Сергей Патаев
ЧЕРНЫЕ СЛЕЗЫ
Криминально-экономический роман
В газодобывающем Ноябрьске неизвестные чужаки в огромных количествах скупают акции у доведенных до отчаяния рабочих. Крупные акционеры подвергаются давлению и даже пыткам.
Непонятные, а иногда и страшные события, происходящие на Ямале и в Сибири, в Москве и Европе, и даже в маленьком ненецком поселке – части одной большой игры. И участвует в ней не только наш мир, но и мир Иных. Это их земля, это их газ. Но имеет ли для нас значение маленький тундровый народец, реликт, непонятно как доживший до наших дней?
Будет ли победитель в этой игре? Или все захлебнутся черными слезами раскуроченных недр?..
===============================================
Глава 1
Москва,
10 декабря 2012 год
Утро начиналось хорошо. Даже несмотря на то, что это был понедельник – обычно день тяжелый и суетливый. Как правило, все что планировалось на этот день, всегда удавалось выполнить только на половину. И то в лучшем случае.
Семен Батов, вице-президент «Севнефтегаза» по безопасности, стоял перед огромной интерактивной картой на стене. На ней яркими разноцветными значками переливались активы нефтяного гиганта. Красные точки – места добычи, голубые – принадлежащие группе нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия. Они охватывали всю огромную страну – от Центрального Федерального Округа до Дальнего Востока. Отдельные огоньки сияли за почти условной постсоветской границей – в Северном Казахстане и Белоруссии. Несколько вкраплений светилось и в дальнем зарубежье – за последние годы «Севнефтегаз» смог значительно расширить свои владения, и теперь ему принадлежали трубопроводные системы в Западной и Восточной Европе – в Германии, Италии, Румынии, Греции.
Взгляд вице-президента сместился к югу. Там, в районе Новороссийска, начиналась зеленая линия, пересекавшая почти по середине Черное Море, далее следовала через Болгарию, Сербию, Венгрию и в Австрии присоединялась к мощной трансевропейской распределительной системе. Другая ветка, отделяясь от основной на территории Болгарии в районе Плевена, должна была пойти через Грецию и, далее по дну Адриатики, в Италию.
Пока это был только проект, но уже вступивший в свою практическую составляющую – в минувшую пятницу был дан торжественный старт работам по строительству самого масштабного в современном мире продуктопровода по доставке углеводородов, который должен был обеспечить богатую Европу российским газом и, что не маловажно, в обход непредсказуемой Украины. А заодно и посадить заносчивых европейцев на углеводородную иглу зависимости от России.
Имя этому проекту было «Южный Поток». И курировался он на самом высоком уровне. В Европе его лоббистами были не только российские Президент и Премьер-Министр, что и понятно, но и руководители правительств Германии и Италии – закадычные друзья российского лидера.
«Севнефтегаз» была одной из первых скрипок в консорциуме по строительству этого газопровода. Злые языки поговаривали, что для того, чтобы компанию пустили к трубе, в штат пришлось даже взять бывшего вице-премьера, сохранившего хорошие отношения с действующей властью. Особо циничные утверждали, что он и вовсе был командирован Кремлем в «Севнефтегаз» в качестве «смотрящего».
Батов никогда не обращал внимания на сплетни. Собака лает – караван идет, говорили мудрые люди, и это полностью относилось к их компании. А еще говорят – попа проклинают, а он толстеет. Вот и «Севнефтегазу», и так довольно упитанному игроку, если судить по электронной карте, придется растолстеть еще больше. Ведь хорошего человека, как известно, много не бывает.
Батов усмехнулся собственным мыслям и отошел к окну. Его кабинет находился на последнем этаже небоскреба в самом сердце Москва-Сити. С неба сплошной стеной валил снег, исчезая где-то внизу. С высоты кабинета нельзя было рассмотреть даже автомобили, припаркованные на улице. Зато открывался прекрасный обзор вдаль – был виден Кремль, Белый Дом, знаменитые сталинские высотки. Казалось даже, что видны вышки далеких сибирских месторождений, но Батов никогда не питал иллюзий, понимая, что это игра воображения, когда мозг, в ответ на мыслительный процесс, сам предмет мысли проецируют перед глазами для наглядности.
На вид Батову было далеко за пятьдесят. Возможно, лет шестьдесят. Но пенсионером назвать его вряд ли у кого повернулся бы язык. Высокий, статный. Подтянутый, спина прямая как у кадрового офицера. В каждом движении чувствовалась сила, а во взгляде – власть. Золотой загар ровно покрывал все открытые для обозрения части тела и угадывался на скрытых. Ни капли лишнего жира, никакого брюшка. Казалось, годы проскользнули где то рядом, оставив лишь мимолетный след на лице – еле заметную сеточку морщин под глазами да чуть потускневший взгляд. Да и кожа на руках была уже далеко не как у юноши.
Это был занятый важными делами человек, и было непонятно как он еще умудрялся находить время на спортзал и море чтобы поддерживать себя в такой хорошей форме. Мало кто знал, но время от времени Семен Петрович даже выходил на ринг, выбирая в качестве спарринг-партнеров кого то из своих подчиненных. Конечно, о честном поединке речи не шло – дураков в полную силу мутузить начальника не находидось. Задача такого «противника» состояла в том что бы по возможности максимально дольше выдержать все удары шефа пока тот не вспотеет. Тем не менее, это нельзя было до конца считать поддавками. Разумеется, в полноценном бою против какого-нибудь сорокалетнего ветерана «Альфы» у Батова не было бы никаких шансов. Но с уличными бойцами Семен Петрович вполне бы справился без проблем.
В этом и была вся прелесть власти. Настоящей власти. И силы. Той власти, которая дает неограниченные преимущества перед более сильными, заставляя их прятать свою силу и покорно выдерживать натиск. И силы, которая может применяться без всякой оглядки на закон и мораль над теми, кто слабее. Ибо эта сила защищена властью. И в России первой половины ХХI века вовсе необязательно было быть государевым человеком, чтобы обладать такой властью и такой силой. Их не много, но были такие люди, которые чувствовали себя не менее могущественными чем само государство, номинальными подданными которого они считались. Они не боялись своего сюзерена. И даже для приличия не считали нужным делать вид что подчиняются. Между ними и Богом не было никого. Они и государство российское были равны. Иногда казалось, что они даже круче этого самого государства.
И одним из тех, кто имел такую власть был Семен Петрович Батов. Будучи в ранге вице-президента, он руководил службой безопасности финансово-промышленного монстра, годовая выручка которого многократно превышала бюджет большинства стран мира. «Севнефтегаз» был государством в государстве. Со своей армией и территорией. И огорчало бывшего генерала КГБ СССР лишь то, что он был не одинок в своем величии. Рядом были не менее могущественные и не менее властные персоны. И не смотря на то что во всей стране таких людей можно было пересчитать по пальцам одной руки, в последнее время им все теснее и теснее становилось уживаться в одной банке.
Ожил селектор. Секретарь сообщила, что пришел Груздев.
— Пусть войдет, — разрешил Батов.
Он не вернулся за стол, оставшись стоять у окна, руки в карманах. С Груздевым не нужно было соблюдать условные церемонии – они знали друг друга больше двадцати лет, еще по совместной работе в КГБ СССР. Именно поэтому Груздеву и была доверена столь деликатная задача.
===============================================
(Фрагмент. Полностью Главу 1и все последующие можно прочитать по ссылке https://pataev.com/черные-слезы)
Аудиоверсию первой части романа можно послушать https://youtube.com/watch?v=HUFMIF4xYCw
6