Как отличить здоровое стремление к качеству от чрезмерного идеализма? В каких случаях перфекционизм полезен в работе и бизнесе? Почему перфекционисты больше страдают и быстрее выгорают? Какие приемы и техники помогут найти баланс и перестать переживать из-за недостатков?
Редакция Executive.ru собрала истории экспертов об их перфекционизме, а в конце публикации – полезные приемы и техники, которые помогают с ним справиться.
Помогает или мешает: 5 историй перфекционистов
1. Как перфекционизм помог найти 100 тысяч фунтов
Никита Макаров, экономист, финансовый обозреватель, ведущий программы «Рынки» на РБК-ТВ
Я могу назвать себя перфекционистом. Это проявилось еще в детстве: окончил музыкальную школу с отличием, получил золотую медаль в школе. Моим первым разочарованием в перфекционизме как раз и стала эта медаль, потому что она никак мне не пригодилась. Я поступил в вуз по итогам олимпиады. В дальнейшем я немного «ослабил вожжи», но перфекционизм продолжал проявляться в решении рабочих задач.
Я работал в British American Tobacco финансовым менеджером, отвечал за финансовую часть экспортных поставок в 11 стран СНГ, рассчитывал трансфертные цены. Как-то раз в отчетность через систему учета SAP попала сумма затрат в 100 тыс. фунтов, никто не мог понять откуда и как. Начальница поставила задачу выяснить с точностью до копейки, что и куда ушло. Из финансового менеджера я превратился в детектива: поднял первичную документацию, сначала обратился в бухгалтерию, затем на завод, пытаясь выяснить, откуда взялись эти затраты, звонил в место возникновения затрат — в британский офис — в попытках прояснить ситуацию.
Оказалось, один из руководителей, который ездил на конференцию в Бразилию, каким-то образом через слип-карту, записанную на британский офис, списал эти затраты. В свою очередь британский офис перекинул их на российский филиал, потому что этот сотрудник работал у нас и был в командировке по нашему заданию. На это задание у меня ушло несколько дней.
Как истинный перфекционист, я до копейки выяснил, куда пошли эти деньги. Перед заседанием совета директоров и поездкой в Лондон для презентации результатов руководитель спросила: «Ну что, выяснил?». Я ответил: «Да». Она сказала: «Ладно, это всего сто тысяч фунтов, округлим, все равно мне нужно показывать в миллиардах». Мне было очень обидно, что я проделал такую большую работу, докопался до истины, до каждой копейки, а результат фактически просто «убрали в стол».
Перфекционизм очень полезен, потому что позволяет глубоко изучать проблему и выдавать результат отличный от результата среднестатистических бизнесменов, ваших конкурентов или коллег. Однако важно уметь контролировать этот ползунок и не доводить это качество до крайности, когда вы начинаете нервничать и накручивать себя из-за того, что не учли какую-то мелочь. Перфекционизм должен быть здоровым.
2. История о том, что не стоит переживать из-за недостатков
Елена Агафонова, коуч по смене профессии и сферы деятельности, эксперт Executive.ru
Перфекционизм без меры скорее мешает, чем помогает. Собственно, как и его противоположность – пофигизм. Приведу свежий пример. Меня пригласили в качестве спикера на онлайн-саммит, посвященный смене профессии, точнее переходу из найма в собственный бизнес, который проходил в начале марта.
Саммит для американской аудитории, все интервью записываются заранее и затем публикуются в течение недели саммита на платформе для зарегистрированных участников. Я – единственная из двадцатки спикеров, для кого английский не является родным языком. Организаторы прислали несколько вопросов в качестве подготовки к интервью, и я заранее подумала о том, как на них лучше всего ответить. Не хотела готовиться особенно тщательно, чтобы не терять спонтанность в ответах.
На днях мое интервью вышло в эфир, я его посмотрела. Первое впечатление: «Какой кошмар и ужас, столько ошибок, слов паразитов, излишней жестикуляции». Однако буквально через полчаса увидела, как начал расти мой список подписчиков email-рассылки: люди послушали интервью, зарядились энергией, несмотря на весь кажущийся мне «ужас и кошмар», и захотели скачать бесплатную главу из моей книги на тему смены профессии в зрелом возрасте, которая как раз недавно вышла на Amazon.
Да, я не владею английским на уровне других спикеров, говорящих на нем с рождения. Но мое выступление принесло пользу, люди почувствовали, что хотят узнать больше и по факту я достигла своей цели: расширила аудиторию читателей и подписчиков.
- Нужно ли было лучше подготовиться? Не уверена.
- Можно ли в следующий раз сделать что-то лучше? Однозначно: говорить более короткими фразами, меньше жестикулировать и не перебивать собеседника. А самое главное – сравнивать себя только с собой.
3. История о пользе педантичного подхода
Константин Митин, управляющий партнер компании «ИТ-координата»
До некоторого момента я был жутким перфекционистом, и ключевая проблема была в том, что мой перфекционизм распространяется абсолютно на все. Это пошло еще со школы: если уж учиться, так на золотую медаль, если уж делать что-то, так на «отлично». На мой взгляд, перфекционизм – не очень правильное качество: уж очень сильно он ограничивает. Поделюсь двумя историями.
Один клиент заключил с нашей компанией договор, который перед подписанием попал ко мне на финальное согласование. Я тщательно изучил его и обнаружил очень странный пункт: если мы в процессе выполнения работы столкнемся с конфиденциальной информацией заказчика, мы каждый раз будем обязаны выплатить за это штраф.
Но в нашей работе подразумевался анализ бизнес-процессов заказчика — то есть столкновения с конфиденциальной информацией были неизбежны! Нормально маркировать такую информацию, договориться о штрафе, если из-за нас будет нанесен какой-то ущерб, но чтобы просто платить за то, что мы ее увидим в процессе работы?
И, пока договор не подписали, я указал на этот странный пункт. После долгих дискуссий мы согласовали более корректную версию. И судя по тому, как затем строилось взаимодействие с заказчиком, мой педантичный подход был очень правильным решением.
4. История о перфекционизме и эго
Вторая история связана с тем, что программное обеспечение, которое мы разрабатываем, имеет особенность наименования: сначала пишется платформа, потом ставится двоеточие, потом, без пробела, название с большой буквы. Я очень строго следил, чтобы все сотрудники писали именно так: придирался, требовал переделывать. Меня выбешивало неправильное оформление, я нещадно с ним боролся.
Возвращаясь назад, понимаю, что зачастую такие истории бывают не про лучший результат, а про то, чтобы показать свой комплексный взгляд на ситуацию, внимательность, ум. То есть — про эго.
Вывод: перфекционизм должен быть инструментом, а не самоцелью. Если вы руководитель и ваш сотрудник уже сам себя измучил, нет смысла включать перфекционизм.
5. История об уничтожении внутреннего перфекциониста
Екатерина Караджа, заместитель генерального директора компании «Фармстандарт-Медтехника»
Перфекционизм помогает в работе, связанной с процессами: в закупках, в клиентском сервисе, на складе, в бухгалтерии – стремление делать работу идеально, внимание к каждой детали способствует качественному выполнению задачи. Но в профессиях, связанных с творчеством и переговорами с людьми (маркетинг, продажи, HR), перфекционизм будет скорее мешать.
Никому не нужен маркетолог, который уже в 20-й раз переделывает презентацию, стремясь достичь идеала. Идеальной презентации или идеального дизайна просто не существует. Так же, как не существует идеального сотрудника, в поисках которого HR-менеджер проводит уже 100-е собеседование. В сотруднике все равно будут недостатки, важно, чтобы компания была готова с ними мириться, принимая его на должность.
Я начинала свою карьеру в закупках. У меня был идеальный порядок в заказах и документах, все разложено по папкам и выполнено в едином стиле. Мой внутренний перфекционист торжествовал. Поставщики, которым я отправляла заказы, и таможня тоже были довольны. Все было четко, вовремя и без ошибок.
Дальше я решила расти в компании и развиваться в сторону маркетинга. Когда я разрабатывала новую продуктовую линейку, то поняла, что на перфекционизме далеко не уедешь. В какой-то момент необходимо принимать решение, вводить продукт в ассортимент или нет. Невозможно бесконечно изучать рынок. Идеальных производителей для товара не существует. Поэтому делаем SWOT-анализ из имеющихся на рынке альтернатив и выбираем того, кто больше соответствует нашим условиям.
Я работала с иностранными партнерами, и сколько бы я ни готовилась к переговорам, все равно не могла учесть все особенности менталитета жителей определенной страны. Даже если я проштудировала все книги о работе с англичанами, на встрече все равно попадались нетипичные представители.
Я долго не могла заговорить на итальянском, потому что хотела говорить как носитель, а меньший результат меня не устраивал. В итоге стала учить турецкий язык и начала вставлять в речь фразы на турецком уже со второго месяца обучения. Получалось неидеально, но уже через год я свободно вела переговоры с турецкими партнерами на их языке.
Так пришлось уничтожить в себе внутреннего перфекциониста. Но кое-что все-таки осталось: это постоянное обучение и стремление к совершенствованию, высокие требования к себе и окружающим. Эти качества полезны в работе, не замедляют принятие решений и позволяют двигаться вперед с высокими результатами.
Почему не всегда надо стремиться к идеалу
Филипп Щербанич, IT-эксперт, backend-разработчик
Перфекционизм в сфере IT — скорее помеха, чем помощь. Когда выполняешь рабочие задачи, гораздо важнее ориентироваться на бизнес, конечную цель и реальную пользу продукта, а не думать о том, насколько идеально он выглядит «под капотом». Качество и продуманность решений важны, но стремление к абсолютному идеалу — это зачастую просто трата сил и времени на мелочи, которые не имеют никакой практической ценности ни для бизнеса, ни для пользователей.
Чрезмерный перфекционизм — это неоправданные время-затраты и избыточные усилия. Вспомним закон Парето: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий уходят на незначительные улучшения, которые могут быть вовсе незаметны с точки зрения бизнеса. Для компаний обычно выгоднее иметь команду, способную быстро создавать ценные и работающие решения, а не доводить каждую деталь до совершенства. В этом случае можно быстрее реагировать на изменения рынка, лучше расти.
Нина Конюшева, генеральный директор MiXBS
Далеко не всегда клиентам нужен идеальный вариант. Большинству нужен хороший, качественный продукт, но не такой, чтобы там было не к чему придраться. И дело тут не в том, что сотрудник или компания не хочет стараться. Дело в том, что в принципе не существует идеальных продуктов.
Так, например, идеальный сотрудник call-центра (сферический конь в вакууме) должен знать все ответы на любые вопросы. Но такой гипотетический сотрудник – один на миллион. И мы встаем перед выбором: иметь одного супер-оператора call-центра, который знает ответы на все вопросы, но к которому стоит очередь из звонков, или иметь группу хорошо подготовленных, но не идеальных специалистов, которые могут оперативно обрабатывать входящие обращения, периодически обращаясь к скриптам и изредка беря паузу, чтобы найти ответ на нестандартный вопрос.
Не стоит забывать еще и о том, что многие товары и услуги постоянно дорабатываются. Те же приложения для телефонов постоянно обновляются. А значит, мы живем в неидеальном мире, и клиенты уже давно привыкли, что сегодняшний хороший товар или услуга вскоре получат доработанную версию.
Алексей Оносов, основатель компании «Юнисофт»
Перфекционизм полезен в тех случаях, когда цена ошибки действительно высока. Если вы проектируете, например, новый флагманский мобильный телефон, запускаете ракету или разрабатываете критичную для бизнеса систему – тут детали решают все. Мелочи могут стоить миллионы долларов или даже жизни. В таких проектах дотошность и внимание к каждой мелочи – не блажь, а необходимость.
И наоборот, когда речь идет о повседневных задачах, которых в бизнесе большинство, перфекционизм часто становится врагом эффективности. Презентация для внутреннего совещания, текст для социальных сетей, еженедельный отчет – все это можно делать на уровне «достаточно хорошо», без выжигания ресурсов на полировку до блеска. Главное – научиться различать, где нужны 100%, а где достаточно и 80%.
Важно работать над принятием несовершенства. Мир бизнеса – это не музей с экспонатами, отполированными до блеска, а живая экосистема, где важнее адаптивность и скорость. Идеальный продукт, выпущенный с опозданием, часто проигрывает хорошему продукту, который появился вовремя. История технологий полна примеров, когда не самые совершенные, но своевременные решения захватывали рынок, а технически превосходящие конкуренты оставались в тени. Для меня большим открытием стало осознание того, что клиенты ценят надежность и сроки часто выше, чем идеальность исполнения.
Часто перфекционизм маскирует страх неудачи или критики. Мы бесконечно дорабатываем проект не потому, что он действительно нуждается в улучшении, а потому что боимся выпустить его «в мир» и получить критику. Моя компания начиналась с небольших проектов, многие из которых были далеки от совершенства. Но именно эти проекты и отзывы на них позволили нам расти и улучшаться. Если бы я ждал, пока первый продукт будет «идеальным», компания, вероятно, так и не появилась бы на свет.
Когда команде нужен перфекционист
Филипп Щербанич, IT-эксперт, backend-разработчик
В компании всегда должно быть некоторое количество людей перфекционистов, которые доводят систему до ума, убирают технический долг, «подчищают хвосты» и следят за деталями. Благодаря им проект становится более стабильным, масштабируемым и простым в поддержке в долгосрочной перспективе.
Константин Митин, управляющий партнер компании «ИТ-координата»
Руководители любят держать в команде сотрудника-перфекциониста, который найдет все подводные камни, укажет на все неявные моменты. С одной стороны, это хорошо, а с другой – руководитель и сам понимает, что в большинстве случаев он просто дует на воду. И если проигнорировать какие-то моменты, на которые указал сотрудник-перфекционист, не внести какие-то его правки, тот может обидеться вслух или тайно: его мнение не приняли во внимание, подсвеченные им детали не сочли важными!
Если у вас в команде есть такой перфекционист до мозга костей, очень важно взаимодействовать с ним так, чтобы он не копил обиды. Где нужно — позволяйте ему погружаться «до руды», а несущественные вопросы пропускайте.
Как перестать страдать от перфекционизма: полезные техники
1. Определить достаточный уровень качества
Юлия Парк, сооснователь агентства «Призма», коуч ICF, эксперт Executive.ru
Лично мне справиться с излишней требовательностью к себе помогла методика поиска «приемлемого уровня качества». Это такая точка, в которой продукт или услуга соответствуют ожиданиям клиентов, но при этом они остаются экономически выгодны бизнесу.
Часто бывают ситуации, когда клиент не ждет, что его задача решится идеально, но ему нужно, чтобы проблему просто устранили и он мог двигаться дальше. То же самое с личными начинаниями: важно начать что-то делать.
Теперь в некоторых вещах я просто отпускаю контроль и разрешаю себе быть неидеальной: не поставить запятую в посте на личной странице (раньше из-за этого могла все удалить и переписать заново), снять видео вопреки тому, что плохое настроение и ты не в ресурсном состоянии. Благодаря этому я сдвинулась с мертвой точки во многих сферах.
Филипп Щербанич, IT-эксперт, backend-разработчик
Чтобы не страдать от негативных проявлений перфекционизма, я использую четко установленные временные рамки и критерии достаточного качества задачи. Стараюсь определить, что является обязательным и достаточным результатом, а что — просто приятным бонусом, на который не всегда стоит тратить ресурсы.
Также помогает регулярное общение с командой и бизнесом, когда мы вместе оцениваем приоритеты и вовремя останавливаемся, избегая соблазна сделать продукт слишком хорошим, но дорогим.
2. Расставить приоритеты
Дмитрий Регеша, предприниматель с 20-летним опытом в бизнесе и психологии
Я перфекционист со стажем. Раньше это звучало гордо, а на деле означало примерно следующее: часами анализировал задачу, ночами доводил отчеты до «идеала», презентации переделывал по десять раз или просто бросал на полпути. В результате красивые слайды летели в корзину, а сроки горели. Моя «батарейка» разряжалась в ноль, а результаты, несмотря на мешки под глазами и упорный труд, были не такими уж блестящими.
Как психолог я знаю, что перфекционизм — это стремление к завышенным внутренним стандартам, сформированным чаще всего еще в детстве. Причина — в желании получить одобрение родителей, страхе неудачи или внутреннем чувстве недостаточности. В моем случае именно желание всем понравиться и боязнь критики приводили к изматывающим переработкам.
Со временем я нашел способ справляться с этим состоянием. Сейчас мой личный лайфхак — грамотная расстановка приоритетов. Вместо того чтобы идеально выполнять каждую задачу, я выбираю ключевые цели и разрешаю себе ошибаться в мелочах. Иногда достаточно сделать работу «просто хорошо», чтобы добиться отличного результата без лишних переживаний.
Еще один инструмент, который я успешно применяю благодаря опыту управления проектами в IT — расстановка приоритетов с помощью подхода MVP (минимально жизнеспособный продукт). Теперь я не трачу время на детали, которые потом окажутся ненужными, и моя «внутренняя батарейка» остается заряженной.
Перфекционизм – не приговор, если им управлять, а не позволять ему управлять собой. Важно помнить: в стремлении к совершенству главное не перегореть, а сохранить баланс между качеством и удовольствием от работы.
3. Визуализация: разлить 100 мл воды по 5 колбочкам
Тимур Меджидов, руководитель отдела спецпроектов ТАСС
Будучи человеком с двумя золотыми медалями в школе, 100 баллами за ЕГЭ, красным дипломом МГУ имени Ломоносова и целым рядом профессиональных наград, абсолютно убежден: перфекционизм — это прямая дорога в ментальный ад. Потому что стремление к мнимому идеалу чаще всего приводит только к срыву дедлайнов, бессмысленному трудоголизму, выгоранию и тотальному внутреннему опустошению. Или наоборот — нежеланию браться за новые проекты из-за боязни, что довести их до совершенства не получится.
С годами я пришел к выводу, что неконтролируемый перфекционизм — хитрый способ снять с себя ответственность за приоритизацию задач. В жизни невозможно выполнить все «на пятерку», поэтому мудрость заключается в умении отделить по-настоящему значимые дела от тех, которые стоит выполнить «удовлетворительно». Это сложно, однако только так можно обрести главный компонент счастливой жизни — внутренний баланс.
На пути к нему мне помогает небольшое упражнение. Я каждый день представляю, что все личные ресурсы — это 100 мл воды, которые надо распределить между 5 колбочками: работой, хобби, здоровьем, семьей и друзьями. Можно даже пойти дальше и сделать похожую разбивку внутри каждой из сфер жизни. Но суть проста: если налить слишком много жидкости в несколько емкостей — другие окажутся почти пустыми, что в долгосрочной перспективе крайне губительно.
При помощи такой простой визуализации становится ясно, какие области проседают и требуют большего контроля. А вот уже в рамках отведенного объема сил можно включать контролируемый перфекционизм — желание посвятить максимум ресурсов только тем задачам, которые действительно несут ощутимую ценность и поэтому заслуживают быть выполненными идеально.
4. Молитва творческого человека и техника «сделать чуть-чуть и кое-как»
Светлана Андреева, основатель PR-агентства «Андреева и партнеры» и консалтингового агентства «Redoo», эксперт Executive.ru
Обратная сторона перфекционизма – синдром самозванца: «Я боюсь, что недостаточно хорош в своем деле, поэтому сделаю так, чтобы никто не смог ко мне придраться, сделаю лучше всех». Но, стремясь сделать лучше всех, можно так и не приступить к делу. К сожалению, поскольку синдромом самозванца страдают почти все профессионалы, то и перфекционизм настигает время от времени каждого.
Для себя этот вопрос решила так: я сделаю все возможное, что в моих силах и чуть-чуть больше, на 2-3%, как получится. А дальше все будет зависеть от обстоятельств. Такой подход помогал мне выигрывать все антикризисные кейсы для клиентов и совершать невозможное. Потом уже у Джулии Кэмерон я прочла ее молитву творческого человека, которую она практикует сама и советует своим студентам: «Господи, я позабочусь о количестве, а ты о качестве».
Это очень хороший подход, потому что, когда мы начинаем делать, преодолевая сопротивление и прокрастинацию («Нет, я недостаточно хорош, поэтому надо сделать сразу и в совершенстве! А если не сразу и не в совершенстве, лучше и не начинать»), мы попадаем в тот самый творческий поток, о котором писал Михай Чиксентмихайи, и после этого уже можно улучшать и доводить до наилучшего результата. Наилучшего – для нас.
Еще один мой хитрый способ начать: «Сделаю чуть-чуть и кое-как». Потому что самое сложное для людей, которых преследует призрак перфекционизма – начать. А дальше они уже и так доведут до максимального совершенства.
5. Жесткое ограничение времени на выполнение задачи
Алексей Оносов, основатель компании «Юнисофт»
Самый действенный способ не страдать от перфекционизма, который я нашел для себя – жесткое ограничение времени на задачи. Для каждого дела выделяю конкретный промежуток времени, исходя из его важности. Например, на подготовку коммерческого предложения – 2 часа, на проверку макета – 30 минут, на ответы на письма – час. Когда время истекает, работа считается завершенной.
Сначала было сложно, всегда казалось, что можно сделать еще лучше, если добавить еще пару часов. Но практика показала – в 90% случаев никто не замечает разницы между тем, что я считал «идеальным» и «просто хорошим». Зато я стал успевать гораздо больше, а качество работы не пострадало.
Еще один полезный прием – делегирование с четкими инструкциями. Перфекционисты часто думают, что только они могут сделать работу идеально, поэтому взваливают все на себя. В итоге – выгорание и узкие места в бизнес-процессах. Научившись формулировать требования к результату и критерии приемки работы, можно делегировать задачи без страха, что все будет сделано «не так».
Перфекционизм – это инструмент, который должен служить бизнесу, а не наоборот. Как и любой инструмент, он эффективен только в умелых руках и в правильном контексте.
Учусь применять его избирательно, только там, где это действительно необходимо. А в остальных случаях – доверяю процессу, команде и здравому смыслу. Так, и компания, и я сам стали гораздо продуктивнее без потери в качестве, а главное – появилось больше времени на стратегическое развитие, а не на бесконечную шлифовку деталей.
Как проверить, что вам не мешает перфекционизм в решении задачи
Оксана Борзова, сертифицированный коуч Европейской ассоциации коучинга (ECA), автор тренингов
Несколько коучинговых вопросов, которые помогут проверить, не провалились ли вы в перфекционизм. Не торопитесь, вдумчиво и честно ответьте на вопросы по порядку:
- Что самое страшное может произойти, если результат вашей работы будет неидеальным?
- Что для вас важнее: завершить проект или сделать его безупречным?
- Как вы поймете, что работа выполнена идеально?
- По каким критериям вы будете ее оценивать?
- Что бы вы сделали по-другому, если бы не боялись неудачи?
- Что вы можете сделать сегодня, чтобы позволить себе ошибаться?
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:
Читайте также:
Перфекционизм — это большая психологическая «заморочка», которая, как уже было сказано, образуется где-то в детстве.
С ней можно бороться всю жизнь и страдать из-за этого.
Я бы все-таки посоветовал пообщаться с психологом, это может существенно облегчить и удешевить процесс.
Скорее всего, за ним стоит какой-то детский стыд, когда ребенок не сделал что-то и из-за этого пострадал значимый для него человек, или ему сказали, что пострадал, но это было не так.
Детский стыд умеет хорошо прятаться, и до него не просто самостоятельно добраться, кроме того, может быть обострение.
Ай-яй-яй. Большие дяди плачут в уголочке
Это уж как повезет, некоторые только плачут, а некоторые еще и разоряются и вешаются.
Перфекционизм, это крайне опасная болезнь, часто выражающаяся в агрессивной форме депрессивного поведения субъекта. В компании, она может тормозит и снизить эффективность деятельности на отдельных участках работы. Это явление следует обсуждать, только с позиции, как выявить источники этой болезни и избавиться от них.
Перфекционисты существуют конечно. Имеют место быть.
Но может это скорее - исключение ? Или просто коучинговые заморочки ?
С 1992 года я в бизнесе, и в машиностроении работал и в ЖКХ, и в НКО.
И подчинялся и руководил и консультировал.
Но не помню, чтобы кто-то из окружения пытался что-то сделать "идеально".
Люди просто делали свою работу.
Самая большая беда перфекционизма - это пожиратель времени. Для меня сложно определить границу между необходимым, достаточным и избыточным в любом проекте. Пока еще бывает так, что я трачу х2 времени, а выясняется, что надо быстрее, а не лучше. Стремлюсь выйти на уровень "точно отделяю "достаточно" от "избыточно".
Если перфекционизм переходит в болезнь, то это очень плохо, но в легкой степени он даже полезен, разгильдяйство хуже.
Если в компании какой-то отдел им заразился, то надо искать источник.
А у конкретного человека он всегда в прошлом: детские травмы и т. д., хотя причины и глубже бывают.
В 90-е не было особых причин страдать перфекционизмом, по-моему, тогда выживать надо было, не до совершенства людям было.
Я бы еще страх добавил, он может сильно искажать результаты, заставляя человека делать так, чтобы в случае чего оправдания были.
Спасибо огромное за публикацию! Все мы родом из детства, но в моем случае перфекционизм благоприобретенное и закономерное последствие профдеформации. Наверное, поэтому он не так ярко выражен, хотя душу, бывает, мотает не по детски)) Еще раз спасибо за целебную статью!
перфекционизмом страдают болтуны, которые должны быть интересны, ничего не создавая...