Удаленный и гибридный форматы работы все чаще заменяют традиционный офисный. Но это приводит к своим особенностям и казусам в коммуникациях.
Редакция Executive.ru попросила руководителей поделиться самыми раздражающими привычками сотрудников, которые работают удаленно. Вот девять пунктов, которые стоит убрать из вашей практики, если вы не хотите бесить коллег.
1. Делать личные дела в рабочее время
Виолетта Апетьян, CMO & COO компании «Базар»
Очень некрасиво – когда человек в течение рабочего дня находит время для личных дел и открыто об этом говорит. Даже работая в офисе, мы знаем, что невозможно потратить на работу все восемь часов. Мы все равно открываем маркетплейсы, магазин одежды, начинаем что-то смотреть и искать. Но никогда человек не подходит к своему руководителю или коллеге и не говорит: «А ты знаешь, я только что час выбирал себе новую кофеварку». Это делается довольно тихо и незаметно.
Но когда человек работает удаленно, он почему-то считает абсолютно нормальным сказать: «Я не могу прийти к тебе на созвон в 13 часов, потому что я пойду в тренажерный зал». И это я воспринимаю как большую наглость, потому что есть работа, рабочие процессы, рабочий день. Да, мы работаем удаленно, но это не значит, что человек может ставить домашние дела в приоритет над работой.
Елена Уварова, собственник агентства HRBusiness
Я сталкивалась с ситуациями, когда сотрудники затягивают сроки. Бывает, задача, которая занимает 30 минут, растягивается на три часа. Продуктивность низкая, страдает вся команда. Даже установление четких дедлайнов не всегда помогает: люди находят оправдания. Долго с такими сотрудниками никто не работает.
Я считаю, это одна из основных проблем удаленного формата. Многие фрилансеры не могут или не хотят работать в офисе, поэтому параллельно с работой решают свои личные вопросы. Я считаю, что даже в таких случаях рабочее время необходимо компенсировать. Работу нужно выполнять в полном объеме, будь то утром, вечером или в другое время. Дедлайны необходимо соблюдать независимо от наличия личных дел. Если они есть, нужно выполнить работу заранее или найти другой способ, чтобы не подводить команду.
2. Выдергивать из процесса офисных сотрудников по мелочам
Татьяна Федорова, владелец частного центра занятости «ДФ Инжиниринг»
Некоторые сотрудники на удаленке считают нормальным позвонить коллегам с просьбами: «Переложи файлы», «Отсканируй документы», «Прими сообщение», «Прибери». Возможно, это не сложная работа, но очень раздражает, когда тебя выдергивают из твоего процесса и просят включиться в другой.
3. Асинхронный режим работы
Марина Ускова, руководитель отдела развития компании «Кадрофф»
В нашей компании все отделы кроме маркетинга и IT работают в офисе по графику 5/2 с 9:00 до 18:00. И все задачи мы привыкли решать только в это время. Но наши маркетологи, видимо, не поддерживают эту идею и отправляют важные вопросы на обсуждение или согласование в нерабочее время. Сотрудники офиса, конечно, ничего не имеют против работы раньше 9 и позже 6, особенно если она не касается их. Но когда к тебе на телефон приходит уведомление с вопросом, который требует твоего включения, очень сложно абстрагироваться от работы и не отвечать. Особенно, когда постоянно видишь это непрочитанное висящее сообщение с вопросом. Поэтому практический все наши офисные работники хотя бы раз просили удаленщика делать отложенную отправку сообщений на время рабочего дня.
В целом, мы считаем, что коллеги, работающие удаленно, должны стараться подстраиваться под режим тех, кто в офисе. Для этого, если есть такая возможность, будущим удаленщикам стоит некоторое время походить в офис, чтобы понять механику работы в коллективе. Тогда будущее дистанционное взаимодействие становится более продуктивным и комфортным для обеих сторон.
Елена Уварова, собственник агентства HRBusiness
Одной из наиболее острых проблем является недоступность сотрудника. Вне зависимости от формата работы, специалист должен быть на месте в рабочие часы. Даже если это гибкий график работы, компания должна понимать, чем занят сотрудник. У меня так в команде: сотрудники сообщают о местонахождении и действиях. Например, отпрашиваются, если нужно уехать. И речь не о тотальном контроле. Доверие тоже должно присутствовать.
Не стоит воспринимать удаленную работу, как нечто особенное. Те же обязанности и та же зона ответственности, что и в офисе. Просто работаете в удобном для себя пространстве. Но это не значит, что можно делать все, что захочется. Есть рабочее время, на которое рассчитывает работодатель.
4. Отложенная реакция на сообщения
Константин Митин, управляющий партнер «ИТ-координата»
Основной способ коммуникации у удаленщиков — переписка в трекер-системах или в мессенджерах. И часто бывает, что один сотрудник посылает другому сообщение, видит отметку «прочитано», а ответа не получает. Начинаются волнения: «А вдруг я что-то не так написал? А вдруг вообще обидел? Почему мне не отвечают?». А его собеседник в этот момент на совещании, быстро открыл сообщение и тут же закрыл, потому что решил ответить позже. Эта практика осложняет коммуникацию: один сотрудник себя накручивает, второй отвлекся от дела.
Вопрос здесь — в создании культуры общения в мессенджерах, в рабочей переписке. Если вы увидели сообщение, напишите: «Секунду» или «Я вернусь». А еще лучше — не читайте до тех пор, пока не можете уделить этому достаточно времени.
Яна Воронина, CBDO коммуникационного агентства «Дела PR»
Главная проблема удаленной работы — непрозрачность рабочих процессов. Простое правило «держать коллег в курсе» помогает избежать недопонимания и ускоряет процессы.
Другая сложность — затянутые обсуждения. В офисе идея может родиться в коридоре или за кофе. В онлайне — сначала надо всех собрать, потом вводные, раскачка, и вот уже потеряно полчаса. Даже при хорошей коммуникации работу тормозит отложенная реакция. Многие читают сообщение, думают: «Окей, разберусь позже» — и пропадают. В офисе можно просто подойти и уточнить, а на удаленке человек остается в подвешенном состоянии. Достаточно короткого «вижу, отвечу к вечеру», чтобы избежать стресса и потери времени.
Марина Ускова, руководитель отдела развития компании «Кадрофф»
Самое банальное, что раздражает в работе коллеги на удаленке – это скорость и сложность получения ответов. Бывает, появляются вопросы, которые нужно решить здесь и сейчас, а человек просто не отвечает, не слышит звонок или не видит сообщение.
Однажды был случай, когда наш маркетолог пропал на два часа, а вопрос был срочный. Он не отвечал по телефону, не читал сообщений в мессенджерах и почте. Мы все уже начали возмущаться, почему он не на работе! Но все оказалось гораздо проще. Маркетолог увлекся выполнением одной задачи. Его телефон стоял на беззвучном режиме, а уведомления были отключены.
Мы все были возмущены такому отношению к рабочим звонкам и письмам. Впредь мы сошлись на том, что, несмотря на задачи, коллега будет проверять чаты и почту каждые полчаса, чтобы не упустить важных сообщений.
5. Оставлять только один канал для связи
Галина Филиппова, руководитель PR направления в технологическом digital-агентстве Magnetto.pro
Одной из вещей, которые мне не нравятся, является отсутствие гибкости в коммуникации. Например, бывают случаи, когда срочно требуется получить информацию или комментарий для принятия решения, и ты не можешь просто подойти к коллеге в офисе. Я сталкивалась с ситуацией, когда мне срочно понадобился ответ от одного из коллег. Я написала ему сообщение, но он не отвечал. В итоге я решила позвонить через Telegram — наш основной мессенджер для связи, но у него был заблокирован прием звонков. В карточке сотрудника не было указано его телефона, а сам он не посещает офис. Пришлось обращаться к другим коллегам, чтобы кто-то смог его достать.
В таких ситуациях важно иметь несколько альтернативных способов связи. Я бы рекомендовала всем устанавливать доступные каналы для экстренной коммуникации. Успешная работа на удаленке требует от всех участников команды большей ответственности и внимательности к коммуникационным процессам.
6. Игнорировать технические и организационные моменты
Виолетта Апетьян, CMO & COO компании «Базар»
Ситуация, с которой я столкнулась на удаленной работе — это неработающий интернет. Когда ты работаешь с человеком-удаленщиком уже не первый месяц, а он постоянно опаздывает на созвоны, не может подключиться, не может включить камеру – это очень раздражает. Для онлайн-работы возможность выйти на созвоны со стабильным интернетом, с работающим микрофоном и выключателем — это базовые вещи.
Если я работаю из офиса, и у меня по какой-то причине не подключилась камера к рабочему компьютеру, это проблема работодателя. Но если я работаю удаленно из дома, то я обязана обеспечить стабильную связь и стабильно работающую периферию.
Альбина Хаерзаманова, руководитель группы интернет-маркетинга и аналитики ICL Services
Не стоит вести диалог в шумном общественном месте. Иногда коллеги подключаются к звонку, где на фоне звучат «веселые нотки»: шум машин, громкие диалоги других людей, телевизор и не только. Просто хочется сосредоточиться на том, что вещает говорящий, а не пытаться выцепить нужные слова из шумного потока звуков. Давайте будем заботиться друг о друге!
Татьяна Федорова, владелец частного центра занятости «ДФ Инжиниринг»
Неприятно, когда человек заходит на утренний созвон без подготовки: доедая завтрак и допивая кофе, не ознакомившись с документами, не понимая, куда он попал и о чем вообще разговор. Приходится тратить время на то, чтобы включить его в общую работу.
Тимур Меджидов, руководитель отдела спецпроектов ТАСС
Скажу честно: меня злит, когда во время речи сотрудника на фоне слышны посторонние звуки — гул метро, шум от соседской дрели или, не дай Бог, чавканье. Понятно, что в жизни может случиться всякое, однако, если такое аудиальное сопровождение присутствует постоянно — это выводит из себя или и вовсе заканчивается срывом встречи. Я не требую от коллег включать камеры, но настаиваю на обеспечении адекватного соединения с сетью и соблюдения базовых этических норм. Потому что здесь речь идет и о внутренней дисциплине, и об уважении к коллективу.
У меня самого был случай, за который до сих пор жутко неловко. Однажды мне пришлось срочно уехать на похороны бабушки, поэтому в течение недели я работал дистанционно. Хоть у меня была отдельная комната, по местным традициям все поминальные мероприятия проходили прямо в квартире усопшей. И если сперва все шло нормально, то в один день из гостиной начали доноситься отчетливые звуки молитвы на арабском языке — прямо во время неотложного группового звонка с командой.
Я выступал модератором встречи, поэтому изо всех сил пытался говорить громче и заглушать такой нестандартный аккомпанемент. Однако подозреваю, что коллеги все же слышали доносящиеся песнопения: пришлось максимально быстро пройтись по повестке и в основном фиксировать все в чатах. Вряд ли в моей жизни был более колоритный разговор по видеосвязи!
Да и родственники вплоть до сегодняшнего дня подтрунивают и спрашивают, получается ли у меня сосредоточиться на работе, если на фоне никто не читает молитву.
7. Не включать камеру
Константин Митин, управляющий партнер «ИТ-координата»
Когда сотрудники, работающие удаленно, не включают на онлайн-совещаниях камеру, это очень сокращает объем информации, получаемый при общении. При визуальном контакте, очно или через камеру, мы можем воспринимать невербальные посылы собеседника: его поведение, хмурится он или улыбается, насколько он эмоционален, в каком положении его тело, руки.
Когда слышишь только голос, ты ограничен в инструментарии для взаимодействия. Конечно, можно сказать, что коммуникация без камеры исключает манипуляции. Но я бы сравнил ее скорее с попыткой вслепую, наощупь найти в сумке нужный инструмент. Если бы глаза были открыты, он сразу бы нашелся.
То же самое и здесь: невербальные сигналы нужны для того, чтобы выстроить коммуникацию по определенной логике. Если видишь, что человек раздражен, можно скорректировать поведение, чтобы не усугубить ситуацию. Если понятно, что он, наоборот, весел — можно с ним пошутить, пообщаться в более расслабленном тоне.
Поэтому камеру на созвонах обязательно надо включать: это инструмент, улучшающий коммуникацию.
Татьяна Федорова, владелец частного центра занятости «ДФ Инжиниринг»
Раздражает, когда сотрудники считают допустимым не включать свое видео, не работать с наушниками и микрофоном, оправдываясь плохой связью. Но при удаленной работе интернет — это твой хлеб. Нужно найти место с хорошей сетью, настроить аппаратуру, необходимую для качественной работы, и самому выглядеть соответствующе. Не должно быть такого: я сегодня не прибрался, не оделся, у меня что-то произошло и т.д.
При работе в команде требуется наблюдать реакцию собеседников, видеть их глаза и включенность в процесс, а не разговаривать с пустыми экранами. Одно дело, если у сотрудника иногда пропадает интернет, это бывает, но, если такое происходит постоянно, удаленная работа — не его вариант.
8. Не отключать микрофон, когда закончили говорить
Валерия Тараканова, руководитель проекта CPO в «БизнесПрофи», эксперт Executive.ru
Почему, когда я показываю таблицу на экране, кто-то говорит, что не видит цифры, и все ждут, пока он расчехлит ноутбук и переподключится? Если вы знаете, что будет созвон и не один в течение дня, то нужно подготовиться – подумать о фоне, звуках и необходимом формате видео.
Почему коллеги игнорируют кнопку, которая отключает звук? Мы все вынуждены слушать эхо или посторонние звуки из его квартиры. Когда у меня была такая проблема, я купила микрофон и скачала ПО, устраняющее такие сложности. Потратила немного времени и разобралась в настройках. Так же, как при работе в офисе, нас всех знакомят с правилами внутреннего распорядка и стандартах общения, принятых в компании.
Уважение к коллегам — это не только вежливость, субординация и сдача дел в срок, но и умение пользоваться инструментами для ВКС.
9. Исчезать: неожиданно отменять звонки или, наоборот, назначать
Альбина Хаерзаманова, руководитель группы интернет-маркетинга и аналитики ICL Services
Раздражают «мастера исчезновения», которые не приходят на звонок без предупреждения. Представьте ситуацию: ваш коллега принимает приглашение на созвон. Для вас это сигнал начать готовиться к звонку. Очень рассчитываешь, что обсудишь важные вопросы, которые позволят сдвинуться задаче с места. Вот срок подходит, а человека нет, он испарился в киберпространстве. Не предупредил, не извинился. А осадок-то остался.
Конечно же, не берем в расчет форс-мажоры: вас украли инопланетяне, вы уплыли по реке Стикс. А в других случаях предупредите, пожалуйста.
Или, наоборот, «как снег на голову» – неожиданно звонит через корпоративную видеоконференцсвязь без предупреждения. Мастера внезапных ВКС-вторжений, которые разрушают ход вашего тщательно спланированного рабочего дня. Хотя, конечно, если горит дедлайн — то здесь это святое дело.
Татьяна Федорова, владелец частного центра занятости «ДФ Инжиниринг»
Сильно сбивает с настроя, если мы неожиданно назначаем внеплановый созвон, а человек в рабочее время не появился онлайн, не подключился к встрече и не выходит на связь. Если появились какие-то планы, изменения в графике — предупреди команду.
Прослушивание записей совещаний дает намного худший результат, чем личное присутствие: неизвестно, включился ли сотрудник в ситуацию, как понял обсуждаемые вопросы. Отсутствие быстрой обратной связи с подтверждением принятия задачи замедляет рабочие процессы.
А какие привычки коллег на удаленке раздражают вас? Напишите в комментариях!
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:
Читайте также:
Меня раздражает, когда человек общается с тобой онлайн и одновременно ведет машину.
Во-первых, чувствуется, что он постоянно на что-то отвлекается.
Во-вторых, периодически пропадает связь.
И в-третьих, постоянно появляются посторонние шумы, гудки и так далее.
Кроме того, человек не может записать что-либо важное во время разговора или переслать какой-либо документ.
Я понимаю, что, когда едешь или находясь в пробке, хочется как-то с пользой использовать время, но думаю, что такое можно делать только в исключительных случаях.
Если человеку нечем заняться, то пусть лучше друзьям позвонит, а не по работе.
Супер материал!
Материал - отстой!
90% обозначенных ситуаций вообще не имеют отношения к работе сотрудников на удаленке и проблематика их проявления лежит в самих сотрудниках, их воспитании, уважении к окружающим и готовности к ответственности. И без разницы, каким способом такие люди коммуницируют с окружающим миром: посредством очного взаимодействия или цифрового канала связи.
Такое ощущение, что основой материала был опрос специфической категории респондентов с шаблонным мышлением и неустойчивой психикой! Т.е. если тебе направили письмо во внерабочее время, то твоя спокойная жизнь на этом закончилась и ты не в состоянии себя настроить на включение в рабочий процесс в удобное и/или рабочее время? Ты терзаешь себя сомнениями и тебя тревожит неотвеченное письмо во входящих? Т е. в таком твоём состоянии виноват отправитель этого письма? Вы сейчас серьезно? У таких получателей писем точно с психикой все нормально?
Остальные обозначенные случаи +/- в схожей логике!
Интересный взгляд и в чем-то правильный, Андрей.
Но все-таки он основан на реальном опыте работы с реальными людьми, которые далеко не идеальны.
Я думаю, что поколение Z еще и более крутые проблемы может создать, они могут вообще исчезать без предупреждения и никогда больше не появляться.
Культура у них такая.
А что ждать от поколения Альфа?
Я думаю, что руководителям всегда придется работать с реальными людьми, учиться как-то делать дело, невзирая на особенности этих людей, и учить их работать в коллективе.
Собственно, весь менеджмент именно для этого и существует.
А в офисе людей проще контролировать, и у них меньше соблазнов отвлечься от работы и заняться чем-нибудь другим, и больше контактов с окружением.
Не все люди готовы работать без надзора со стороны.
Раздражает, когда требуют включить камеру. И когда слышны посторонние разговоры в опенспейсе
Обозначенные в статьи ситуации, полагаю, являются результатом той культуры компании. в которых они происходят. Если в культуре Вашей компании "процветает" процессный менеджмент, то обозначенные ситуации как зеркало. Если основа - результативный менеджмент, то в большинстве случаем пусть он хоть в трусах перед монитором сидит, важно количество "денежных знаков прибыли", которой генерит такой сотрудник своим внешним "образом"
...повтор
Да, конечно!
В том-то и проблема, что не так много сотрудников, которые могут в одиночку генерить прибыль.
Обычно такие сотрудники свое дело создают, а не на «дядю» работают.
То, что вы пишете, правильно, но очень похоже на мечту, о которой хорошо думать, но реальность другая.
Да, но в галстуке...
:))) (шутка)
Вот это поворот! Подождите-подождите... Сотрудник из дома что делает? Работает, верно? В моей семье есть сотрудник, который работает удаленно. Компания-работодатель, во избежание вот таких вот ситуаций, обеспечила удаленного сотрудника рабочим ноутбуком и компенсирует затраты на мобильную связь и частично - на интернет. Если ЗП сотрудника на удаленке чуть выше, с учетом вот этих затрат, и это оговорено в договоре - не вопрос, стабильная связь - это проблемы сотрудника. Но если ничего такого в договоре нет - это проблемы работодателя. Точка. Почему сотрудник должен делиться с компанией-нанимателем своими личными мобильной связью и интернетом? Только за то, что компания разрешила ему работать из дома? Не нужно воспринимать это как бонус. Компания очень заинтересована в удалещниках. Это экономия на стоимости организации и аттестации рабочего места, на затратах на коммуналку, а, зачастую, просто даже на аренде дополнительных офисных помещений. Компании это на руку. Поэтому я в корне не согласна, что работник что-то там "обязан обеспечить" за свой счет...
Странно, что никто про крайнюю нежелательность голосовых сообщений не написал.
Я сам их лично терпеть не могу.
Человек записывает аудио с ответом из двух слов, а чтобы его прослушать, нужно кучу действий сделать.
И, как говорится, «к делу его не подошьешь», потом их трудно быстро просматривать, чтобы вспомнить, о чем речь шла.
Звонки — это хорошо, а вот голосовые сообщения — это вредно в деловой переписке.