжать игру. Оставшаяся треть азартных игроков не нуждалась в помощи и после проигрыша прекращала участие. Уровень удовольствия значительно влиял на время в игре и показал прямую связь с возникновением стойкой игровой зависимости.

Сферы разные – эмоции схожие

Можно выдвинуть гипотезу о том, что реакция человека на проигрыш в бизнесе, азартных играх и спорте вызывает схожие негативные эмоциональные реакции. Практически две трети участников вышеуказанных исследований испытали разрушительные для психики состояния. Невозможность справиться с сильными эмоциями повлияла на дальнейшее поведение и состояние. Около 30% участников в различных группах испытуемых оказались устойчивы к неудачам.

Какие эмоциональные реакции вызывает выигрыш

Американский журналист и бизнес-тренер Дон Йегер провел значимое исследование в среде известных спортсменов и тренеров. В своей работе «Величие: 16 характерных черт настоящих чемпионов» он пришел к выводу, что успешные бизнесмены и спортсмены-чемпионы мыслят очень схожим образом, независимо от условий и среды их функционирования.

В исследовании приводится список эмоциональных и рациональных маркеров, выделяющих особую группу людей, для которых состояние успеха привычно и очевидно. Йегер выявил, что чемпионы спорта и бизнеса:

  • Умеют быстро адаптироваться.
  • Обладают рациональным оптимизмом и хладнокровием.
  • Не исключают наличия неких высших сил.
  • Общаются только с такими же победителями, как они.
  • Думают о своей победе заранее.
  • Умеют играть в любой команде.
  • Остаются верными собственным принципам.
  • Стараются подавать пример остальным.

Таким достойным набором качеств могут похвастаться далеко не все, но в этом исследовании все-таки речь идет о чемпионах. Эти люди умеют побеждать и точно знают, что нужно для этого делать. Обобщив опыт и наблюдения за чемпионами и яркими бизнесменами, ученые и психологи разработали помогающие стратегии и методики достижения наилучших результатов.

В спорте за итоги и процесс подготовки отвечает спортивная психология, которая занимается концентрацией, мотивацией, спортивными стрессами и командным взаимодействием. В деловой среде для улучшения результатов принято пользоваться услугами бизнес-тренеров, которые обучают поведенческим и когнитивным стратегиям.

Специалистам удалось собрать интересные данные о том, как люди внешне проявляют эмоции после выигрыша. Психологи из университета Сан-Франциско в 2004 году изучили эмоции победы в среде спортсменов-профессионалов и опубликовали данные в издании Evolution and Human Behavior. Они пришли к выводу, что состояние триумфа – моментальная реакция на выигрыш – выражается особым образом.

  • Люди в победный момент демонстрируют свое тело сильным и мощным. Напрягают мышцы, выдвигают грудь вперед, открывая уязвимые места и демонстрируя бесстрашие.
  • Ощущение победы повышает в крови уровень тестостерона, понижает уровень гормона стресса (кортизола). Вслед за этим появляется снисходительность к риску и возникает чувство власти.

Изучение реакций спортсменов позволило ученым выявить, что после триумфа человек начинает осознавать свое превосходство или чувствовать гордость. Внешне это выражается в расслабленности мышц. Человек откидывает назад голову, расправляет грудную клетку и упирает руки в бока. Иногда ощущение гордости за свой успех сопровождается улыбкой.

Состояние триумфа и гордости по внешним признакам схожи, но отличаются индивидуальностью реакций. Исследователи отметили, что телесная демонстрация эмоций победы никак не зависит от культуры или национальности. Это врожденные реакции, доставшиеся людям от приматов.

Выводы

Психологические состояния победителей и проигравших изучаются специалистами на разных срезах психологии, социологии и медицины. Понимание человеком собственного эмоционального статуса позволяет развить способности в управлении эмоциями и сохранить контроль над собственным поведением. Речь идет о принятии решений в условиях сильного эмоционального стресса, как негативного, так и позитивного свойства.

Экстремальные эмоции выигрыша и поражения управляют нашим состоянием какое-то время. На такие ситуации следует обратить особое внимание – специалисты не рекомендуют принимать ответственные решения, совершать важный выбор как минимум в течение одного-двух дней. Лучше дождаться, когда эмоциональное состояние станет более ровным.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Сейнов
Независимый директор, Москва

В 2022 году психиатр Майкл Фриман и профессор Ричард Хант из Политехнического университета Виргинии провели исследование. Результаты опроса показали, что около 40% бизнесменов испытывают постоянную тревогу и страдают от депрессии.

Спасибо за ценную информацию, Жанна Шторм !

Видимо в Вирджинии множество слабаков.

Уж у нас-то, все бизнесмены - мачо!

Им не о чем тревожиться, всё идёт по плану....

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.

Владелец Rostic's выкупил рестораны российского франчайзи KFC

Заведения сменят названия до весны 2025 года.

Минцифры планирует привлечь 700 тысяч разработчиков до 2030 года

Минцифры уже в два раза увеличило число бюджетных мест на профильные специальности.