С весны 2021 года самые крупные маркетплейсы открылись для самозанятых. Это означает, что практически любой человек, зарегистрированный как плательщик налога на профессиональный доход, может начать продавать онлайн товары собственного производства на крупных платформах, бок о бок с индвивидуальными предпринимателями (ИП) и компаниями.
Базовые правила для деятельности самозанятых
1. Доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн руб. в год. Это примерно 200 тыс. руб. в месяц, причем можно превысить 200 тыс. в какой-то из месяцев. Один и тот же продавец может быть зарегистрирован на множестве площадок, и указанную сумму не должен превышать именно его совокупный доход из всех источников.
2. Можно продавать продукцию только собственного производства. Самозанятым запрещено заниматься перепродажей товаров. Так, нельзя заказать товары из-за границы и продать их в родном городе или же сделать набор из чужих товаров. Зато можно создать новый продукт из купленных материалов или улучшить готовое изделие на авторский лад.
3. Нельзя продавать товары, подлежащие обязательной сертификации и маркировке. Самозанятые не обязаны — да и не могут — сертифицировать свои изделия. Согласно техническим регламентам, в роли заявителя на оформление разрешительной документации могут выступать только ИП или юридические лица. Поскольку самозанятый продавец не может выступать в роли заявителя, то и сертифицированы его товары быть не могут.
4. Размер комиссии не вычитается из дохода. Самозанятые не могут вычитать из своего дохода комиссию, которую они платят маркетплейсам, также как и расходы на доставку и хранение товаров, и на стоимость доставки. Иными словами, продавец с налогом на профессиональный доход (НПД) платит налог со всех своих поступлений, независимо от того, какой процент он отдал маркетплейсу и сколько потратил на доп.расходы.
Условия для самозанятых на крупных российских маркетплейсах
Wildberries
Одна из первых российских площадок, анонсировавшая начало работы с самозанятыми (октябрь 2019 года). В настоящий момент в мобильном приложении Wildberries для продавцов отображаются уведомления от Федеральной налоговой службы (ФНС).
Что можно продавать? 50% выручки маркетплейсу приносят Fashion-продукты, поэтому целесообразно выставлять на площадке аксессуары ручной работы, уходовую косметику, сделанную своими руками. Также на Wildberries можно продавать цифровые продукты, то есть — онлайн-курсы, видеоуроки и т.д.
Схема работы. Продажа только со складов Wildberries, доставка на склады производится за счет продавца.
Комиссия. В среднем от 5 до 15%, для некоторых товарных категорий комиссия снижена и составляет 1%.
Aliexpress
Что можно продавать? Платформа открыта практически для любых товаров собственного производства. По данным обзора 2021 года, больше всего выручки получают самозанятые с товаров для дома и сада, товаров категории «сделай сам» (DIY), спортивных товаров, аксессуаров, товаров для красоты и здоровья.
Схема работы. Продавец может выбрать, как доставлять товары покупателю: самостоятельно через «Почту России» и другие службы доставки или воспользоваться услугами официального партнера Ali, логистической компании «Цайняо» (в этом случае маркетплейс компенсирует продавцу до 500 руб. от стоимости доставки для первых 100 заказов).
Комиссия. Не превышает 8%, плюс первые 100 заказов не облагаются комиссией.
Ozon
Что можно продавать? Здесь самые жесткие (хотя и не самые ясные) правила по части допустимых к продаже товаров. Если вы вяжете из шерсти, то игрушки ручной вязки вам продавать нельзя, а шапки, шарфы и варежки — можно. При этом фигурки из дерева выставлять можно, даже если они выполняют функцию детских игрушек. Также площадка закрыта для частных кондитеров: торты и сладости собственного производства здесь продавать нельзя.
Схема работы. Это всегда продажа со своего склада, но в одном случае вы пользуетесь доставкой Ozon, а во втором — решаете вопрос с доставкой самостоятельно.
Комиссия. От 4 до 15%, плюс стоимость доставки. Условия едины для ООО, ИП и самозанятых.
Flowwow
Что можно продавать? На маркетплейсе можно размещать любые товары собственного производства, включая аксессуары, украшения, косметику, керамику, картины, предметы декора. Самозанятым не разрешается продавать только изделия собственного производства из списка товаров, подлежащих обязательной маркировке (список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р), а также есть запрет на продажу цветов (исключение составляют композиции из сухоцветов).
Схема работы. Продажа со склада продавца, доставка — на выбор: силами продавца или партнеров маркетплейса.
Комиссия. От 5 до 23% (самая высокая комиссия — у товаров категории «Цветы и подарки», это касается самозанятых, продающих композиции из сухоцветов). Есть приятные бонусы: для самозанятых, обучающихся по программе «Вордскиллс Россия», до конца года сумма комиссии составляет 2%.
Кроме того, каждому продавцу доступна прямая ссылка на его магазин: заказы клиентов, перешедших по этой ссылке, не облагаются комиссией.
Что дает маркетплейсам работа с самозанятыми
1. Возможность предложить самозанятым продавцам самые выгодные условия сотрудничества. После коронакризиса у ряда предпринимателей, зарегистрированных как ИП, уровень дохода упал настолько, что им целесообразно стало перейти на более выгодные налоговые условия, закрыть ИП и зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональную деятельность (НПД) – или, проще говоря, в качестве самозанятого (при условии, что бизнес связан с продажей товаров/услуг собственного производства).
2. Привлечение на платформу действительно уникального ассортимента. Важный тренд современных продаж – ценность нетиповых, уникальных предложений необычного дизайна и более высокого качества, чем товары массового производства. Производители хендмейда в полной мере отвечают этим требованиям.
3. Расширение клиентской базы. Доступ для самозанятых продавцов означает для бизнеса возможность зайти на территорию, которую ранее занимали только электронные доски объявлений, такие как «Юла» и «Авито».
Базовые правила деятельности самозанятых стоит знать не только продавцам, но и онлайн-площадкам, открывающим свои двери для самозанятых. Среди них: ограничения по годовому доходу, особенности производства продаваемой продукции, сертификация и детали налогообложения.
Какие документы стоит запросить от самозанятого продавца
Базовый пакет документов — это паспорт, свидетельство ИНН и справка о том, что гражданин зарегистрирован в качестве самозанятого (ее можно оформить через мобильное приложение «Мой налог»). Маркетплейс может не запрашивать справку, а проверить статус продавца через онлайн сервис инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС).
Ключевые проблемы, с которыми придется иметь дело
1. Придется разбираться, какие товары разрешить к продаже для самозанятых
По закону, самозанятые могут продавать только продукцию собственного производства, причем подходят как товары, сделанные полностью своими руками, так и частично переработанные и улучшенные.
Четких критериев тут нет, но общее правило таково: если человек закупил товар и как-то его переработал (на купленную фаянсовую тарелку нанес рисунок, холщовый шоппер вышивает вручную) – то он может выставлять такой товар на маркетплейс. А вот если закупил декоративные корзинки, фрукты и косметику и собрал из них бьюти-боксы – это уже не считается товаром собственного производства, так как сами товары не были никак переработаны.
В идеальном мире самозанятый продавец сам внимательно читает закон и разбирается, что именно ему можно и нельзя продавать. На деле получается по-разному.
Решение: информирование. Полезно на этапе регистрации тщательно доносить до всех новых продавцов правила маркетплейса. Стоит отдельно проговорить, что самозанятый не может сочетать перепродажу с продажей товаров собственного производства.
2. Разделенная ответственность
По закону, за нарушение условий торговли по режиму НПД отвечает сам продавец, агрегатор не будет отвечать за последствия и в общем-то не обязан проверять, кто сделал товар.
На самом деле маркетплейсу совершенно не выгодно, чтобы его продавцы оказывались в подобных историях (к тому же, зачастую Роспотребнадзору проще решать вопросы с маркетплейсом, чем с самозанятым). Поэтому разумный путь — осознавать и разделять ответственность за все товары, которые выставляют ваши продавцы.
Решение: внимательная модерация товаров самозанятых. Имеет смысл просматривать все фото товаров. На Flowwow принята следующая практика: если у модераторов возникают сомнения в том, что товар на загружаемом фото сделан своими руками, они дополнительно связываются с продавцом, уточняют ситуацию, просят предоставить уточняющие документы. Площадка оставляет за собой право забанить товар, если его продажа нарушает закон.
3. Мало опыта в оформлении витрины магазина
Самозанятым может стать любой гражданин – в том числе и тот, кто никогда ничего нигде не продавал. В этом случае нужно быть готовыми к тому, что у зарегистрированного продавца скорее всего возникнут трудности с оформлением своей витрины.
Конечно, есть и исключения: люди, которые раньше занимались предпринимательством, уже подкованы в маркетинге и знают, как лучше продавать свой товар. Но важно понимать, что самозанятый не обязан всего этого знать и уметь. Значит, сама платформа обязана помочь ему обрести нужные компетенции.
Решение:
- Помощь с оформлением витрины. Рассказывайте, как фотографировать, что сделать, чтобы магазин был привлекателен, как установить цену и т.д. На Flowwow принято курировать каждый магазин на этапе активации и оформления.
- Информационная поддержка. Пишите помогающие статьи и инструкции в свой блог. Прочитав их, самозанятый сможет быстрее сориентироваться и сделать качественную, привлекательную витрину.
Заключение
Несмотря на то, что мы все работаем по единому закону, у разных площадок могут быть разные требования к товарам от самозанятых продавцов. Именно поэтому, выставляя товары на маркетплейсе, важно убедиться, что они не только соответствуют требованиям специального налогового режима, но и удовлетворяют правилам конкретной онлайн-площадки.
Конечно, маркетплейсы в той же мере, что и самозанятые, заинтересованы в том, чтобы не допустить нарушений. Однако ответственность понесет в первую очередь продавец: потеряет статус самозанятого и будет вынужден выплатить налоги в полном размере не только за будущие, но и за уже совершенные сделки.
То, что крупные онлайн-площадки переходят на сотрудничество с самозанятыми, это не случайность, а актуальный тренд в e-commerce, предлагающий взаимовыгодные условия и маркетплейсам, и продавцам.
При этом опыт Flowwow показывает, что объем продаж у самозанятых партнеров напрямую зависит от уровня доверия клиента самой платформе: покупателя редко интересует, на каких условиях зарегистрирован продавец, ключевую роль здесь играет интерес к его товару и качество сервиса, предоставляемого маркетплейсом.
Читайте также: