Как запустить бизнес в Индии: 3 совета

Принципиальная позиция руководства нашей компании – рассматривать каждый кризис как точку роста. Каждый сбой нормальной работы экономики не только обрушивает отдельные рынки, как это произошло с HoReCa в пандемию, но и открывает новые окна возможностей. Мы наблюдали, как множество компаний и процессов стремительно переходят в онлайн и понимали, что если не успеем занять эту нишу сейчас, то потом уже будет поздно, поэтому в 2020 году открыли свой первый офис в Индии.

Выбор на эту страну пал как на значительный рынок, емкость которого в десятки раз превосходит российский. При существовании огромной прослойки бедных, существуют миллионы обеспеченных граждан, которые именно в период пандемии начали приобретать привычку совершать покупки онлайн.

В пандемию мы открыли первый виртуальный офис и начали собирать команду. В 2021 году открыли виртуальный офис в Дели, год спустя наняли первую команду из Мумбаи, а в 2023 году открылся уже физический офис в Дели; также сейчас в Калькутте и в Бангалоре у нас по одному сотруднику.

Особенности построения команды в Индии

Перед выходом на новый рынок важно провести доскональное маркетинговое исследование. Мы не ограничились работой с открытыми источниками информации, а сразу стали узнавать все тонкости «из первых уст» при собеседованиях с будущим главой региона, разумеется, из местных. Впоследствии именно он построил первую команду, приведя своих людей.

Кадровые вопросы

Первым шагом при открытии бизнеса был поиск консультантов, которые знакомы с местным законодательством, второй этап – поиск подходящего банка, а уже третий – найм на позицию главы региона.

При выходе на местный рынок необходимо учитывать культурные различия между Индией и западным миром. Мы столкнулись с тем, что преувеличивать и приукрашивать свои профессиональные достижения кандидатами – это своего рода признак доблести. При этом такое преувеличение часто граничит с обманом, когда предоставляют несуществующие референсы. Поэтому стоит обратить пристальное внимание на проверку всех полученных от кандидатов сведений.

Второй ключевой фигурой в команде после главы региона является маркетолог. К нам быстро пришло понимание, что построить весь маркетинг силами маркетинг-команды из центрального офиса достаточно сложно, поскольку необходимо очень точно учитывать специфику местного рынка и национальной культуры. 

Как показал в итоге наш опыт, минимальная численность команды в Индии должна составлять не менее десяти человек. В нее должны входить маркетолог, рядовые сейлзы и аккаунт-менеджеры, а также руководители среднего звена. В Индии существует огромный разрыв между топ-менеджментом, который составляют представители высших каст и рядовыми сотрудниками.

Рядовые сотрудники, как правило, безынициативны и могут выполнять только четко поставленные задачи. Поэтому наличие в команде руководителя среднего звена просто необходимо – это своего рода переводчик между топ-менеджментом и обычными специалистами.

При этом основной метод мотивации персонала – система пушинга. Не всем рядовым сотрудникам это нравится, но без нее не обойтись. У таких сотрудников есть только один выбор: либо проявить себя и стать самим руководителями, либо, если их это не устраивает — уволиться.

Клиентский сервис

Клиентоориентированность бизнеса – базовая составляющая успешной работы во всем мире, однако в Индии свой колорит, здесь клиенты в особенности любят, чтобы их «облизывали». Кроме того, темп жизни несравним с нашим: здесь в порядке вещей требовать подготовки коммуникационной стратегии за два часа. Поэтому оперативность очень ценится клиентами.

Сейчас примерно в равном процентном соотношении работают выходцы из глобальных и локальных компаний. Бизнесу нужны оба типа сотрудников: если первые хорошо понимают дедлайны и бюджетирование, то вторые хорошо работают «на земле».

Важность личного бренда руководителя

Если говорить об индийских топ-менеджерах, то их неоспоримое преимущество в том, что они уделяют большое значение продвижению личного бренда, личный бренд «зашит у них на подкорке». И, разумеется, за счет личного бренда они выходят на интересные связи, в том числе и на государственном уровне.

Так, фото нашего главы региона напечатали на обложке специализированного издания как одного из самых успешных руководителей ИТ-компании. Конечно, после этого узнаваемость нашего бренда повысилась, а в наших дальнейших планах – выход на крупные госконтракты.

Чему научил запуск бизнеса в Индии: 3 урока

Первая хорошая новость для тех, кто хочет зайти в Индию, состоит в том, что наши страны довольно похожи. Как с точки зрения продукта, так и в подходах к ведению бизнеса. В целом все можно «скопировать и вставить», разумеется, с учетом культурных особенностей.

Если говорить о продукте, то довольно опасно выводить его в чистом виде на незнакомый рынок. Отсюда наш первый урок, который мы извлекли при запуске — необходимость адаптации продукта под нужды местного бизнеса и пользователей.

Так, мы считали, что поскольку пришли в Индию с глобальными рекламными сетями, то нам хватит трафика, чтобы покрыть всю страну, но просчитались. Понадобилась серия консультаций с локальными специалистами, пока в итоге мы не поняли, как именно необходимо адаптировать свой продукт.

В нашем случае нам повезло, и мы справились с адаптацией достаточно быстро – нам удалось выйти в ноль за шесть месяцев. Но без консультаций с местными специалистами это было бы проблематично.

Как и в России, в Индии многое решают связи. Однако для того, чтобы все договоренности действовали, нужен действительно качественный и инновационный продукт, который опережает продукты конкурентов. Никакие связи не спасут, если вы предложите рынку «пустышку», или нечто уже мало актуальное.

Второй урок, который мы извлекли – это то, что в Индию необходимо выходить сразу с готовой командой, что требует значительных инвестиций. В этом случае нельзя инвестировать порциями, поскольку от объема инвестиций в моменте зависит успех проекта в целом.

Необходимо учитывать и то, что только полгода будет период прогрева проекта. Это период обучения и налаживания контактов, в целом это пассивная стадия. Но при этом все время работает целая команда, которая получает зарплату. Поэтому зарплата команды, помноженная на шесть месяцев пассивной стадии – достаточно большой объем инвестиций, к этому нужно быть готовым при выходе на рынок Индии.

Третий урок – абсолютно железная необходимость делать упор на найм местных, локальных специалистов, которые знают специфику рынка и культурные особенности.

* * *

Эффективность этого подхода подтвердилась на нашем собственном опыте. Запуск проекта в Индии стал для нас очень ценным опытом, поскольку эта страна стала своего рода экспериментальной площадкой. Впоследствии мы просто тиражировали наработанные практики в Индонезии и Латаме.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Санкт-Петербург

Хорошая статья, понравилась, спасибо автору. Если бы добавить мяса в виде бюджетов на GR и коррупционную составляющую - цены бы материалу не было!

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Как приятно и интересно читать про реальный личный опыт автора!!!

спасибо автору.

Руководитель группы, Москва

А менеддеры среднего звена из каких каст обычно выходят?

Региональный менеджер, Ростов-на-Дону
Сергей Лозинский пишет:

А менеддеры среднего звена из каких каст обычно выходят?

я так подозреваю из кшатриев, в крайнем случае из вайшьев, но эти уже скорее всего рядовые сейлзы

Руководитель группы, Москва
Василий Зубенко пишет:
Сергей Лозинский пишет:

А менеддеры среднего звена из каких каст обычно выходят?

я так подозреваю из кшатриев, в крайнем случае из вайшьев, но эти уже скорее всего рядовые сейлзы

Василий, я тоже так думаю. И это пожалуй об Индии и ее рынке наиболее красноречиво говорит.

Арт-директор, Москва

Очень позновательно. Интересно посмотреть на это со стороны.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini squared portrait   png
Антон Соболев
Согласен, такое возможно. Но в ситуации, в принципе, много вопросов: 1) почему ОСНО; 2) почему р...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.