В конце года принято перечислять свои успехи. Делать это, кстати, не так сложно: у каждого за целый год накопится достаточно достижений, уж на компактный список точно хватит.
Однако глянцевая обложка хороша разве что для соцсетей. Себе врать не будешь. Особенно если понятно, что можно и нужно было успеть гораздо больше.
Понятно, что сейчас легко списать свои личные продолбы на внешние факторы. Дескать, турбулентность, форс-мажоры, а чего ты хотел. Например, я хотел:
- Стать блогером. Думал, готовился, насоздавал аккаунтов. Купил несколько камер, микрофон, свет. Строчил сценарии, составлял чек-листы по съемкам, звуку и т.д. Теперь у меня чемодан жестких дисков с отснятым материалом, а до продакшена еще куча работы.
- Податься в инфобизнес. Точнее, в онлайн-обучение все-таки, а не шарлатанство. Поэтому тоже много работы и черновиков, а полностью готовых к запуску курсов до сих пор нет.
- Запустить IT-площадку для плавного перехода от преподавания живыми людьми к роботам.
И вот год на излете. Много чего сделано, но не сделано печально больше. Думаю, как сверстать план на следующий год с учетом текущей ситуации. Мысли субъективные, а выводы, возможно, более универсальны и пригодятся кому-то еще.
Какие решения не рассматриваю
Первый постулат антикризисного менеджмента — резать косты. Частично буду так делать, конечно. В целом и системно – точно нет. Экономить любой ценой не вариант, потому что в таком случае придется вместе с водой выплеснуть и ребенка.
Пусть с функционалом MVP, но хочется собрать всю цепочку целиком. Проекты синергетические. Трафик с блогерства идет на инфобиз, а платежеспособные ученики становятся ядром аудитории IT-продуктов. Думаю, что каждое направление в изолированном виде заметно проиграет (и потребует дополнительных затрат, прежде всего на продажи).
Отказ от планов вообще – такое себе решение. Так можно делать, когда первоначальные гипотезы проверены и провалились, а не потому, что сам педали не докрутил. В моем случае все, что раскопал по рынкам, говорит в пользу планов. Значит, надо их придерживаться.
Второй момент. Психоделическая истерия в духе «Ты сильный, ты сможешь!» тоже мимо. Забавно наблюдать, как такое кричат со сцены и публика заходится в экстазе. Но это репертуар для секты, а я всегда сторонился подобных мероприятий.
Искать партнеров, делить затраты и обязанности выглядит разумно. Но у меня уже был опыт бизнеса на двоих, на троих. Одни проблемы можно так решить, другие получить. В любом случае, собственную эффективность делегированием «под ключ» не повысить.
А задача в первую очередь такая — как работать лучше, быстрее, стабильнее. Итак, мои варианты ответов.
1. Простить себя
Сожаления энергии не добавляют. Нужно списать убытки и двигаться дальше. Может показаться, что это какая-то сопливая формальность. Но шаг важный. Если его не сделать, легко застрять в прошлом.
История как шахта с полезными ископаемыми: извлекаем уроки, потом опасную дыру под ногами засыпаем грунтом и консервируем. Можно сверху водрузить памятный знак.
Это все, дальше только вперед. Не с чистого листа, но со, скажем так, очищенного. Принципиально обновить полномочия, в своей же собственной голове. Признать, что были ошибки, вот они записаны. Выводы сделаны. На иждивение третьим лицам переходить не собираешься, все вопросы и дальше предстоит решать лично.
2. Подумать над мотивацией
Безотносительно к переживаниям совсем другой ракурс на проблемы. Откуда они взялись, как такое вообще получилось? Раз чего-то было не сделано, значит одно из двух:
- Грубые промахи в планировании
- Недостаточная мотивация
Планы — следующий пункт, а сейчас о мотивации. Она критично важна на каждом этапе, на каждом шаге.
Стоит провести стратсессию в одно лицо, свое. Расписать все, что мешает. Потом составить списки веских аргументов для «моркови сзади» в виде рисков и угроз, «моркови спереди» – для воодушевления и драйва.
Пожалуй, не будет лишним зафиксировать эти образы и почаще к ним возвращаться. Чтобы помнить, зачем пахать с полной отдачей длительные периоды времени без дофаминовой подпитки.
3. Пересмотреть планы
Дошла очередь до планов. Цели тоже подлежат ревизии, с этого нужно начинать. Но в моем случае они сохраняются. Прицел был верный, нужно доработать тактику.
Промежуточный частный (как и все здесь) ответ — Agile хорош, но он чересчур гибкий. Удобно все перекидывать по разным карточкам и блокам. Это увлекает, а также создает определенные иллюзии.
Отчасти, на уровне недельных стримов Agile можно сохранить. Только не по крупным вехам. Их двигать все-таки нельзя, несмотря на все соблазны. Иначе о сроках можно вообще забыть уже и перевести проекты в статус хобби.
4. Жесткие дедлайны
Почему проще делать внешние задачи? Например, те же заказы, от которых я методично избавлялся все последние годы. На самом деле они очень удобны, хорошо структурированы, рентабельны. За понятное время получаешь понятные деньги — и никакой лишней ответственности. Достаточно отвечать за свой участок работы.
Предприниматель не может себе позволить такой роскоши. Зато постоянно погрязает в задачах и вопросах, которых изначально вообще в планах не было. Что, разумеется, служит основанием перенести дедлайны.
Делать этого нельзя. Нужно фиксировать и вписываться. Иронично, насколько легко и понятно все это в рамках чужих проектов. И как сложно по своим. Возможно, легкая шизофрения тут помогла бы, если получится относиться к собственным планам будто к внешним заказам. Впрочем, лучше помедитировать на морковь и принимать собственные сроки всерьез.
5. Поработать над дисциплиной
Легко сказать: «Относись серьезнее, соблюдай дедлайны». Проекты – ненормированный вид деятельности. Даже, скорее, ненормальный.
Сила воли поможет, но не сильно. Тренировать ее нельзя, к сожалению. Она биологически не так устроена. Это не мышца, которую реально «накачать». Скорее, запас сил, который тратится. Значит, надо тратить более рачительно. И делегировать.
Не в том смысле, чтобы свалить на кого-то непоставленные процессы по непроверенным толком гипотезам. Нет, конечно. Вообще делегировать не столько сами задачи, сколько внимание к ним и особенно по срокам.
Можно привлекать внешних акторов для помощи в собственных делах. Примерно как тренер в зале, график встреч с которым подкрепляет регулярность занятий.
Купленные авиабилеты, брони отелей, назначенные встречи, договоренности об участии, публикациях, выступлениях — все это рычаги для выдавливания себя инертного из пресловутой зоны комфорта во внешний мир. Туда, где неуютно и опасно. Туда, где находятся все призы.
Мой кумир по публичности ведения дел — Федор Овчинников, основатель «Додо Пиццы». Он наглядно показал, как именно это работает. Если жить в вечном онлайн-стриме, наверное, с самодисциплиной становится проще.
6. Больше отдыхать
Выше было много про то, как работать больше, сильнее, ловчее. Но это прямой путь к выгоранию дотла.
Концепция «Well-being» мне не нравится. Слишком благостная она, пушистая. Однако здравые зерна в балансе между работой и отдыхом глупо отрицать. Конечно, надо оставлять в графике окна, желательно широкие панорамные. Помимо прочего, жизнь идет прямо здесь и сейчас, другой-то не будет.
Попробую вернуться к 8-часовому рабочему дню. Если засекать по секундомеру по-настоящему активные и продуктивные действия, это даже слишком много. Пусть 7 часов, но с полной отдачей.
Рычаг для соблюдения такой же, как в дедлайнах — внешние обязательства. Договариваться об отдыхе, чтобы ждали в определенные часы, в конкретных локациях.
7. Бороться с перфекционизмом
На десерт – главное мое проклятие. Всегда хочется сделать не хорошо, а очень здорово. Идеально. Поэтому десять версий у каждого файла, бесконечные мысли, что еще доделать, переделать, изменить.
Проблема еще в том, что было красиво проиллюстрировано в одной визуальной притче. Там ученик дивился, почему вопросов становится только больше. Ведь он учится, должен разобраться во всем рано или поздно. Учитель начертил маленький круг, сказал: «Это все, что ты знаешь. Внутри круга знания, окружность на границе с неизвестным — вопросы». Учитель нарисовал второй круг, побольше. Теперь знаний стало больше, но и вопросов тоже.
Именно так все происходит. Начинаю чего-то делать, собирать. Появляются новые идеи, что-то подсмотрел, сам придумал. Нашел новые уязвимости и «дыры», которые хочется закрыть. И проектная задача зацикливается, превращается в процесс.
Понимаю, насколько важен темп и ритм. Как его добиваться, не понимаю. Здесь с особым вниманием почитаю комментарии.
Деду Морозу писать поздно, сам в его тулупе хожу не первый год. Пишу сюда по старой привычке. Вдруг между привычных троллей проскочит внезапно обсуждение по существу, с чем-то полезным и другими ракурсами, приоритетами. Этого сейчас сильно не хватает.
Читайте также:
Есть такое понятие «смысл жизни», Станислав.
Я со своей «колокольни» смысла жизни в описанной вами деятельности вообще не увидел, но вам виднее.
Деньги не могут быть смыслом жизни, по крайней мере для думающих людей.
Копирование чужой деятельности — тем более.
Писать про это можно много и долго, но мне проще на вопросы отвечать, можно в личке.
Станислав, спасибо за такую откровенность. Наверное, далеко не каждый готов.
В моей картине мира Вы, прежде всего, не руководитель, Вы - предприниматель. Причем на данном этапе осознанно действующий по принципу "хочешь сделать хорошо - сделай сам". Что, в свою очередь, делает рамки возможного существенно уже.
Сам я такого предметного опыта не имею, да думаю, что и мало у кого он есть. А у кого есть - индивидуальный. И скорее всего, как выше заметил Николай, не для копирования. С интересом буду следить за мнением коллег.
А Вам всяческих успехов на очень сложном пути!
Понять и простить.
Себя любимого...
Упс) хотела было снегуркой подкалымить, но мало ли - вдруг я у вас тут тоже в троллях хожу))
Надо заниматься новыми и сложными вещами, тогда можно преуспевать.
Для этого нужно держать нос по ветру и быстро осваивать новые высоколиквидные знания и навыки.
Если делать что делают все -- придется ронять цену или долго стоять в общей очереди с другими бездельниками, чтобы быть востребованным.
Тут всё просто.
А вот это вот всё -- простить себя, покаяться, посыпать голову пеплом -- вообще не понятно что и зачем.
Хорошая статья. Проблема в мотивации определена, но ничего не увидел про "цену вопроса": планы сорваны, и что? Просто ищем причины и обосновываем внешний локус контроля? Похоже очень на схему: "все, что не делается - я и не делаю", хотя автор, как я понял, осознает цикличность ситуации, причем не первый год.
Что можно порекомендовать? Я бы предложил два решения:
1) изучить подходы проектного менеджмента и начать их применять - при всей "заезженности" темы она работает;
2) продумать систему мотивации и штрафов за срывы сроков - к примеру, при недостижении годовой цели $5k уходит на благотворительность. Появление в уравнении денег реально ускоряет мыслительный процесс.
Закончу примером из своей практики. В 2016 у меня с проекта конкуренты перекупили двух программистов, отвечавших за одну специфическую мат. модель. На горизонте начала вырисовываться перспектива потери $80k, что очень не радовало. В итоге пришлось самостоятельно разбираться в языке R "с нуля", и я до сих пор помню ту неделю. Закончилось все благополучно, но абсолютно убежден, что мат. стимул тогда сильно ускорил процесс достижения цели, да и мыслительный процесс в целом.
Отличный материал получился, Станислав!
Я под конец года разработал несколько нехитрых, хотя и слегка беспорядочных "6 простых приемов моей концепции жизни v. 2.0", которые могут подойти и для вас:
1. Овладейте искусством продуктивной прокрастинации
Вы удивитесь, но иногда лучшие идеи возникают, когда вы сознательно не пытаетесь что-то получить. Давайте будем честными, идея может прийти, когда вы меньше всего её ожидаете. Или занимаетесь делом в совершенно другой плоскости, проверено.
2. Будьте любопытными
Искренне интересуйтесь буквально всем. Ни в коем разе не снижайте своей любознательности. Стремитесь каждый день узнавать что-то такое, чего до этого дня вы не знали. Любопытство гарантирует вам креативность (это ценится на вес золота) и продлевает молодость. И для этого вовсе необязательно быть филоматом.
3. Практикуйте случайные акты странности
Жизнь слишком коротка, чтобы определять какого цвета полоса, где вы сейчас находитесь. Носите несоответствующие носки, вовлекайте незнакомца в разговор о философских последствиях ананасов в пицце или научитесь жонглировать (хотел написать пылающими факелами, но хватит и обычными апельсинами — ребята, это действительно прикольно, мои дети не дадут соврать!).
4. Коллекционируйте моменты, а не вещи
Совершенно не нужно иметь все. Просто, знайте, у вас есть время на получение впечатлений и приобретение опыта, потому что именно об этом у вас будет возможность поговорить на излете жизни. Поверьте, ваши внуки предпочтут скорее услышать у вас о том, что когда-то вы случайно присоединились к флешмобу или отведали экзотического блюда, чем вы будете им показывать последний айфон (который стопроцентно к тому времени превратится в тыкву).
5. Найдите свое племя чудаков
Окружите себя людьми, которые вас вдохновляют, бросают вам вызов и не боятся быть истинно необычными (забудьте про слово «странные»). Знакомьтесь с художниками, поэтами, да хоть с рикшами (вы удивитесь их наблюдениям за людьми), музыкантами, актерами и философами.
6. Практикуйте благодарность (но делайте это необычно)
Откажитесь от этого старого скучного журнала благодарности! Начните благодарить через маленькие подарки (если кого надо реально порадовать) или через благодарственные письма, написанные кому-то (пусть это будут ваши дети — они оценят со временем) или чему-то неодушевленному (например, кофеварке). Это оцените вы. Обещаю.
Насчет п.5 идеально зайдет идея Клуба 13-ти ))
Не обязательно понравится, если и увидите ) Насколько понимаю, мы по-разному смотрим на эту самую жизнь
Поэтому не удивительно, что Ваши оценки наугад почти идеально мимо. Например
Моя проблема диаметрально противоположная. Изобретаю свои велосипеды там, где нужно ездить на чужих
Тем не менее, спасибо за отклик. Собственно любая реакция полезна, так или иначе
Это в точку! Аккурат в пятую точку ))
Снегурка мелковато, среди троллей Вы были бы Снежной королевой ))
А если серьезно, то нет же ни у кого жестких ролей. Можно стебаться под одной статьей и быть серьезным под другой. Одно из недобитых преимуществ Интернета как раз в свободе образов и действий