Как бизнес-поездки влияют на корпоративный бренд компании: 4 вывода

Недавно American Express и American Express Global Business Travel опубликовали исследование, в котором отмечается, что деловые поездки влияют на корпоративный бренд компании, а также на профессионализм, вовлеченность и культурное развитие сотрудников. Давайте проанализируем четыре ключевых тезиса исследования, чтобы выяснить, действительно ли корпоративные путешествия могут менять компании и сотрудников.

Пандемия негативно повлияла на бизнес-тревел — кажется, это обсудили уже все. Из исследования Международной ассоциации делового туризма (GBTA) следует, что объем глобального рынка корпоративных путешествий в 2020 году снизился на 52% по сравнению с 2019 годом. Но в России ситуация иная.

По данным компании «Авиасейлс для бизнеса», российский рынок бизнес-тревела в целом снизился на 30-35% в 2020 году. В среднем наш рынок восстанавливается быстрее иностранных, так как подавляющее число поездок проходит внутри страны.

Компании, бизнес которых предполагает частые командировки, из-за снижения количества путешествий понесли потери. Условно их можно разделить на две части:

  • финансовые потери от отмененных командировок, незаключенных сделок, невыполненных обязательств;
  • падение мотивации сотрудников.

С первым блоком все более или менее ясно, но что насчет второго?

Встречи в Zoom — наша реальность, хотя утверждать, что они полностью заменяют живое общение не возьмусь. Для реальных встреч у нас три офиса: в Москве, Санкт-Петербурге и на Пхукете. И несмотря на введенную в прошлом году политику remote first, все офисы открыты. Нам важно иметь возможность встретиться и поговорить друг с другом, пусть и не так часто, как раньше.

Изначально у каждого офиса существовала своя, достаточно условная специализация: мобильная разработка в Питере, маркетинг и реклама в Москве и штаб-квартира на Пхукете. Со временем это разделение размылось, и практика сложилась таким образом, что сотрудники передвигаются между офисами и по рабочим задачам, и просто чтобы «погостить». Поэтому для нас корпоративные путешествия — часть культуры компании. Только с уменьшением количества таких поездок мы убедились, что путешествия могут быть драйвером развития, а их отсутствие — упущенной возможностью и для компании, и для сотрудников.

Мы уверены: деловые поездки влияют на корпоративный бренд компании, а также на профессионализм, вовлеченность и культурное развитие сотрудников.

1. Деловые поездки расширяют кругозор 

По результатам исследования American Express и American Express Global Business Travel, ЛПР (88%) и деловые путешественники (88%) согласны с тем, что командировки расширяют кругозор.

Здесь непременно нужно ввести понятие bleasure-поездок (от англ. business и pleasure) — совмещение отдыха и работы или «корпоративный отпуск». Такой отпуск обычно берут в продолжение командировки — ее можно продлить на несколько дней и попытаться восстановиться после служебных задач. Еще к bleasure-поездкам относятся командировки вместе с партнерами или детьми сотрудника, тимбилдинги и встречи по работе во время отпуска. Даже bleasure-поездка по маршруту Москва-СПб может способствовать расширению кругозора, если сотрудник проведет пару дней в Эрмитаже. Но, конечно, смена города в контексте расширения кругозора не идет в сравнение со сменой страны. 

Скорее всего именно работа в другой стране (пусть и временная — политика remote first позволяет менять локации хоть каждый месяц) может стать причиной культурного роста. Сотрудник знакомится с новым для себя образом жизни, мысли, работы. Zoom-созвоны с иностранными коллегами не позволяют добиться такого эффекта, потому что тебя точно что-то будет отвлекать: уведомления из соцсетей, почта, дети… Погружение в новую культуру развивает креативность и помогает посмотреть под другим углом даже на рутинные задачи. 

Моя коллега, руководитель отдела по развитию бизнеса, до пандемии часто ездила в командировки: в 2019 году совершила 40 перелетов и провела в воздухе примерно 130 часов. В основном это были поездки на конференции в разные города Европы и США. Обидно было бы не иметь возможности посмотреть новые города и страны, проведя все время в конференц-зале. В такой ситуации приходит на выручку корпоративная политика нашей компании: она позволяет взять обратный билет из командировки на несколько дней позже, растянув поездку. 

2. Командировки способствуют профессиональному развитию 

По данным исследования, 85% опрошенных деловых путешественников говорят, что командировки играют ценную роль в их профессиональном развитии: помогают им лучше справляться с работой и обеспечивают им большее удовлетворение от ее результатов. 90% опрошенных ЛПР согласны с тем, что деловые поездки способствуют профессиональному росту сотрудников.

Любая командировка требует концентрации и предполагает высокий уровень подготовки, а заграничная поездка особенно, ведь она стоит компании дороже. Обычно, когда сотрудник готовится к такой поездке, он контактирует не только с коллегами из своего отдела, но и из смежных, решает непривычные задачи — его зона ответственности расширяется. Так сотрудник прокачивает свои лидерские качества и растет как профессионал. Особенно ценны командировки для сейлзов — перед заключением сделки на крупную сумму зачастую важно увидеться с партнером вживую, и построить доверительные отношения.

Сотрудники нашего рекламного отдела путешествуют часто. Из недавнего — поездка на конференцию в Дубай. Менеджер по продажам рекламы ехала туда за нетворкингом — новыми знакомствами и возобновлением старых связей. Пришлось пару недель потратить на проработку кейсов, изучение партнеров и вообще вспомнить, как это — общаться вживую. Эту командировку можно считать успешной: затраты на нее окупились рекламными контрактами, а сотрудник прокачался профессионально и вдохновился как минимум на следующие полгода.

3. Бизнес-поездки повышают вовлеченность 

В исследовании утверждается, что 87% ЛПР считают деловые поездки способом активизировать вовлеченность сотрудников.

Вопрос о любви к путешествиям hr-специалисты задают на первом этапе собеседования в нашей компании, а путешественникам-рекордсменам сразу делают оффер (на самом деле, нет). Но подавляющее большинство сотрудников компании правда любят путешествовать и даже ставят рекорды. Политика remote first только способствует этому — многие стали настоящими digital nomads (англ. цифровые кочевники — люди, которые работают удаленно и ведут мобильный образ жизни).

Поэтому, если сотруднику нужно ехать в командировку, для него это захватывающее приключение, а не повинность. Командировки дают возможность не только развиваться профессионально, но и закрывают внутреннюю потребность в путешествиях. Выходит, что компания вкладывается не только в профессиональное развитие команды, но и в личное. Это активизирует вовлеченность сотрудника

4. Деловые путешествия не привлекают, но удерживают

Согласно исследованию, ЛПР в подавляющем большинстве согласились с тем, что деловые поездки важны для привлечения (84%) и удержания (83%) лучших талантов.

Сейчас в IT-секторе в стандартный пакет бонусов входят ДМС, компенсации занятий спортом, изучения английского языка и профессионального обучения, и участия в конференциях (которые зачастую подразумевают командировки). Например, разработчики нашей компании ездили на Google I/O и WWDC (Worldwide Developers Conference, «Всемирная конференция разработчиков»). Это не только важнейшие профессиональные конференции, но и возможность для сотрудников побывать там, куда всегда хотелось. 

При этом bleasure-поездки в IT-секторе рассматривают уже как само собой разумеющееся — такая опция работает не на привлечение, а, скорее, на удержание сотрудников.

Резюме

Когда количество деловых поездок уменьшается, бизнесы сталкиваются не только с финансовыми потерями, но и с мотивационными. Сотрудники недополучают важный опыт, влияющий на принятие решений. Этот вывод не значит, что компаниям непременно нужно сформировать потребность в командировке и отправить сотрудника в поездку.

На рынке есть множество компаний, у которых нет нужды в таких путешествиях — потребность зависит от типа бизнеса, его экономики, корпоративной культуры. Но если ваши сотрудники часто ездят в командировки, стоит рассматривать такие поездки не только как способ заключения сделок, но и как работающий hr-инструмент.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Леон Фед, Алексей Барканов
Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Если владелец или акционер не совсем пафосный дурак, он не поведется на эту чепуху, что поездки что то там добавляют его бизнесу. Туфта, и воровство денегг из бюджета компании топ-менеджментом и ниже, которые в доле. В принципе таких увольнять наддо, а лучше не брать в компанию - не компетентных HR, которые враги твоему бизесу - в в первую очеред. Статья - грубый и подлый метод впаривания зачастую ненужных бизнесу своих услуг.

Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

деловые поездки имеют смысл, если:

- это не только график встреч-встреч-встреч (когда поесть не успеваешь)

- это не 14+ часовой рабочий день в одной локации (пусть даже на конференции в Дубаи)

- это не транспорт-встреча-отель-транспорт (когда ни одной свободной минуты в новом городе недоступно, везде цейтнот)

- можно остаться хотя бы на выходные - что не все компании разрешают

 

мой опыт бизнес-поездок в РФ сильно негативный - это всегда супер-ненормированный рабочий день (из экономии ночные вылеты, чтобы на следующий день отработать смену и потом вечерний рейс обратно) без каких-либо доп. компенсаций, неадекватное планирование (скорее его отсутствие), непонятные цели поездки

мой опыт бизнес-поездок за рубежом - больше уважения к личному времени, обычно допускается продление командировки на выходные (отель оплачивает компания) или разрешается за свой счет взять семью 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.