Руководителю технических специальностей часто приходится работать вахтовым методом – перемещаться в иной город или регион, чтобы находиться непосредственно на объекте предполагаемого управления. Выскажу ряд прикладных рекомендаций, проверенных на личном опыте.
Зачастую тревел-менеджер – это специалист, который отвечает за покупку билетов и бронирование проживания, но сам он редко бывал в пунктах назначения, куда отправляет специалистов, поэтому плохо осознает все сложности реальной логистики.
Опция приобрести транспортные билеты самостоятельно у «путешествующих» сотрудников есть не всегда, в том числе по причине того, что в местах пребывания отсутствует физический доступ к кассам или интернет-соединение, потому что объекты находятся далеко от цивилизации. А поскольку ответственность за бесшовную доставку с точки А до точки Б является ответственностью самого путешественника, то выбирать наиболее оптимальные варианты трансфера, предлагаемые работодателем, необходимо еще на этапе планирования релокации.
Три общие рекомендации
1. Проверьте детали
Хрестоматийным советом о сверке реквизитов, указанных в документах, даты и времени, часового пояса согласно приобретенным билетам, зачастую пренебрегают при планировании поездок.
Приведу пример. Стыковой рейс из уральского города Тюмень – предполагающий предварительный авиаперелет команды специалистов из заполярного северного города и их дальнейшую отправку в точку назначения ж/д транспортом едва не сорвался ввиду того, что:
- Изначально малого временного лага – не более 1,5 часов – между прилетом в г. Тюмень и отправлением поезда.
- Фактической задержкой прилета авиаборта на 30-40 минут ввиду плохих погодных условий.
- Территориальным удалением авиа и ж/д вокзала в городе и сложным трафиком при перемещении.
В такой ситуации надо выбирать стыковой рейс с разницей в минимум 3-4 часа от времени прилета до времени отправления. Если такой возможности нет, то имеет смысл задержаться в транзитном городе, нежели надеяться на чудо своевременной доставки.
В случае наличия в городе транспортных узлов таких как аэропорт с ж/д вокзалом с автостанцией в прилегающих окрестностях, то имеет смысл при прочих равных бронировать стыковые рейсы именно в этих «транспортных хабах». Приведу пример. В двух шагах от ж/д станции Екатеринбург-Пассажирский расположен автовокзал «Северный», что позволяет оперативно изменить метод передвижения путешественнику в случае форс-мажора.
В случае вылета или отправки транспорта в непривычно ранее время, заранее подумайте о заказе такси и личной готовности выехать пораньше. Например, бывают реальные случаи, когда неопытные специалисты, которые вынуждены лететь в командировку в другой регион ранним утренним рейсом не могут заснуть до 3:00 ночи из-за нервного возбуждения.
2. Прибыть на точку сбора заранее
Для снятия рисков опоздания на рейс желательно прибыть в точку сбора заранее до момента отъезда или отправки транспорта в случае:
- автобусного трипа – за 20-30 минут;
- ж/д поездки – за 40-50 минут;
- авиарейса – за 1-2 часа.
Таким образом, вы заложите достаточно времени на важные организационные процессы и форс-мажоры:
- транспортные задержки из-за напряженной обстановки на пути к вокзалам и точкам сбора.
- регистрацию, прохождение таможенного контроля.
Приведу, какие форс-мажоры могут возникнуть:
- Инженер по охране труда не успел пройти регистрацию на международный рейс, хотя и прибыл на место за час до предполагаемого времени вылета. Забастовка авиаслужащих увеличила время всех организационных процессов для пассажиров. Самолет улетел, но без него.
- Топ-менеджер крупного подразделения строительной компании собрался на новогодние праздники к семье в другую страны, забронировал авиарейс. Поездка чуть не сорвалась, потому что он поздно выехал с объекта, а на междугородней трассе, ведущей в аэропорт, были серьезные пробки из-за текущего ремонта моста через реку.
3. Не употреблять в дороге
Несмотря на радость от отбытия на вахту или, наоборот, скорейшего возвращения домой по окончании трудовых будней, советую воздержаться от обильного употребления алкоголя до и во время поездки. По формальным правилам перевозок нахождение лиц в состоянии опьянения различных видов не допускается и на практике будет формальной причиной для отказа в перевозке. Неоднократно лично видел отказ в посадке на междугородний автобус работников ввиду их полной некондиции, в результате поездка для них заканчивалась даже не начавшись.
Еще один случай – при ожидании в региональном ж/д вокзале поезда для релокации в Москву бригада рабочих расслабились алкоголем в привокзальном буфете настолько сильно, что вступила в конфликт с представителями администрации кафе. Что тоже могло стать основанием для снятия их с предстоящего поезда.
Почему не стоит пользоваться сервисами совместных поездок
Несмотря на распространенность сервисов совместных путешествий автотранспортом включать их в общий график логистики на расстояние свыше 200-300 км не советую. И тем более пытаться вписать этот элемент пути как часть стыковых рейсов, потому что:
- отсутствуют правовые последствия для водителей в случае отказа от сделки;
- нет понимания состояния здоровья водителя, так как отсутствует предрейсовый медицинский осмотр машинистов/водителей/пилотов, который является обязательным для других видов транспортных средств.
Неоднократно сталкивался с отказом заранее забронированной поездки, потому что у водителя за час до встречи менялись планы, он попадал в ДТП за 20-30 минут до начала поездки или практиковал агрессивную манеру езды.
Не стоит исключить риск явного криминала в отношении пассажиров с целью ограбления или похищения. Это же относится и к «диким» группам в мессенджерах, чьи участники предлагают «прокатиться с ветерком» в рамках определенного «плеча».
Если все же используете сервис совместных поездок, то отнеситесь очень внимательно к выбору водителя, учитывая рекомендации и опыт езды его пассажиров. Но лучше отдать предпочтение официальным сервисам такси.
Читайте также:
"..воздержаться от обильного употребления алкоголя..", автор видать большой любитель, отсюда и статейка.
Резюмируя - в командировках, особенно сложносочиненных, часто случаются накладки, иногда они накладываются друг на друга. Поэтому лучше все тщательно планировать и оставлять резервы по времени.
Да, и из собственного опыта - важна отслеживать, в каком городе какой часовой пояс. И не менялись ли они за последнее время.
И еще важная вещь - не доверять собственному прошлому опыту и проверять всё.
Ну вам виднее Леонид, как оно там по алкогольной зависимости.
Скажу лишь что несоблюдение правила приводило к трагическим провалам очень многих.
на самом деле крутой мануал по прикладному тайм-менеджменту!
Что до возлияний - так злые на эту тему те кто в насильственной завязке) А от нормальных людей дофига историй, которые им только потом забавно вспомнить))
Так что правильно что и этот момент учесть не забыли)
Про возлияния нужно еще делать поправку на контингент. Одно дело - молодые образованные менеджеры, которые решили временной храбрости в командировке набраться. И совсем другое - вахтовые производственные бригады, о которых судя по всему и пишет автор. Там риски употребления гораздо выше, и вопрос очень важный.
Молодые менеджеры, набравшись храбрости, делов творят на порядок круче вахтовиков рабочих.
Но про это не расскажут на курсах мва в бизнес школе.
И не только молодые, и не только для храбрости, но и на нервной почве)
Как насчет двух диреторов по маркетингу, директора по продажам и сити-менеджера?))) Если молодые -- больше 31, 35 38 и 40, то НЕ молодые) Зато дамы)
Алексей, тоже бывает, согласен
Елена, ну у дам-то вряд ли это может привести скажем к поножовщине. Хотя кто знает :)