Выгорание и стресс на работе входят в число главных причин для увольнения сотрудников из компаний, по данным исследования «Работы.ру» и «СберАналитики». А результаты опроса «Гедеон Рихтер» и hh.ru показали, что только треть работников российских компаний оценивают свое психическое состояние как хорошее. При этом три четверти респондентов не получают психологическую поддержку на работе.
В условиях дефицита кадров особенно важно сохранять рабочую атмосферу в коллективе и здоровье сотрудников. Способами заботы о коллегах могут стать программы благополучия и работа с психологом в компании.
Редакция Executive.ru узнала у экспертов, каким компаниям психолог будет особенно полезен, как его искать и правильно работать с ним, чтобы это не привело к дополнительному стрессу для сотрудников.
В каких случаях должность психолога необходима
Илья Глазырин, собственник и руководитель тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия»
Психологи обязательно нужны компаниям, которые проходят определенные этапы: слияние и поглощение, изменение бизнес-процессов, замена управленческого состава. Иногда бывает, что руководство встает и уходит целыми отделами.
Практически всем компаниям не помешает нанять психолога, если они хотят привлекать и удерживать молодых сотрудников. Сегодня у нас возникла довольно интересная ситуация на рынке труда. На предприятиях образовалась возрастная яма. На своих местах остается молодежь от 20 до 35 лет и люди старшего возраста – от 50 лет. А специалисты среднего возраста, от 35 до 50 лет, часто уходят из компаний, меняют место работы, уезжают за границу.
Между молодежью и «старичками» огромный разрыв в менталитете, недопонимание, отсутствие диалога из-за того, что между ними нет «переводчиков» с одного языка на другой в виде промежуточного поколения. Чтобы молодые специалисты могли быстрее адаптироваться в компании, нужен психолог в штате или приглашенный консультант. Он поможет представителям разных поколений найти общий язык, преодолеть внутреннее сопротивление.
Мы всегда рекомендуем клиентам организовать психологическую службу, если видим, что на предприятии происходят сложные процессы. В 2022 году на тренингах, проводимых в одной крупной нефтехимической компании, мы заметили, что от участников тотально всплывают запросы по теме профессионального выгорания, стресса и так далее. Стало понятно, что тренингами здесь не обойтись – требуется какая-то индивидуальная работа.
Компания находилась в ситуации перестройки своего бизнеса с европейских и американских рынков на азиатские. Это был крайне сложный процесс, у многих сотрудников случались нервные срывы. Мы рекомендовали руководству привлечь к работе с сотрудниками психологов. Но нас услышали только, когда прозвенел достаточно громко звоночек: одному из линейных руководителей прямо на работу вызвали скорую. После этого руководство задумалось на тему разгрузки людей и внедрения мероприятий по управлению стрессом.
Валерия Чертовикова, СЕО психологического онлайн-университета Black Square University
В нашей компании работа сотрудников с психологом началась в постпандемийный период, когда уровень стресса и тревожности по всему миру оставался высоким, даже несмотря на возвращение к привычному образу жизни. На фоне переосмысления ценности жизни менялось и отношение к работе, которая перестала быть чем-то основополагающим. Кроме того, многие, оценив достоинства удаленной работы, так и не вернулись в офис. Тогда всем требовалась тотальная поддержка, и в нашу практику были внедрены еженедельные ресурсные встречи с психологом.
У нас уже был свой специалист в штате, потому что работа нашей компании связана с психологией. Большим плюсом стало то, что он оказался погруженным во все рабочие процессы и корпоративную культуру и понимал, с какими реальными трудностями приходится сталкиваться сотрудникам. Со дня основания компании мы работаем удаленно, поэтому в организации встреч не было сложностей — все они проходили в онлайн-формате в Zoom.
Эта инициатива, изначально планировавшаяся как временная мера, оказалась успешной и продолжает работать до сих пор. Раньше это были еженедельные встречи с тренингами, ответами на вопросы, беседами. В начале 2024 года появился запрос на создание отдельных тематических групп.
Трудности в одной сфере зачастую распространяются и на другие. В начале года сотрудники стали обращаться за помощью к психологу из-за трудностей в личных отношениях. Общение с ним сохраняло их душевное равновесие, а нам помогало удержать сотрудников от кардинальных решений. В целях профилактики мы создали тематические группы по отношениям, в которых можно прорабатывать свои проблемы.
Как искать психолога и оценивать его работу
Илья Глазырин, собственник и руководитель тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия»
Мы обращались в Институт психологии с просьбой порекомендовать практикующих психологов. Первые три месяца в качестве пробы пользовались почасовыми услугами консультантов, а затем предложили им перейти в штат на зарплату.
Практическую пользу от работы психологов с сотрудниками в одной из компании, где наблюдалась довольно большая текучка кадров, и положительный эффект продемонстрировали цифры. Если в 2022 году текучка доходила до 23-24%, то после внедрения регулярных психологических диагностик, коучинга, психоконсультирования коэффициент упал почти вдвое. Люди, которые сомневались – уволиться или остаться – начали показывать растущий NPS, лояльность к компании повысилась.
Для любой «болячки» есть свое решение – нужно просто обратиться к правильному специалисту. В компаниях, которым мы рекомендовали организовать психологическую службу или помогали внедрять ее, постепенно нормализовалась бизнес-среда, микроклимат. Люди знали, что если им эмоционально трудно, то они всегда могут обратиться за помощью. И этой возможностью все охотно пользовались.
Наталья Богатова, владелица маркетингового агентства Create, эксперт Executive.ru
В моем опыте было приглашение команды психологов для оценки состояния и перспектив сотрудников. Некоторые из них после этого кардинально сменили работу, например, повар ушел в создание своего бренда одежды. Но по некоторым сотрудникам были даны неожиданные заключения, которые помогли правильно расставить людей по должностям, увеличив их эффективность.
В последнее время во время консультаций с предпринимателями замечаю тенденцию: мужчины еле сдерживаются, чтобы остаться в рамках нормативной лексики, женщины плачут. Несмотря на то, что мы занимаемся такими вопросами, как построение стратегии, антикризисное управление, планирование, все чаще разговор выходит на «я больше не могу» и ощущение загнанности в угол.
Сейчас всем не помешает встреча с психологом, ведь выгорание становится реальной проблемой для бизнеса. Но особенно я бы рекомендовала владельцам бизнеса постоянно находить время и возможность встречаться с психологом или психотерапевтом, ведь от состояния и настроя владельца зависит весь бизнес.
Что делать если должности психолога в компании нет
Елена Обвинцева, C&B, эксперт Executive.ru
В моей практике штатного психолога ни в одной компании не было, но всегда был человек, который по воле или неволе выполнял подобные функции. К нему приходят просто поговорить. Полезно ли это? Да, чтобы измерить «градус напряженности» и, при необходимости, снизить его.
Как пример: часто в совершенно элементарном непонимании друг друга сотрудники просто не видят точек соприкосновения, что приводит к банальным конфликтам. Или другая ситуация, когда ответственный сотрудник зарывается в своих процессах настолько, что забывает подниматься и смотреть на происходящее с высоты «птичьего полета», видеть происходящее в другом фокусе.
Хороший опытный психолог, который своевременно диагностирует и качественно отрабатывает подобные проблемы – ценный кадр. И совсем не важно, должностной он психолог в компании или нет. Эта работа человеческого интеллекта, души и жизненного опыта.
Как не надо работать с психологом в компании
Ольга Паращак, руководитель девелоперских проектов, эксперт Executive.ru
Психолог в штате – это человек, зависимый от руководства, он работает и получает зарплату, пока удобен руководству. Многие ли захотят с ним откровенничать? Работа с независимыми психологами будет более уместна и эффективна. Они беспристрастны и смогут эффективно помочь сотрудникам и руководству, но последним необходимо проявить ум и такт.
В компании, где я работала главным инженером, в какой-то момент руководство привлекло психолога для работы с ключевыми сотрудниками. Это был независимый психолог, не состоящий в штате. Сначала указанные сотрудники прошли тесты, потом индивидуальные беседы онлайн, где каждому было обещано, что результаты и рекомендации будут переданы на бумаге через организовавшего консультацию топ-менеджера.
Что происходило в компании во время и после этого:
- Поскольку не были заранее объяснены цели и задачи привлечения психолога, сотрудники, вошедшие в группу, заволновались и пытались найти объяснение происходящему. Версии были разные, в том числе и та, что руководство хочет выявить и уволить всех, не подходящих под некие параметры.
- Сотрудники, не попавшие в группу, обиделись, поскольку эта ситуация побудила их почувствовать себя не значимыми для компании.
- Для меня это стало началом ухода, потому что психолог во время беседы сказала, что у меня высокий результат по лидерским качествам, и она, в рамках отчета, даст мне соответствующие рекомендации по дальнейшему личностному и карьерному развитию. Но руководство не передало мне этот отчет: без объяснения причин просто не отдали и все. Мое отношение к руководству, до этого хорошее, изменилось — я перестала доверять.
Если кому-то это мероприятие с психологом и принесло пользу, то ее было явно меньше по сравнению с ущербом для компании: сотрудники нервничали, появилось расслоение на «важных» и «не важных». Вскоре, от возросшей нагрузки, не добившись подкрепления, уволились линейные сотрудники одного из направлений.
Руководство сделало свой вывод и приняло, теперь уже в штат, мотивационного менеджера, что было встречено коллективом крайне негативно, потому что они ждали рабочие руки, а появился мотиватор, что никого не смотивировало.
Был ли у вас опыт работы с психологом в компании? К чему это привело? Расскажите в комментариях!
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:
Читайте также:
Интересная тема для статьи, спасибо!
По-моему, психолог должен быть независимым от руководства компании, то есть не состоять в штате.
Например, он может работать в другой фирме и обслуживать фирму-клиента по договору между фирмами.
Правда, остается вопрос лояльности к руководству компании, люди могут бояться, что психолог может рассказать что-то про них руководителю, а руководитель может бояться негативного настроя у сотрудников из-за некорректных оценок фирмы психологом.
Думаю, что это должен решать владелец фирмы или тот, кто фактически выполняет его обязанности.
Тут не понятно что подразумевается под психологом.
Если HR, который что-то понимает в психологии и меряет среднюю температуру по больнице -- то он в первую очередь HR, который просто понимает, что происходит в компании. Для этого не нужно быть отдельной штатной единицей психолога.
Если это психолог, который работает как бесплатный психоаналитик для сотрудников -- то это штатный стукач.
Если кто и нуждается в психологе -- то услуги штатного это худший выбор.
На мой взгляд, чем меньше сотрудник посвящает нанимателя в свои проблемы (тем более глубоко личные и требующие проработки с психологом) -- тем лучше для сотрудника.
Мне кажется лучше вообще избегать приёма на работу сотрудников с подвижной и нестабильной психикой, которым нужен или может понадобиться психолог.
А, если сотруднику вдруг понадобится психолог -- то лучше найти его где-нибудь вне офиса, по рекомендации или как-то еще. И не делать своих тараканов достоянием нанимателя.
Подобные гипотезы крайне маловероятны. Вероятно,в Вашем личном опыте нет наблюдения за деятельностью психолога в организации. Это не сотрудник, хоть в штате,хоть на аутсорсе, это - психолог. Он вне кабинета глух и нем, как игрок в покер. Невозможно "нанять" психолога для конкретной задачи в рамках деятельности компании. Его можно привлечь за конкретную почасовую оплату в рамках контракта. Он может принимать участие, конечно, и в групповом формате, но тогда это будет тренинг,коучинг, тимбилдинг. Сложно представляю себе)))
Полагаю, наиболее независмый формат работы психолога сегодня - онлайн. Однако, люди будут больше доверяться очному контакту, получается много эффективнее.
Не смешите.
Кто ему платит и зачем? Чтобы что? Чтобы он делал не пойми что и никому ничего не говорил, как игрок в покер?
Как он отчитывается о работе? Как его в таком случае оценивают?
Штатный психолог -- это в первую очередь информатор.
Психологи нужны, чтобы нормальному человеку объяснить, что у него есть проблемы.
В ноябре здесь была статья Фахри Агаева про атмосферу компании, отличная альтернатива психологам. При нормальном психологическом климате в коллективе психологи только вредят.
Я нанимал психологов как руководитель организации, как в штат, так и для проведения семинаров и тренингов.
Но при этом я не имел цели получать от них информацию по обращениям конкретных сотрудников, хотя мог бы это делать.
И знаю, что люди настороженно относились к штатному психологу, так как он в зависим от начальства.
Штатный психолог — это удобно, его деятельность проще контролировать и обеспечивать, но не все вопросы к нему пойдут решать.
Поэтому что-то типа «выдачи талончиков на консультацию» к внешнему, независимому психологу может быть удобным вариантом.
Но всё зависит от размера и типа организации и так далее.
А у вас есть опыт руководства организацией и найма сотрудников (в том числе психологов) себе в подчинение?
Поделитесь таким опытом, если есть чем.
Работал в компании, где был штатный психолог. Женщина. Чем она занималась, не знаю, иногда о чём-то шептались с женщинами. Женский мир своеобразен, отличается от мужского, вполне возможно, что это нужно нашим дорогим дамам. Ни разу не обращался к психологу.
Во времена Ельцина в Вооружённых силах убирали замполитов, всякого рода штатных секретарей, штатных агитаторов и вводили вместо них психологов. У нас тоже появился. Спрашивали его: А в чём твоя работа? "Всё просто. Командир тебя выдрал. Берёшь бутылку, идёшь ко мне...".
)))))))))
Может и в неблагополучных компаниях нужен психолог, чтоб лечить душевые травмы, причинённые грубым начальниколм?
Почему в неблагополучных? Начальство, настойчиво требующее результат, чаще в благополучных встречается. :)))
Ну может быть в благополучных у большого начальника куча помошников, секретарша. Ему далеко до вас. Он добрый. )))
Интересная тема. Для отечественной корпоративной практики
Если хотите увидеть значимость и примеры настоящего ПРАВИЛЬНОГО психолога для бизнеса, посмотрите сериал "Миллиарды" (Billions). Венди Роадс, к слову, не просто штатный аналитик по развитию кадрового потенциала в инвестиционной компании Axe Capital, но по совместительству жена антогониста главного героя ))