Как грамотно использовать эмоциональные состояния сотрудников

О развитии эмоционального интеллекта как одной из главных компетенций современного управленца мнения часто противоположные: от «да, это действительно необходимый навык» до «да кого волнует, что и кто чувствует, когда работать надо». 

Так уж получается, что все более успешными становятся те руководители, которые вовремя понимают: владение эмоциональной информацией – равно как и любой другой информацией, дает реальную силу.

Если спросить у любого участника тренинга по эмоциональному интеллекту, (а тренингов таких сейчас сотни, если не больше), чему он хотел бы научиться – то 90% ответов будут звучать в стиле «хочу научиться управлять чужими эмоциями». Звучит почти как «хочу получить мировое господство» – но в каком-то смысле так оно и есть. И в этом желании нет ничего предосудительного. Тем более, что в реальности эти знания действительного могут приблизить и такую цель.

Руководители очень по-разному относятся к эмоциям своих сотрудников – и как правило под эмоциями подразумевают те состояния, когда сотрудник расстроен или злится, забывая о том, что, во-первых – эмоциональный диапазон среднестатистического человека чуть шире, а во-вторых – даже эти состояния можно использовать в свою пользу. В общем, не буду расписывать всю пользу развития эмоционального интеллекта для руководителя – об этом написано много.

Коротко поделюсь лишь несколькими конкретными ситуациями, которые могут оказаться полезны в работе.

Радость: мозговой штурм

Рабочие задачи традиционно ставятся с учетом навыков, опыта и свободных ресурсов конкретного сотрудника. И это максимально логично. Особенно, если не забывать, что и эмоция может тоже стать таковым ресурсом.

Очень яркий пример важности соответствия задачи и эмоционального фона – мозговой штурм. Наверняка многие из вас применяют этот способ поиска решений. Я неоднократно сталкивалась с жалобами руководителей после обучения «не работает этот ваш мозговой штурм – только время потеряли» – и, честно говоря, поначалу даже списывала то на свой «недостаточный» опыт в работе с такой аудиторией, то на их «недостаточный» опыт проведения мозгового штурма. Пока не начала расспрашивать подробнее и выяснять обстоятельства проведения.

Лишь у некоторых участников моего импровизированного опроса все после обучения проходило удачно. И как сами они говорят – «настроение было отличное, радостное, все хорошо прошло, толково!» Тогда как остальные не особо оптимистично отзывались что о методе, что о своих сотрудниках в момент попытки его применить.

А дело вот в чем. Исследования в области развития эмоций показывают, что формирование радостного эмоционального фона, позитивного настроения значительно повышает способность людей принимать решения, генерировать ассоциации и варианты, создавать идеи и максимально расширять список альтернативных решений.

Таким образом, затевая мозговой штурм с сотрудниками в угрюмом и удручающем настроении, уставшими и выгоревшими – руководитель практически обрекает затею на провал.

С другой стороны, радостное состояние способствует глобальному мышлению, помогает увидеть большие цели и долгосрочные перспективы.

Грусть: аналитический подход, критическое мышление

Но, наверняка сложно представить себе коллектив постоянно радующихся сотрудников? Вызывает некоторые опасения. Хорошая новость в том, что есть задачи, которые намного эффективнее решит тот, чьи эмоции далеки от радости и счастья.

В противовес способности видеть перспективу, которую дает радость, эмоция грусти многократно усиливает аналитические способности, критическое и дедуктивное мышление. Повышается фокус на деталях, становятся виднее ошибки и нестыковки в предоставленных фактах. Здесь и сейчас, будучи в состоянии печали и грусти, ваш сотрудник становится просто кладом для вас – если в арсенале задач на сегодня есть задача, требующая аналитического подхода.  

Я не говорю сейчас о том, что счастливый сотрудник не сможет выполнить эту задачу качественно – все же это зависит от множества обстоятельств. Я скорее о том, что имеет смысл использовать те возможности, которые в буквальном смысле подкидывает нам наша физиология.

Злость: фокус

Вспомните, как спортсмены «накручивают» себя эмоционально, например перед соревнованиями – вызывая сознательно «спортивную» злость и иногда даже гнев.  Для чего они это делают, как думаете? Явно не только потому, что им приятно злиться.

А вот то, что в состоянии злости все ресурсы наш организм фокусирует в одной точке, может очень даже помочь – особенно, если эта точка будет рабочей задачей, требующей максимальной концентрации ваших умений и навыков. Например, важные переговоры, которые потребуют определенной жесткости.

Страх: поиск проблем и рисков

Еще одна популярная эмоция – страх. Надеюсь, его ваши сотрудники испытывают не слишком часто, но даже эту эмоцию можно превратить в ресурс. Состояние страха или опасения, вызывает внутреннюю настороженность и подозрительность, которая может стать неплохим решением в поиске возможных проблем и рисков. Страх возвращает наше мышление к прошлому опыту и порой позволяет посмотреть на него другими глазами – и возможно даже увидеть что-то новое в хорошо знакомой ситуации.

Эмоции = ресурс

Вопрос «зачем руководителю понимать, что чувствуют его подчиненные?», приобретает таким образом смысл далекий от «ну ок, я его поддержу, что там от меня еще нужно». Эмоция становится дополнительным ресурсом, не использовать который в условиях нынешних скоростей жизни и работы было бы просто нелогично.

И тогда «я знаю, что чувствуют мои сотрудники» превращается в «я знаю, как увеличить эффективность их работы». Ну и свою заодно – на руководителей законы физиологии эмоций тоже действуют.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.