У людей с высокими достижениями часто встречается так называемый «синдром самозванца». Он создает у человека такую модель мышления, которая формирует постоянный страх быть разоблаченным как «мошенник», что заставляет эксперта сомневаться в себе, сводить к минимуму свои достижения на фоне окружающих, даже скрывать свои реальные успехи и опыт.
Несомненно, такая аномалия сказывается на продуктивности, эффект от деятельности профессионала уменьшается, как для него лично, так и для тех, кому его опыт мог бы пригодиться. Executive.ru попросил экспертов поделиться своими рецептами: как они борются со своими внутренними «самозванцами».
Мой рецепт – в конце дня найти три дела, за что я себя хвалю
Анна Морозова, сооснователь и руководитель, «Все для личного бренда», эксперт Executive.ru
Мысли о том, что я не очень хороший специалист, появлялись у меня, когда мы с партнером создавали свой проект. Чаще всего это случалось после сравнения с конкурентами. «Они – успешные, мощные, у них много ресурсов, а мы – только начинаем».
Прежде всего, я поняла, что мне надо работать над своей самооценкой, верить в себя, свой успех, поддерживать себя самой. Это работа с убеждениями и конкретные действия. Вот мой рецепт:
- Анализируя конкурентов, я беру у них лучшее, учусь.
- Для повышения своей самооценки 2 года назад я решила выйти в публичное пространство в качестве спикера на крупный Международный салон.
- Прописала свои сильные стороны как организатора, руководителя, генератора идей и поняла, что мне дано многое, надо просто действовать.
- Проводя частные консультации, я получила много отличных отзывов.
- Сделала портфолио, включив в него профессиональные фотографии, отзывы клиентов, фото с мероприятий, где я участвовала. Когда я пролистываю иногда эти документы, я вижу, как растет мой профессионализм. Портфолио для меня – это источник вдохновения, мотивации.
- Мое присутствие и продвижение в соцсетях также помогло в росте моей экспертности. Помню, как на одной неделе меня пригласили в качестве спикера, эксперта выступить на четырех разных мероприятиях и два из них за гонорар.
- Еще у меня есть привычка радоваться любым, даже маленьким результатам. Мой рецепт – в конце дня найти 3 дела, за что я себя хвалю, что у меня сегодня классно получилось. Мои любимые слова для поддержки себя: «Я знаю, я профи, я умею».
Синдром самозванца – это нормально для профессионалов в своем деле
Ольга Лоран-Чуватова, VIP-консультант, коуч, эксперт Executive.ru
Синдром самозванца – моя любимая тема для панической рефлексии. Как правило, у меня этот синдром сопровождался перфекционизмом. С маминой точки зрения, я обязана быть «хорошей девочкой» – много знать, уметь, добиваться. Я пришпоривала себя и гнала еще быстрее доказывать, что «Я могу!». Каждая профессиональная ступень вверх, новый жизненный поворот в неизвестность, ошибки в бизнесе накрывали волной паники: «Я ничего не понимаю! Я ничего не знаю! Я не имею права».
Остановить синдром самозванца смог только глубокий кризис. Появилось время остановиться и подумать – кто я на самом деле. Не как видят меня, или хотят видеть другие. Кто я для себя? Кто я по своей природе? Я абсолютно уверена, что каждый человек приходит в этот мир со своей уникальной задачей и имеет набор талантов, необходимых для ее выполнения. Когда я ответила себе на эти вопросы, тогда у меня появилось ощущение внутренней устойчивости и цельности.
Я написала личный SWOT-анализ, прошла тестирование по Human Design для бизнеса, изучила себя по архетипам бренда. В итоге – у меня сложилась единая картина. Это мой базис, основа, природа, мои сильные стороны. Очень поддерживает знание, что все правильно. Я там, где должна быть. Я перестала сравнивать себя с другими. Это прямой путь сначала к зависти, потом и к синдрому самозванца.
Доказано, что синдром самозванца – это нормально для профессионалов в своем деле. Чем больше знаешь и умеешь, тем шире раздвигаются информационные границы. Тогда кажется, что не в состоянии охватить все новые возможности для развития, которые открываются перед тобой. Я теперь выбираю: что пригодится для бизнеса, а что будет приятным бонусом в моей жизни. Ориентируюсь на свой личный успех. Перестала ругать себя за несовершенство. Не забываю похвалить. У меня даже есть личная «доска почета».
Синдром самозванца – это чувство, когда ты не дотягиваешь, но не можешь просто уйти
Денис Фурсенко, менеджер проектов, iCertainty, эксперт Executive.ru
Эта история произошла чуть больше десяти лет назад. Я тогда устроился на работу в одну большую нефтегазовую компанию на должность консультанта по управлению проектами. Опыта управления у меня было около 2-3 лет в качестве сервис-деск менеджера, где я действовал в основном по наитию. На должность консультанта меня взяли потому, что в резюме я указал, что прошел курсы по MS Project.
Моя задача заключалась в налаживании процесса управления проектами в отдельном IT-департаменте. Для сравнения – на должности сервис-деск менеджера у меня было 3-4 человека в команде, да и компания была небольшая – 8-10 человек. А тут внезапно нужно было рекомендовать лучшие практики управления проектами целому отделу из 300 сотрудников.
Для меня синдром самозванца – это чувство, когда ты не дотягиваешь, но уже укоренен в ситуации. Внутри себя знаешь, что тебе не хватает умения, опыта или квалификации, чтобы иметь право здесь находиться, но ты уже здесь и нужно найти выход, потому что ты не можешь просто уйти.
Я понял, что нужно что-то делать, чтобы не выдать себя. Начальных знаний по MS Project и PMBoK хватило, чтобы показать себя как эксперта, но чтобы закрепиться, требовались результаты. Тогда я принялся углубленно штудировать PMBoK и Prince2, одновременно изучая рынок софта для управления проектами.
Нам с коллегами удалось внедрить корпоративный стандарт управления проектами. Это был небольшой документ, который описывал, какие подходы должны использоваться при старте, управлении и закрытии проекта. Плюс ко всему был развернут Project Server, куда были перенесены все проекты IT-отдела. За время работы я поднатаскался в процессах и документах, поэтому я сдал на PMP. После этого один из моих руководителей сказал, что теперь я «имею право» считаться консультантом.
Не отказываться, а сконцентрироваться на том, чем вы сможете быть полезны
Максим Часовиков, руководитель службы, эксперт Executive.ru
Я бы рекомендовал, если вы испытываете сомнения в своей экспертности при публичном выступлении – не отказываться от выступления, а скорее сконцентрироваться на том, чем вы будете полезны аудитории. Рассказать о тех сложностях, которые есть в рамках этой темы, рассказать об имеющихся точках зрения и высказать свои мысли, которые, как вам кажется, могут быть полезны в рамках решения этой проблемы.
Первое время подчиненные вообще не воспринимали меня как руководителя
Виктор Эсик, директор, эксперт Executive.ru
Я столкнулся с симптомами данного синдрома в возрасте 29 лет, получив первую топ-менеджерскую должность коммерческого директора в немецкой фармацевтической компании. Отбор на должность я проходил в Западной Европе, и мое назначение оказалось сюрпризом для руководства компании в России.
Нет нужды комментировать, что я оказался между двух огней – локальное немецкое руководство злобно следило за каждым моим шагом и дискутировало по поводу и без по всем распоряжениям, касающимся коммерческой политики. Подчиненные – доктора разных специальностей, в среднем старше меня на 15 лет, первое время вообще не воспринимали меня как руководителя.
Что помогло мне примерно в течение года исправить ситуацию и вернуть деятельность компании в нормальное коммерческое русло:
- Спокойствие и оптимизм. Уже к 25 годам я получил огромный жизненный опыт и уверенность в себе, поработав в разных регионах страны от Северного Урала до Якутии простым рабочим, побывав на войне, прорвавшись через дикий конкурс и закончив престижный ВУЗ, и у меня не было и нет комплексов по отношению к другим людям.
- Твердая точка зрения по поводу основных принципов коммерческой политики. Для моих подчиненных докторов было откровением узнать, сколько стоит один день отсрочки платежа или 1% скидки в разрезе потока дневного дохода, и как это соотносится с балансом прибылей и убытков на нашем предприятии, а в конечном итоге – отражается на наших доходах.
- Уважение к руководству и к подчиненным. Каким бы грамотным руководителем ты не был, всегда есть чему поучиться и у руководства, и у подчиненных. Не надо этого стесняться.
- Чувство юмора. Иногда сложную ситуацию лучше нейтрализовать удачной шуткой, нежели пытаться, пусть и аргументированно, решить в свою пользу.
Если клиент доволен результатами – вы уже молодец
Ульяна Павлова, управляющий партнер, «Агентство Маркетинговых Стратегий Макс», эксперт Executive.ru
Когда я работала в крупных федеральных компаниях, моя должность и имя априори светились, лидерские качества легко помогали завоевывать высокие позиции в рейтингах и получать интересные роли в проектах.
Пять лет назад перешла в digital и оказалась новичком. Требовались знания, умения, навыки, которые я не могла получить на прошлом месте работы. Училась на всех возможных онлайн-курсах, готова была работать круглосуточно и много-много делать руками самостоятельно. Быстро получив знания, а с большими клиентами и отличный опыт, получаю признание маркетологов в своей сфере. Начали поступать предложения по консалтинговым услугам и выступлениям на крупных конференциях. И тут меня настиг он, синдром самозванца. Я ощутила его, когда моя презентация для выступления на 20 минут подходила к 60 слайдам – «Там будут такие крутые спикеры!». Конечно, чтобы показать, что я близка по уровню знаний к ним, необходимо было сделать невозможное.
Первый шаг к ослаблению страха случился, когда я увидела, как девушка, которую я считала и считаю экспертом в своей нише, волновалась перед выступлением! Это для меня было открытием – «Как, и она тоже?». На мое удивление она рассмеялась и сказала, что всегда волнуется, очень серьезно готовится и все равно чувствует себя неуверенно.
Второй шаг был для меня собственным инсайтом. На камерном бизнес-завтраке одна участница просто забросала меня компрометирующими вопросами. У меня начали гореть руки, лицо, в мозгу бегали бешеные тараканы, что я говорю какой-то бред. Я заставила себя остановить поток мыслей и страхов, выпила несколько глотков воды, чтобы взять паузу и замедлиться. Присела за спикерский столик напротив участницы, чуть снизила тон и темп голоса, чтобы говорить более убедительно. Ответы на вопросы я начала с уточнения, что это мое мнение, основанное на семи подобных проектах за последние полгода, и оппонент может иметь свою точку зрения, основанную на своем опыте. После этих слов мне стало намного проще продолжать разговор. Я не ставила себя ни ниже, ни выше. У меня есть опыт и знания, и я могу это подтвердить. Глоток воды. Продолжаем выступление.
Третьим шагом к изгнанию синдрома самозванца из моей головы стал вебинар эксперта в моей нише. Ее слова я транслирую многим нервничающим действительно классным экспертам. «Если вы уже успешно выполняете свой функционал, клиент доволен результатами и еще платит вам за работу деньги, примите – вы уже молодец. Примите, вы классный специалист. Вам разрешено делиться знанием и опытом. Поздравляем, вы эксперт».
Я научилась верить в себя, рассказывать о своих достижениях и достижениях команды и не принижать их. Я с радостью откликаюсь на участие в сложных проектах, а партнерство с сильными руководителями меня только бодрит.
Любое новое – это новые возможности
Сергей Чемерис, эксперт в области Sales & Sales Support на рынке FMCG, эксперт Executive.ru
С синдромом самозванца приходилось сталкиваться – вхождение в новый проект, формирование нового департамента, расширение зоны ответственности на существующей позиции. При всем сходстве ощущений при входе в конкретную ситуацию каждый раз процесс преодоления был немного разным.
Схожесть была во внутренней готовности признать несколько фактов:
- Все знать невозможно.
- Я уже получил признание в своей области.
- Любое новое – это новые возможности.
На основе этого я вырабатывал план действий применительно к конкретной ситуации. Он включал:
- Анализ моментов, которые вызывают проявление и осознание синдрома.
- Подготовку плана коммуникаций – с кем, в какой последовательности и с какими вопросами пообщаться, чтобы выявить недоброжелателей и получить поддержку лояльных коллег.
- Выбор формы и метода подачи своих знаний – отдельная презентация, выступление на групповой встрече или что-то специфичное.
- Проведение индивидуальных коммуникаций с коллегами для получения обратной связи через вопросы и обсуждение функциональных моментов.
В итоге удается не только переступить этот порог в напрягающую новую территорию, но и получить новые знания и контакты, новое качество взаимоотношений и каждый раз немного нового улучшенного себя.
Должен быть план, чтобы мозг забыл о страхе
Дмитрий Санников, руководитель проекта, «ДНС Девелопмент», эксперт Executive.ru
Подобные ситуации были в начале карьеры. Не сдаваться помогал навык пытливости ума, который пришлось развить при написании диссертации. Помогают разговоры с близкими, они знают, какие слова нужны тебе для поддержки. Если есть сомнения, то задаю себе вопрос – почему? Почему у меня может не получиться? Далее пытаюсь найти причины и варианты их решения. Так получается план, который и заставляет мозг забыть о страхе.
Невозможно мириться с синдромом самозванца, если на тебя рассчитывают
Федор Васильев, коммерческий директор, Business Speech
- «Бойся, дрожи, трепещи, но делай!». В свое время эта фраза мне очень помогла. Когда обрушивается миллион новых задач, все время хочется все сделать правильно и хорошо, а если не выходит, то уйти от задачи и найти 1001 причину не делать. Самым лучшим выходом в такой ситуации является задачу выполнить, несмотря на любые трудности.
- У японцев есть такой подход Plan-Do-Check-Analyze. Очень простая концепция. Представьте, вам дали новую задачу. Что нужно сделать: спланировать ее исполнение, сделать, что задумали, сверить результаты с ожидаемым эффектом и проанализировать, почему произошли изменения, если они есть.
- Так уж сложилось, что как только я разочаровывался в своей работе или в компании, то уходил. Недавно понял – почему. Потому что мной, с одной стороны, овладевала апатия, а с другой – синдром самозванца, который шептал, что я не на своем месте, куда я вообще суюсь и все такое. Как только я находил дело, от которого «штырит», азарт просто заглушал этот синдром, и становилось проще.
- Найдите людей, с которыми в кайф работать – когда вокруг не просто сослуживцы, а соратники, фактически друзья, становится решительно невозможно мириться с синдромом самозванца, если на тебя рассчитывают. Просто стыдно не делать и загоняться, когда друзья ждут от тебя помощи, верно?
- Не знаю, слышали вы или нет, но Хью Джекман на съемках одного из фильмов «Людей Икс», очень сильно страдал от этого самого синдрома. Ничего не клеилось, режиссер был недоволен. Однажды он пришел домой и пожаловался жене, а она ему сказала, что он отличный актер, и у него точно все получится. Это грубый пересказ, но смысл ясен. Результат известен. Мне повезло, у меня есть такая мудрая женщина, которая в нужный момент либо нежно, как в примере, либо в более мотивирующей форме поддержит или «волшебным пенделем» придаст ускорения.
Как ты себя назовешь, тем и будешь
Наталья Хацела, основатель, онлайн-галерея современного искусства Smart
Я дважды меняла профессию, поэтому синдром самозванца мне знаком не понаслышке. После школы я получила педагогическое образование и 3 года проработала в школе. После окончила юридический факультет и передо мной встала задача заняться поиском юридических вакансий. Сложно было даже сказать «Я – юрист», потому что я сама считала, что это не так.
В 2014 году я ушла из юриспруденции с позиции директора департамента налоговой политики компании «Мечел». Уже три года успешно развиваю свою онлайн-галерею современного искусства. Но в самом начале деятельности было такое же сильнейшее ощущение самозванца – «Какая галерея? Меня все знают как крутого налогового юриста. А что скажут коллеги, партнеры, подчиненные?».
Практические способы, которые позволили мне в обоих случаях преодолеть эффект самозванца:
- Получить корочку – аттестат об обучении по новой профессии. Это больше для вас, чем для окружающих. Но это работает.
- Зарегистрироваться на профильных сайтах и представляться под новой профессией, участвовать в обсуждениях профессиональных вопросов.
- Переехать на новое место жительства, где вас никто не знает. Там будут верить всему, что вы скажете, потому что не знают вашего бэкграунда. Юрист так юрист, галерист так галерист.
- Выступать бесплатно в качестве спикера на отраслевых конференциях для новичков, для молодежи... Формируйте восприятие себя. Дополнительным отличным «побочным эффектом» таких выступлений является упоминание вас на сайтах организаторов конференций и попадает в поисковики. Вы же планируете быть публичной личностью?
- А еще мне всегда помогает вот такая детская мысль – я представляю, что я уже крутой спец в новой сфере. И представляю, как ко мне будут обращаться, я буду консультировать, помогать... Мне нравится такая условная картинка и порой только она меня и поддерживала.
В моменты страха надо включать режим мастера
Алена Дьяконова, специалист по личному брендингу
В 2014 году я получила должность управляющего фитнес-клубом. Мне 29 лет, и это была моя первая руководящая должность. В моем подчинении резко появилось 60-70 человек. Я занималась всем: и продвижением, и внутренними организационными моментами. Было сложно, поскольку не было понимания, как это делать. Встал вопрос, что делать, чтобы не чувствовать себя самозванцем на этой должности.
Первое, что я сделала – пошла учиться. Именно обучение и более детальное понимание многих моментов помогло мне тогда двигаться дальше.
Второе. Я научилась включать режим мастера в моменты страха и ощущения, что я ничего не знаю и нахожусь не на своем месте. Это позволяло получать результаты вне зависимости от паники и страхов.
Третий момент, который мне помогал в то время – это фиксация достижений. Каждый день, каждую неделю, я фиксировала то, что у меня получилось. Я видела свой рост.
Четвертым моим помощником в борьбе с самозванцем стали тренинги личностного роста. Все страхи и комплексы – из детства, из жизни. И на таких тренингах я прорабатывала все ограничивающие моменты.
Позже, на крупных официальных мероприятиях, где я выступала основным организатором, я ловила себя на мысли – наверное, маленькой девочке должно быть страшно в такой момент. Но фиксация своих достижений, знаний, прошедших тренингов, позволяли мне чувствовать себя не хрупкой девочкой, а компетентным и адекватным специалистом в этой области.
Страх – это ресурс, который придает силы, если действовать
Людмила Булавкина, серийный предприниматель, бизнес-ангел
«Синдром самозванца» диагностировала у себя год назад, когда в апреле 2019 года на базе накопленного опыта задумала сделать образовательный центр предпринимательских компетенций. Хоть и был явный запрос от коллег – 5 лет работала в наставничестве, и материала было предостаточно, но вдруг почувствовала, что не хватает уверенности и сил.
Любой риск должен быть осознан, а здесь – не более чем страх… 13 лет назад меня, глубоко беременную, сильно искусала собака, и я настолько перепугалась, что перестала из дома выходить. Тогда меня буквально спасла от паники книжка доктора Курпатова «Как избавиться от страха». С тех пор точно знаю, что страх – это ресурс, он придает силы, скорости, выносливости, если обернуть страх в рычаг действия. Поэтому синдром самозванца я решила побороть действием – мы объявили первый набор слушателей и неожиданно собрали группу с одного поста в Facebook! А уже через неделю я отправилась на тренинг с одноименным названием «Синдром самозванца» к психологу. Там, в группе из шести человек, все пришли с одинаковым запросом – я поняла, что не одинока. Чем больше мы знаем, тем больше сомневаемся и шире область незнания. И надо реагировать делом. Мы провели уже девять образовательных наборов, и продолжаем меняться и улучшать продукт.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются в начале текста, со ссылкой на профайл участника Сообщества.
"Синдром самозванца" для меня не очень понятное название. "Опускаются руки"? В новом коллективе всегда приходится начинать с нуля, всегда доказываь свою компетентность. Это всегда через нервы, налаживание отношений, через мысли, через раздумия.
В таком случае я согласен с
Виктор Эсик, директор, эксперт Executive.ru
Что помогло мне примерно в течение года исправить ситуацию и вернуть деятельность компании в нормальное коммерческое русло:
А "Синдром эксперта" есть? Я бы, лучше, его боялся.)))
Этого - как грязи ))) повсюду...
Взяли и удолили мой пост.
А этот синдром как называется?
Он и есть -- экспертный. Не вписываетесь вы Валерий, не в контексте))))))
Со многими согласен, но название....а, значит и основной посыл, весьма не однородны.....
По навигатору я в тундре, зачем тут негры, не пойму.....
В каждом новом месте, на каждой новой позиции, в каждой фирме или сообществе меня начинает слегка охватывать это чувство. Но с течением времени я привык к этому, как боец привыкает к напряжению перед боем, так как начинаешь понимать, что все не так страшно, как кажется, и то тоже спец в своем деле.
да, главное - начинать действовать.
через "не могу". и тд
Пусть будет так.
Но, приземлите меня Доводами, опустите с небес своим Красноречием, пригвоздите меня свими Фактами!
Так, нет же! Видимо нет ни Доводов, и Красноречие, что-то в горле запершило, да видимо и Фактов не нашлось.
Так вот, это синдром испуганого ребёнка!
Когда нет возможности что-либо ответить, то первая реакция - убежать! Или закрыть глаза: "Я в домике!" Нет меня!
А так как, бежать некуда, удалили объект раздражения. Стёрли! Вот вам и решение!
"Нет человека, нет проблемы!" И.Сталин
Великий удолитель