5 правил, которые помогут свести бизнес-ошибки к минимуму

В мире бизнеса ошибки неизбежны на пути к успеху. Их совершают и опытные предприниматели, и новички. Учиться полезно как на своих, так и на чужих ошибках. Особенно, если их последствия касаются многих людей и затрагивают важные вопросы. В статье разберу несколько ошибок из своего опыта и расскажу, как они повлияли на меня и на развитие моего бизнеса.

Разбор ошибок: мой опыт

Как неточности в документах приводят к потере капитала

Моя самая крупная ошибка привела к финансовой потере всего накопленного к тому моменту капитала — сумма составляла несколько миллионов рублей. Это был бизнес со знакомым: продажа щебня, газобетона и кирпича. Мы занимались логистикой, все шло хорошо, работа приносила доход. Но идиллию нарушили юридические нюансы.

Для бухгалтерии и оформления документов требовалось юридическое лицо, поэтому мне нужно было быть подрядчиком, а не совладельцем компании. Как инвестор и партнер я рисковал своими деньгами, но в документах мои права и обязательства не были четко зафиксированы. Договорившись об определенных условиях, когда нужно было заверить документы у нотариуса и зарегистрировать в Росреестре, мой партнер их не подписал, деньги за работу мы так и не получили. Обман вскрылся только спустя семь месяцев, потому что цикл сделки был долгим. Когда я понял, что меня обманули, было поздно — деньги вернуть не удалось. Попытки договориться успехом не увенчались, а суд нам отказал.

Вывод прост: не стоит доверять партнеру без проверки документов. А к ней лучше привлекать профессиональных юристов. 

Почему распределять обязательства между партнерами надо заранее 

Вторая ситуация также связана со строительным бизнесом. В 2015–2017 годах мы сотрудничали со строительной компанией — занимались поставками товара. По условиям договора расчет производился за квадратные метры выполненной работы. Но когда осталось поставить материалы на 500 тыс. рублей, компания прекратила принимать поставки, ссылаясь на какие-то договоренности. Оказалось, это была продуманная схема: по договору они были обязаны платить только в случае полной отгрузки. Нам пришлось заморозить крупные суммы, и в итоге мы ничего не получили.

Мы заранее не продумали распределение финансовых рисков и обязательств в партнерстве, а когда появились убытки, партнер не мог покрыть свою долю. Это стало для меня уроком, и с тех пор я не работаю в сфере строительства. 

Почему возникают ошибки: три основные причины

Почти к каждой бизнес-ошибке приводят некорректные договоренности или недобросовестные люди. В первом случае, бизнесмен с командой или партнерами не договорился «на берегу». Здесь также играет роль юридический аспект — зачастую в договоре не фиксируются важные моменты. Во втором случае предприниматель ошибается, выбирая не тех исполнителей или подрядчиков.

Мой список топ-причин ошибок выглядит так: 

  • нечеткие договоренности с партнерами;
  • недостаточная юридическая подкованность;
  • ненадежные партнеры.

Как свести ошибки к минимуму: пять правил

Для себя я вывел несколько правил, которые помогают мне минимизировать количество ошибок и их последствия. Возможно, они помогут и другим предпринимателям.

  1. Заключать прозрачные соглашения. Перед началом сотрудничества нужно убедиться, что все условия четко зафиксированы в письменной форме. Особенно внимательно стоит проверять пункты, которые касаются распределения прибыли, расходов и обязательств.
  2. Инвестировать в юридическую поддержку. Привлечение опытных юристов для проверки всех документов и договоров стоит недешево, но окупается сполна. Профессиональная юридическая поддержка поможет избежать ошибок с законом и документами, а также сохранит репутацию предпринимателя и компании в порядке.
  3. Проверять партнеров и подрядчиков. Всегда стоит изучить историю предыдущих проектов потенциальных партнеров, а также находить рекомендации и отзывы об их работе. Так вы сможете убедиться, что они способны справляться с кризисными ситуациями и не подведут вас в критические моменты.
  4. Планировать финансовые риски. Любому бизнесу нужна стратегия управления рисками, которая включает в себя фонды на случай непредвиденных обстоятельств. Благодаря таким резервам бизнес сможет пережить трудные времена без значительных потерь.
  5. Учиться на ошибках. Все ошибки и неудачи я декомпозирую и анализирую, иногда привлекаю к этому команду. Полезно изучать и опыт других компаний — это уроки, которые можно и нужно использовать для улучшения бизнес-процессов в будущем. 

Все мои ошибки в бизнесе стали для меня ценным опытом. Сейчас в любом партнерстве я настаиваю на четком распределении всех обязанностей и детальной проработке юридических вопросов.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

 

Оказалось, это была продуманная схема: по договору они были обязаны платить только в случае полной отгрузки. Нам пришлось заморозить крупные суммы, и в итоге мы ничего не получили.

После прочтения статьи напрашивается определённый вывод:

То, о чём статья, это про кидалово, а не про ошибки !

Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Хорошая статья. Соглашусь, что именно - про ошибки: доверия, надежд, ожиданий.

Участие хорошего юриста в сделке - очень важный момент, полезный и нужный, но и за юристом стоит прочитать документы, чтобы понимать, о чем идет речь. Со временем возникает некоторая "насмотренность", и она помогает выискивать "мелкий шрифт" в ожидаемых местах.

В отношении же бизнеса с партнерами/друзьями/знакомыми - нужно подходить особенно тщательно, хотя это может и странно звучать. Нежелание проговорить детали очень часто в итоге стоит дорого. Ни копейки не должно двигаться по счетам, если финальные подписи не поставлены на всех согласованных условиях. Первый раз бывает очень сложно договориться, особенно если "срок - вчера", но это - именно тот случай, когда спешка является врагом. Лучше учиться на чужом опыте, а такого - много.

Директор по развитию, Москва
Антон Соболев пишет:
и за юристом стоит прочитать документы, чтобы понимать, о чем идет речь.

Жалко нет здесь эмодзи - поставил бы рыдающие мордочки ибо Вы совершенно правы! Это же одна из основных задач юриста - исключить или хотя бы минимизировать риски. Причем, как правило в большинстве случаев, на бумаге. В идеале - ничего не делать, тогда и ошибок не будет. Как, кстати, у бухгалтера - сократить расходы, лучше до нуля. Дай им на пару волю - и ни какой хозяйственной деятельности не будет )) Преувеличиваю, конечно, но тенденция присутствует. Коллеги юристы и бухгалтерия - не обижайтесь! Профдеформации никто не отменял, и у меня - тоже.

Антон Соболев пишет:
В отношении же бизнеса с партнерами/друзьями/знакомыми

И с мнением о бизнесе с указанной категорией партнеров согласен полностью. Тяжелая история. Очень эмоционально и энергетически затратная, как минимум. Лично имею лишь один положительный пример. Остальное - всё проблемное.

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Сергей Махлай пишет:
Антон Соболев пишет:
и за юристом стоит прочитать документы, чтобы понимать, о чем идет речь.

Жалко нет здесь эмодзи - поставил бы рыдающие мордочки ибо Вы совершенно правы!

Да, тоже отметил. Как-то отправлял ответ GPT с итогами проверки текста, а в новой версии ИИ стал эмодзи вставлять. Пришлось разбираться, почему не отправляется текст - оказалось, из-за них. Поудалял в итоге.

Это же одна из основных задач юриста - исключить или хотя бы минимизировать риски. Причем, как правило в большинстве случаев, на бумаге. В идеале - ничего не делать, тогда и ошибок не будет. Как, кстати, у бухгалтера - сократить расходы, лучше до нуля. Дай им на пару волю - и ни какой хозяйственной деятельности не будет ))

Со своей стороны - они правы: выключенный компьютер не подвержен вирусам, ненаписанный контракт не оспорят, неоткрытый счет не заблокируют. Тут собственнику приходится играть роль "дирижера", чтобы весь оркестр двигался за ритмом бизнеса.

Антон Соболев пишет:
В отношении же бизнеса с партнерами/друзьями/знакомыми

И с мнением о бизнесе с указанной категорией партнеров согласен полностью. Тяжелая история. Очень эмоционально и энергетически затратная, как минимум. Лично имею лишь один положительный пример. Остальное - всё проблемное.

Абсолютно так. Вопрос даже не просто в деньгах - в неоправданном доверии. У меня и одного примера не наберется - просто перестал делать скидки "на знакомство" при оформлении бумаг. Много лет назад пожалел "хорошего знакомого" (как мне тогда казалось), который в отъезд спешил, направил ему подписанные бумаги с моей стороны, но обратно мой экземпляр так и не вернулся. Урок выучил. Теперь - только в офисе личное подписание, потом уже разговоры про авансирование. "Утром деньги - вечером стулья". 

Генеральный директор, Москва
Антон Соболев пишет:
Со своей стороны - они правы: выключенный компьютер не подвержен вирусам, ненаписанный контракт не оспорят, неоткрытый счет не заблокируют.

Если у вас нету тети,
То вам ее не потерять.
И если вы не живете,
То вам и не умирать.
:-)

Генеральный директор, Нижний Новгород

Статья реально хорошая и полезная. Только заголовок кликбейтный и с содержанием не бьется. Хотя Автор может тут и не  при делах.
Решать на эмоциях неправильно - дело в принципе не редкое  и если предложение нравится, а знаний не хватает, то логика может в одном помочь - обратиться к тому кто в больше в теме.
Есть прием "продай наоброт" - пользуюсь и для себя, и народ обращается, кто знает этот метод (раньше почти все, сейчас чуть меньше чем никто)))

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как работодатели поздравят сотрудников с 23 Февраля и 8 Марта

По сравнению с прошлым годом, премий и праздничных мероприятий будет меньше, а подарков — больше.

350 иностранных компаний могут вернуться в Россию в 2025 году

Из 560 ушедших из России компаний в 2022 году к концу 2024 года уже вернулись 235 компаний.

Названы самые популярные профессии среди россиян

Лидером списка популярных профессий стала позиция курьера.