После коронавируса: 7 положительных эффектов для руководителей будущего

Эксперт по трансформации и преподаватель WU Executive Academy, профессор Катрин Кёстер, и глава департамента дополнительного образования для руководителей этого учебного заведения Хельга Паттарт-Дрекслер считают, что кризис Covid-19 обеспечит беспрецедентный импульс для мегатрендов, распространенных в современном деловом мире, и создаст множество возможностей для компаний и менеджеров.

Они выявили 7 полезных эффектов коронакризиса для руководителей.

1. Смелые проложат путь

Нынешний кризис можно сравнить с гигантской лупой. Операции и процессы, которые никогда не подвергались сомнению в прошлом, сейчас тщательно изучаются. Например, смелые лидеры вновь обращаются к вопросу о том, является ли самостоятельное принятие решений признаком силы и чем-то, что другие от них ожидают, или же консультации с другими людьми, обладающими иной точкой зрения, могут стать более эффективным способом управления.

Набирают обороты новые стили руководства – New Pay («новая зарплата»), например, в большей степени фокусируется на эмоциональных потребностях сотрудников, которые в последнее время привлекают внимание. Речь идет о «помощи в повышении устойчивости и сопротивляемости», а не просто деньгах. Другой пример – правило 80/20: сотрудники берут на себя ответственность за распределение рабочего времени на любимые проекты (20%), и обязательные задачи (80%).

2. Неопределенность открывает пространство для творчества

На данный момент никто не может сказать, что случится завтра. В одночасье компании были вынуждены реорганизовать свои рабочие процессы, чтобы сделать их пригодными для удаленной работы, цифровой и виртуальной коммуникации. Уход с проторенной дороги всегда создает ощущение неуверенности.

Однако урок, который следует извлечь из всего этого, заключается в том, что всегда есть что-то, что можно получить дополнительно. Неопределенность всегда открывает новое пространство – пространство для творчества, появления новых идей и разработки новых способов сотрудничества.

3. Доверять, а не контролировать

Исследование Deloitte в 2019 году показало, что 97% опрошенных компаний уже создали для своих сотрудников возможность работать из дома. Эта впечатляющая цифра становится меньше, если смотреть на подробные результаты: почти в 40% этих организаций возможность работать удаленно была доступна лишь для избранной группы сотрудников. 85% процентов компаний стремились к тому, чтобы их сотрудники физически присутствовали в офисе. В посткоронавирусном обществе это может измениться.

В течение многих лет дихотомия «доверие-контроль» была горячей темой для руководителей организаций. Теперь на законодательном уровне компании получили предписание повысить доверие – и это сработало. Контроль, необходимый в бизнес-моделях индустриального общества, больше не нужен. Как только мы преодолеем кризис, важно убедиться в том, что мы больше не вернемся к старым привычкам контролировать всех и вся. Теперь нам нужно осознать, как мы изменились, предоставив доказательства преимуществ нового стиля работы для всех. Больше не нужно теоретизировать.

4. Внимательно относиться к другим

Социальное взаимодействие между людьми также меняется. Теперь во время видеозвонка люди реже перебивают друг друга, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Они проявляют большую чуткость по отношению друг к другу и слушают внимательнее, чем на физическом собрании.

В результате социальной изоляции и в связи с необходимостью мириться с меньшими затратами, люди становятся более внимательными друг к другу. Более заметными становятся активные усилия по проявлению благодарности и уважения, например, выражение признательности людям, выполняющим «системно значимые» работы в условиях нынешнего кризиса.

5. Нематериальные ценности имеют значение

Из-за коронавируса изменились привычки потребления и покупательского поведения людей. Собственный дом и сад уже считаются настоящими предметами роскоши. Теперь люди очень ценят, если их коллеги интересуются, как у них дела. Все это показывает, что действительно важно – ценности заметно изменились.

Нынешний кризис – это шанс выдвинуть на передний план новые ценности и начать подвергать сомнениям все то, с чем мы мирились в прошлом: должна ли компания, использующая краткосрочную схему, действительно выплачивать дивиденды своим акционерам? Давайте активно обсуждать такие вопросы. В прошлом доверия было мало, поэтому требовался большой контроль. Но, похоже, настало время что-то изменить, не так ли?

6. Учиться по-новому относиться к неудачам

Лишь очень немногие компании смогут выйти из кризиса без снижения оборотов и прибыли, а некоторые и вовсе исчезнут. Мы не должны рассматривать такие случаи как отдельные примеры неудач, а относиться к ним с солидарностью и видеть в этом шанс узнать, как развивается как общество.

Текущая ситуация научила нас тому, что наша нынешняя экономическая система недостаточно устойчива к кризисам. Это понимание является ключевым, поэтому важно как можно быстрее оправиться от его шокирующего действия и начать экспериментировать. У руководителей сейчас есть шанс получить для себя новые перспективы, открывая новые возможности и предлагая новые подходы.

7. Управление «внутренней командой» будет иметь решающее значение

Чтобы воплотить в реальность новый стиль работы, вы должны начать с себя. Для менеджеров особенно важно знать свои собственные потребности: физические, умственные и эмоциональные. Надо сосредоточиться на том, что Катрин Кёстер называет нашей «внутренней командой».

В своей книге «United States of YOU» («Соединенные Штаты Вас») Катрин Кёстер наделяет отдельные составляющие личности антропоморфными чертами: Мистер Майнд (Mr. Mind/господин Разум) взаимодействует с Бадди Боди (Buddy Body/дружком Телом) и Сознательным Я (Conscious Me/внутренним наблюдателем).

«Внутри нас сосредоточено так много ресурсов. Полагаться исключительно на разум в бизнесе, как это было до сих пор, было бы пустой тратой ресурсов», – говорит Катрин Кёстер. Более того, осознание собственного внутреннего многообразия помогает менеджерам больше ценить многообразие окружающих и, как следствие, признавать индивидуальный вклад всех членов команды в общее дело.

И что же теперь?

Менеджерам стоит размышлять над этими вопросами, потратив некоторое время на чтение специальных коронавирусных обзоров на тему разума и души. В то время как самоизоляция продолжается, в настоящее время команды по всему миру совместно изучают свои взлеты и падения, учатся взаимодействовать более гибко и эффективно. «Что работало хорошо, а что нет? Что мы можем извлечь из этого и что мы можем сделать по-другому?» Вот вопросы, которые мы должны обдумать сейчас.


WU Vienna и газета «Ведомости» объявляют о конкурсе стипендий!
Стипендии размером 10 000 € выделяются на обучение по программе Global Executive MBА (Вена, Австрия). 2 диплома, 4 континента, 16 месяцев. Старт программы — в апреле 2022 года. Прием заявок до 15 декабря. Подать заявку

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.