Самозанятость: каковы плюсы и минусы для работодателя и сотрудников?

По данным на 1 января 2021 года, число самозанятых в Москве составило 479 тыс. человек, то есть за год выросло в 2,5 раза. Всего в России уже более одного миллиона человек зарегистрировались в качестве самозанятых.

Эксперимент по налоговому режиму для самозанятых стартовал в России 1 января 2019 года, а с 1 июля 2020 года льготный налоговый режим был распространен на всю страну.

Насколько выгоден такой режим для работодателей? Какие у него минусы? И каковы плюсы и минусы для сотрудников? Мы собрали мнения экспертов.

Плюсы сотрудничества с самозанятыми для работодателей

1. Оптимизация налогов

Александр Попов, юрист, эксперт «Актион Кадры и HR»

Главный плюс для компании в работе с самозанятыми — компания не платит за него страховые взносы, также не уплачивает НДФЛ. После того как самозанятый выполнит работу, вы оплатите ее. Дальше он сам должен уплатить специальный налог на профессиональный доход в размере 6%. Кроме того, у самозанятых нет никаких отпусков, больничных и других гарантий по трудовому договору.

Эмилия Гуторова, руководитель компании «Ваш бухгалтер», эксперт Executive.ru

Самозанятость – конкурентное преимущество при составлении договора. Заказчик значительно экономит на налогах по сравнению с заключением договора с физлицами.

Я состою в чате «бизнес-мамы», участники которого – девушки в декрете – пекут тортики, делают брошки и активно продвигают свои услуги в интернете. С моей подачи они зарегистрировались самозанятыми, чтобы вести бизнес открыто и выдавать чеки покупателям. Тем более, что в 2020 году государство дало дополнительные бонусы и налог при незначительных доходах платить не надо.

Некоторым клиентам ИП, которые оказывают услуги и не имеют наемных работников, порекомендовали перейти в самозанятые. Так они будут меньше платить налогов, чем фиксированные страховые взносы. Это особенно актуально, если предприниматель уже на пенсии. А молодежь может вступить в добровольные отношения с пенсионным фондом, оплачивать взносы и формировать стаж для будущей пенсии. Хотя в большинстве случаев, в достойную пенсию никто не верит.

2. Оптимизация документооборота

Оксана Гончарова, генеральный директор компании Human Result

Мы занимаемся подбором персонала по всей России и работаем по трем направлениям: точечный подбор персонала, подбор IT и массовый подбор персонала. Направление массового подбора персонала требует большое количество ресурсов, поскольку воронка рекрутинга на входе может достигать 10-12 тысяч кандидатов в месяц. Поэтому в высокий сезон мы обращались к фрилансерам, у которых могло не быть ИП, и нам приходилось оформлять сотрудничество по договорам ГПХ с физлицами.

Поскольку это люди, живущие в различных регионах, то документооборот был весьма трудозатратным. Акты, которые мы обязаны подписывать при оплате, как с исполнителями, работающими с нами на ГПХ, так и с ИП, являются обязательными закрывающими документами для бухгалтерии к принятию расходов. На почтовые рассылки уходило много времени, документы вечно терялись. Многие из исполнителей были не особо добросовестными и не отправляли подписанные со своей стороны документы обратно.

Статус самозанятого облегчил нам жизнь. Легкость оформления данного статуса позволила оперативно его регистрировать. Закрывающие документы предоставлялись заранее. Исполнитель в программе формирует акт, вводит наше название и ИНН, вид услуги, и высылает сразу акт, он же чек. Мы получаем его в электронной форме, и он имеет официальную силу.

Содержание таких исполнителей стало дешевле. Если по ГПХ мы платили сверху 40,1% за каждый выплаченный рубль, то теперь всего 6%, которые платят за себя самозанятые.

3. Повышение эффективности и качества управления

Елена Басалаева, бизнес-советник, эксперт по бизнес-комуникациям, эксперт Executive.ru

Можно поменять неэффективную «окладную» систему, которая при работе сотрудников в офисе неизбежна, на фактически сдельные формы. Нет результата работы – нет и выплат. Только теперь по-настоящему заработают KPI, и станет очевидно, насколько сотрудник эффективен для компании. Будет сразу видно, кто из управленцев действительно необходим для бизнеса, а кто только занимается ИБД (имитацией бурной деятельности – прим. ред).

Александр Сейнов, бизнес-консультант, эксперт Executive.ru

Как только ввели эту систему налогообложения, я стал советовать коллегам-руководителям стимулировать работников некоторых категорий увольняться и переходить на договорные отношения с бывшим работодателем. Ограничение 2 года запрета договоров с юридическим лицом – бывшим работодателем обойти легко, если компания находится в структуре холдинга.

Правильно организовавший договорную работу с самозанятыми работодатель получает экономию до 36% на налогах, связанных с ФОТ, а также преимущества от сокращения используемых площадей.

Эти средства можно инвестировать на увеличение сумм оплаты новоиспеченному самозанятому, чтобы в свою очередь простимулировать его заинтересованность в работе. А можно использовать в качестве рычага воздействия на качество работы нового самозанятого: оплачивать пропорционально выполненному объему или не оплачивать плохо или неполно сделанную работу.

Результаты работы фирм с самозанятыми можно оценить так:

  1. У всех улучшилась внутрифирменная управляемость.
  2. Денежных средств в карманах лучших бывших работников стало больше, они стали лучше работать и повысилась их лояльность к работодателю.
  3. Финансовые результаты в фирмах, использующих работу с самозанятыми улучшились.

Если государство дает возможности бизнесу, их надо стараться использовать сразу, они доступны.

Минусы сотрудничества с самозанятыми для работодателей

Александр Попов, юрист, эксперт «Актион Кадры и HR»

Главный недостаток договора с самозанятым в том, что, как и любой другой гражданский договор, суд или ГИТ могут переквалифицировать его в трудовой.

Кроме того, нельзя требовать от самозанятого соблюдать режим рабочего времени компании. Даже если он выполняет работу на территории компании, приходить и уходить может когда угодно. Для него главное — сделать свою работу к сроку по договору.

На что работодатели должны обратить внимание при работе с самозанятыми

Компания не может нанять гражданина в качестве самозанятого, если он уволился менее двух лет назад, п. 2 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ.

Если доходы самозанятого превысят 2,4 млн руб. за год, он будет не вправе применять специальный налоговый режим и должен будет уплатить НДФЛ со всех сумм свыше 2,4 млн руб. по ставке 13%, а организация должна будет уплатить за него страховые взносы.

После оплаты по договору самозанятый должен передать работодателю чек, ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ. Документ самозанятый может передать в бумажном виде или прислать в электронном на почту.

Если чека не будет, ФНС доначислит компании НДФЛ и страховые взносы. Если самозанятый не передал вам чек после оплаты его труда, работодатель может пожаловаться налоговикам на официальном сайте ФНС. Они проверят поступление денег на карту самозанятого и выпишут лично ему штраф.

В договоре с самозанятым нужно указать, что исполнитель зарегистрирован как плательщик налога на профессиональный доход, компания не является налоговым агентом, исполнитель сам платит за себя налог и обязуется предупредить компанию, если будет снят с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход.

Елена Басалаева, бизнес-советник, эксперт по бизнес-комуникациям, эксперт Executive.ru

Теперь работника не держат формальные «связи» типа трудовой книжки, трудового договора. Рычагов влияния на работника значительно меньше. Поэтому очень быстро становится очевидным, что интересного и мотивирующего на самом деле предлагает своим работникам компания, помимо денег. Работники могут попросту «разбежаться».

Работа кадровой службы существенно усложнится, нужны будут действительно профессионалы. Во-первых, возрастет объем работ по поиску новых работников, ибо фактически работники компании теперь ничем не «обязаны». Во-вторых, нужно будет серьезно работать над системой мотивации, KPI и прочим, чтобы работникам хотелось оставаться с компанией.

Плюсы и минусы статуса самозанятого для сотрудников

Лариса Пекарская, юрист

С 5 марта 2019 года я занимаюсь частной юридической практикой в качестве «самозанятого», то есть являюсь плательщиком налога на профессиональный доход (далее – плательщик НПД). Ранее работала штатным юристом.

Среди моих клиентов есть как граждане, так и компании. С дохода, полученного от физических лиц, я плачу налог в размере 4%, с дохода от юридических лиц – 6%, иных обязательных платежей нет.

Плюсы статуса «самозанятый»:

1. Постановка на учет занимает 5 мин: скачиваете приложение «Мой налог», заполняете необходимую информацию, получаете подтверждение постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД. Личного посещения налоговой службы или дополнительного направления документов в этот орган не требуется.

2. Чек при продаже товаров/услуг формируется в электронном виде в приложении и может быть направлен клиенту, на чеке имеется QR-код.

3. Размер налога, подлежащего оплате, отображается в приложении ежемесячно, оплату можно производить автоматически, привязав банковскую карту.

4. В приложении можно сформировать справку о доходах и предоставлять ее по месту требования, например, в визовый центр или банк.

5. Не нужно заполнять декларацию и сдавать ее в налоговую службу в конце налогового периода.

6. На плательщиков НПД распространяются меры государственной финансовой поддержки: получила субсидию в размере уплаченного налога в 2019 году, а также налоговый бонус в размере МРОТ.

7. Плательщик НПД имеет право на вычет налога. Сумма вычета составляет 1% дохода, полученного от граждан, и 2% дохода, полученного от индивидуальных предпринимателей и организаций. Максимальная сумма вычета – 10 тыс. руб.

8. Из-за минимальной налоговой нагрузки компании охотно сотрудничают с экспертами, которые являются плательщиками НПД.

Минусы статуса «самозанятый»:

1. Ограничение максимальной суммы дохода для плательщиков НПД – не более 2,4 млн руб. в год. Доход, превышающий эту сумму, будет облагаться налогом по общим правилам.

2. Ряд банков не учитывают доходы «самозанятых» при одобрении потребительских и ипотечных кредитов.

Татьяна Горшкова, консультант, эксперт Executive.ru

Это довольно удобная система при небольшом доходе до 2,4 млн в год и отсутствии сотрудников. Преимущество самозанятого перед ИП в том, что нет дополнительных взносов в ПФ, нет обязанности вести бухучет, сдавать отчетность, устанавливать онлайн кассы, открывать отдельный расчетный счет. Самозанятый, как и ИП может устроиться на работу и работать по трудовому договору. Но в отличие от ИП, я могу оказывать услуги своему прямому работодателю только через 2 года после увольнения.

Для самозанятых есть ограничения по видам деятельности, но для тех, кто оказывает услуги собственными силами, это прекрасный выход вести легально свою деятельность с минимальными затратами.

В период самоизоляции самозанятые оказались в самом выигрышном положении, потому что на основании указа президента был возвращен налог за прошлый год. Деньги были получены быстро и без каких-либо сложностей. Пришло уведомление о том, что к приложению «Мой налог» надо привязать карту и через 3 дня приходило поступление. 

С точки зрения работодателя – самозанятый тоже очень удобен, так как имеет самую низкую ставку налога и не имеет драконовских банковских комиссий, как ИП. То есть, когда я прихожу к клиентам, их очень устраивает, что они могут мне заплатить официально, не имея проблем с социальными взносами.

Перевести сотрудников на режим самозанятости не получится. Должен пройти срок 2 года после увольнения. Кроме того, самозанятый должен работать не только на вас. Если у него кроме вас есть еще клиенты, то скорее всего, никаких претензий к вам со стороны налоговой не будет. 

Елена Басалаева, бизнес-советник, эксперт по бизнес-комуникациям, эксперт Executive.ru

Для действительно ценных специалистов быть самозанятым скорее плюс, чем минус. Самые очевидные преимущества:

  1. Нет начальства, которое ограничивает творческий процесс и загоняет его в ненужные рамки, а оплата за работу есть.
  2. Свободный график позволяет распоряжаться своим временем по своему усмотрению. Работу можно делать, когда удобно, а не в офисные часы.
  3. Можно спокойно брать работу от нескольких работодателей и, соответственно, получать больше. Можно даже работать на конкурирующие фирмы, чего при офисной работе не сделаешь.
  4. Выигрыш по налогам, если ставки оплаты сохранятся на прежнем уровне.
  5. Экономия на транспорте – как по времени (если до работы вы добираетесь 2 часа, то это +4 часа вашего времени, что немало), так и по деньгам. Самозанятый платит в целом меньше.

Минусы тоже есть. Среди них:

1. Если вы не востребованы как профессионал, то вы фактически станете безработным.

2. Раньше все налоговые выплаты лежали на работодателе, теперь следить за этим придется самостоятельно.

3. Нужна дисциплинированность. В таком графике легко расслабиться, потерять контроль...и остаться без денег, или сорвать сроки, или еще что-то, почему работодатель откажется сотрудничать с вами.

4. При увольнении с официальной работы, вы получаете «плюшки» в виде неоплаченного отпуска, выходного пособия и т.п. У самозанятых таких «плюшек» нет.

В целом принцип тот же, что и всегда: хороший работник за работу держаться не будет, он ее всегда найдет, и нужно принять меры, чтобы его удержать, а работник «так себе» за работу держаться будет, поэтому здесь у работодателя свобода маневра в сторону «урезания» разных «плюшек» в пользу компании, а не работника.

Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются со ссылкой на профиль участника Сообщества.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Екатеринбург

Если вы не востребованы как профессионал, то вы фактически станете безработным.

Ну, и причём тут самозанятый?

Выходит на работе работают работу не востребованые непрофессионалы, так затерялись в таком же не профессиональном коллективе?

Консультант, Екатеринбург

Нужна дисциплинированность. В таком графике легко расслабиться, потерять контроль...и остаться без денег, или сорвать сроки, или еще что-то, почему работодатель откажется сотрудничать с вами.

То есть на работе дисциплина не нужна. Там ходит надзиратель (менеджер) со стимулом (палка такая острая), и всех энтой палкой тычет!

Что тут скажешь? Бегите в самозанятые!

Генеральный директор, Турция
Валерий Меркулов пишет:
Ну, и причём тут самозанятый? Выходит на работе работают работу не востребованые непрофессионалы, так затерялись в таком же не профессиональном коллективе

Очень часто бывает, что компания взяла в штат человека в период развития или пиковой нагрузки. Потом нагрузка спала, а человек остался. Он что-то делает, бумажки какие-то носит, с 9 до 18 на работе сидит. Оклад регулярно получает.

Но как самозанятый он не состоится, потому что его никто не наймет... 

По моей оценке, в крупных компаниях  от 15 до 40 процентов "планктона", которые что-то вроде делают, но себя однозначно не окупают и никто об этом даже не парится...

Я Вам больше скажу...  Я недавно работал в компании.... У неё оборот 1,5 миллиарда и было около 100 человек. А сейчас осталось около 20 человек ну и плюс человек 10 на аутсортинге... А оборот сохранился на уровне 1,5 миллиарда... 

То есть 70% сотрудников были ... Ну скажем так, не особо нужны.... Хотя у них у всех была загрузка, балду никто не пинал...

И так почти везде в России (моё субъективное мнение) 

Нач. отдела, зам. руководителя, Самара

Самозанятость это прекрасно.

Идеальной становится проектная занятость, к которой большинство работодателей не готовы - ни руководители всех звеньев, ни HR -отделы.

Чаще всего организация проектной деятельности превращается в разновидность карго-культа  с обязательными изматывающими и бесполезными ритуалами 

Консультант, Украина
Валерий Меркулов пишет:

Если вы не востребованы как профессионал, то вы фактически станете безработным.

Ну, и причём тут самозанятый?

Выходит на работе работают работу не востребованые непрофессионалы, так затерялись в таком же не профессиональном коллективе?

Некоторые компании должны иметь в штате сотрудников официально просто для галочки. Наверное это и имелось в виду - просиживать штаны в офисе.

 

Консультант, Москва
Валерий Меркулов пишет:

Если вы не востребованы как профессионал, то вы фактически станете безработным.

Ну, и причём тут самозанятый?

Выходит на работе работают работу не востребованые непрофессионалы, так затерялись в таком же не профессиональном коллективе?

Не станете Вы безработным (официальным)! Если Вы потеряете основную работу, то служба занятости не станет платить Вам пособие, если у Вас статус ИП, самозанятого и т.п.

Если у Вас нет основной работы, то тем более - ни стажа, ни-че-го. В принципе (хотя плевали давно на всякие принципы у нас в России) речь идет о нарушении базового принципа равенства прав не зависимости от форм собственности, равенства перед законом. 

Ну а если не по принципам, а по существу. При высокой тарифной ставке работника простои (которые между прочим могут длиться неделями) неизбежны. Срепя сердце руководитель заплатит Вам как себе, но это не надолго. Неизбежные простои надо закладывать в расходную часть бюджета самозанятого. К слову - длительные отношения не для самозанятости. Переквалификация в трудовой договор - абсолютно корректный шаг, и рычаг давления на клиента (он может действиетельно стать работодателем!)

Менеджер по закупкам, Москва

Часть самозанятых имеет основную работу, а через самозанятость реализуется хобби.

Аналитик, Петрозаводск

Есть довольно большой процент людей, заинтересованных в таком режиме. Это майнеры криптовалют. Но у них есть проблема: у них нет контракта.
Большинство майнеров (домашние) имеют небольшие мощности (ограничены электричеством, даже в частном доме обычно 15 квт) и, соответсвенно, доход даже в режиме "хайпа" в пределах 100-200 тыр. в месяц. Поэтому они работают через "пулы" (в которых мощности майнкров суммируются для достаточно стабильного нахождения блоков), и которые юридически представляют собой неизвестно что и расположены неизвестно где.
То есть, вопрос в том, как легализовать этот доход.
Выплата идет тоже криптовалютой, которая (слава правительству и Думе) призана имуществом и может легально продаваться. Но менять ее нужно через криптобиржи, статус которых тоже не очень понятен.

Вот такие вопросы, если решить которые, примерно миллион майнеров России может зарегистрироваться как самозанятые.

В этом есть одна важная изюмина: майнинг позволяет поддерживать квалификацию и жизнь куче ИТ-шников, которые не могут найти приличную работу, особенно в регионах.

Консультант, Екатеринбург

Минусы статуса «самозанятый»:

1. Ограничение максимальной суммы дохода для плательщиков НПД – не более 2,4 млн руб. в год. Доход, превышающий эту сумму, будет облагаться налогом по общим правилам.

Наверное - это огромный минус, так как у нас в стране средняя зарплата - 200 000 руб в месяц. Или я что-то путаю? Это не у нас в стране?

IT- сфера

Авто

Аренда

Дом

Животные

Здоровье

Информационные услуги

Красота

Обуение

Общественное питание

Одежда

Природа

Развлечение

Ремонт

Сделай сам

Спорт

Торговля самостоятельно произведённым товаром

Финансы

Фото, печать, видео

Юристы

Здорово, если в этих категориях у нас в стране все миллионеры.

Если сумма первалила за 2,4 млн руб в год, то пора открывать ИП.

По-моему это просто решается. И минуса здесь нет.

Консультант, Екатеринбург

Жаль, что нам так и не удалось послушать начальника транспортного цеха. 

Ой, простите, самозанятого!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.