Как работает ИИ-реклама в сервисе «Яндекс Бизнес»: ожидание vs реальность

Реклама этого гиганта российского рынка всплывает в течение дня неоднократно. Он присутствует практически во всех областях нашей жизни: обучение, питание, покупки, доставка, путешествия, «Алиса». Доверие к нему огромное, в том числе ввиду отсутствия реальной конкуренции.

Обещания «Яндекс Бизнеса» превосходят все ожидания:

  • сам найдет клиентов и приведет прямо на ваш сайт;
  • создаст и настроит объявления сразу на нескольких площадках в интернете;
  • определит, где выгоднее закупать рекламу прямо сейчас, и перенаправит деньги;
  • будет использовать только те объявления и площадки, которые приводят больше всего клиентов.

Когда много лет занимаешься бизнесом, уже умеешь критично оценивать предложения и корректировать ожидания. Обещания из области «мы и пальцы за тебя загибать будем» не воспринимаются всерьез. Было очевидно, что не может быть так просто: есть подводные камни, нюансы и придется потрудиться.

Но реальность, с которой пришлось столкнуться, оказалась хуже пессимистических прогнозов. Поделюсь своим опытом взаимодействия с сервисом для предпринимателей «Яндекс Бизнес».

Искусственный интеллект и люди

На вопросы, задаваемые в чате брату «Алисы», вменяемых ответов не было, поэтому первые несколько месяцев общение по поводу рекламной кампании (РК) с постоянно меняющимися менеджерами вела штатный маркетолог. После того как она почти в слезах пыталась мне объяснить необъяснимое, я подключилась к процессу.

За год с небольшим нашего взаимодействия с «Яндексом» там сменилось пять или шесть менеджеров. Лишь раз был действительно толковый, понимающий, о чем он говорит. Увы, всего через неделю он исчез. Дольше всех продержался менеджер под номером три, который искренне пытался разобраться и помочь, составлял регулярно заявки в мистическую техническую службу и получал один и тот же ответ: «Кампанию перенастроили, ждите две недели».

Второй стандартной реакцией был совет внести данные в карточку, несмотря на ее заполненность и регулярную актуализацию информации.

Третьим ответом было настойчивое убеждение увеличить расходы на рекламную кампанию. Как ни странно, но мы пошли на этот эксперимент, который ожидаемо провалился.

Повторяющийся сценарий был следующим. В течение 10 дней наблюдалась положительная динамика. Далее резко падало количество переходов при сохранении или, что еще хуже, увеличении показов. Затем следовало обращение в техническую службу, стандартный ответ «РК настроена корректно», и, о чудо, опять положительная динамика.

В таком режиме рекламная кампания длилась несколько месяцев. Стало возможно что-то прогнозировать. Необъяснимыми оставались «просадки» при заблаговременной оплате продления рекламной кампании. В целом, на все вопросы, заданные в черный ящик «Яндекса», ответ сводился к мифическому роботу, который действует с использованием искусственного интеллекта и сам знает, что лучше. Знает и не рассказывает.

Искусственный интеллект и картинки

В «умную» экосистему «Яндекс Бизнеса» входила генерация картинок для рекламной кампании. Предполагалось, что ИИ обобщает загруженные фотографии, а также те, что размещены на сайте компании, и по запросу создает варианты. В целом, отличная идея, потому что сразу снимает проблему с авторскими правами.

Но то ли у нас требования высокие, то ли ИИ пока только учится, но использовать для РК картинки, где у человека на лице татуированные белые узоры (РК – «зимние процедуры по лицу»), а у специалиста 6 пальцев на руке, можно только в качестве шутки.

Пример сгенерированной ИИ картинки

В целом, генерировались три типа картинок, в которых менялась цветовая палитра, поэтому для РК мы продолжали использовать проверенный метод — покупку в фотобанках или самостоятельную фотосъемку с последующей работой дизайнера.

Искусственный интеллект и карты

Надо сказать, что отдел продаж сервиса укомплектован профессионалами. Даже такого «прожженного» руководителя, как я, они смогли уговорить на кампанию «Брендированные POI» (метки, которые отображаются в сервисе «Яндекс Карты»). Ключевым фактором принятия решения было условие, что при определенных масштабах метка будет отображаться даже без поискового запроса. Сама метка при этом оформлена логотипом компании, а при поисковых запросах обеспечивается приоритетное размещение.

Проблемы началась уже на этапе оформления логотипа. Его урезали до неузнаваемости. Только после жалобы и прямого общения с дизайнером логотип был исправлен. Но это мелочи по сравнению с тем, что условия РК не выполнялись.

При целевых запросах компания отображалась на карте и в списке слева только при масштабе 100 м, при стартовом стандартном 2 км. Логично, что без целевых запросов месторасположение компании с брендированным значком вообще не обнаруживалось. Вишенкой на торте стало ухудшение показателей РК. При росте бюджета в 5,5 раз посещаемость упала в 2,5 раза.

Сравнение показателей рекламной кампании

Сравнение показателей РК

Трудное и бесполезное общение с менеджерами закончилось отсылкой на алгоритмы, которые сами принимают решение, как, кому и когда показывать кампанию с оплаченным приоритетным показом.

Подтверждение в виде статистики, видео, скриншотов, просмотра карты онлайн вместе с менеджером — все эти усилия утонули в глубоком море искусственного интеллекта, который управляет загадочными и всесильными алгоритмами сервиса. 

Бизнес-аккаунт Яндекс Реклама

Пример сообщения бота «Яндекс Рекламы»

Поняв бессмысленность усилий добиться выполнения условий, мы остановили рекламную кампанию и вернулись к простому размещению.

Искусственный интеллект и бессонница

Дорого оценив реальные возможности рекламных кампаний сервиса для предпринимателей, мы сбалансировали бюджет и оставили ровно столько, сколько не жалко потерять. А далее отслеживали статистику. И — сюрприз. Резко возросла посещаемость сайта. Более чем на 700% (!). Примерно на 500% выросло количество кликов на номер телефона и на столько же — количество кликов на кнопку «оставить заявку». Но удивительным образом вся эта активность была строго по часам. Исключительно глубокой ночью:
 Статистика посещаемости сайта и источников трафика

Статистика посещаемости сайта и источников трафика

По факту ни звонков, ни заявок не было. За искусственный «нагон» трафика на сайт были ответственны «партнеры» «Яндекса».

Мы легко определили, с каких площадок он генерировался, и даже нашли в Telegram группы, где раздавались эти задания. Однако добиться понимания у команды сервиса не получилось.

Не буду прикладывать переписку с отделом контроля качества поддержки, потому что это был разговор слепого с глухим.

Проблема решилась просто — отключением рекламной сети «Яндекса».

Почему вездесущие алгоритмы «Яндекса» не оценили объективно подозрительную ночную активность, почему менеджеры так слепо им доверяют — за рамками этой статьи.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Браво Лиана ! 

Вы вскрыли неприглядную картину работы рекламных платформ.

Но реальность, с которой пришлось столкнуться, оказалась хуже пессимистических прогнозов. Поделюсь своим опытом взаимодействия с сервисом для предпринимателей «Яндекс Бизнес».

Все эти инструменты рекламы, связанные с ИИ, это ОГРОМНОЕ разводилово !

Не верьте их обещаниям, используйте собственные сайты и размещение

деловой  информации на раскрученных отраслевых ресурсах !

 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Сейнов пишет:
Все эти инструменты рекламы, связанные с ИИ, это ОГРОМНОЕ разводилово !

Разводилово. Но этот продукт появился в ответ на запрос рынка "хотим чтобы вжух - и сразу бабки".
То есть Яндекс как глобальный бизнес ответил на глобольную же хотелку владельцев бизнеса "не хотим думать, а результат дайте".
Это нормальная реакция большого бизнеса на хотелки пиплов.
Почему еще лет 10 назад все стали возмущаться, что ТВ - "сплошная петросянщина и тотатолькный дебилизатор"?!.
Да потому что на просвещении много не заработаешь, а на закрытии потребности "дайте зрелищ" - еще как. А массовые зрелища умными не могут быть по факту. 

Сейчас те кто хочет смотреть что-то себе полезное, закрывают свои потребности не телевизором.
Точно так же и с инструментами инет-маркетинга.

На базе того же Яндекса по-прженему существует комплекс SEO и контекстной рекламы. 
И есть спецы, способные его эффективно  заточить под конкретный бизнес. Большой минус в том, что кроме бабок плательщикам придется интенсивно шелевелить собственными извилинами, чтобы минимально вникнуть в тему. 
Но выбор есть во всех жизненных аспектах. И в вопросах поискового предаожения он тоже никуда не делся. 



Независимый директор, Москва
Елена Рыжкова пишет:
Александр Сейнов пишет:
Все эти инструменты рекламы, связанные с ИИ, это ОГРОМНОЕ разводилово !

Разводилово. Но этот продукт появился в ответ на запрос рынка "хотим чтобы вжух - и сразу бабки".

Почему еще лет 10 назад все стали возмущаться, что ТВ - "сплошная петросянщина и тотатолькный дебилизатор"?!.
Да потому что на просвещении много не заработаешь, а на закрытии потребности "дайте зрелищ" - еще как.

 Большой минус в том, что кроме бабок плательщикам придется интенсивно шелевелить собственными извилинами, чтобы минимально вникнуть в тему. 
Но выбор есть во всех жизненных аспектах. И в вопросах поискового предаожения он тоже никуда не делся. 

Согласен, Елена !

Основная масса "пипла" не хочет шевелить извилинами, а жаждет "бабки" за

красивые глазки. И зрелищ...

 

 

Консультант, Нижний Новгород

Стив  Джобс – 2 цитаты в тему: 

„Когда ты молод и смотришь телевизор, то думаешь, что телекомпании сговорились и хотят сделать людей тупыми. Но потом ты взрослеешь и приходит понимание — люди сами этого хотят. И это гораздо более пугающая мысль. Заговор — это не страшно, ты можешь пристрелить ублюдков, начать революцию. Но нет никакого заговора, телекомпании просто удовлетворяют спрос, к сожалению, это правда.“

„Телевизор отупляет и убивает много времени. Выключите его, и вы сохраните несколько клеток вашего мозга. Однако будьте осторожны — отупеть можно и за компьютером Apple.“

Также и ИИ.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Ирина Плотникова пишет:
Также и ИИ.

Справедивости ради, давайте не про весь ИИ в целом, а в тот что прикручен к сервису, который мы обсуждаем.
И не будем забывать, что это ИИ от владельцев сервиса, которые заинтересованы в том чтобы зарабатывать на рекламодателях, а не в том чтобы  зарабатывали они)))
А ИИ - штука такая - что от него грамотно запросишь, то он тебе и даст)

Консультант, Нижний Новгород
Елена Рыжкова пишет:
Ирина Плотникова пишет:
Также и ИИ.


А ИИ - штука такая - что от него грамотно запросишь, то он тебе и даст)

Верно, но я не про это, а про запрос рынка )) – ремарка  на вашу мысль "Но этот продукт появился в ответ на запрос рынка "хотим чтобы вжух - и сразу бабки".

Генеральный директор, Нижний Новгород
Ирина Плотникова пишет:
Верно, но я не про это, а про запрос рынка )

Я поняла, что вы мимоходом и вам самом деле неважно - то ли тот ИИ присервисе Яндекса, то ли вообще ИИ.
Просто щас првентивно вынуждена гасить любые огульные наезды на ИИ.
Ессно, в сугубо корыстных целях)

Консультант, Нижний Новгород
Елена Рыжкова пишет:
Ирина Плотникова пишет:
Верно, но я не про это, а про запрос рынка )

Я поняла, что вы мимоходом и вам самом деле неважно - то ли тот ИИ присервисе Яндекса, то ли вообще ИИ.
Просто щас првентивно вынуждена гасить любые огульные наезды на ИИ.
Ессно, в сугубо корыстных целях)

Ну, почему ж неважно? И не мимоходом просто мысль вашу подтвердила, Елена )

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Коллеги, я выскажусь может немного не по теме статьи, но по теме работы ИИ.

Пару недель назад ночью смотрел подкаст на 1-ом канале (ОРТ).

Это было шоу Вована и Лексуса и посвящено проблеме телефонного мошенничества.

В ходе обсуждения возник вопрос, почему банки дают пенсионерам без работы и зарплаты кредиты на достаточно крупные суммы, которые в итоге идут в карман мошенников.

На этот вопрос ответил представитель Сбера, он сказал, что вопрос о выдаче кредита решает программа (ИИ), и мошенники, зная алгоритм этой программы, так заполняют заявку, что программа одобряет кредит. При этом, если бы этот вопрос решал человек, то он бы никогда такого кредита не одобрил.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Ирина Плотникова пишет:
И не мимоходом просто мысль вашу подтвердила, Елена )

Ох, Ирина, я бываю разная, в том числе и душно-нудной, когда меня к этому принуждают.

Ирина Плотникова пишет:
Телевизор отупляет и убивает много времени. Выключите его, и вы сохраните несколько клеток вашего мозга. Однако будьте осторожны — отупеть можно и за компьютером Apple.“

Также и ИИ.

У меня не было ТАКОЙ мысли. А в вашем контексте получается, что отупляет весь ИИ. И сейчас вы навяливаете это как мою мысль))

Так что
а) я не люблю когда мне приписывают того что я не говорила - сразу же пресекаю без разбора намерненная ли это манипуляция или как бы случайность
б) с недавнего времени гашу любые огульные наезды на ИИ.

В вашем комменте а и б сошлись, как говорится, в одном флаконе)
А так-то я белая и пушистая))) Если кто не в курсе)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почти половина россиян предпочитают гибридный формат работы

Только 20% выбирают исключительно офисный формат.

Курьеры в Москве стали получать больше специалистов с высшим образованием

Средняя зарплата курьеров в марте 2025 года оказалась на 19% выше, чем у специалистов с высшим образованием.

В Голливуде появились первые ИИ-киностудии

Они используют мимику актеров и рисунки художников, которые потом анимируют нейросети.

Исследование: по каким признакам можно понять, что сотрудник уволиться

Опытные кадровики нередко могут предсказать увольнение сотрудника до подачи им официального заявления, опираясь на косвенные признаки.