Количество иностранных сервисов для бизнеса, которым все-таки пришлось уйти из России, растет с каждой новой волной санкций. Самой заметной потерей среди приложений для видеоконференций стал уход Zoom и Microsoft Teams. Российский бизнес вынужден искать замену привычным решениям и теперь делает это более внимательно, обжегшись на потере данных из-за внезапных блокировок аккаунтов.
12 сентября 2024 года вступили в силу новые санкции: вендорам из США отныне запрещено оказывать IT-услуги пользователям, которые находятся на территории России. На этот раз заблокировали или ограничили доступ еще несколько популярных сервисов: Google BigQuery, Notion, Miro, Wix, Hubspot. Они пополнили ряды ушедших ранее облачных сервисов Microsoft, Zoom и других приложений, которые бизнес ежедневно использовал в работе.
Кто-то скажет: «И что с того? Блокировки можно попытаться обойти!». И да, и нет. Парадоксально, но опрос агентства TelecomDaily показал, что доля ушедшего Zoom на рынке сервисов видеоконференцсвязи (ВКС) за последние годы выросла на 16,6%:
Хотя Zoom отключил возможность покупки платной подписки, многие российские компании используют серые схемы оплаты и продолжают работать там, где привыкли.
Однако и тут могут произойти перемены. Если раньше санкционные ограничения касались только корпоративных клиентов с платными подписками, то теперь они направлены против всех аккаунтов, в которые заходят с российских IP-адресов.
В формулировках требований есть лазейки, но многие разработчики, например Miro и Notion, решили, что им проще вообще уйти из России, чем рисковать получить санкции из-за неверной или двойной трактовки. Сервисы обхода блокировок пока помогают, но не являются гарантией – их тоже периодически блокируют.
Регулирует использование некоторых иностранных мессенджеров и российская сторона. Например, банкам и госкомпаниям Роскомнадзор запрещает использовать Skype и Microsoft Teams. Кто пополнит этот список со временем – неизвестно.
Таким образом, российскому бизнесу приходится искать замену ушедшим сервисам или хотя бы иметь план Б. Согласно исследованию TAdviser, в 2024 году переход на российские платформы коммуникаций рассматривают 42% компаний. Поделюсь, какими критериями руководствуется российский бизнес при выборе сервиса ВКС.
Как российские компании выбирают сервисы для видеоконференций
1. Тип размещения – on-premise или private cloud
Облачный аккаунт можно заблокировать одним днем. С приложением, установленным на собственный сервер, так сделать не получится.
Бизнес уже обжегся на отключении западных облачных сервисов: многим это стоило не только перестройки рабочих процессов, но и потери данных. Яркий пример – уход мессенджера Slack, о котором вендор хоть и предупредил заранее, но попрощаться красиво не захотел: в части тарифов экспорт данных был возможен только по заявке, но не все успешно рассматривали.
Желая обезопасить свои данные и минимизировать зависимость от внешних факторов, российские компании все чаще выбирают self-hosted сервисы. По результатам опроса Selectel, большинство компаний предпочитают гибридный формат размещения:
Размещение на собственных серверах позволяет добиться полного контроля над данными и работоспособностью софта. При использовании on-premise все записи встреч, переписки из чатов, отправленные файлы принадлежат только бизнесу и всегда доступны администраторам.
Но на любой плюс есть и минус. У размещения on-premise свои недостатки – это гораздо дольше и дороже, чем покупка подписки на облачный сервис. Компании, которая хочет построить свою IT-инфраструктуру, предстоит:
- Купить и привезти дорогостоящее оборудование.
- Назначить сотрудников для настройки и поддержки систем.
- Все протестировать и поэтапно перевести сотрудников на новую систему.
Все это требует времени и денег, которых у бизнеса обычно в избытке не бывает. Компромиссным или переходным решением может стать размещение private cloud – аренда готовых серверов в data-центре. Это и решит задачу бизнеса в безопасности и бесперебойной работе, и уберет необходимость самим содержать оборудование.
Что выбрать среди продуктов на рынке. Как правило, у большинства российских продуктов есть опция установки на собственном сервере клиента, поэтому выбор зависит от дополнительных функций и возможностей. Если нужны вебинары в комплекте с видеоконференциями, подойдет МТС Линк. Если нужен сервис видеоконференций с возможностью интеграции с оборудованием для переговорных комнат – IVA MCU. А если нужно безопасное рабочее пространство с быстрым мессенджером, видеоконференциями и гибкими настройками конфиденциальности – Compass.
Также в список можно добавить Контур.Толк, Express, VK Teams, TrueConf, Vinteo и другие. Каждый из этих сервисов можно развернуть по модели on-premise или private cloud.
2. Функционал как у зарубежных сервисов, только лучше
Когда бизнес ищет замену Zoom, важным критерием остается привычный интерфейс: чем меньше отличий, тем быстрее сотрудники смогут привыкнуть к новому продукту, и тем короче будет снижение эффективности работы.
При этом, несмотря на всю простоту интерфейса, Zoom – это целая рабочая экосистема, а значит, бизнес привык использовать несколько сервисов в одном и ждет этого же от других вендоров. Таким образом, преимущество получают ВКС-платформы, которые сочетают в себе несколько продуктов, полезных для рабочих созвонов. Например, видеосвязь + интерактивные доски для совместной работы.
К функционалу у клиентов тоже есть список требований, и чем крупнее компания, тем он весомее. Рассматривать сервис для внедрения стоит, если он выполняет следующие условия:
- От 300 участников, которые могут одновременно сидеть с включенными камерами и микрофонами. Лучше взять с запасом, на перспективу роста компании.
- Запись встреч в HD-качестве. Особенно полезно тем, кто устраивает тренинги, брейнштормы и стратегические совещания.
- Возможность настроить показ экрана на весь рабочий стол или отдельное окно.
- Возможность поднять руку или выразить мнение реакцией – необходимо для больших совещаний, где важно сохранять порядок и структуру.
- Чат участников с возможностью отправлять файлы и проводить опросы.
- Работа с любых устройств и браузеров, гостевой доступ по ссылке.
К важным дополнительным фишкам ВКС-сервисов можно отнести интеллектуальное шумоподавление, распознавание речи и перевод в режиме реального времени. Бизнес-пользователи оценили их значимость по пятибалльной шкале в опросе TelecomDaily:
Что выбрать среди продуктов на рынке. Базовым требованиям к функциональности отвечают TrueConf, IVA, Compass, Контур.Толк, VK Teams. Учитывайте, что это сервисы с опцией локальной установки. Популярные облачные Яндекс Телемост или Salute Jazz в список не попали. Расширенный функционал, как, например, интерактивные доски на звонке, предлагает МТС Линк.
Что касается искусственного интеллекта в качестве «второго пилота» – встроенных инструментов из коробки пока нет ни у одного российского сервиса. За это отвечают, в основном, интеграции со сторонними сервисами.
3. Стабильность и безопасность важнее, чем множество функций
Функционал сервиса – половина успеха. Для выбора нового продукта не менее важны стабильность и безопасность его работы, от них зависит, насколько комфортно сотрудникам будет взаимодействовать с сервисом и приживется ли он в компании. Торможения, зависания и сбои на важных встречах стоят времени и денег, эквивалентных оплате труда всех ее участников. Поэтому стабильность сервиса важнее, чем наличие множества функций. Это подтверждают результаты исследования TAdviser:
Безопасность приложения также важна – за нее отвечают надежное шифрование данных, создание залов ожидания, контроль доступа и защита конференций паролем.
Получить искомый продукт можно только через тестирование. Новый ВКС-сервис должен работать на разных платформах, быстро запускаться, моментально подключать к встрече и не зависать. Если это сочетается с понятным интерфейсом, то переход на новое приложение не будет слишком сложным.
Что выбрать среди продуктов на рынке. Среди одновременно стабильных и безопасных продуктов можно выделить IVA, МТС Линк, Compass и TrueConf. Однако стоит понимать, что стабильность сервера – это лишь половина стабильности. Если сервер выдерживает нагрузку 100 активных участников на звонке, это не значит, что пользовательские устройства и скорость интернет-соединения тоже «потянут». Важно также обращать внимание на кодек, который использует сервис. Например, кодек AV1 тратит меньше ресурсов компьютера или смартфона, чем стандартный H.264.
4. Система интеграций, чтобы работать с другими сервисами
Еще одно весомое преимущество экосистем Zoom Workplace и Microsoft Teams – отличная интеграция между своими сервисами и возможность работать без переключения приложений. У российских разработчиков пока нет возможностей создать такие же цельные системы, хотя часть вендоров и старается. Но все и сразу развивать не получается, поэтому случаются ситуации, когда у разработчика есть классный основной продукт, а остальные сервисы экосистемы развиваются по остаточному принципу. Например, отличная CRM-система и слабый сервис для видеозвонков, который не покрывает потребность компании.
Это приводит к тому, что бизнесу приходится комбинировать лучшие решения из разных сфер. Поэтому к критериям хорошего ВКС-сервиса добавляется еще один пункт: продукт должен легко встраиваться в существующую IT-инфраструктуру компании. Возможность интеграции с календарями, таск-трекерами и корпоративными мессенджерами позволит сотрудникам работать в привычной среде, не тратя время на переключение между приложениями.
Что выбрать среди продуктов на рынке. Продуктов с уже настроенными интеграциями из коробки практически нет, поэтому рекомендую сервисы с открытым API – там проще настроить интеграцию с другими корпоративными продуктами. Выбрать можно VK Teams, Compass и TrueConf.
Выводы
Уход привычных сервисов для видеоконференций – это не конец, а шанс улучшить инструменты для бизнеса: перейти на более безопасный сервис с полным контролем данных, при таком же или лучшем функционале. Советую уделить время выбору и тестированию сервиса, а также убедиться, что он интегрируется в вашу экосистему, чтобы получить лучший для своего бизнеса продукт.
Фото в анонсе: freepik.com
Также читайте: