Как включить критическое мышление в сложных ситуациях: 5 практик

Как критическое мышление помогает руководителю в работе

2022 год можно описать как череду кризисов, лишивших стабильности как бытовую жизнь людей, так и бизнес. Предпринимателю важно оставаться в курсе новостей, чтобы иметь возможность принимать быстрые решения. Однако во время перемен руководитель может поддаться панике и сделать необдуманные шаги, которые негативно повлияют на компанию.

Например, весной IT-сфера столкнулась с санкциями, и многие компании, опасаясь ухудшения ситуации, решились на смену рынка. Потом IT-отрасль начало поддерживать государство: освобождать от налогов, что позволило тем компаниям, которые остались на рынке, продолжать работу на том же уровне и даже развивать новые проекты.

Критическое мышление помогает человеку делать взвешенный выбор, основываться на фактах и логике, а не на эмоциях. Это значит не идти на «красный», когда остальные люди пошли, а ждать «зеленый».

Человек, который мыслит критически:

  • Проводит фактчекинг.
  • Делает самостоятельные выводы.
  • Подбирает аргументы.
  • Находится в актуальной повестке.
  • Стремится к доказуемости умозаключений.

Как я принимаю решения во время кризиса

Состояние стресса заставляет руководителя принять быстрое решение: выйти на новый рынок, сократить команду или закрыть представительство в стране. Однако ощущение, что действовать нужно «здесь и сейчас», бывает обманчивым.

Легко сказать «нужно мыслить критически», сложнее – понять, какие конкретные шаги обеспечат рациональный подход к ведению бизнеса в кризис. Расскажу о том, какие практики помогают мне.

1. Планирование

Сейчас горизонт планирования руководителя не выходит за пределы двух месяцев, в большинстве случаев – нескольких недель. Но это не значит, что теперь бессмысленно вообще что-либо планировать. Начните с малого – детально планируйте свой день. Сторонники классического подхода могут использовать бумажный ежедневник, чтобы обозначить актуальные задачи, а тем, кому удобнее планировать в digital-среде – таск-трекер.

У меня страх строить долгосрочные планы ушел после того, как я начал детально планировать каждый свой день. Когда видишь список задач на сегодня и завтра, по-другому думаешь о том, что будет через месяц.

2. Выделение структуры

Когда видите новости о каком-то событии, старайтесь структурировать их. Например, кого касаются новые санкции, как это повлияет на ваших клиентов, почувствуете ли вы их влияние на своей компании? Структурируете проблему и разберетесь в ее нюансах – поймете, стоит ли что-то предпринять, или нужно выждать, понаблюдать за ситуацией, а только потом действовать.

Когда начали появляться новости, что российские компании массово выходят на иностранные рынки, мы не побежали вместе с ними. Сели и разработали два плана действий в зависимости от того, как будет развиваться ситуация. С ними команда чувствовала себя увереннее, пока не было принято окончательное решение о том, оставаться ли на рынке.

3. Составление прогнозов

Смысл критического мышления – посмотреть на полную картину. Это позволит выбрать наиболее удобный и эффективный порядок действий из всех возможных, а не тот, который первым приходит в голову в состоянии стресса.

Составить прогноз можно самостоятельно, но лучше послушать экспертов. Обычно после появления новостей о каком-то событии наступает этап анализа ситуации: люди, разбирающиеся в сфере, высказывают свое мнение относительно того, что происходит.

4. Не опираться на эмоции

Каждодневный думскроллинг вызывает негативные эмоции и даже апатию, поэтому нужно регулярно ограничивать время чтения негативных новостей и брать паузу, чтобы прийти в себя. Также посоветую изучать разные источники информации, а не только новости и аналитику от тех авторов, с точкой зрения которых вы согласны. Это поможет выбраться из «информационного пузыря» и быть более объективным в суждениях.

С «холодной головой» легче воспринимать любые новости, оценивать достоверность на первый взгляд правдивой информации, выделять ключевые факты в больших объемах данных и определять, как эти моменты касаются вашего бизнеса. Я подписан на несколько Telegram-каналов, которые порой вещают противоположные мнения, это помогает сохранять объективность и рассматривать проблему без эмоций.

5. Применение визуализации

Визуализируйте текущие события в форме слов, цифр и графиков. Визуализация позволяет разобраться в ситуации и не поддаться на манипуляции, исходящие из медиапространства. Получается, наглядные данные помогают руководителю наводить порядок в мыслях и действиях.

Прежде чем что-то сделать на эмоциях, я останавливаю себя и заставляю разложить по полочкам ситуацию: что произошло, как это влияет на нашу сферу и конкретно на мою компанию. Иногда даже рисую схемы, чтобы понять причинно-следственные связи. В этом отчасти и заключается критическое мышление.

Выводы

Текущие события – это не первый и не последний вызов для бизнес-среды. Постоянная внешняя нестабильность мира заставляет руководителей видеть в кризисах не проблемы, а искать возможности, борясь за внутреннюю устойчивость в работе компании.

Чтобы в полной мере воспользоваться шансами, которые создает ситуация, руководителю нужно мыслить критически. Критическое мышление позволяет оценивать риски и принимать объективные решения без спешки и опоры на эмоции. Такой системный подход сбережет нервы главе предприятия, и поможет компании преодолеть трудные времена с наименьшими потерями.

Какие практики помогают вам развивать критическое мышление? Расскажите в комментариях.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Кудряшов
Генеральный директор, Москва

2022 год можно описать как череду кризисов, лишивших стабильности как бытовую жизнь людей, так и бизнес. Предпринимателю важно оставаться в курсе новостей, чтобы иметь возможность принимать быстрые решения.

1. Определив 2022 год как кризисный для бизнеса, предпринимателю важно принимать не быстрые, а правильные решения.

2. Очевидно, что работа компании в кризисный период требует от руководителя не только критического мышления, но применения методов анитикризисного управления, т.е., не только размышлений, но и соответствующих управленчеких действий в кризисных ситуациях.

3. Автор поделился, как он принимает решения во время кризиса, указав 5 практик - лайфхаков, которые помогают ему в этом вопросе, а именно: планирование, структурирование, прогнозирование, объективизация и визуализация. Что вполне может быть полезным и для других руководителей.

4. Но представляет интерес и практический опыт компании, в данном случае IT-сферы, как осуществлется планирование, прогнозирование, контроль, стимулирование и другие бизнес-процессы, если они встроены в процедуры анткризисного управления компанией в кризисный период 2022 года, и возможно, на перспективу 2023 - 25 годов.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.