В конце года принято перечислять свои успехи. Делать это, кстати, не так сложно: у каждого за целый год накопится достаточно достижений, уж на компактный список точно хватит.
Однако глянцевая обложка хороша разве что для соцсетей. Себе врать не будешь. Особенно если понятно, что можно и нужно было успеть гораздо больше.
Понятно, что сейчас легко списать свои личные продолбы на внешние факторы. Дескать, турбулентность, форс-мажоры, а чего ты хотел. Например, я хотел:
- Стать блогером. Думал, готовился, насоздавал аккаунтов. Купил несколько камер, микрофон, свет. Строчил сценарии, составлял чек-листы по съемкам, звуку и т.д. Теперь у меня чемодан жестких дисков с отснятым материалом, а до продакшена еще куча работы.
- Податься в инфобизнес. Точнее, в онлайн-обучение все-таки, а не шарлатанство. Поэтому тоже много работы и черновиков, а полностью готовых к запуску курсов до сих пор нет.
- Запустить IT-площадку для плавного перехода от преподавания живыми людьми к роботам.
И вот год на излете. Много чего сделано, но не сделано печально больше. Думаю, как сверстать план на следующий год с учетом текущей ситуации. Мысли субъективные, а выводы, возможно, более универсальны и пригодятся кому-то еще.
Какие решения не рассматриваю
Первый постулат антикризисного менеджмента — резать косты. Частично буду так делать, конечно. В целом и системно – точно нет. Экономить любой ценой не вариант, потому что в таком случае придется вместе с водой выплеснуть и ребенка.
Пусть с функционалом MVP, но хочется собрать всю цепочку целиком. Проекты синергетические. Трафик с блогерства идет на инфобиз, а платежеспособные ученики становятся ядром аудитории IT-продуктов. Думаю, что каждое направление в изолированном виде заметно проиграет (и потребует дополнительных затрат, прежде всего на продажи).
Отказ от планов вообще – такое себе решение. Так можно делать, когда первоначальные гипотезы проверены и провалились, а не потому, что сам педали не докрутил. В моем случае все, что раскопал по рынкам, говорит в пользу планов. Значит, надо их придерживаться.
Второй момент. Психоделическая истерия в духе «Ты сильный, ты сможешь!» тоже мимо. Забавно наблюдать, как такое кричат со сцены и публика заходится в экстазе. Но это репертуар для секты, а я всегда сторонился подобных мероприятий.
Искать партнеров, делить затраты и обязанности выглядит разумно. Но у меня уже был опыт бизнеса на двоих, на троих. Одни проблемы можно так решить, другие получить. В любом случае, собственную эффективность делегированием «под ключ» не повысить.
А задача в первую очередь такая — как работать лучше, быстрее, стабильнее. Итак, мои варианты ответов.
1. Простить себя
Сожаления энергии не добавляют. Нужно списать убытки и двигаться дальше. Может показаться, что это какая-то сопливая формальность. Но шаг важный. Если его не сделать, легко застрять в прошлом.
История как шахта с полезными ископаемыми: извлекаем уроки, потом опасную дыру под ногами засыпаем грунтом и консервируем. Можно сверху водрузить памятный знак.
Это все, дальше только вперед. Не с чистого листа, но со, скажем так, очищенного. Принципиально обновить полномочия, в своей же собственной голове. Признать, что были ошибки, вот они записаны. Выводы сделаны. На иждивение третьим лицам переходить не собираешься, все вопросы и дальше предстоит решать лично.
2. Подумать над мотивацией
Безотносительно к переживаниям совсем другой ракурс на проблемы. Откуда они взялись, как такое вообще получилось? Раз чего-то было не сделано, значит одно из двух:
- Грубые промахи в планировании
- Недостаточная мотивация
Планы — следующий пункт, а сейчас о мотивации. Она критично важна на каждом этапе, на каждом шаге.
Стоит провести стратсессию в одно лицо, свое. Расписать все, что мешает. Потом составить списки веских аргументов для «моркови сзади» в виде рисков и угроз, «моркови спереди» – для воодушевления и драйва.
Пожалуй, не будет лишним зафиксировать эти образы и почаще к ним возвращаться. Чтобы помнить, зачем пахать с полной отдачей длительные периоды времени без дофаминовой подпитки.
3. Пересмотреть планы
Дошла очередь до планов. Цели тоже подлежат ревизии, с этого нужно начинать. Но в моем случае они сохраняются. Прицел был верный, нужно доработать тактику.
Промежуточный частный (как и все здесь) ответ — Agile хорош, но он чересчур гибкий. Удобно все перекидывать по разным карточкам и блокам. Это увлекает, а также создает определенные иллюзии.
Отчасти, на уровне недельных стримов Agile можно сохранить. Только не по крупным вехам. Их двигать все-таки нельзя, несмотря на все соблазны. Иначе о сроках можно вообще забыть уже и перевести проекты в статус хобби.
4. Жесткие дедлайны
Почему проще делать внешние задачи? Например, те же заказы, от которых я методично избавлялся все последние годы. На самом деле они очень удобны, хорошо структурированы, рентабельны. За понятное время получаешь понятные деньги — и никакой лишней ответственности. Достаточно отвечать за свой участок работы.
Предприниматель не может себе позволить такой роскоши. Зато постоянно погрязает в задачах и вопросах, которых изначально вообще в планах не было. Что, разумеется, служит основанием перенести дедлайны.
Делать этого нельзя. Нужно фиксировать и вписываться. Иронично, насколько легко и понятно все это в рамках чужих проектов. И как сложно по своим. Возможно, легкая шизофрения тут помогла бы, если получится относиться к собственным планам будто к внешним заказам. Впрочем, лучше помедитировать на морковь и принимать собственные сроки всерьез.
5. Поработать над дисциплиной
Легко сказать: «Относись серьезнее, соблюдай дедлайны». Проекты – ненормированный вид деятельности. Даже, скорее, ненормальный.
Сила воли поможет, но не сильно. Тренировать ее нельзя, к сожалению. Она биологически не так устроена. Это не мышца, которую реально «накачать». Скорее, запас сил, который тратится. Значит, надо тратить более рачительно. И делегировать.
Не в том смысле, чтобы свалить на кого-то непоставленные процессы по непроверенным толком гипотезам. Нет, конечно. Вообще делегировать не столько сами задачи, сколько внимание к ним и особенно по срокам.
Можно привлекать внешних акторов для помощи в собственных делах. Примерно как тренер в зале, график встреч с которым подкрепляет регулярность занятий.
Купленные авиабилеты, брони отелей, назначенные встречи, договоренности об участии, публикациях, выступлениях — все это рычаги для выдавливания себя инертного из пресловутой зоны комфорта во внешний мир. Туда, где неуютно и опасно. Туда, где находятся все призы.
Мой кумир по публичности ведения дел — Федор Овчинников, основатель «Додо Пиццы». Он наглядно показал, как именно это работает. Если жить в вечном онлайн-стриме, наверное, с самодисциплиной становится проще.
6. Больше отдыхать
Выше было много про то, как работать больше, сильнее, ловчее. Но это прямой путь к выгоранию дотла.
Концепция «Well-being» мне не нравится. Слишком благостная она, пушистая. Однако здравые зерна в балансе между работой и отдыхом глупо отрицать. Конечно, надо оставлять в графике окна, желательно широкие панорамные. Помимо прочего, жизнь идет прямо здесь и сейчас, другой-то не будет.
Попробую вернуться к 8-часовому рабочему дню. Если засекать по секундомеру по-настоящему активные и продуктивные действия, это даже слишком много. Пусть 7 часов, но с полной отдачей.
Рычаг для соблюдения такой же, как в дедлайнах — внешние обязательства. Договариваться об отдыхе, чтобы ждали в определенные часы, в конкретных локациях.
7. Бороться с перфекционизмом
На десерт – главное мое проклятие. Всегда хочется сделать не хорошо, а очень здорово. Идеально. Поэтому десять версий у каждого файла, бесконечные мысли, что еще доделать, переделать, изменить.
Проблема еще в том, что было красиво проиллюстрировано в одной визуальной притче. Там ученик дивился, почему вопросов становится только больше. Ведь он учится, должен разобраться во всем рано или поздно. Учитель начертил маленький круг, сказал: «Это все, что ты знаешь. Внутри круга знания, окружность на границе с неизвестным — вопросы». Учитель нарисовал второй круг, побольше. Теперь знаний стало больше, но и вопросов тоже.
Именно так все происходит. Начинаю чего-то делать, собирать. Появляются новые идеи, что-то подсмотрел, сам придумал. Нашел новые уязвимости и «дыры», которые хочется закрыть. И проектная задача зацикливается, превращается в процесс.
Понимаю, насколько важен темп и ритм. Как его добиваться, не понимаю. Здесь с особым вниманием почитаю комментарии.
Деду Морозу писать поздно, сам в его тулупе хожу не первый год. Пишу сюда по старой привычке. Вдруг между привычных троллей проскочит внезапно обсуждение по существу, с чем-то полезным и другими ракурсами, приоритетами. Этого сейчас сильно не хватает.
Читайте также:
Есть такое понятие «смысл жизни», Станислав.
Я со своей «колокольни» смысла жизни в описанной вами деятельности вообще не увидел, но вам виднее.
Деньги не могут быть смыслом жизни, по крайней мере для думающих людей.
Копирование чужой деятельности — тем более.
Писать про это можно много и долго, но мне проще на вопросы отвечать, можно в личке.
Станислав, спасибо за такую откровенность. Наверное, далеко не каждый готов.
В моей картине мира Вы, прежде всего, не руководитель, Вы - предприниматель. Причем на данном этапе осознанно действующий по принципу "хочешь сделать хорошо - сделай сам". Что, в свою очередь, делает рамки возможного существенно уже.
Сам я такого предметного опыта не имею, да думаю, что и мало у кого он есть. А у кого есть - индивидуальный. И скорее всего, как выше заметил Николай, не для копирования. С интересом буду следить за мнением коллег.
А Вам всяческих успехов на очень сложном пути!
Понять и простить.
Себя любимого...
Упс) хотела было снегуркой подкалымить, но мало ли - вдруг я у вас тут тоже в троллях хожу))
Надо заниматься новыми и сложными вещами, тогда можно преуспевать.
Для этого нужно держать нос по ветру и быстро осваивать новые высоколиквидные знания и навыки.
Если делать что делают все -- придется ронять цену или долго стоять в общей очереди с другими бездельниками, чтобы быть востребованным.
Тут всё просто.
А вот это вот всё -- простить себя, покаяться, посыпать голову пеплом -- вообще не понятно что и зачем.
Хорошая статья. Проблема в мотивации определена, но ничего не увидел про "цену вопроса": планы сорваны, и что? Просто ищем причины и обосновываем внешний локус контроля? Похоже очень на схему: "все, что не делается - я и не делаю", хотя автор, как я понял, осознает цикличность ситуации, причем не первый год.
Что можно порекомендовать? Я бы предложил два решения:
1) изучить подходы проектного менеджмента и начать их применять - при всей "заезженности" темы она работает;
2) продумать систему мотивации и штрафов за срывы сроков - к примеру, при недостижении годовой цели $5k уходит на благотворительность. Появление в уравнении денег реально ускоряет мыслительный процесс.
Закончу примером из своей практики. В 2016 у меня с проекта конкуренты перекупили двух программистов, отвечавших за одну специфическую мат. модель. На горизонте начала вырисовываться перспектива потери $80k, что очень не радовало. В итоге пришлось самостоятельно разбираться в языке R "с нуля", и я до сих пор помню ту неделю. Закончилось все благополучно, но абсолютно убежден, что мат. стимул тогда сильно ускорил процесс достижения цели, да и мыслительный процесс в целом.