Реклама этого гиганта российского рынка всплывает в течение дня неоднократно. Он присутствует практически во всех областях нашей жизни: обучение, питание, покупки, доставка, путешествия, «Алиса». Доверие к нему огромное, в том числе ввиду отсутствия реальной конкуренции.
Обещания «Яндекс Бизнеса» превосходят все ожидания:
- сам найдет клиентов и приведет прямо на ваш сайт;
- создаст и настроит объявления сразу на нескольких площадках в интернете;
- определит, где выгоднее закупать рекламу прямо сейчас, и перенаправит деньги;
- будет использовать только те объявления и площадки, которые приводят больше всего клиентов.
Когда много лет занимаешься бизнесом, уже умеешь критично оценивать предложения и корректировать ожидания. Обещания из области «мы и пальцы за тебя загибать будем» не воспринимаются всерьез. Было очевидно, что не может быть так просто: есть подводные камни, нюансы и придется потрудиться.
Но реальность, с которой пришлось столкнуться, оказалась хуже пессимистических прогнозов. Поделюсь своим опытом взаимодействия с сервисом для предпринимателей «Яндекс Бизнес».
Искусственный интеллект и люди
На вопросы, задаваемые в чате брату «Алисы», вменяемых ответов не было, поэтому первые несколько месяцев общение по поводу рекламной кампании (РК) с постоянно меняющимися менеджерами вела штатный маркетолог. После того как она почти в слезах пыталась мне объяснить необъяснимое, я подключилась к процессу.
За год с небольшим нашего взаимодействия с «Яндексом» там сменилось пять или шесть менеджеров. Лишь раз был действительно толковый, понимающий, о чем он говорит. Увы, всего через неделю он исчез. Дольше всех продержался менеджер под номером три, который искренне пытался разобраться и помочь, составлял регулярно заявки в мистическую техническую службу и получал один и тот же ответ: «Кампанию перенастроили, ждите две недели».
Второй стандартной реакцией был совет внести данные в карточку, несмотря на ее заполненность и регулярную актуализацию информации.
Третьим ответом было настойчивое убеждение увеличить расходы на рекламную кампанию. Как ни странно, но мы пошли на этот эксперимент, который ожидаемо провалился.
Повторяющийся сценарий был следующим. В течение 10 дней наблюдалась положительная динамика. Далее резко падало количество переходов при сохранении или, что еще хуже, увеличении показов. Затем следовало обращение в техническую службу, стандартный ответ «РК настроена корректно», и, о чудо, опять положительная динамика.
В таком режиме рекламная кампания длилась несколько месяцев. Стало возможно что-то прогнозировать. Необъяснимыми оставались «просадки» при заблаговременной оплате продления рекламной кампании. В целом, на все вопросы, заданные в черный ящик «Яндекса», ответ сводился к мифическому роботу, который действует с использованием искусственного интеллекта и сам знает, что лучше. Знает и не рассказывает.
Искусственный интеллект и картинки
В «умную» экосистему «Яндекс Бизнеса» входила генерация картинок для рекламной кампании. Предполагалось, что ИИ обобщает загруженные фотографии, а также те, что размещены на сайте компании, и по запросу создает варианты. В целом, отличная идея, потому что сразу снимает проблему с авторскими правами.
Но то ли у нас требования высокие, то ли ИИ пока только учится, но использовать для РК картинки, где у человека на лице татуированные белые узоры (РК – «зимние процедуры по лицу»), а у специалиста 6 пальцев на руке, можно только в качестве шутки.
Пример сгенерированной ИИ картинки
В целом, генерировались три типа картинок, в которых менялась цветовая палитра, поэтому для РК мы продолжали использовать проверенный метод — покупку в фотобанках или самостоятельную фотосъемку с последующей работой дизайнера.
Искусственный интеллект и карты
Надо сказать, что отдел продаж сервиса укомплектован профессионалами. Даже такого «прожженного» руководителя, как я, они смогли уговорить на кампанию «Брендированные POI» (метки, которые отображаются в сервисе «Яндекс Карты»). Ключевым фактором принятия решения было условие, что при определенных масштабах метка будет отображаться даже без поискового запроса. Сама метка при этом оформлена логотипом компании, а при поисковых запросах обеспечивается приоритетное размещение.
Проблемы началась уже на этапе оформления логотипа. Его урезали до неузнаваемости. Только после жалобы и прямого общения с дизайнером логотип был исправлен. Но это мелочи по сравнению с тем, что условия РК не выполнялись.
При целевых запросах компания отображалась на карте и в списке слева только при масштабе 100 м, при стартовом стандартном 2 км. Логично, что без целевых запросов месторасположение компании с брендированным значком вообще не обнаруживалось. Вишенкой на торте стало ухудшение показателей РК. При росте бюджета в 5,5 раз посещаемость упала в 2,5 раза.
Сравнение показателей РК
Трудное и бесполезное общение с менеджерами закончилось отсылкой на алгоритмы, которые сами принимают решение, как, кому и когда показывать кампанию с оплаченным приоритетным показом.
Подтверждение в виде статистики, видео, скриншотов, просмотра карты онлайн вместе с менеджером — все эти усилия утонули в глубоком море искусственного интеллекта, который управляет загадочными и всесильными алгоритмами сервиса.
Пример сообщения бота «Яндекс Рекламы»
Поняв бессмысленность усилий добиться выполнения условий, мы остановили рекламную кампанию и вернулись к простому размещению.
Искусственный интеллект и бессонница
Дорого оценив реальные возможности рекламных кампаний сервиса для предпринимателей, мы сбалансировали бюджет и оставили ровно столько, сколько не жалко потерять. А далее отслеживали статистику. И — сюрприз. Резко возросла посещаемость сайта. Более чем на 700% (!). Примерно на 500% выросло количество кликов на номер телефона и на столько же — количество кликов на кнопку «оставить заявку». Но удивительным образом вся эта активность была строго по часам. Исключительно глубокой ночью:
Статистика посещаемости сайта и источников трафика
По факту ни звонков, ни заявок не было. За искусственный «нагон» трафика на сайт были ответственны «партнеры» «Яндекса».
Мы легко определили, с каких площадок он генерировался, и даже нашли в Telegram группы, где раздавались эти задания. Однако добиться понимания у команды сервиса не получилось.
Не буду прикладывать переписку с отделом контроля качества поддержки, потому что это был разговор слепого с глухим.
Проблема решилась просто — отключением рекламной сети «Яндекса».
Почему вездесущие алгоритмы «Яндекса» не оценили объективно подозрительную ночную активность, почему менеджеры так слепо им доверяют — за рамками этой статьи.
Читайте также:
Браво Лиана !
Вы вскрыли неприглядную картину работы рекламных платформ.
Все эти инструменты рекламы, связанные с ИИ, это ОГРОМНОЕ разводилово !
Не верьте их обещаниям, используйте собственные сайты и размещение
деловой информации на раскрученных отраслевых ресурсах !
Разводилово. Но этот продукт появился в ответ на запрос рынка "хотим чтобы вжух - и сразу бабки".
То есть Яндекс как глобальный бизнес ответил на глобольную же хотелку владельцев бизнеса "не хотим думать, а результат дайте".
Это нормальная реакция большого бизнеса на хотелки пиплов.
Почему еще лет 10 назад все стали возмущаться, что ТВ - "сплошная петросянщина и тотатолькный дебилизатор"?!.
Да потому что на просвещении много не заработаешь, а на закрытии потребности "дайте зрелищ" - еще как. А массовые зрелища умными не могут быть по факту.
Сейчас те кто хочет смотреть что-то себе полезное, закрывают свои потребности не телевизором.
Точно так же и с инструментами инет-маркетинга.
На базе того же Яндекса по-прженему существует комплекс SEO и контекстной рекламы.
И есть спецы, способные его эффективно заточить под конкретный бизнес. Большой минус в том, что кроме бабок плательщикам придется интенсивно шелевелить собственными извилинами, чтобы минимально вникнуть в тему.
Но выбор есть во всех жизненных аспектах. И в вопросах поискового предаожения он тоже никуда не делся.
Согласен, Елена !
Основная масса "пипла" не хочет шевелить извилинами, а жаждет "бабки" за
красивые глазки. И зрелищ...
Стив Джобс – 2 цитаты в тему:
„Когда ты молод и смотришь телевизор, то думаешь, что телекомпании сговорились и хотят сделать людей тупыми. Но потом ты взрослеешь и приходит понимание — люди сами этого хотят. И это гораздо более пугающая мысль. Заговор — это не страшно, ты можешь пристрелить ублюдков, начать революцию. Но нет никакого заговора, телекомпании просто удовлетворяют спрос, к сожалению, это правда.“
„Телевизор отупляет и убивает много времени. Выключите его, и вы сохраните несколько клеток вашего мозга. Однако будьте осторожны — отупеть можно и за компьютером Apple.“
Также и ИИ.
Справедивости ради, давайте не про весь ИИ в целом, а в тот что прикручен к сервису, который мы обсуждаем.
И не будем забывать, что это ИИ от владельцев сервиса, которые заинтересованы в том чтобы зарабатывать на рекламодателях, а не в том чтобы зарабатывали они)))
А ИИ - штука такая - что от него грамотно запросишь, то он тебе и даст)
Верно, но я не про это, а про запрос рынка )) – ремарка на вашу мысль "Но этот продукт появился в ответ на запрос рынка "хотим чтобы вжух - и сразу бабки".
Я поняла, что вы мимоходом и вам самом деле неважно - то ли тот ИИ присервисе Яндекса, то ли вообще ИИ.
Просто щас првентивно вынуждена гасить любые огульные наезды на ИИ.
Ессно, в сугубо корыстных целях)
Ну, почему ж неважно? И не мимоходом просто мысль вашу подтвердила, Елена )
Коллеги, я выскажусь может немного не по теме статьи, но по теме работы ИИ.
Пару недель назад ночью смотрел подкаст на 1-ом канале (ОРТ).
Это было шоу Вована и Лексуса и посвящено проблеме телефонного мошенничества.
В ходе обсуждения возник вопрос, почему банки дают пенсионерам без работы и зарплаты кредиты на достаточно крупные суммы, которые в итоге идут в карман мошенников.
На этот вопрос ответил представитель Сбера, он сказал, что вопрос о выдаче кредита решает программа (ИИ), и мошенники, зная алгоритм этой программы, так заполняют заявку, что программа одобряет кредит. При этом, если бы этот вопрос решал человек, то он бы никогда такого кредита не одобрил.
Ох, Ирина, я бываю разная, в том числе и душно-нудной, когда меня к этому принуждают.
У меня не было ТАКОЙ мысли. А в вашем контексте получается, что отупляет весь ИИ. И сейчас вы навяливаете это как мою мысль))
Так что
а) я не люблю когда мне приписывают того что я не говорила - сразу же пресекаю без разбора намерненная ли это манипуляция или как бы случайность
б) с недавнего времени гашу любые огульные наезды на ИИ.
В вашем комменте а и б сошлись, как говорится, в одном флаконе)
А так-то я белая и пушистая))) Если кто не в курсе)