Когда мы слышим слово «публичность», то обычно представляем себе большой зал со зрителями или телевизионный эфир. А когда нас попросят привести ассоциативный образ к словосочетанию «личное общение», то обычно это картина беседы двух человек тет-а-тет. И как само собой разумеющееся, мы предполагаем, что в первом случае человеческие коммуникации радикально отличаются от второго. Но это не совсем так. В этой статье «общение» и «коммуникации» мы будем использовать как синонимы.
Личные и публичные коммуникации – есть ли разница?
Общение само по себе предполагает участие в нем более чем одной стороны. И это лишь одна из характеристик общения, которую иногда еще называют аудиторией или сторонами коммуникации. Есть и другие характеристики: содержание, функции, стиль и др. Это те аспекты, которые корректируют выражение явления и наше представление о нем, но оставляют неизменной саму природу, саму суть.
Когда был открыт закон всемирного тяготения, он позволил описать и осознать, почему предметы падают на землю. Позже выяснилось, что в разных частях планеты они падают с разным ускорением, из-за неидеальной формы Земли. Но суть явления от этого не меняется: существует свободное падение, и можно предсказать, какое оно будет в том или ином случае.
С общением то же самое – принципы одни и те же. Идет ли речь о выступлении на форуме для большой аудитории, о комментарии в эфире, о новогоднем тосте в кругу семьи, даже о разговоре с хорошо знакомым человеком один на один. Это разные ситуации, со своей спецификой, но подчиняются они одним и тем же принципам. Во всех этих случаях работают базовые закономерности коммуникации, подобно тому, как формула закона тяготения работает везде и всегда, хотя значения в нее подставляются разные.
В словарях публика определяется, как «группа или отдельные лица, находящиеся где-либо в качестве посетителей, зрителей, слушателей». То есть, отдельное лицо – это публика. В переводе с английского public – общество. Но общество – это когда людей больше единицы. А мы говорим: «мне приятно твое общество», имея в виду всего лишь одного человека. И это совершенно точная формула языка, потому что двое людей – это минисоциум. И публичной деятельностью можно назвать такую деятельность, у которой есть свидетели(ь).
Возможно, это не очевидный и трудный для принятия факт, но именно он позволяет говорить о коммуникативной компетенции, как о всеохватывающей и существенной грани личности.
Что такое коммуникативная компетенция?
Это совокупность умений, необходимых для общения, предполагающих ситуативную адаптивность и владение вербальными и невербальными средствами поведения. А компетентность – это наличие и мера такой совокупности у конкретного человека.
На примерах публичных выступлений в больших аудиториях и парных диалогов можно увидеть, что общение пронизано общими принципами и закономерностями, вне зависимости от ситуации. Сравнивая такие форматы, можно эффективно исследовать межличностные коммуникации и развивать собственную коммуникативную компетентность. А еще понять, в чем же подлинные ситуативные различия.
Пять базовых принципов межличностных коммуникаций
1. Универсальность
Это независимость от количества собеседников и от формата общения. Есть базовое ядро, которое остается неизменным, и выражается в системе навыков общения.
2. Иррациональность
Человек – существо не до конца рациональное. Невозможно предсказать на 100% не то, что поведение другого, но и свое собственное. Любой человек, доживший до более-менее зрелого состояния личности, имел такой специфический опыт: если бы ему сказали еще месяц назад, что он, например, совершит определенный поступок, он бы ни за что не поверил бы. «Это точно не про меня», «я никогда не…» или «я точно сделаю…» – кто не говорил хоть раз подобных фраз? А потом, сильно удивляясь сами себе, демонстрируя поведение, которое считали для себя невозможным, говорим: «жизнь – сложная штука…». И задумываемся, становясь менее категоричными. Важнейшей частью коммуникативной компетентности становится умение быть эффективным в состоянии частичной иррациональности и неопределенности.
Мы не машины. Мы не до конца рациональны. Это не слабость, а сила, подлинная человечность. Но именно это не дает нам гарантированно эффективных алгоритмов коммуникаций. Нет таких инструментов в общении, которые со стопроцентной вероятностью приведут нас к тому или иному результату.
3. Ситуативное неравенство
В большинстве случаев мы находимся в ситуациях ненасильственных иерархий, коммуницируя с неравными нам собеседниками: по социальному статусу, по авторитету в минисоциуме, по должностной позиции, по уровню зависимости (любой, от финансовой до эмоциональной) друг от друга и так далее. Это само собой вытекает из того, что люди разные. И накладывает специфический – иерархический – контур на процессы общения.
4. Композитность или мозаичность
Композитный означает смешанный, состоящий из многих компонентов. Коммуникативный процесс состоит из целой системы приемов, техник, уловок, микронавыков, способностей. Подобно тому, как мозаика состоит из множества элементов. Что будет, если из кирпичной стены выбить несколько кирпичей? Две-три дырки, стена немного потеряет в прочности и внешнем виде, но устоит. Но если выбить какое-то критическое количество кирпичей – она рухнет. Вот и любое общение устроено подобным образом. Именно поэтому коммуникативная компетенция подразумевает систему из многих умений.
5. Волевая природа
Коммуникативный акт – это, прежде всего, акт воли. Для эффективных коммуникаций требуется не столько интеллектуальное усилие, сколько волевое! Для общения, сближения с другим человеком нужна смелость. Сближение – не для слабаков. И не важно, в каком контексте это сближение и с какой аудиторией. Для одних людей, в одних ситуациях, выход на сцену в большом зале будет требовать преодоления себя, усилия именно в волевой части. А для других людей важный разговор с близким человеком (супругом, ребенком, другом) требует неимоверной смелости. И в обоих случаях интеллектуальные усилия отходят на второй план. Сообразить, как вести разговор, зачастую проще, чем осмелиться на него.
Выводы
- Коммуникативная компетентность универсальна, и из этого следует практический вывод: развивая навыки публичных выступлений, мы автоматически развиваем способность к парному контакту. И напротив, обучаясь диалогу, ведению разговоров тет-а-тет, мы вооружаем себя инструментами, многие из которых работают, если придется выступать на стадионе.
- Развивать и тренировать нужно не только интеллектуальные навыки, но и волевые качества собственной личности.
- Коммуникации сложны, имеют иррациональную составляющую. Это требует высокой степени адаптивности и способности выдерживать неопределенность.
Коммуникативная компетентность обеспечивает нам жизнь среди себе подобных, ведь все, что мы получаем от жизни, мы получаем, так или иначе, от людей. И отдаем им же. Коммуникативная компетентность – это та сторона личности, которой мы развернуты к миру.
Также читайте:
С удовольствием прочитал эту статью ! Спасибо автору !
Отлично структурированный практический материал поможет многим !
Желаю коллегам умения адаптироваться всегда и везде !
Спасибо!
После чтения статьи я определенно кое в чем обогатился.
Спасибо автору!
Кратко, емко, по делу.
Красивая, четкая и понятная статья.
Автору - спасибо, интересно читать было. Особенно понравился финал:
"Прокачивая" коммуникативные навыки, человек увеличивает шансы быть услышанным. Он раскрывается миру, и мир отвечает ему. Глубокая мысль, несет много смыслов.