Сергей Собянин заявил в СМИ, что бизнес в Москве постепенно возвращается к работе. News.ru цитирует заместителя мэра города по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова и уточняет, что оборот во вторую неделю июня увеличился на 4,2% и составил 24,5 млрд рублей.
Опрошенные Executive.ru эксперты не спешат строить положительные прогнозы. Часть бизнесменов говорят, что возвращаться в офисы не спешат, тем более в регионах. Массовому выходу сотрудников на места мешает ожидание «второй волны».
Юрий Полозов, директор производственной компании, эксперт Executive.ru
В нашем регионе, Самарская область, ограничения не отменяли и есть предположение, что их могут ужесточить. Поэтому режим работы предприятия не меняли и эпидмероприятия не отменены. Часть мероприятий сохранится надолго – вторую волну не миновать, а про вакцину пока только слухи.
Александр Бочкин, генеральный директор, «Инфомаксимум», эксперт Executive.ru
Мы базируемся в Мордовии, режим удаленной работы у нас носит рекомендательный характер. Мы могли продолжать работать в штатном режиме, однако решили не рисковать здоровьем персонала, и с первого дня введения мер, направленных на стабилизацию ситуации с распространением коронавируса, перевели на удаленку весь персонал – свыше 65 человек.
Сейчас статистика по региону тревожная, ежедневно в числе заболевших от 35 до 55 человек. Мы решили начать плавный выход в офис, небольшими группами. Это позволяет соблюсти все меры предосторожности. Сейчас к работе в офисе приступили 7 человек.
Мы организуем доставку на работу тех, у кого нет личного транспорта. Рассадку организовали так, чтобы соблюсти правило социального дистанцирования. Утром замеряем температуру, обеспечиваем сотрудников витаминами, перчатками, масками. У всех на столах есть личные санитайзеры. В офис были закуплены рециркуляторы закрытого типа, ежедневно проводится уборка помещений с дезсредствами. Все совещания проводим онлайн, если требуется личное присутствие человека в переговорке, то соблюдаем масочно-перчаточный режим. Неудобно, но в условиях переполненных больниц меры оправданные.
К массовому выходу сотрудников мы пока не готовы. Будем ждать снижения числа заболевших. В этом вопросе опираемся на данные экспертов, которые говорят, что в России спад заболеваемости начнется не раньше середины июля. Ориентируемся, что выведем команду в офис не ранее этого срока. При этом прекрасно понимаем, что меры предосторожности будем соблюдать еще долго.
Марат Бисенгалиев, директор, филиал «Афая», эксперт Executive.ru
Ситуация достаточно интересная – я остановлюсь на работе офиса. С одной стороны, арендная плата, хотя и в уменьшенном размере, продолжается. И, по логике вещей, эту оплачиваемую площадь желательно как-то использовать.
С другой стороны, на работу в новых условиях соответствующими органами наложены существенные изменения и ограничения – связанные и с масочным режимом, и с социальным дистанцированием, и с процессом приема пищи. Строго говоря, запреты на эту деятельность не отменены, а просто ослаблены.
С третьей стороны, работа на удаленном режиме показала и значительные плюсы. Исчезли офисные расходы на всевозможные кофе и печеньки; люди не тратят время на дорогу – у многих она занимала до полутора часов, причем с пересадками. При помощи 1С руководству совершенно несложно контролировать бизнес-процессы, и при необходимости на них влиять. У нас, кстати, и в «мирное время» офис редко использовался для личных встреч с покупателями – такова специфика работы. К тому же жилищные условия сотрудников, к счастью, позволяют полноценно трудиться и дома – доступ к интернету, телефону и отдельной комнате у людей есть. Ну, и реальную угрозу коронавируса никто пока, к сожалению, не отменял – львиная доля заражений в мегаполисах происходит в общественном транспорте.
Так что самый лучший в данной ситуации способ обезопасить и сотрудников, и организацию – продлить удаленный режим. Как оно получится потом – когда все ограничения или снимут, или сделают незначительными – будет видно. Больше расстраивает перспектива продления запрета на выставки/конференции и сложность с поездками к покупателям в регионы.
Артем Ступак, сооснователь и коммерческий директор, «АйдоЛаб», эксперт Executive.ru
Учитывая нестабильную ситуацию с коронавирусной инфекцией и возможность «второй волны» осенью, возвращаться в офис не торопимся. Тем более что наша сфера B2B-продаж пакетов для отбора проб в лабораториях позволяет вести работу, почти не контактируя с клиентами очно.
Еще в начале самоизоляции мы перевели склад из Москвы в Московскую область опасаясь, что столицу закроют для въезда иногородних. И не ошиблись. Точное прогнозирование и своевременные управленческие решения позволили продолжить работу в штатном режиме, но каждый трудится у себя дома. Только сотрудникам склада и доставки пришлось быть на «передовой», контактируя с другими людьми.
Опыт работы в период самоизоляции показал, что в удаленном формате эффективность компании не упала и причин возвращаться в точку «до» нет. На удивление, всем все нравится, а некоторым клиентам забирать товар из области удобнее, чем из Москвы – меньше пробок и проблем с парковкой. Предварительно планируем до конца года работать удаленно, обратно в офис точно не спешим.
Елена Беляева, директор по персоналу, Orica, эксперт Executive.ru
Значительная часть нашего персонала не прекращала работу в период пандемии: это сотрудники, работающие на производстве. Офисный персонал был полностью переведен на удаленную работу. В таком режиме мы планируем работать до начала июля.
Большая часть офисного персонала работает в столице, поэтому мы постоянно отслеживаем статистику заболеваемости именно по Москве. Если окажется, что к началу июля тенденция заболеваемости в столице не меняется в лучшую сторону, то есть большая вероятность продления режима домашней работы.
Если же будет принято окончательное решение о выходе в офис, то мы это будем делать постепенно, разделив весь персонал на три смены с графиком «неделя через две». Это необходимо для соблюдения социального дистанцирования. Нахождение в офисе ограничено строгими правилами, от тех, что нужно соблюдать на входе в помещение, до регламентов нахождения в зоне кухни. Это, конечно, осложнит работу, но наша компания внимательно относится ко всем вопросам безопасности и охраны труда, поэтому учитываем все нюансы.
Помимо правил нахождения в офисе, планируем тестирование сотрудников на наличие коронавирусной инфекции и на антитела, уже в мае подключили специальную программу страхования от коронавирусной инфекции. У нас по-прежнему запрещены командировки.
Инна Анисимова, генеральный директор, коммуникационное агентство PR Partner
70% сотрудников работает в офисе с 15 июня. Конечно, мы могли выйти еще 9, но решили дать команде время на «сжиться с мыслью» о работе вне дома. Каждое утро и в течение дня наш офис-менеджер контролирует температуру сотрудников; маски, перчатки, антисептики лежат при входе – каждый может воспользоваться; подготовили напоминалку с правилами офиса.
Еще планировали сделать тест на антитела для всей команды, но сначала оказалось, что это стоит 1500 рублей за человека, а не бесплатно, как указано в приказе Собянина. А после, что нас слишком мало для выездного тестирования в офисе – 30 человек.
Никита Цаплин, управляющий партнер, RuVDS
Мы решили не возвращаться в офис как минимум до конца июля, чтобы не рисковать сотрудниками и их здоровьем. У нас есть такая возможность, потому что мы занимаемся арендой виртуальных выделенных серверов – наша работа всегда делалась на удалении (кроме сотрудников, которые дежурят непосредственно в дата-центрах – они не покидали рабочих мест даже во время карантина). А разработка, маркетинг, системное администрирование – это и так делалось сотрудниками в удалении от физического расположения серверов.
В будущем мы будем выходить в офис постепенно – сначала те отделы, которым важнее быстрый контакт внутри команды (подойти и голосом проговорить задачу и придумать вместе решение). Потом уже в офис выйдут маркетологи и техподдержка.
Владимир Гаськов, генеральный директор, «Лестэр ИТ»
На текущий момент порядка 30% сотрудников нашей компании вышли в офис, остальные продолжают работать из дома. К возвращению в офлайн мы подходим гибко, понимаем потенциальные риски и даем сотрудникам возможность самостоятельного выбора оптимального формата работы. Для тех, кто решил вернуться в офис, мы закупили антисептики, маски и перчатки, а также ввели правило, что наполненность офиса не может превышать 50%. Для некоторых сотрудников установлен гибкий график – они могут приезжать в офис раньше (начиная с 7 утра), что также минимизирует количество социальных контактов на работе.
Во время карантина мы стали проводить ресурсные планерки в виде созвонов и пока продолжаем придерживаться этого формата. Созвоны оказались эффективнее встреч в переговорке: люди собираются за считанные секунды и необходимая информация у всех всегда под рукой, нужно лишь расшарить экран.
Кроме того, мы восстановили процесс найма. Открыли вакансию аналитика, провели несколько онлайн-собеседований, на днях ждем выхода нового специалиста.
Юлия Кочаровская, руководитель, юридическая фирма «Кодест»
Наша компания оценила возможность работы в дистанционном формате, принято решение отказаться от офиса в том виде, в каком он существовал ранее. Мы перевели всех юристов и менеджеров на работу из дома. В офис ездим только ради переговорной, когда настаивает клиент. В основном все только «за» возможность проведения онлайн-консультаций. Пока все довольны таким решением. Экономия во времени колоссальная.
Кроме того, период вынужденных выходных стал настоящим прорывом в работе судов. Появилось много электронных сервисов, которые помогают нашему бизнесу минимизировать затраты на передвижения.
Алена Ефремова, директор по персоналу, «Московский кредитный банк»
Мы оперативно перевели на удаленный режим более 44% персонала банка. Готовимся к офисной работе, для этого разработали различные сценарии возврата к повседневному режиму, учитывая специфику эпидемиологической ситуации в различных регионах России. Это, в свою очередь, влияет на сроки реализации таких сценариев. Но, конечно, будем учитывать все возможные факторы, в том числе указания федеральных и муниципальных властей в регионах присутствия, указания Роспотребнадзора и Банка России.
Большая часть сотрудников, несомненно, вернется к работе в офисе. При этом опыт удаленной работы для нас оказался полезным. Сейчас рассматриваем вопрос об организации постоянной удаленной работы части сотрудников или подразделений. При принятии решения о переводе подразделений на частичную удаленную работу мы будем смотреть на бизнес-процессы подразделений, обратную связь от руководителей и сотрудников касательно эффективности в решении рабочих задач в удаленном режиме и возможности частично такой формат сохранять.
Безусловно, для каждой компании переход на новую операционную модель является своеобразным вызовом, и эта новая операционная модель требует решения определенных вопросов и качественной подготовки.
Хотела бы еще отметить, что мы приветствуем обсуждение в Госдуме законопроекта о регулировании удаленной работы. Он важен не только в текущей ситуации, связанной с пандемией, но и с учетом современных потребностей рынка. Утверждение законопроекта позволит закрепить на законодательном уровне обязанности и права обеих сторон и упростит взаимодействие между работником и работодателем, а где-то даже положительно повлияет на изменение бизнес-процессов.
Наталия Малашенко, директор по корпоративным отношениям, UPM
С 16 марта по 15 июня все сотрудники офисов российского подразделения UPM работали удаленно. С 15 июня по 15 июля мы установили «пробный период» – есть график, сотрудник может выйти в офис в один из установленных индивидуально дней, если есть бизнес-необходимость. Если такой необходимости нет, он может продолжать работать удаленно. Разработаны и доведены до сотрудников подробные инструкции по нахождению в офисе, приему гостей, проведению совещаний, приему пищи, гигиене, командировкам – пока автомобильным и в ближайшем радиусе. Закуплены маски, перчатки, бахилы. На входе в офис измеряется температура. На первом месте – безопасность сотрудников!
Николай Миловидов, генеральный директор, архитектурное бюро UNK corporate interiors
Мы перевели сотрудников на удаленную работу на неопределенный срок. Пока ситуация с распространением Covid-19 не станет определенной, архитекторы посещают офис только при необходимости. Функционал архитектора подразумевает активную командную коммуникацию, которую бюро с успехом организовало в онлайн. Большинству сотрудников и не требуется постоянное присутствие в офисе. Однако никто не исключал встречи с возвращающимися в офлайн заказчиками, авторский надзор на строящихся объектах... Кроме того, опыт вынужденной продолжительной самоизоляции показал, что не все творческие вопросы решаются в онлайн так же эффективно, как при личном общении. Поэтому отдельные проектные команды периодически работают в офисе. Зато жизнь вне офиса открыла много новых общественных увлечений. Уже несколько месяцев наш коллектив с помощью профессионального ведущего с азартом играет в «Мафию» по Zoom.
Николай Хорт, основатель и генеральный директор, Take’N'Go
Наши офисные сотрудники – порядка 15 человек на тот момент – перешли полностью на удаленную работу с 15 марта и по сей день работают из дома. Когда в Москве отменили ограничения, мы провели опрос в чате и выяснили, что только 20% сотрудников хотят вернуться в офис. Остальные, включая меня, предпочли бы остаться на удаленке. Ребята обнаружили в ней практически одни плюсы: не надо толкаться в транспорте, тратить деньги на проезд и на обеды.
Я не против удаленной работы: как показали три месяца на самоизоляции, все эффективно справляются со своими задачами из дома, никого контролировать не нужно. Это значит, нам потребуется гораздо меньше рабочих мест. Скорее всего, нужно будет искать помещение меньшей площади. Бизнес-центр, в котором находится наш текущий офис, который мы все это время исправно продолжали оплачивать, отказался пойти нам навстречу и сделать скидку или вычет за прошедший период. Хотя расходы на электричество, уборку и интернет в нашем случае были практически нулевые.
Я бы хотел, чтобы наш офис из чего-то постоянного и фундаментального превратился во что-то легкое и гибкое: 5-8 гостевых мест, пара шкафов и переговорка по необходимости. Полностью отказываться от офиса мы не собираемся, хотя бы раз в неделю хотелось бы видеться со всеми сотрудниками лично. Плюс ощущается более рабочая обстановка, чем дома: тихо, спокойно, никто не отвлекает. И немного не хватает личных обсуждений и рандомных брейнштормов.
Татьяна Гладюк, директор по персоналу и организационному развитию, S8 Capital
В силу удобного расположения и хорошей инфраструктуры офисов компаний холдинга, у нас нет большого спроса на дистанционную работу. Мы, в принципе, не против удаленной работы сотрудников, присутствие которых в офисе необязательно для эффективного выполнения бизнес-задач, но за время нахождения на самоизоляции люди настолько устали от домашнего режима, что наоборот хотят прийти в офис. Люди соскучились по возможности живого общения.
Те же, кто пока работает удаленно, получают все инструменты, чтобы не снижать эффективность труда. Мы выдали тем, кому это необходимо, смартфоны с корпоративным тарифом связи, ноутбуки, оргтехнику, создали более 100 виртуальных переговорных, наладили оказание дистанционной помощи IT-специалистами в случае технических неполадок. Все эти меры позволяют нам достигать главного – сохранения скорости и эффективности бизнес-процессов даже в период пандемии.
Чтобы обеспечить нужную дистанцию между сотрудниками в офисе и соблюсти требования Роспотребнадзора, мы оставляем около 40% сотрудников на «удаленке» – здоровье коллег для нас прежде всего. Но, конечно же, подходим к выводу в офис персонифицировано. Если понимаем, что кто-то не готов – проблемы со здоровьем, элементарная боязнь, стараемся найти идеальный баланс, который устроит и работника, и бизнес. Еще во время действующих ограничений мы создали для сотрудников на «удаленке» чаты и группы в мессенджерах, куда люди могут написать, если нездоровится. Нам важно, чтобы человек знал, что компания готова его поддержать, оказать помощь, если есть проблемы. В период пандемии для нас стратегически важно сохранить эмоциональную стабильность каждого в нашей команде и коллектива в целом. Поэтому открытый диалог необходим.
Используя максимально широкий спектр каналов внутренних коммуникаций, мы рассказываем коллегам о принимаемых санитарных мерах, о том, что делает компания, чтобы наш офис был и оставался зоной комфорта – свободной от болезни и максимально безопасной. Мы учим сотрудников правильно использовать средства защиты – маски и перчатки. Об этом сняли видеоролик, героями которого стали работники холдинга. Кстати, мы закупили более 100 тысяч комплектов защитных средств и выдаем необходимое количество каждому сотруднику при входе в офис. Для тех, кто предпочитает не использовать в период пандемии общественный транспорт, мы организовали дополнительные парковочные места, чтобы люди могли приезжать в офис на личных автомобилях и подвозить коллег, которые живут рядом. Мы закупили более 1000 килограммов фруктов, и разложили их в офисных кофе-пойнтах, чтобы поддержать иммунитет коллег и создать позитивное настроение.
В офисах холдинга организовано постоянное дежурство врачей, которые не только следят за показателями температуры сотрудников и проводят регулярные тестирования, но и оказывают консультационную поддержку персоналу.
Федор Мурачковский, генеральный директор и сооснователь, Planeta.ru
Потихоньку возвращаемся к жизни в офисе! В первую очередь попросил выйти отдел логистики и наш онлайн-магазин – готовим к открытию 1 июля шоу-рум и пункт самовывоза. Я говорил о том, что в связи с самоизоляцией самовывоз вознаграждений из офиса мы временно приостановили. Во время действия ограничительных мер отправляли посылки только раз в неделю, теперь можем делать это чаще и восстанавливать процессы. Некоторые ребята сами очень хотели вернуться в офис – не всем комфортно работается из дома, у некоторых маленькие дети, у некоторых в целом квартиры не очень приспособлены для удаленной работы, особенно нескольких членов семьи. Остальных пока прошу оставаться дома или на дачах: все-таки по приказу вирус никуда не уходит. Наш офис достаточно просторный, получается разместиться на комфортной дистанции друг от друга, даже если приходят вообще все сотрудники, хотя многие и так работали удаленно – служба поддержки, крауд-продюсеры. Но пока в кабинетах сидим по 2 человека, не больше. Тех, кто ходит в офис, прошу не пользоваться общественным транспортом в часы пик. Мы не госслужба, у нас нет режима с 9 до 18, кто-то приходит к полудню, кто-то приезжает на великах или личных автомобилях.
На дверях соседних офисов вижу надписи «Без маски и перчаток не заходить». На мой взгляд, это чересчур – в такую жару в маске и перчатках сидеть в помещении может быть даже вредно. Но мы тоже закупили маски и антисептики. Если в кабинете сидят несколько человек, по желанию предлагаем пользоваться масками и менять их каждые 2-3 часа. Про мытье рук и напоминать не приходится, это и так все теперь делают автоматически. Кружки на работе у каждого свои, а вот столовые приборы и тарелки на кухне были общие. Сейчас тоже рекомендуем приносить свои приборы и хранить их у себя в тумбочках, чтобы ими точно никто другой не пользовался. Ну и не обнимаемся во время приветствия. Хотя действительно соскучились друг по другу за это время!
Фото в анонсе: Sinitta Leunen на Unsplash.com
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются в начале текста, со ссылкой на профайл участника Сообщества.
Я более чем уверен, что не все выйдут из самоизоляции, многие там так и останутся. Если уж Додо пицца оптимизирует свою сеть, то от мелких кафешек и кофеен останется только светлая память в сердцах бывших довольных клиентов.
До многих ещё почему-то не дошло, что прежней жизни просто не будет.
В декабре этого начнётся новая волна. Сколько волн будет в следующем году, кто знает, тот не скажет, но они будут.
Есть ещё 4-5 месяц для перестройки бизнеса на "бесконтактной основе", кто успеет, то выживет. А кто поедет по развлекаться, но его право. Может ему и бизнес не нужен.
Так, что не стоит расслабляться, и радоваться снятию карантина. Может у кого не сняли, будут более адаптированы к новым условиям.
российская экономика разваливается уже давно, вирус лишь ускорил это падение...
Российскую экономику убивает не коронавирус, а госмеры по борьбе с ним! Сам бы вирус с этим не справился, нужна государственная поддержка...
А уж когда эти меры борьбы отдали с федерального уровня регионам - то у нас в СПб теперь нужна гадалка, государственных мер по борьбе с вирусом оказалось мало!
Вирус провоцирует не только цитокиновый шторм в раскомпенсированных организмах, но и управленческую импотенцию в отвыкших от реального управления экономикой мозгах!
Заголовок статьи неточен - "Как российский бизнес выходит из самоизоляции" - это не про нас.
Бизнес не самоизолировался - его изолировали, вкололи обездвиживающее и обещали вколоть позже лечебный укол, в случае с СПб - даже не могут предположить, когда это произойдёт!
В Москве много компаний на удаленно до осени!
соеди моих знакомых в ит. Есть те кто работал все это время с марта.
Да, уж. Не так страшен короновирус, как меры борьбы с ним.
Маски, перчатки, антисептик - это всё просто бесполезно. А вот длительная самоизоляция - это атака на иммунитет. А иммунитет - это, по сути и есть единственное эффективное средство борьбы с вирусами.
Вспомните космонавтов. По возвращению с орбиты они долгое время восстанавливают иммунитет под контролем врачей. У кого ещё по возвращению с карантина будут такие условия?
Ослабив свой иммунитет, люди будут ложиться от таких болезней, о которых раньше и не подозревали. И вот эта цифра, 20% желающих вернуться в скором времени в офис откровенно настораживает.
Помниться, в начале пандемии Вы скептически относились к ее серьезности ;-)
Интересный факт - в Одессе, где есть море, заболевших не так много, как под Одессой, где моря нет.
Гипотеза - морской воздух разрушает жировой слой и вирус распадается. Среда весьма агрессивная - йод и соль.
Рекомендация - во время вируса стараться больше быть на пляжах.