1. Почему рынок психологических услуг растет
- Внешние факторы. В условиях всеобщей нестабильности потребность в психологической помощи растет. Ковид спровоцировал одну из крупнейших волн обращений к психологам. До конца не ясен механизм влияния ковида на психологическое здоровье, однако сам вирус и постковидный синдром привел к резкому увеличению тревожных и депрессивных расстройств. За ним последовала СВО, которая затронула не только ее непосредственных участников и членов их семей, но и мирных жителей с пограничными расстройствами, психотиков и многих других. Напряжение в обществе пробудило подавленные проблемы с психикой, которые в спокойное время «спали», и может никогда бы и не пробудились, если бы не информационный фон. В целом, любая нестабильность, например, экономический кризис, подрывает ощущение безопасности, что отражается на психологическом благополучии.
- Мода. Еще пять лет назад ходить к психологу было «стыдно», однако сейчас во многих кругах фразы «мой психолог говорит…», «я хожу к хорошему психологу…» вызывают понимание и уважение.
- Поколение нулевых. Миллениалы очень рефлексирующие. Они росли в условиях свободы выражения чувств и у них не было потребности «выживать». В результате они сталкиваются с рядом проблем: мотивация, апатия, прокрастинация и лень. Желание добиваться целей заменяется на листание соцсетей, игры в телефоне, бесконечные новости. Это поколение взрослеет в обществе процветающего нарциссизма, когда успех равен деньгам, карьере и красивой жизни, при этом, личное счастье и удовлетворенность остаются на обочине. В результате возникают внутренние конфликты, сложности самоопределения, они страдают тревожными расстройствами, СДВГ и в целом испытывают сложности с концентрацией и мотивацией.
- Поддержка государства. В последние годы государство активно начало поддерживать психологическое здоровье граждан, появилось множество центров поддержки разным категориям граждан и людям в сложной жизненной ситуации. Кроме того, государство субсидирует частных психологов, если они готовы работать с этими категориями клиентов.
2. С какими запросами приходят люди на консультации
Основные запросы, с которыми клиенты приходят в терапию:
- любовь;
- деньги/реализация;
- самооценка/уверенность в себе;
- безопасность.
В последнее время, к ним добавились «сложные чувства», которые сложно/невозможно переживать самостоятельно.
Типичный портрет клиента – человек средних лет, «у которого все неплохо, но ему все равно плохо». Как правило, это состоявшиеся и успешные люди, но со своими травмами и проблемами, которые не дают им наслаждаться жизнью, расти и развиваться.
3. Как открыть психологический центр
- Для запуска бизнеса для самого основателя психологическое образование не является обязательным. Должен присутствовать интерес к психологической сфере и опытный психолог в команде, который сможет консультировать по возникающим вопросам.
- Для запуска бизнеса не потребуется большая команда: 3-4 психолога, маркетолог и продавец с функцией службы заботы.
- Стартовые инвестиции соcтавят 500-600 тыс. руб., срок окупаемости – от 4-5 месяцев.
- Бизнес может существовать полностью онлайн при минимальных вложениях, в качестве альтернативы можно арендовать кабинет для консультации, что даже в Москве будет стоить не больше 20 тыс. руб. в неделю.
Наибольший спрос и высокий средний чек расположен в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках. Здесь средняя цена хорошего психолога составляет от 5-7 тыс. руб. за консультацию, тогда как в среднем по России цена не превышает 3 тыс. руб.
Клиенты, которые готовы платить больше за консультацию, являются более надежными, дисциплинированными и дольше остаются в терапии. Средняя длительность терапии составляет 20-25 сеансов, и даже первый бесплатный сеанс, который часто предлагают клиентам, финансово полностью оправдан.
4. Как выглядит конкурентное окружение
Есть «монополисты» в лице «Ясно» и «Зигмунд.Онлайн», но это «маркетплейсы» в мире психологии. Они удобны с точки зрения клиентов, но есть свои нюансы: площадки стараются следить за качеством услуг психологов, но ответственности они не несут. У них есть возможность смены специалиста, возврата денег в конфликтных ситуациях, и фильтр в виде собеседований при приеме новых психологов на платформу, но на этом все.
Психологи на этих сервисах получают скромную оплату, что отсекает многих действительно хороших специалистов. В целом, играть «на поле» низкого чека нет никакого смысла. Многим людям хочется получить консультацию у квалифицированных психологов, и они готовы за это платить. Если ориентироваться на клиентов с чеком «средний плюс», то конкуренция низкая, а прибыльность более высокая.
5. Какие сложности возникают после запуска бизнеса
Психологические консультации не являются услугой первой необходимости, поэтому она востребована среди людей, которые уже закрыли свои базовые потребности. Человеку необходимо пройти некоторый путь, чтобы осознать необходимость обращения к психологу. Этот путь может быть коротким, а может занять годы или никогда не завершиться.
В целом, возможно привлекать клиентов практически на любой ступени осознания потребности, однако более ранние этапы потребуют больших затрат. Клиентов, которые имеют выраженную потребность в психологе и находятся в его поиске, мало, поэтому важно расширить усилия по привлечению клиентов на тех, кто еще не полностью осознал свою потребность в консультациях.
Отработанной схемы для привлечения клиентов для консультаций нет. Прежде всего, это связано с тем, что у каждого клиента разные запросы и «боли», и привлекать их необходимо разными путями. Поиск клиентов для психологического центра – это непрерывный процесс, поэтому я рекомендую иметь отдельного сотрудника в штате, который будет концентрироваться на этой задаче.
Несмотря на отсутствие какого-либо государственного регулирования услуг психологов, важно постоянно следить за качеством предоставляемых услуг. Как минимум, это должно выражаться в еженедельных групповых супервизиях или интервизиях, во время которых сотрудники центра получают рекомендации и обратную связь по своей работе.
Вывод
Рынок психологических услуг в России имеет большой потенциал роста на многие годы, что оставляет пространство для экспериментов с форматами и моделями. Несмотря на больше количество психологов в этой сфере наблюдается острый дефицит качественных специалистов, а значит, и возможности для нового бизнеса.
Читайте также:
Интересная статья и актуальная.
Буквально вчера попалась информация о новых инициативах в законотворчестве. Учитывая прежний легкий порог входа, ситуация в будущем может оказаться сильно сложнее для частных психологических практик.
Так нулевых или миллениалы?
Очень поверхностно. Успешный успех.
Нет деления на сегменты ЦА.
Проблемы и боли клиентов - какие?
Как греть лиды по каждому сегменту? Как обеспечить вход в воронку?
С какими затратами сопряжено?
Срок жизни клиента 25 сеансов.
Ну это 5-10% с общей массы.
Сравнение с маркетплейсами - не показано УТП.
Настоящему квалифицированному психологу не надо открывать свой бизнес.
Иначе он перестанет быть психологом и станет бизнесменом.
За 25 лет наблюдения за рынками уяснила одно: если в какой-то сфере появилось много специалистов, которые учат коллег "успешному ведению дел" на фоне обещаний о потенциале рынка -- значит, этот рынок близок к исчерпанию. А если появилась еще одна надстройка типа сертификации тех, кто учит, -- значит, исчерпан полностью.
Прямо проявление закона сохранения энергии: с одной стороны, правительственная регуляторная гильотина, отменяющая разного рода устаревшие и сдерживающие законы и нормы, а с другой, новые инициативы, создающие дополнительные барьеры под убедительные и обоснованные пояснительные записки.
Помню это 80-е так начинались под разъяснение обывателям почему мы недостаточно хорошо живем - это потому, что у нас законы плохие. Вот создадим новые хорошие - и ух! - заживем...
Скажу со своей колокольни, как психолога:
1. агрегаторы типа "Ясно", "Зигмунд" или те же "Профи" профессионалам часто не интересны, потому что вклада много (времени, нервов), выхлопа мало (деньги там, скажем прямо, небольшие). А новичков не берут уже они, т.к. требования к специалисту довольно высокие.
2. Потребность в психолог. помощи: на практике за БЕСПЛАТНОЙ помощью к мед. психологу в поликлинике приходит 2/3 пациентов (заметьте, по направлению врача. Из моего опыта это чаще неврологи, терапевты, кардиологи, реже онкологи).
Т.е. с одной стороны, есть желающие, с другой - значительная степень игнорирования (может, врачи не до конца объясняют необходимость посещения, может просто люди не хотят или боятся - достоверно неизвестно).
3. Кабинет, как правило, нужен тем специалистам, которые используют метод, где необходимо личное присутствие клиента. Например, песочная терапия или телесная (хотя в ковид онлайн ухитрялись работать и они).
4. Коллеги, работающие в этой сфере (неважно с кем и в каком подходе), конечно, деньги зарабатывают, но уровень их дохода весьма разнится и очень часто, к сожалению, психолог. консультации превращаются практически в хобби. Т.к. пара клиентов в неделю погоды не сделает, а поставить на поток весьма сложно - это же не марафоны желаний.
Да-да, и с каким энтузиазмом объясняли, что необходимо разрушить старое, "освободить место в чашке" для нового "чая". Непременно "до основания...", а затем - сразу светлое будущее всех и приобнимет.
Но в части психологии - я тут склонен поддержать инициативу: опыт Кашпировского, Чумака и проч. очень отчетливо показал склонность людей "вестись" на определенные манипуляции.
В случае же нестабильной психики у пациента неопытный психолог может просто "ушатать" остатки сознания и довести до нервного срыва. Все-таки, психоконсультации больше имеют общего с медицинскими услугами, чем с чистым консалтингом, поэтому логично их и лицензировать.
Зависит от отрасли и профессии. Хотя прямой связи с объемом и потенциалом рынка я не вижу.
Регулирование и лицензирование нужно по многим причинам, но учить нужно не "успешному ведению дел" - нет такой науки, а азам профессии и дальнейшим шагам в части профессионального совершенствования и соответствия объективно растущим требованиям рынка. Для покупателей и работодателей тоже важно понимать, с кем они имеют дело.
АСМР (автономная сенсорная меридиональная реакция).
Калькуляция на стартовые инвестиции ну очень интересует)
Из чего складывается эта привлекательная циферка в вилке 500-600 тыс?
Также хотелось бы знать о типах ключевых коммерческих рисков и методах хеджирования.