– Александр, а у нас аврал!
Я обвожу взглядом офис. Точнее большую комнату – тогда мы еще не знали модного слова «Open Space». Со всех двенадцати столов все было аккуратно убрано, как не бывает убрано даже после субботника. Взамен ежедневников громоздятся кипы каких-то флаеров, вроде, для акции майонеза. Все немногочисленные сотрудники при оружии: кто-то с деревянной, кто-то со стальной линейкой. И как один – с канцелярскими ножами разных цветов и размеров.
– А что вы делаете?
– Готовимся к акции НМЖК, режем флаеры!
– А почему вручную?
– Типография не успела порезать. У них что-то сломалось. Отдали тираж так. А акция-то уже завтра начинается, в 16:00. Пятьдесят точек одновременно, из них двадцать в области. В общем, мы уже четыре часа режем. Но надо еще шесть часов минимум, уж очень тираж большой. Каждый человек на счету. Да что мы с вами время теряем. Александр, держите линейку и нож.
С этими словами мне выдается самая престижная и, наверное, самая большая металлическая линейка и новенький резак. Я разворачиваюсь и быстро иду к столу. В глазах решительность. Рука сжимает острый нож.
«Стоп. Что я делаю, какая резка флаеров?! Их же реально осталось еще тысяч восемьдесят! Что-то тут не то», – голос разума с трудом пробивается через разгоравшийся энтузиазм. Сотрудники тем временем увлеченно режут, и только менеджер проекта застыл, ждет, пока я возглавлю отряд стахановцев.
– Нет. Так не пойдет. Собирайте все…
Сотрудники замирают в изумлении, они растеряны…
– Собирайте флаеры, я серьезно!
Через час все кончено. В хорошем смысле. Тираж флаеров полностью порезан и упакован даже под каждый магазин. Все до смешного просто. Водитель доехал до ближайшей экспресс-типографии. И четырьмя ударами десятитонного пресса вся кипа флаеров аккуратно обрезана. За 15 минут и за 800 рублей с учетом нашей агентской скидки. Работа офиса стабилизирована. Хотя по глазам некоторых сотрудников вижу, что они не успели «нарезаться». Чуть позже я понял, почему возникла эта грусть, и в конце статьи отвечу на вопрос.
Остановиться и подумать
Вот такая история, такая ситуация. Конечно, было и по-другому, когда нужно было все бросить, засучить рукава и действовать. И я искренне уверен, что нет такой задачи, которую руководитель не может и не должен сделать, если очень надо. Но, справедливости ради, в четырех случаях из пяти руководитель все же должен подняться над ситуацией. Его задача – найти оптимальное решение, чтобы остановить начинающийся «мышиный бег».
Типичное возражение неумелых менеджеров – а где взять время? Некогда, проекты не ждут, тендеры идут, подрядчики молчат, сотрудники не набраны, клиенты обрывают телефон... Кто не слышал подобных тирад. Если серьезно, с текучкой нужно разобраться. Не «раз и навсегда», я реалист, но необходимо становиться руководителем, раз уж вы получаете за это оклад и бонус.
Как и что поможет «выйти из операционки»
Обычно под этим понятием имеется в виду нежелание заниматься рутиной, которую руководитель делает за исполнителей, не умея руководить.
- Учитесь руководить. Возьмите любой рейтинг книг по менеджменту и прочтите наугад любую книгу. Выпишите из книги дельные мысли и примерьте их на свои еженедельные практики. А через полгода повторите это упражнение с другой любой книгой.
- Составьте тайминг любого своего рабочего дня. Возьмите типовой день и посмотрите, что же на самом деле вы делаете. Сколько времени у вас занимает планирование, сколько постановка задач, сколько вы работаете работу специалиста, и сколько часов – чисто исполнительскую. Менеджерские функции должны занимать в тайминге хотя бы 20% чистого времени.
- Потратьтесь на услуги коуча по личной эффективности. Их сейчас много и квалификация для короткого проекта не так уж и важна. Попробуйте хотя бы раз в жизни. Пусть специалист походит за вами день, посмотрит, позадает вопросы, и выдаст диагноз – что вам стоило бы делать по-другому и как именно.
- Займитесь разработкой методологии работы вашей компании. Уверен, там есть что упорядочить и прописать. От схемы приема нового брифа, до адаптации нового сотрудника. Краткосрочно (на пару недель) это нагрузит вас не самыми интересными и интеллектуально тяжелыми задачами. Но оно того стоит. По итогам «переборки компании» вы высвободите еще 20% своего рабочего дня. Не говоря уж о том, что повысите устойчивость.
- Если остались сомнения, то пересмотрите гениальную сцену из «Чапаева». Он там в сцене с картошкой хорошо рассказывает про место руководителя в разных кризисных ситуациях.
Неожиданные выводы, которые я сделал из истории с флаерами: не пренебрегайте совместной работой в коллективе. Иногда, на самом деле не часто, людям хочется делать что-то простое, не абстрактное, с быстро видимым результатом. Разумный руководитель найдет и придумает такие активности для коллектива. Ну хоть скворечники колотить всем вместе раз в квартал, только это должно быть управляемо и планово, без ущерба для производства и теории менеджмента.
Также читайте: