Чем полезен творческий беспорядок: 5 ситуаций, когда перфекционизм только мешает

С детства нас учат тому, что порядок должен быть везде и во всем. На работе – дресс-код, в кафе – этикет, в магазинах – выкладка товаров по канонам мерчандайзинга, самолеты летают по чек-листам, хлеб пекут по ГОСТам, ездим мы по ПДД, заполняем кучу анкет в определенном порядке и даже развлечения часто регламентированы. В каждом спорте свои правила – здесь можно стоять, тут нельзя – и все в таком духе.

Складывается ощущение, будто понятия «цивилизация» и «порядок» почти синонимы. Обезьяны жили как животные, дикие предки начали складывать камни кучками, потом все больше упорядочивания — и привет, таблица химических элементов, цветовые палитры Pantone и правила Фэн-шуй по расположению предметов в доме.

Однако это иллюзия. Далеко не всегда порядок автоматически ведет к успеху. Скорее, наоборот, путь к свершениям извилист и непредсказуем. Оптимизаторы приходят потом, когда все самое сложное уже сделано и осталось подмести, разложить по полочкам.

Давайте рассмотрим несколько ситуаций, когда есть смысл относиться к хаосу с большим уважением, чем это принято.

1. Некогда отвлекаться

Наведение порядка входит в топ любимых занятий прокрастинаторов. Ведь так и хочется отсортировать файлы по папочкам, протереть везде пыль. Записать задачи столбиками, а еще лучше – в таблицы, то есть в майндмэпы, ну и т.д. Действительно, не заниматься же срочными и приоритетными делами!

Достаточно прекратить всю эту суету, чтобы появились настоящие результаты. Возможно, поэтому многие известные личности считали уборку лишней. Марк Твен ревностно охранял бардак на своем столе. Роальд Даль (автор многих детских книг, в том числе «Чарли и шоколадная фабрика») работал и вовсе без письменного стола, в окружении предметов для вдохновения, среди которых был откровенный мусор.

Как со знанием дела резюмировала Анна Ахматова:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.

Так и есть, появлению шедевров мешает только одно — когда ими не занимаются. И более того, стерильно чистая обстановка может спугнуть вдохновение. Не только у представителей богемы, но и в самых точных науках.

2. Нет четких ответов

Множество изобретений были сделаны «по ошибке». В том числе как раз потому, что кто-то недостаточно вложился в клининг или соблюдение стандартов:

  • Пенициллин открыли случайно, из-за небрежной уборки.
  • Картофельные чипсы первый раз были сделаны назло клиенту, который достал шеф-повара требованиями к прожарке.
  • Знаменитые стикеры 3М — результат слишком слабого клея, чтобы его можно было использовать по прямому назначению.
  • ДНК была открыта отчасти благодаря множеству разнородной информации, без попыток все классифицировать «как надо».

Таких историй полно. Альберту Эйнштейну приписывают высказывание: «Если беспорядок на столе говорит о беспорядке в голове, то о чем свидетельствует пустой стол?».

3. Избыток данных

Есть еще одна веская причина, по которой сортировка может оказаться вредной. Понятно, как красиво организовать информацию из трех листиков. Пять, десять документов — все еще можно расположить элегантно. Но когда объем зашкаливает, становится очевидно, насколько механический порядок неудобен.

Если вы вели списки дел, то, наверное, сталкивались с этой проблемой. Пишешь несколько строчек, и восхищаешься гармонией. Расписал задачи по проекту — и хочется добавить заголовки, подзаголовки, табы, тэги, графы, деревья, что-то посложнее. Но не влезает.

Вот почему дизайнеры используют мудборды — набор картинок и палитр для вдохновения. Это попытка формализовать то, что эффективно только благодаря избыточности.

Похожий прием можно заметить в детективах. На стене висят фотографии подозреваемых, участки карт с булавками, письма, улики, нитки. Со стороны кажется, что человек сошел с ума, как герой фильма «Игры разума». Но на самом деле это довольно практично.

А вот мечта перфекциониста, когда все отсортировано по цветам, размерам или алфавиту, совершенно не годится. Потому что в таком случае на первый план выходят параметры, которые на сотых местах по значимости. Тогда как фокусироваться нужно на другом.

4. Люди не роботы

Кстати о фокусировках. Хорошо настроенный механизм способен работать в режиме непрерывного конвейера. Он никогда не устает, не задумывается, не выгорает. Разве что буквально, если беда с пожарной безопасностью.

Люди устроены иначе. Мы эмоциональны. Одни бережно хранят фотографии близких поближе к сердцу, хотя с точки зрения формальной логики это бессмысленное действие. Другие держат на столе памятные вещицы. Сувениры, подарки, трофеи из путешествий. А еще любимую мягкую игрушку или кинетический аттракцион.

Какой смысл в выборе штор, цветов для обивки дивана, ковров, видов из окна? Казалось бы — уткнись в монитор и работай. Но нет же, мелочи еще как сказываются на производительности, на желании вообще чего-либо делать.

Очень мало таких, кто похож на Джорджа Клуни в фильме «Мне бы в небо». Там герой всю свою жизнь возил в ручной клади, разумеется, в идеальном порядке.

Как правило, большинству требуется совершенно иное отношение к вещам. Никто не спешит их выкидывать, оставляя две пары обуви и рубашек. Даже в офисе хочется комфорта, не говоря уже о доме.

Избыточность входит в обмен веществ. Мы не питаемся белками, углеводами и аминокислотами в определенных пропорциях. Такого хватило бы для жизнедеятельности организма, но явно недостаточно для нормальной, тем более счастливой жизни.

5. Состояние потока

Наконец, одно из моих любимых. Состояние потока возвращает веру в магию. Оказывается, человек способен парить на крыльях мысли, наслаждаться вдохновением и творить. Часами, днями и ночами напролет. Не уставая, не отвлекаясь. Без тяжелой усталости, наоборот, с очень приятным послевкусием и чувством, что все было не зря.

Чем помочь человеку в состоянии потока? Просто не мешать. 

Но если напомнить о чем-то за пределами проекта на экране, подкинуть факты или мнения из другого кармана, предложить улучшить (на взгляд советчика), подсунуть регламент, правила, неважно что еще… То все, конец.

Карточный домик волшебной производительности рухнет. Обрушится полностью, закрывая окно возможностей надолго или навсегда. 

Каким наведенным порядком можно компенсировать такую потерю? Насколько должен быть выровнен текст, если он не дописан? Какой смысл в строгом учете рабочего времени по проваленной задаче? 

Осознанный хаос

Значит ли все это, что лучше забыть о порядке? Не разбирать входящие, действовать наобум, перестать выносить мусор, не стричься, деградировать до облика Робинзона и одичать.

Некоторые, особенно творческие люди, видят алгоритм успеха именно так. На мой взгляд, в противопоставлении порядка и хаоса есть полутона.

Речь о том, чтобы прежде всего сбить нимб с разнообразных GTD (Getting Things Done) и строгих методологий. Наши ресурсы ограничены. В дефиците не только время, но также силы, внимание, способность к концентрации и общительность. 

Возможно, стоит пренебречь постулатами порядка. Например:

  • Не разбирать все файлы так, будто вы завтра уходите в отпуск навсегда и должны передать дела другому человеку.
  • Не превращать папки с документами в выставочный стенд «Бюрократ года».
  • Не отвечать на все входящие моментально, высыпаться и отдыхать вместо сортировки спама и обращений непонятно от кого и зачем.
  • Не убиваться ради чужих регламентов, во всяком случае постоянно.
  • Делать презентации как вам удобно, а не по шаблонам и «правилам».
  • Плевать на внешний лоск, заниматься «движком» под капотом.
  • Игнорировать неприятные контакты, забивать на лишние созвоны, прогуливать совещания, вести себя как образцовый хулиган.

Более того. Можно пить алкоголь с утра, кофе ночью. Выглядеть хмурым и недружелюбным на вечеринках. Веселиться не к месту, когда все другие напряжены. Жить на своей волне.

Периодически бросать проекты. Менять работу, а может, и вид деятельности. Путешествовать без обратного билета в кармане. Забить на перфекционизм, строить больше гипотез и успевать их проверять.

В конечном счете, мы никогда не знаем наверняка, что сработает, а что нет. Самый строгий SWOT заполняется «экспертными оценками». 

Порядок создает иллюзию основательности. Придает вес цифрам, делает выводы вескими, убедительными. Но если так, почему господа инвесторы регулярно промахиваются на версту в своих оценках? Вся статистика мира в их распоряжении, порядок в данных идеальный — а потом прилетает очередной черный лебедь и переворачивает все вверх тормашками.

По-моему, разумнее отказаться от попыток контролировать все и сразу. Жить по Agile, с регулярным пересмотром планов. Заодно так можно успеть пожить, а не только следовать чьим-то ГОСТам.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Нижний Новгород

"Две опасности угрожают миру: порядок и беспорядок.“ —  Поль Валери французский поэт, эссеист, философ 1871–1945

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Индийский священник-иезуит, мистик и психотерапевт Энтони Де Мелло: "Идеальный порядок превратил бы мир в кладбище". 

Важно чтобы беспорядок - неупорядоченное состояние, при котором нарушена некоторая структура, но сохраняется возможность восстановления или наведения порядка, не превратился в хаос - состояние полной неупорядоченности и отсутствия предсказуемых связей между элементами системы.

Пост не осилил, извините... Просто свои 5 копеек по теме добавил 

PS: Де Мелло почитайте обязательно. Особенно рекомендую "Осознание" - лучшее лекарство от разочарования. Очень жалею, что прочел ее только во взрослом возрасте

 

Экономист, Москва

Хм... пост интересный, но провокационный в какой-то мере. Не везде беспорядок возможен, уместен и небезопасен - да, самолеты должны летать по чек-листам, и только так, а не иначе. Кому-то в чем-то (особенно творческим людям) беспорядок "в помощь", а где-то он просто недопустим. 

Консультант, Новосибирск

В стратегическом менеджменте есть даже конструкция - "работа на грани хаоса". Считается, что организация только тогда будет гибкой и адаптивной, если в ней есть незарегулированные элементы (люди, группы, структурные подразделения). Мастерство стратегов организации заключается как раз в создании конструкта, когда что-то работает четко, как часовой механизм, а что-то обладает значительной степенью свободы. 

Независимый директор, Москва

Эх, Станислав - Станислав !

И пишете и пишете, то на одну тему, то на другую. 

Нам читать это всё КОГДА ?

Люди не роботы !

Специалист, Новосибирск

«Хаос всегда побеждает порядок, поскольку лучше организован».
Терри Пратчетт

Я считаю, что наш мир — это виртуальная реальность, которой управляет ИИ, он делает это настолько хитро, что мы не видим логики его работы, а на самом деле она есть.

И связана она с развитием людей, как детей в детском садике.

И в первую очередь — это умственное развитие.

Нетрудно заметить, что жизнь требует от людей всё больше и больше умственных ресурсов, и это заставляет людей напрягаться и искать способы облегчить себе «думание».

Надо только учитывать, что у разных людей еще разный опыт и они находятся на разных ступенях обучения.

Поэтому их поведение может существенно отличаться друг от друга.

Один из важных элементов развития человека — это творческая самореализация.

И тут излишний порядок прямо противопоказан.

Поэтому его никогда не будет на Земле.

Консультант, Москва

It depends! Если беспорядок творческий  и живущий в нем - человек творческий и ему это нравится, то может быть. Это дело вкуса. Если же беспорядок - это неухоженность, заброшенность, несистемность, отсутствие разумного начала - то это "внешнее" будет каждый день "входить в сознание" и ломать ростки чего-то системного в ментальных моделях, в общем настрое.  Результат - например, неспособность к длительной трудной, последовательной работе, без сиюминутных "плюшек".  Но иногда, если хочется хаоса, чтобы отдохнуть от порядка - можно и его устроить для встряски. И я согласен с автором - иногда стоит послать все к черту и сделать резкий, глубокий поворот, но не скатываться к вульгарной распущенности (под видом "свободы").

Но нельзя все время "есть пирожные" - фигура портится, а "занятия" (от спорта до интеллектуалных задач) - это каждый день с редкими "выходными". Но, конечно,  "пирожные вкуснее"...

Это зависит от того, какую реально философию исповедует фигурант - он стоик, эпикуриец, гедонист и т.д. Персонажи могут и слов таких не знать, но это ничего не меняет по сути.

Руководитель группы, Москва

Если уж зашла речь о литературе, то базовый труд на эту тему - это цикл Желязны об Амбере и Хаосе. Там все написано 

Генеральный директор, Москва
Сергей Корчанов пишет:

В стратегическом менеджменте есть даже конструкция - "работа на грани хаоса". Считается, что организация только тогда будет гибкой и адаптивной, если в ней есть незарегулированные элементы (люди, группы, структурные подразделения). Мастерство стратегов организации заключается как раз в создании конструкта, когда что-то работает четко, как часовой механизм, а что-то обладает значительной степенью свободы. 

Возможно, идея в том, что не нужно регулировать буквально всё, если это негативно влияет на результативность. Но часто зависит от особенностей бизнеса, например, работающего в режиме 24/7, когда важно безусловное соблюдение основных процессов. Проблема баланса.

На слух в чём-то пересекается с идеями буферизации в ToC и CCPM.

Директор по развитию, Москва

Интересная статья. Спасибо! Но всегда есть, как мне кажется, нюансы. Самый строгий СВОТ в эпоху цифровой трансформации заполняется бездушными данными :) А порядок всегда рождается на пересечении хаосов, причём прроисходит это зачастую непредсказуемо. Это ещё Илья Пригожин доказал :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Работодатели стали чаще предлагать кандидатам оплату питания

Также в вакансиях стали чаще упоминать возмещение транспортных расходов и добровольное медицинское страхование.

Россиян ждет 6-дневная рабочая неделя в конце октября

Неделя с 28 октября по 2 ноября включительно будет рабочей.

Российские топ-менеджеры не хотят релоцироваться за рубеж

Только 12% российских топ-менеджеров готовы к переезду в другую страну для построения карьеры.

Россияне рассказали о карьерных целях на ближайшие три года

Важным фактором мотивации для большинства сотрудников является возможность занять руководящую должность.