В мире бизнеса ошибки неизбежны на пути к успеху. Их совершают и опытные предприниматели, и новички. Учиться полезно как на своих, так и на чужих ошибках. Особенно, если их последствия касаются многих людей и затрагивают важные вопросы. В статье разберу несколько ошибок из своего опыта и расскажу, как они повлияли на меня и на развитие моего бизнеса.
Разбор ошибок: мой опыт
Как неточности в документах приводят к потере капитала
Моя самая крупная ошибка привела к финансовой потере всего накопленного к тому моменту капитала — сумма составляла несколько миллионов рублей. Это был бизнес со знакомым: продажа щебня, газобетона и кирпича. Мы занимались логистикой, все шло хорошо, работа приносила доход. Но идиллию нарушили юридические нюансы.
Для бухгалтерии и оформления документов требовалось юридическое лицо, поэтому мне нужно было быть подрядчиком, а не совладельцем компании. Как инвестор и партнер я рисковал своими деньгами, но в документах мои права и обязательства не были четко зафиксированы. Договорившись об определенных условиях, когда нужно было заверить документы у нотариуса и зарегистрировать в Росреестре, мой партнер их не подписал, деньги за работу мы так и не получили. Обман вскрылся только спустя семь месяцев, потому что цикл сделки был долгим. Когда я понял, что меня обманули, было поздно — деньги вернуть не удалось. Попытки договориться успехом не увенчались, а суд нам отказал.
Вывод прост: не стоит доверять партнеру без проверки документов. А к ней лучше привлекать профессиональных юристов.
Почему распределять обязательства между партнерами надо заранее
Вторая ситуация также связана со строительным бизнесом. В 2015–2017 годах мы сотрудничали со строительной компанией — занимались поставками товара. По условиям договора расчет производился за квадратные метры выполненной работы. Но когда осталось поставить материалы на 500 тыс. рублей, компания прекратила принимать поставки, ссылаясь на какие-то договоренности. Оказалось, это была продуманная схема: по договору они были обязаны платить только в случае полной отгрузки. Нам пришлось заморозить крупные суммы, и в итоге мы ничего не получили.
Мы заранее не продумали распределение финансовых рисков и обязательств в партнерстве, а когда появились убытки, партнер не мог покрыть свою долю. Это стало для меня уроком, и с тех пор я не работаю в сфере строительства.
Почему возникают ошибки: три основные причины
Почти к каждой бизнес-ошибке приводят некорректные договоренности или недобросовестные люди. В первом случае, бизнесмен с командой или партнерами не договорился «на берегу». Здесь также играет роль юридический аспект — зачастую в договоре не фиксируются важные моменты. Во втором случае предприниматель ошибается, выбирая не тех исполнителей или подрядчиков.
Мой список топ-причин ошибок выглядит так:
- нечеткие договоренности с партнерами;
- недостаточная юридическая подкованность;
- ненадежные партнеры.
Как свести ошибки к минимуму: пять правил
Для себя я вывел несколько правил, которые помогают мне минимизировать количество ошибок и их последствия. Возможно, они помогут и другим предпринимателям.
- Заключать прозрачные соглашения. Перед началом сотрудничества нужно убедиться, что все условия четко зафиксированы в письменной форме. Особенно внимательно стоит проверять пункты, которые касаются распределения прибыли, расходов и обязательств.
- Инвестировать в юридическую поддержку. Привлечение опытных юристов для проверки всех документов и договоров стоит недешево, но окупается сполна. Профессиональная юридическая поддержка поможет избежать ошибок с законом и документами, а также сохранит репутацию предпринимателя и компании в порядке.
- Проверять партнеров и подрядчиков. Всегда стоит изучить историю предыдущих проектов потенциальных партнеров, а также находить рекомендации и отзывы об их работе. Так вы сможете убедиться, что они способны справляться с кризисными ситуациями и не подведут вас в критические моменты.
- Планировать финансовые риски. Любому бизнесу нужна стратегия управления рисками, которая включает в себя фонды на случай непредвиденных обстоятельств. Благодаря таким резервам бизнес сможет пережить трудные времена без значительных потерь.
- Учиться на ошибках. Все ошибки и неудачи я декомпозирую и анализирую, иногда привлекаю к этому команду. Полезно изучать и опыт других компаний — это уроки, которые можно и нужно использовать для улучшения бизнес-процессов в будущем.
Все мои ошибки в бизнесе стали для меня ценным опытом. Сейчас в любом партнерстве я настаиваю на четком распределении всех обязанностей и детальной проработке юридических вопросов.
Читайте также:
После прочтения статьи напрашивается определённый вывод:
То, о чём статья, это про кидалово, а не про ошибки !
Хорошая статья. Соглашусь, что именно - про ошибки: доверия, надежд, ожиданий.
Участие хорошего юриста в сделке - очень важный момент, полезный и нужный, но и за юристом стоит прочитать документы, чтобы понимать, о чем идет речь. Со временем возникает некоторая "насмотренность", и она помогает выискивать "мелкий шрифт" в ожидаемых местах.
В отношении же бизнеса с партнерами/друзьями/знакомыми - нужно подходить особенно тщательно, хотя это может и странно звучать. Нежелание проговорить детали очень часто в итоге стоит дорого. Ни копейки не должно двигаться по счетам, если финальные подписи не поставлены на всех согласованных условиях. Первый раз бывает очень сложно договориться, особенно если "срок - вчера", но это - именно тот случай, когда спешка является врагом. Лучше учиться на чужом опыте, а такого - много.
Жалко нет здесь эмодзи - поставил бы рыдающие мордочки ибо Вы совершенно правы! Это же одна из основных задач юриста - исключить или хотя бы минимизировать риски. Причем, как правило в большинстве случаев, на бумаге. В идеале - ничего не делать, тогда и ошибок не будет. Как, кстати, у бухгалтера - сократить расходы, лучше до нуля. Дай им на пару волю - и ни какой хозяйственной деятельности не будет )) Преувеличиваю, конечно, но тенденция присутствует. Коллеги юристы и бухгалтерия - не обижайтесь! Профдеформации никто не отменял, и у меня - тоже.
И с мнением о бизнесе с указанной категорией партнеров согласен полностью. Тяжелая история. Очень эмоционально и энергетически затратная, как минимум. Лично имею лишь один положительный пример. Остальное - всё проблемное.
Да, тоже отметил. Как-то отправлял ответ GPT с итогами проверки текста, а в новой версии ИИ стал эмодзи вставлять. Пришлось разбираться, почему не отправляется текст - оказалось, из-за них. Поудалял в итоге.
Со своей стороны - они правы: выключенный компьютер не подвержен вирусам, ненаписанный контракт не оспорят, неоткрытый счет не заблокируют. Тут собственнику приходится играть роль "дирижера", чтобы весь оркестр двигался за ритмом бизнеса.
Абсолютно так. Вопрос даже не просто в деньгах - в неоправданном доверии. У меня и одного примера не наберется - просто перестал делать скидки "на знакомство" при оформлении бумаг. Много лет назад пожалел "хорошего знакомого" (как мне тогда казалось), который в отъезд спешил, направил ему подписанные бумаги с моей стороны, но обратно мой экземпляр так и не вернулся. Урок выучил. Теперь - только в офисе личное подписание, потом уже разговоры про авансирование. "Утром деньги - вечером стулья".
Если у вас нету тети,
То вам ее не потерять.
И если вы не живете,
То вам и не умирать.
:-)
Статья реально хорошая и полезная. Только заголовок кликбейтный и с содержанием не бьется. Хотя Автор может тут и не при делах.
Решать на эмоциях неправильно - дело в принципе не редкое и если предложение нравится, а знаний не хватает, то логика может в одном помочь - обратиться к тому кто в больше в теме.
Есть прием "продай наоброт" - пользуюсь и для себя, и народ обращается, кто знает этот метод (раньше почти все, сейчас чуть меньше чем никто)))